Картина фламандские пословицы расшифровка. «Нидерландские пословицы», Питер Брейгель
Питер Брейгель. Фламандские пословицы
Питер Брейгель Старший,Фламандские пословицы, 1559,Государственные музеи Берлина.
Это картина- притча несомненно, самое популярное произведение известного голландского художника Питера Брейгеля Старшего. Забавное, развлекательное, оно приглашает зрителя в мир беззлобных шуток и недоразумений.
Это только на первый взгляд кажется,что здесь нет системы.Присмотритесь и увидите маленькие сюжеты,в которых Брейгель зашифровал свои пословицы. Давно хотелось расшифровать хотя бы некоторые из них.Но это требует большого терпения и выдержки,не каждому по плечу.
Эта картина так и называется – «Нидерландские пословицы»(1559г.). Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр! Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты.
С большой художественной силой Брейгель представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека.Мы будем расшифровывать не по порядку.
3.Женщина, в одной руке несущая ведро, в другой – дымящуюся головню: «у нее в одной руке огонь, в другой – вода» (что значит – она двулична и лжива).
8.Биться головой о стену.
9.Кто-то стрижёт овец,а кто- то свиней.
43.Мужчины в окошке таскают друг друга за нос. Водить друг друга за нос.
46.Вы видите в окошке двух целующихся.Жениться под метлой-сожительство без брака.
48.На крыше видим круглые лепёшки.Крыть крышу пирожными.Быть очень богатым.
53.В окошке мы видим несколько старух.Брить дурака без мыла.Обманывать.
56. Целовать дверную ручку.Быть неискренним.
71.Плывёт человек.Трудно плыть против течения.
30.Вставлять палку в колёса.
74 Вдвоём ходят в один сортир.(Такими были туалеты в средневековых замках)
Висит,как нужник над ямой.
2.Внизу слева мужчина в голубой рубахе – «кусающий колонны» (религиозный лицемер).
1.Рядом дама расправляется с рогатым чёртом: «она может даже дьявола привязать к подушке» (имеется в виду – упрямая баба победит самого дьявола)
31. Внизу справа – человек пытается ложкой собрать что-то выливающееся из котла: «тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно» (вспоминаете из нашего быта – «что пользы плакать над убежавшим молоком», допущенную оплошность не исправить).
18.В центре композиции исповедующийся под сенью: «он исповедуется дьяволу» (что означает – выдает секреты врагу).
17.В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» (заводит друзей без разбору, льстит всем).
21.Тоже в центре, еще ближе к зрителю – женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ – «она обманывает его» (эквивалент: «наставляет мужу рога»).
19,20.Слева от этой яркой пары – две – две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть – распускают недобрые сплетни).
22.Человек в белой рубахе орудует лопатой (тоже в центре, практически у нижнего края полотна): «он зарывает колодец после того, как теленок уже утонул» (принимает меры уже после того, как случилось несчастье).
24.Справа от этой миниатюры – мужчина в окружении свиней. Занимается таким привычным делом – нарушает евангельское предостережение «не бросайте жемчуга перед свиньями» (бесплодные усилия).
64.Вверху, на башне – мужчина «бросает перья по ветру» (бесцельная работа). Его приятель тут же «держит плащ по ветру» (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами).
63. В окошке башни женщина – она «глазеет на аиста» (попусту тратит время).
81.Лодка в верхнем правом углу – для того, чтоб напомнить о пословице «легко плыть по ветру» (легко добиться успеха при хороших условиях).
54.А лодка с гребцом несколько ниже – напоминает о пословице «тяжело плыть против течения» (требует ли это пояснений о том, что трудно не желающему мириться с общепринятым!).
2 . Женщина несущая в одной руке воду, а в другой огонь – это неискренность, доверять этому нельзя.
3.В арке дома мужчина сидит между двумя стульями – означает, пребывание в сложном положении, проявлять нерешительность.
29. Щеголь в розовом плаще (на переднем плане) вращает на пальце земной шар – «мир вращается на его большом пальце» (все пляшут под его дудку)!
23. А у его ног – оборванец на четвереньках пытается влезть в подобный же шар – «приходится кланяться, чтобы преуспеть» (если хочешь многого достичь, приходится быть неразборчивым в средствах).
9. На ступеньках мужчина бросает деньги в воду – выбрасывать деньги на ветер, неразумно тратить своё добро.
41. Обратите внимание – у левого края картины мы снова видим этот самый шар, только перевернутый: «мир вверх ногами» (все шиворот-навыворот).
42. А над этим символом земного шара нависает задница персонажа в красной рубашке: «он справляет нужду на мир» (он презирает всех).
10. Мужчина греется у огня, от горящего дома – человек. Которого не волнуют проблемы других людей, это эгоист.
Вот так, кстати, выстраивается композиция всей картины: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины.
Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника. А назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение.
Вот тут и становится понятен смысл парности в картине изображения глобуса – в нормальном и перевернутом виде. Мир картины – это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно.
В нем так буднично, так обыденно творится не только глупость – творится следующее рука об руку с глупостью зло. Перевертыш. Опрокинутый мир. Разрушенный.
Можете попробовать дальше расшифровывать пословицы.Есть расшифровка 85 пословиц.Но самому ведь интереснее.
«Нидерландские пословицы», Питер Брейгель Старший — описание картины
Великолепный художественный шедевр «Нидерландские пословицы» изобразил Питер Брейгель Старший! Он вложил в работу много творческой фантазии, энергии, вдохновения. Картина выполнена в стиле Северного Возрождения. Её сюжет – жанровая сцена.
Художественное творение необычно и уникально! На нём в человеческих образах изображено около 100 голландских пословиц, отражающих пороки и добродетели. Мастер кисти философски продумывал каждый эпизод картины. На основе философского искусства он талантливо и гениально создал жизнь современного общества.
Пословицы в картинках правдиво отражают добро, зло, лень, трудолюбие, жадность, скупость, чревоугодие, гордыню, хвастовство, зазнайство, зависть, равнодушие, кротость, терпение, смирение. Персонажи бросают деньги в воду, бьются лбом о стену, копают землю, висят в пространстве, «кусают» железо, грызут столбы, водят друг друга за носы, сидят в золе, перепачканные в саже, между двух стульев, жарят селёдку, ловят петуха, вешают на кота колокольчики, ставят палки в колёса, зевают в печь, тянут канат и т.д.
Питер Брейгель использовал в работе яркие цвета на красно-коричневом фоне. Силуэты людей выделены чёткими контурными линиями. Картина вся словно в движении сюжетна и динамична. Каждый человек выполняет определённое действие в соответствии со своим характером, принципами, утверждениями, мировоззрением.
«Зашифрованные» фламандские пословицы учат многому! Их значение разнообразно и символично. Изображённый на картине человек, кусающий железо, олицетворяет вруна и болтуна. Мужчина, вешающий на шею кота колокольчик, совершает опрометчивый, бездумный поступок. Цвета также несут смысл. Красный цвет символизирует грех и падение; голубой обозначает обман; синий – невежество. Женщина, накидывающая голубой плащ на своего супруга, изменяет ему в отношениях.
В центре художественной композиции человек читает исповедь «дьяволу» и выдаёт врагу секреты, предавая товарищей. Мужчина в красном головном уборе «держит в руках свечу, показывая её демону». Это означает, что он бестолков и неразборчив в выборе друзей. Прядильщицы прядут пряжу – распускают сплетни. Справа человек, окружённый свиньями, «бросает перед ними жемчуг», совершая бесполезные усилия. Мужчина, стоящий на башне, бросает с неё перья. Это обозначает его бесцельный труд. В окне башни женщина смотрит на аиста, попусту тратя своё драгоценное время.
Лодка на заднем плане картины напоминает о том, что при благоприятных обстоятельствах можно легко и быстро добиться успеха в делах. Она плавно и быстро плывёт навстречу счастливому дню. Если плыть против течения, в жизни ничего нельзя добиться. Большинство пословиц осуждают бездельников и безнравственных людей. Шар в перевёрнутом виде – земной мир, наоборот, несёт главную идею этого замечательного шедевра.
Картина развивает фантазию, выдумку, воображение; укрепляет память, внимание; способствует логическому мышлению, стимулируя интеллектуальные способности. Она будет прекрасно смотреться в домашнем интерьере гостиной, учебных центрах и образовательных учреждениях.
Фламандские пословицы
1559. Картинная галерея Государственного музея, Берлин.
Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Фламандские пословицы» или «Нидерландские пословицы». Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля («Нидерландские пословицы», «Игры детей», «Безумная Грета», «Битва Поста и Масленицы»), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Картина с изображением нидерландских пословиц – «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», – включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Великий интеллектуал Северного Возрождения Эразм Роттердамский в 1500 году опубликовал пословицы, а также афоризмы из античных философов в своей первой книге, именно с таким названием – «Пословицы» (спустя несколько лет это издание, дополненное, будет повторено). В 1564 году Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» изобразил Остров пословиц. А меж этими датами, в 1559 году, нечто вроде Деревни пословиц создает нидерландский живописец Питер Брейгель Старший – Брейгель Мужицкий. Эта картина так и называется – «Нидерландские пословицы» (первое название «Фламандские пословицы»). Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр!
Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты. Вверху слева – видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами – «рай дураков»! Ниже по скату – лучник «пускает вторую стрелу, чтоб найти первую» (бессмысленное упорство). Часть крыши лишена черепицы – «у крыши есть обрешетка» («у стен есть уши»). Внизу слева мужчина в голубой рубахе – «кусающий колонны» (религиозный лицемер). Рядом дама расправляется с рогатым субтильным джентльменом: «она может даже дьявола привязать к подушке» (имеется в виду – упрямая баба победит самого дьявола). Над этой сценой – женщина, в одной руке несущая ведро, в другой – дымящуюся головню: «у нее в одной руке огонь, в другой – вода» (что значит – она двулична и лжива). Внизу справа – человек пытается ложкой собрать что-то выливающееся из котла: «тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно» (вспоминаете из нашего быта – «что пользы плакать над убежавшим молоком», допущенную оплошность не исправить).
В центре композиции исповедующийся под сенью: «он исповедуется дьяволу» (что означает – выдает секреты врагу). В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» (заводит друзей без разбору, льстит всем). Тоже в центре, еще ближе к зрителю – женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ – «она обманывает его» (эквивалент: «наставляет мужу рога»). Слева от этой яркой пары – две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть – распускают недобрые сплетни). Человек в белой рубахе орудует лопатой (тоже в центре, практически у нижнего края полотна): «он зарывает колодец после того, как теленок уже утонул» (принимает меры уже после того, как случилось несчастье). Справа от этой миниатюры – мужчина в окружении свиней. Занимается таким привычным делом – нарушает евангельское предостережение «не бросайте жемчуга перед свиньями» (бесплодные усилия). Вверху, на башне – мужчина «бросает перья по ветру» (бесцельная работа). Его приятель тут же «держит плащ по ветру» (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами). В окошке башни женщина – она «глазеет на аиста» (попусту тратит время). Лодка в верхнем правом углу – для того, чтоб напомнить о пословице «легко плыть по ветру» (легко добиться успеха при хороших условиях). А лодка с гребцом несколько ниже – напоминает о пословице «тяжело плыть против течения» (требует ли это пояснений о том, что трудно не желающему мириться с общепринятым!).
Персонажи миниатюр, составляющих картину, висят между небом и землей; бросают деньги в воду (по-русски – сорят деньгами); бьются головой об стену; кусают железо (болтуны!); загораживают сами себе свет; садятся меж двух стульев или на горячие уголья; водят друг друга за нос. Щеголь в розовом плаще (на переднем плане) вращает на пальце земной шар – «мир вращается на его большом пальце» (все пляшут под его дудку)! А у его ног – оборванец на четвереньках пытается влезть в подобный же шар – «приходится кланяться, чтобы преуспеть» (если хочешь многого достичь, приходится быть неразборчивым в средствах). Обратите внимание – у левого края картины мы снова видим этот самый шар, только перевернутый: «мир вверх ногами» (все шиворот-навыворот).
А над этим символом земного шара нависает задница персонажа в красной рубашке: «он справляет нужду на мир» (он презирает всех). Вот так, кстати, выстраивается композиция всей картины: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника. А назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, даже из тех, что попали в мой обзор, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение. Вот тут и становится понятен смысл парности в картине изображения глобуса – в нормальном и перевернутом виде. Мир картины – это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно.
Источники:
http://www.proza.ru/2015/03/10/1583
http://muzei-mira.com/kartini_gollandia/2782-niderlandskie-poslovicy-piter-brejgel-starshij.html
http://smallbay.ru/article/bruegel4.html