119 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основная мысль рассказаза паустовского «телеграмма». Чему учит рассказ паустовского телеграмма

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.05.2019

Паустовский К. «Телеграмма»

Главные герои рассказа «Телеграмма» и их характеристика

  1. Катерина Петровна. Несчастная, больная старушка, живущая одна в старом доме.
  2. Анастасия Семеновна. Ее дочь. Секретарь Союза художников. Занятая, торопливая, суетливая. Забыла о матери.
  3. Тихон. Сторож. Старик.Добрый и отзывчивый.
  4. Манюшка. Дочь соседа.

План пересказа рассказа «Телеграмма»

  1. Осень
  2. Старый мемориальный дом
  3. Манюшка и Тихон
  4. Ночной стук
  5. Последнее письмо
  6. Настя и Трофимов
  7. Устройство выставки
  8. За чуткость и заботу
  9. Телеграмма
  10. Слезы на скамейке
  11. На вокзале
  12. Смерть Катерины Петровны
  13. Похороны
  14. Невыносимая вина.

Кратчайшее содержание рассказа «Телеграмма» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Катерина Петровна доживала век в большом доме своего отца, к ней забегала соседка и Тихон.
  2. Катерина Петровна поняла, что не переживет зимы, и послала Насте последнее письмо.
  3. Настя была очень занята, она устраивала выставку художнику Трофимову.
  4. На открытии выставки все благодарили Настю за доброту, а она получила телеграмму о скорой смерти матери.
  5. Настя поехала в Заборье, но мать уже умерла, и старики и ребятишки хоронили ее.
  6. Настя проплакала в пустой комнате всю ночь, и крадучись уехала из Заборья.

Главная мысль рассказа «Телеграмма»
Нельзя забывать о своих родителях.

Чему учит рассказ «Телеграмма»
Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.

Отзыв на рассказ «Телеграмма»
Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.

Пословицы к рассказу «Телеграмма»
Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят.
У матери дочь и в тридцать лет дочурка.
У матери на все слез хватит.
Родительское сердце в детях, а детское в камешке.
Отца и матери на всю жизнь не хватит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Телеграмма»
Осень была холодной и дождливой. Дороги развезло и пастухи перестали гонять стадо. Катерина Петровна видела все хуже и только по памяти понимала где одна картина, а где другая. Она доживала свой век в доме, построенном ее отцом, известным художником.
Дом был мемориальным, но что с ним станет после ее смерти, Катерина Петровна не знала.
К старушке прибегала Манюшка, дочь соседа, приносила воды, мела полы. А Катерина Петровна дарила ей перчатки, страусиные перья, стеклярус. Манюшка шмыгала носом и обещала сдать подарки в утиль.
Заходил к старушке Тихон, сторож, который еще помнил ее отца, и спрашивал про Настю, дочь Катерины Петровны.
После ухода Тихона Катерина Петровна всегда плакала. Она знала, что Насте не до нее, что она живет в Ленинграде, и последний раз приезжала три года назад.
Катерина Петровна старалась не мешать дочери и редко ей писала, а письма в ответ получала еще реже. Но раз в два-три месяца почтальон приносил ей перевод от Насти на 200 рублей и несколько строк текста.
Однажды ночью Катерина Петровна услышала настойчивый стук и вышла к калитке. Она долго всматривалась в темноту, но там никого не было. Старушка зашла в дом и написала Насте письмо. Она писала, что эту зиму не переживет и умоляла дочь приехать, чтобы поглядеть на нее перед смертью.

Настя получила письмо на работе и спрятала его в карман, решив прочитать после. Она работала в Союзе художников, устраивала выставки. Каждое письмо от матери было для нее и облегчением, еще жива, и укором.
После работы Настя отправилась к художнику Трофимову, который показал ей скульптурный портрет Гоголя. Писатель с укором смотрел на Настю, напоминая ей про письмо матери. Настя пообещала помочь Трофимову, который жаловался, что его затирают и на холод в мастерской.
Дома Настя прочитала письмо, но ехать было некогда. Две недели она устраивала выставку Трофимову и наконец та состоялась.
Седой художник подошел к Насте и поблагодарил ее за чуткость и заботу. В это время Насте предали телеграмму. В ней было всего три слова: «Катя помирает. Тихон».
Настя не сразу поняла о чем речь. Ее хвали, выражали благодарность, и только Гоголь смотрел с немой укоризной.
Настя встала и быстро ушла.
Настя села на скамейке и заплакала. Она понимала, что больше не увидит маму. Она не понимала, как это могло случиться и бросилась на вокзал. Билетов не было, но кассирша, узнав в чем дело, помогла, и вот уже «Красная стрела» несла Настю в Заборье.

Тихон пришел на почту, взял у телеграфиста телеграмму и поплелся к Катерине Петровне. Старушка не вставала десятый день, а Манюшка шестой день подряд дежурила у ее кровати.
Тихон принес телеграмму и прочитал ее. Настя сообщала, что выехала и просила дождаться.
Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброту, но не поверила. Она отвернулась к стене и умерла.
Похоронили Катерину Петровну завтра. Гроб нес Тихон и еще четыре старичка. Собрались старики и ребятишки. По дороге к процессии присоединилась молодая учительница, которая еще никого не знала в Заборье.
Она сказала, что старушка наверное была одинокой, и деревенские сказали, что дочь ее залетела высоко, в Ленинград.

Читать еще:  В каком году напечатана горе от ума. История текста «горя от ума» и принципы настоящего издания

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холмик и холодную комнату, в которой проплакала всю ночь.
Уехала она утром, крадучись. Ей казалось, что никто кроме матери не сможет снять с нее невыносимой тяжести вины.

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Навигация по записям

Отзыв о рассказе Паустовского «Телеграмма»

Главные героини рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» — пожилая женщина, Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна жила одна в селе Заборье, в доме своего отца, известного когда-то художника. Ее дочь Настя, жила и работала в Ленинграде.

Катерина Петровна скучала о дочери, но писала ей редко, стараясь не мешать жизни Насти. Дочь тоже не баловала мать письмами, ограничиваясь денежными переводами. Переводы сопровождались короткими строчками, в которых Настя жаловалась на недостаток времени, который не позволял ей ни приехать к матери, ни даже написать ей полноценное письмо.

Шли годы, и здоровье Катерины Петровны постепенно ухудшалось. Она уже не могла больше полноценно заботиться о себе. По хозяйству ей помогала Манюшка, дочь колхозного сапожника. Еще к ней приходил Тихон, сторож пожарного сарая. Тихон помнил и уважал отца Катерины Петровны и считал своим долгом заботиться о его дочери.

Осознав, что жить ей осталось совсем немного, Катерина Петровна написала письмо дочери, в котором говорила о том, что не переживет зиму и просила Настю приехать.

Настя получила это письмо, но не поехала к матери. Она работала секретарем в Союзе художников. Работы у нее было много, и в те дни она была занята тем, что помогала выбиться в люди молодому и талантливому скульптору Тимофееву. Настя сумела организовать выставку работ этого скульптора. Эту выставка была оценена положительно и Тимофеева заметили в художественных кругах. Похвалы за организацию выставки удостоилась и Настя.

В дни проведения выставки Настя получила телеграмму из Заборья, в которой Тихон сообщал, что Катерина Петровна умирает. Настя оставила все дела и поехала к матери.

Катерина Петровна ждала приезда дочери, но она уже не вставала с кровати, настолько была слаба. Тихон, чтобы ободрить ее, изготовил на почте поддельную телеграмму, в которой написал, что Настя скоро приедет.

Но старания Тихона пропали даром. Катерина Петровна скончалась, не дождавшись приезда дочери. Настя приехала в Заборье лишь на второй день после похорон Катерины Петровны. Она побывала на кладбище, а потом всю ночь плакала в комнате матери. Из Заборья Настя постаралась уехать незаметно. Она чувствовала себя виноватой перед матерью, и от этого ей было тяжело.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Паустовского «Телеграмма» заключается в том, что следует помнить о своих родителях и всячески поддерживать их, причем не только материально, но и личным присутствием. Настя, увлеченная своей работой, не сумела найти время, чтобы повидаться с постаревшей матерью, и Катерина Петровна ушла из жизни, будучи глубоко одиноким человеком.

Рассказ учит быть внимательным по отношению к родителям, заботиться о них и почаще навещать.

Рассказ Паустовского «Телеграмма» учит: в жизни нужно уметь вычленять главное. Мать — это святое, и никогда не стоит об этом забывать. Никакие деньги не заменят человеческого тепла, участия, любви.

В рассказе мне понравился Тихон, который заботился о Катерине Петровне из уважения к ее отцу. Тихон отправил телеграмму Насте, в которой сообщал о плохом состоянии здоровья ее матери. Он же придумал изготовить поддельную телеграмму с известием о приезде Насти, с помощью которой надеялся поддержать умирающую Катерину Петровну.

Какие пословицы подходят к рассказу Паустовского «Телеграмма»?

Даже дуб в одиночестве засыхает.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
Что имеем, не храним, потерявши – плачем.

Урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема урока: «Пока живет в нас состраданье, есть в нашей жизни оправданье…»

по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Цели урока:
1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»
2. Выяснить духовную проблематику рассказа
3. Расширить представление учащихся о композиции
( умение выделить части рассказа, озаглавить каждую, подобрать эпиграф)
4.Учить ребят быть внимательными к художественному слову.

Основные нравственные понятия:

добро, милосердие, любовь,

Художественные средства выразительности:

Катерина в переводе с греческого «чистая, непорочная»

Настя в переводе с греческого – «воскресшая».

Пока мы боль чужую

Пока живет в нас

Есть нашей жизни

Актуализация знаний о творчестве К.Г. Паустовского.

Что вы знаете о творчестве К.Г. Паустовского? Какова тематика и проблематика его произведений?

Его произведения учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы: что значат любовь и верности в жизни человека, честь и достоинство, благородство и преданность, гармония с миром природы и чувство прекрасного, взаимопонимание и всеотзывчивость на чужую боль. Писатель стремится понять, что разрушает духовные опоры человека, и предостеречь нас от этого. Показать страшную цену отступничества и равнодушия.

Читать еще:  Аниме про двух братьев со сверхспособностями. Срочно нужно аниме где гг сильный имеет скрытую силу

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл ».

Сквозь этот кристалл мы вместе с автором попробуем рассмотреть и понять, что в жизни человека является самым значимым, что делает его человеком, определяет жизненные ценности.

Рассказ «Телеграмма» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», на тех серьезных человеческих проблемах, от правильного решения которых зависит, быть нашей жизни достойной или нет.

Постижение авторской позиции – дело нелегкое.

Ребята определяют задачу урока: проникнуть в мир чувств, настроений и мыслей писателя, понять его позицию по отношению к проблеме, поднимаемой в рассказе.

Учитель. Каков инструментарий анализа для проникновения в художественное пространство произведения?

Ребята определяют инструментарий.

1. Название рассказа – ввод в тематику и проблематику произведения.

2.Сюжетно-композиционные особенности (выход на замысел писателя, на художественный предмет)

3. Тема / темы произведения (какие темы затрагивает автор, найти подтверждение).

4. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ).
5. Характеристика героев произведения (их имена, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в произведении?)

6. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении, с какими чувствами, с каким настроем он это делает?).

7. Язык произведения, его стиль.

8. Художественные образы, приемы и средства художественной выразительности для понимания авторской позиции и характера героя.

Название рассказа и его значение.

Какие ассоциации возникают у вас со словом телеграмма , когда вы впервые читаете названия этого произведения? ( версии ребят)

Какие предчувствия создаются за счёт названия? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение?

(Одна — опоздала, другой — не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести? Что же было написано в телеграмме, которая и стала отправной точкой для серьезных размышлений писателя и нас с вами над вечными вопросами жизни, вопросами человеческих взаимоотношений, отзывчивости и любви ?

«Катя помирает. Тихон» ( эти слова переводят рассказ из драматической тональности в трагическую)

Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя

Почему К.П. не поверила в то, что эту телеграмму отправила дочь? Ребята говорят о том, что дочь крайне редко писала и навещала мать, подтверждают свои слова текстом и делают вывод, что уже через название рассказа после анализа телеграмм становится понятна его тема — взаимоотношение детей и родителей..

Какова фабула рассказа К.Паустовского? (ребята передают фабулу)

Это печальное повествование об одинокой старушке – матери и невнимательной дочери. Хотя Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует скульптуру Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки, радуется, что она состоялась. А её мать умирает в полном одиночестве.

Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

Ученики говорят о том, как часто самые близкие нам люди бывают обделены вниманием и заботой, потому что нам кажется, что они должны понять нашу занятость, простить холодность или забывчивость…. Ребята приходят к выводу, что нравственная проблема взаимоотношений между близкими людьми лежит в основании самой фабулы. Ее составляющими, как и в ветхозаветной притче о блудном сыне, являются:

-отступничество,
— покаяние,
— прощение, но оно не состоялось, мать умерла.

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей.

Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Над этими вопросами писатель приглашает нас порассуждать и серьезно задуматься, чтобы не стать «пустельгой».

Как ее разворачивает писатель, чтобы заставить нас задуматься о самых сокровенных и истинных человеческих ценностях?

Ответ на данный вопрос, безусловно, нам даст композиция рассказа.

Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.

Ребята представляют свои композиционные планы рассказа, составляем общий, подбираем к каждой части эпиграф из текста.

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?» (Заборье – хронотоп)

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!» (Ленинград – хронотоп)

(мать и дочь разделены пространством и временем, жизнь матери – в прошлом, дочери- в настоящем и будущем))

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой». (Заборье)

4 часть. Раскаяние. « Никто, кроме матери, не сможет снять непоправимой вины, невыносимой тяжести»

Композиция подчинена решению вычлененной нами проблемы.

(взаимоотношения родителей и детей)

4. Работа с текстом.

Перечислим палитру художественных средств выразительности К.Паустовского: художественная деталь, пейзаж, прием антитезы

При помощи каких художественных деталей писатель в 1-ой части передает душевное состояние матери, её чувства и переживания?

а ) Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия в судьбе одинокой материнской души.

б) Образ клена. Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Кроме того , каждый предмет в доме , деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери. Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно.

Читать еще:  Крутые открытки на день матери. Оригинальные поздравления с Днем матери в картинках со стихами от детей. Скачать бесплатно поздравления с Днем матери в картинках для телефона

Ощущается неухоженность, запущенность.

Какая деталь, словно оживляет представляемое?

“ Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”. (Представьте мысленно этот образ, на что он похож?)

Это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что – то. Как и мать Насти.

Несколько слов, дочерняя отписка, на денежных переводах, бесконечно перечитываемых матерью… и почтовый ящик, внутри которого Манюша видит одну жестяную пустоту подчеркивают с большей силой душевную холодность Насти. Жестяная пустота – такую оценку бездушию, неоправданной жестокости дочери дает автор.

Какова картина жизни 1-ой ч. композиции: скорбны аккорды пейзажа, мрачны, грустны, печальны. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих. Время жизни героини истекает.

Природа выступает как герой произведения, скорбящий, сопереживающий.
Как письмо матери раскрывает нам мир ее чувств? (бесконечная любовь, душевная деликатность, трепетная нежность)

Что отличает жизнь Заборья?

Состраданье, участие в чужой беде, душевность, бескорыстие, простота , сердечность

Какой фрагмент этой части не поддаётся пересказу? (Письмо Насте.) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя — и это никому не понятно.)

Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, её работу.) Может, верна оценка Тихона? Что значит «пустельга»? (хищная птица)

2.Часть. Ленинград… Жизнь Насти. Что мы узнаем о Насте?

Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад. Ваше мнением о Насте? Портретная характеристика: большие бусы, холодные глаза. Гоголь осуждает: «Эх ты, сорока!» Рядом с Настей нет описания природы. Настя помогает художнику Тимофееву, а о матери забывает – приём контраста. Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя.

Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не дает описания природы? (она черствый человек, эгоистичный, поэтому не видит природы)

Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна по отношению к матери. Силы растрачивает на здорового сильного, способного постоять за себя человека, в то время как ее мать медленно угасает в одиночестве.

Какую роль играет фигура Гоголя скульптура Тимофеева?

Он пробуждает сознание и совесть героини. Сразу ли поняла Настя смысл полученной из дому телеграммы? Нет.

С какого момента начинается ее душевное выздоровление? (На презентации. Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: “Эх, ты!”) .

Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы. Ребята выборочно зачитывают текст.

Выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” — заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд.

Какой эпизод является кульминационным в рассказе?

(Осознание Настей своей непростительной черствости по отношению к матери и смерть матери. Эти два факта одномоментны.)

Что подкосило жизненные силы матери?

Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь.

Кто наиболее точно из героев выражает позицию автора в рассказе? Тихон, когда говорит соседской девочке Манюшке, которая ухаживала за Катериной Петровной,

— «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке?

Что по мнению Тихона и самого автора считается главными критериями человечности:

Какова роль эпилога — раскаяния? Какую роль здесь играет пейзаж? Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом. ( принцип градации)

Кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество, боль, успокоилась ее страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Катерина Петровна и окружающий ее мир – это одно целое, это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили.

С чем осталась Настя?

Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди. Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом)

Чем растоплен холод души Насти?

Растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чём она? (к нам всем)

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

Рефлексии всего сказанного, прочувствованного, осознанного. Зачитываем составленные тексты. Вот некоторые примеры.

«Любите, не забывайте, чаще навещайте дорогих нашему сердцу людей — родителей!»

«Помните: любовь окрыляет — равнодушие убивает».

Домашняя работа: написание сочинения – эссе по рассказу.

Источники:

http://coolchtivo.blogspot.com/2019/05/blog-post26.html
http://madamelavie.ru/otzyvy/otzyv_paustovsky_telegramma/
http://infourok.ru/material.html?mid=120993

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector