8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картотека опытов и экспериментов для детей «опыты с водой. Картотека (младшая группа) на тему: Занимательные опыты и эксперименты для детей второй младшей группы

Содержание

Портал педагога

Автор: Арзамазова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 9″Родничок»
Населённый пункт: Московская область г.Егорьевск
Наименование материала: картотека
Тема: Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе
Дата публикации: 11.11.2018
Раздел: дошкольное образование

оптов и экспериментов

во второй младшей группе

Узнаем, какая вода.

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней

растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна

пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья –

с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатора

(ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход опыта: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в

них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной

из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают и дети

убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай.

Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в

ёмкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики,

добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают,

переливают, сравнивают вес пустого и полного

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней

Игровой материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки,

Ход опыта: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать,

как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают

воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу,

во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают

льдинки и украшают участок.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.

Ход опыта: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет.

Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей,

он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал

упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает,

что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый

обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим.

Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой

(воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Игры с соломинкой.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и

Игровой материал: Трубочки для коктейля, емкость с водой.

Ход опыта: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны

отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям

подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они

почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед

этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он

попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только

почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец

которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились

пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух;

он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь

выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце,

фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через

Игровой материал: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход опыта: Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как

обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в

коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке

стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и

осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети

убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света –

Читать еще:  Как понять что я ее люблю. Как понять, любит ли тебя человек? Вопрос, волнующий многих

фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки,

чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает,

в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем

смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного –

фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с

изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных

Ход опыта: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на

листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски

поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как

волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить

оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на

палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить

новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить

определять вес предметов и группировать по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные

предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями,

камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход опыта: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет

взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

• игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена

возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

• игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку

понесет и почему. Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках,

которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое

ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое — Гена? Взрослый проверяет

предположения детей, рассматривая вместе с ними

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Игровой материал: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина,

емкость с водой, стакан.

Ход опыта: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они

услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем

взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились.

Спрашивая, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох

листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными

предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

Игровой материал: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла.

Ход опыта: Дети рассматривают мелкие предметы из дерева, металла, стекла,

называют их, определяют материалы и складывают предметы в мешочек. Взрослый

предлагает достать детям из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают

вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают

из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические

предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках).

Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с

предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети

выкладывают предметы из разных материалов на

подоконник и проверяют (через 5-10 мин), как изменилась их температура

(стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы

руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные.

9 крутых научных экспериментов для детей

У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал».

AdMe.ru выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов.

1. Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

2. Личная радуга

Нужны: Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Опыт: В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги.

3. Вулкан

Нужны: Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.

Опыт: Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

Читать еще:  Можно ли жениться за границей. Регистрация брака за границей — можно ли гражданам РФ жениться в другой стране? Официальные свадебные церемонии за границей

Объяснение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

4. Выращиваем кристаллы

Нужны: Соль, вода, проволока.

Опыт: Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Объяснение: С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.

5. Танцующая монетка

Нужны : Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.

Опыт: Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.

Объяснение: Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.

6. Цветное молоко

Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

7. Несгораемая купюра

Нужны: Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды).

Опыт: В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.

Объяснение: В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.

8. Прогулка по яйцам

Нужны: два десятка яиц в ячейках, мешок для мусора, ведро воды, мыло и хорошие друзья.

10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослых

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.

1. Опыты для детей: лимонный вулкан

— 2 лимона (на 1 вулкан)

— пищевые красители или акварельные краски

— средство для мытья посуды

— деревянная палочка или ложечка (при желании)

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.

3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой «помните» лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона — вулкан начнется пениться.

8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков

— 4-6 жевательных червяков

— 3 столовые ложки пищевой соды

— 1/2 ложки уксуса

— ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль — это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.

2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.

* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

Читать еще:  Ветка рябины в технике квиллинг своими руками. Рябина в технике квиллинг, рябина из бумаги мастер-класс Квиллинг ветка рябины как сделать

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности

— прозрачный лак для ногтей

— маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю — так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

— пена для бритья

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья — это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» — капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

5. Интересные опыты: салют в банке

— 4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей — красный, желтый, синий и зеленый.

3. Вилкой размешайте красители и масло.

4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.

5. Посмотрите, что произойдет — пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и «плавает» на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: волчок, в котором сливаются цвета

— распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

— резинка или толстая нить

— шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке

— небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

— прозрачная пластиковая бутылка

1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области «шеи» медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.

7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.

9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане

— стеклянный стакан или миска

— 1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) — используется в солях для ванн

— 1 чашка горячей воды

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.

3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.

Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.

9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками

Источники:

http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=35073
http://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-krutyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detej-840310/
http://www.infoniac.ru/news/10-zanimatel-nyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detei-i-vzroslyh.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector