0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кладовая солнца.doc — Заключительный урок по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». «Образ природы в сказке-были М

Методическая разработка системы уроков литературы в 6-м классе по программе В.Я. Коровиной. М.Пришвин. «Кладовая солнца»

Разделы: Литература

Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному.

Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался учителями нескольких поколений. Мы же в своей работе расставляем акценты и систематизируем материал, адаптируя его к требованиям, предъявляемым к современному уроку; предлагаем различные виды деятельности учителя и обучающихся: от аналитической беседы до разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые пожелают воспользоваться нашими разработками, смогут выбрать то, что будет оптимально подходить по уровню подготовки классов.

“Кладовая солнца”- сказка – быль.

Цель – систематизация и обновление материала, используемого при планировании и проведении системы уроков по сказке-были М. Пришвина “Кладовая солнца”.

-совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;

-представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;

-показать возможность доступного изучения литературоведческих терминов при целостном анализе художественного текста.

Наша разработка поможет учителям при подготовке к урокам и их проведении. Кроме содержательной стороны мы предлагаем чёткую привязанность плана урока к тексту, предлагаемому учебником-хрестоматией под редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане указаны страницы учебника, где можно найти ответы – это значительно сэкономит время на уроке и облегчит работу, что позволит задать больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить большему количеству учеников.

Инсценировки, игровые моменты, творческие групповые задания позволят сделать урок живым и увлекательным.

Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая солнца”.
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.

1. Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.

2.Развивать речь, творческие способности учащихся.

3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

I. М. Пришвин. Слово о писателе.

(Выступления 2-х учащихся.)

1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.

В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.

Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.

2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Главное действующее лицо в рассказах о природе — сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды.

М. Пришвин умер 16 января 1954 года.

II. Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41

2)Как автор относится к детям?с.39

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40

( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 43 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования? С.47

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (с.45)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?с.45

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод — “Митраша в беде”.

-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

-Как автор относится к Митраше?

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

Читать еще:  Ёлки из цветной бумаги. Ёлка из газетных или журнальных трубочек. Новогодняя елка из зеленой бумаги

-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши” (Подготовлено заранее)

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47)

2.В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

3.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?

4.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?

5.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?

Инсценирование эпизода “Спасение Митраши”. (Рассказчик, Митраша, Травка, Заяц). (Подготовлено заранее)

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66

3.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69

Приготовить сообщение на тему “Сравнительная характеристика Насти и Митраши” по данному плану.

Сделать иллюстрации к сказке-были.

1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?

г)любовь к родителям.

а)уступчивость и благоразумие Насти;

б)строптивость и упрямство Митраши;

в)жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки;

г)воля, находчивость, смелость Митраши.

5.Отношение автора к Насте и Митраше.

-Каковы были взаимоотношения между ребятами?

-Какова роль природы в развитии событий?

Тема: М.Пришвин “Кладовая солнца”. Сюжетные особенности. Сказка-быль. Смысл названия.

Цели: Продолжить анализ текста на новом структурном уровне.

Познакомить учащихся с новыми литературными понятиями, уметь находить их в тексте художественного произведения.

По названию дать общую оценку содержания произведения (поэтика названия).

I.На разных этапах изучения произведения к этому уроку учащиеся уже сделали портретные характеристики героев. Через сюжетные картинки проследили путь героев в литературном произведении, выделяя ключевые моменты.

1) — Кто и что сопутствовало героям в их пути по страницам художественного произведения?

Зачитываются выразительно части текста:

1)история Травки и Антипыча;

3)волк Серый помещик;

Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. (на доске)

2). Образ рассказчика, повествователя.

Постранично из текста выбираются предложения, в которых упоминается местоимение “мы”, от этого собирательного лица ведётся повествование.

С. 39 “Мы жили в этом селе через один дом”

С.49 “Мы с давних пор ездили к Антипычу на охоту.”

С. 52 “Мы это так понимаем”

С.55 “Мы, ребятишки. ”

С. 67 “Мы, охотники. ”

С.69 “Мы думаем: это правда…”

С. 71 “Настя и Митраша жили от нас через дом”

С.72 “Мы – разведчики болотных богатств”

Вывод: Рассказчик, повествователь может подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.

В “Кладовой солнца” повествователь выступает в разных лицах, собирательный образ “мы”- дети, охотники, геологи. В этом произведении автор и повествователь далеки друг от друга, автор через лирические отступления ведет разговор с читателем, а повествователь излагает историю Насти и Митраши.

II. Сказка – быль.

Быль – рассказ о действительном происшествии.

Синонимы: реальный- действительный, существующий, не воображаемый.

Определение “Сказка” в учебнике(с. 312 словарь литературоведческих терминов).

  1. Что относится к были?
  2. Сказочные мотивы. Повторение по плакату “Теория сказки” и соотношение с текстом повести.

Можно делать сопоставление по плану:

  1. Место и время.
  2. Герои и их путь.
  3. Враги и помощники.
  4. Финал.

Вывод: “Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!

Выдумка спасает правду…”

“Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым”.

III. Поэтика названия.

На доске:Торф — плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.

  1. Кладовая—-клад—-торф(природное богатство)
  2. Образ солнца.

“первый луч солнца…на щеках у детей”

“хмарь закрыла всё солнце”

Вывод: Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.

IV.Групповые задания с кроссвордами.

Найти ключевое слово в кроссворде и дать толкование: какое отношение к тексту имеет слово.

Образ природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Задачи урока: создать атмосферу сотворчества в общении с учащимися, пробудить в них личную заинтересованность в изучении темы, вести совместный поиск.

Оборудование: презентация в программе Power Point .

Эпиграф:
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин — это тот писатель, для которого природа была жизнью, без неё не сформировался бы его талант, его самобытность и он сам как человек. Он своим творчеством утверждал идею единства человека с миром природы. Мне кажется, что прозу Пришвина можно с полным правом назвать «природной мозаикой русского языка».

(Слайд №3 Приложение 1) Недаром К.Г.Паустовский говорил: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем».

Давайте же посмотрим, как автору удалось передать это всё нам так, что мы сами видим себя в лесу вместе с Митрашей и Настей, можем наблюдать то, что они наблюдали, слышать то, что они слышали, переживать с ними и за них. Я не зря разделила вас на две группы: «Знатоки природы» и «Знатоки слова». Но цель у вас едина: раскрыть мастерство Пришвина как писателя.

«Знатоки слова» — Как назвать одним словом тех, кто действует в произведении? Можно ли сказать, что природа тоже герой, персонаж произведения?

«Знатоки природы» — Кто же первый герой из мира природы? (Ветер-сеятель) А каких героев вы назовёте ещё?

«Знатоки слова» — Какие изобразительные средства помогают автору нарисовать зримую, очень выразительную картину?

(Эпитеты — «злой ветер», метафоры — «ветер-сеятель», олицетворения — «деревья стонали и выли», сравнения — «как живые существа»)

— Какую роль играют в тексте эти изобразительные средства?

(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчёркивают восприятие автором природы как живого существа.)

3. Работа с рисунком Ждановой Насти. (Слайд №4 Приложение 1)

— Что изображено на рисунке?

— Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?

— Каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»?

(Причина несчастья деревьев в их разобщённости. Отрывок — миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «:великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки:» В этом смысле все люди и все существа составляют одно дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая веточка.)

4. Продолжение беседы.

«Знатоки слова» — Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит? (Лисичка, ёлочки, берёзки:О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением.)

«Знатоки природы» Автор не просто любит природу, но и очень хорошо её знает. Сколько видов растений и животных он упоминает в произведении?

(Животных — 24, растений — 17)

— В каком эпизоде их встречается наибольшее количество?

5. Работа с рисунком Карташовой Лены. (Слайд №5 Приложение 1)

Читать еще:  Как использовать облепиховое масло от морщин на лице и коже вокруг глаз: самые эффективные способы. Маска на глине для жирной кожи. Облепиховое масло против увядания кожи

— Почему автор, описывая Настю на палестинке, говорит о ней: «прежняя Золотая Курочка»?

— Когда Настя вспомнила о брате?

(Настю охватила жадность, она забыла о брате, потеряла человеческий облик. Пень, змея, лось — это часть живой природы, и именно природа вернула Насте человеческий облик.)

«Знатоки природы» — Какова роль Травки в сюжете сказки-были? (Травка — связующее звено между жизнью природы и человека, напоминание о любви и верности, о правде жизни.)

(Слайд №6 Приложение 1)

— Какими средствами автор развивает мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого отдельного живого существа?

(Наполняет мир голосами, движением, радостью, тревогой и объединяет всё образом солнца. Писатель считал, что, чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».)

(Слайд №7 Приложение 1)

— Обладают ли дети «родственным вниманием» к миру? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни? А вы?

— Как называется изображение природы в художественном произведении? (пейзаж)

— Куда попал Митраша? (елань)

— Что » в лесу добрее матери бывает»? (компас)

— Как называется лес, в котором растут сосны и ели? (бор)

— Как называется спасительная трава? (белоус)

— Травка и лисичка охотятся; как называется преследование дичи или зверя? (гон)

Давайте обобщим, каковы особенности описания мира природы в сказке-были Пришвина? (Слайд №8 Приложение 1)

— В чём смысл названия сказки-были? Как человек должен распоряжаться наследством, которое ему оставила природа?

Солнце — источник всего живого на Земле. И человек, и природа входят в «кладовую солнца». Как растения, умирая и превращаясь в удобрение, передают солнечное тепло, так и мы, люди, должны передавать опыт разумного исследования природы, жить по закону правды, т.е. любви ко всему живому. Поэтому так современно звучат слова Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Очень хочется, чтобы вы надолго запомнили образы, нарисованные Пришвиным в «Кладовой солнца», поэтому мы предлагаем заочную экскурсию на болото, по которому блуждали главные герои.

(Группа заранее подготовленных ребят в программе Power Point или в любой другой готовит презентацию-экскурсию по болоту, описанному в сказке-были, используя фотографии, рисунки, иллюстрирующие страницы книги, подбирает к ним строки из изученного произведения Пришвина).

9. Выставление оценок за урок.

10. Домашнее задание. Написать отзыв.

Конспект урока по литературе «Образ природы в сказке «Кладовая солнца»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;

определить значение образа Блудова болота в сюжете;

проследить роль художественных средств изображения;

познакомиться с болотом как объектом гидросферы;

анализируя содержание, художественные приёмы выяснить основную мысль сказки-были, «правду жизни»;

развить устные речевые способности, навыки выразительного чтения и инсценирования, умение работать с дополнительными источниками;

содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека, думающего читателя, заботливого хозяина Земли;

воспитывать интерес к творчеству М.М.Пришвина, любовь к природе.

— Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по усвоению содержания сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

За эти несколько уроков все мы подружились с творчеством Михаила Михайловича Пришвина, 144 года со дня рождения которого многочисленные поклонники отмечают в этом году 3 февраля.

Кто же лучше Михаила Михайловича может рассказать о всех тайнах нашей земли – матушки, научить видеть и наблюдать, постигать её тайны?

Я уверена, что соприкосновение с творчеством этого писателя никого не может оставить равнодушным. В душе каждого останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новое, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.

2. Сообщение учащегося «Особенности творчества М.М.Пришвина»

(примерное содержание сообщения)

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин – это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома – в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба, – звали его просто «Михалычем». И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник.

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд бы открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником ее красотой.

Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.

Для таких мастеров как Пришвин мало одной жизни – для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе. А этих листьев падает множество. Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя – те мысли, о каких Пришвин говорил, что они падают, как листья, без всяких усилий!

Очевидно, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца – очень русская, очень простая и небогатая. И вот в этом ее свойстве, даже в некоторой ее суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают качества земли, острее делается взгляд и собраннее мысль.

О Пришвине писать трудно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав – погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.

Книги Пришвина, говоря его же словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий».

В чем его тайна? В чем секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Секрет пришвинского обаяния, его колдовства – как раз в этой его зоркости.

Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.

Всё сверкает поэзией, как трава от росы. Самый ничтожный листок осины живет своей жизнью.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд.

-Основная тема творчества Пришвина — Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина » Кладовая солнца». Эта работа поможет нам выяснить, в чём же заключается «правда жизни», о которой пишет М.М.Пришвин.

3. Краткий пересказ по иллюстрациям.

(Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).

— Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.

Главные герои — Настя и Митраша.

Ель и сосна у Блудова болота.

Читать еще:  Поздравления с днем бракосочетания крестнику от крестной. Поздравления на свадьбу от крестной мамы

Две тропинки, идущие от Лежачего камня.

Митраша в Слепой елани.

Настя на палестинке.

— Не отправиться ли и нам вслед за Настей и Митрашей?

— Запомнили ли вы, какое место называется палестинкой?

Очень приятное местечко в лесу называется палестинкой.А в этой сказке-были это поляна, где Настя нашла много клюквы.

— А что за ягода клюква?

-Клюква-ягода очень полезная и целебная .Она растёт в болотах и сосновых лесах.

— Какие ещё ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?

— Ещё в лесу растут черника, брусника, волчье лыко.

А как цветёт волчье лыко и почему оно так называется?

— «Волки из него себе корзины плетут»-говорил отецМитраши.А цветы бывают мелкие лиловые,алые и ароматные.

Правда ли, что болото — кладовая солнца и как это понять? Давайте послушаем…………., которая вместе с учителем биологии подготовила нам ответ на этот вопрос.

Известный советский писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота «кладовой солнца». Богата болотная растительность. А ведь каждое растение — это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, «не разряжаются», формируя торфяные залежи.

Солнце, как известно, излучает во всех направлениях огромное количество тепла и света, и часть его попадает на нашу планету. Практически вся энергия, действующая в настоящее время на Земле, кроме атомной, — это превращенная энергия Солнца. Ведь без солнечного тепла и света не могли бы расти растения, а без растений не могут жить травоядные животные и человек. Сжигая и потребляя торф, каменный и бурый уголь, нефть, природный газ, получая при этом тепло, человек также использует энергию Солнца. Ведь каменный уголь — это окаменевшие растения, которые миллионы лет назад росли на Земле благодаря солнечному теплу и свету. Органическое происхождение имеют и остальные названные здесь полезные ископаемые.

Торф — темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Содержание углерода в нем до 60%. Торф применяется как дешевое топливо.

Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, уксусную кислоту, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготовляются органические удобрения, кормовые смеси, а также изоляционные строительные материалы и т.д. «Кладовая Солнца» припасла для людей множество превосходных ценных подарков.

Торфяники имеют также большое научное значение. По смене болотной растительности, о чем свидетельствуют растительные остатки, захороненные споры и пыльца, можно восстановить закономерности изменения природных условий — климата, колебаний подземных вод — в данном районе.

— А как автор рассказывает об образовании торфа? Найдите в тексте.

«. болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство».

Стр.186. Выразительное чтение учеником.

— Видите, ребята, как много нового мы узнали о природе. А каких зверей и птиц мы увидели?

Волки, лось, гадюка, глухарь, тетерев. И все со своими повадками, стонами.

— Что вы можете сказать о писателе, который всё это нам открыл?

— Я думаю, что Пришвин не простой писатель, а очень наблюдательный человек. Он всё видит, понимает, рисует. Мы читали, что Пришвин любил путешествовать и всё записывал. Эти записи он использовал в своих произведениях. Природу Пришвин описывает как человека.

Ребята, давайте послушаем и выясним, как это у Пришвина природа получается похожей на человека.

5. Выразительное чтение пейзажных сцен, выделение художественных приёмов.

Стр. 183 «Лет двести тому назад. «

Стр. 187 «На этой подвижной земле. «

Стр. 184 «Первые лучи солнца. «

— Какие приёмы использует Пришвин, описывая природу?

Благодаря олицетворениям, сравнениям , метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев .Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.

— Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Не всегда греет и сияет солнце. Есть в природе и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.

— Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?

6. Инсценирование эпизода

« Ссора Насти и Митраши».

«Неподвижные, как изваяния.

Деревья завыли, застонали.»

Почему здесь введён такой пейзаж?

— Природа хочет предупредить своих героев.

— Понимают это Настя и Митраша?

-Мне кажется, что нет. Ведь они поссорились и пошли по разным тропинкам. Забыли друг о друге.

— Обида, упрямство помешали им найти правильное решение.

И Настя с Митрашей должны были держаться вместе в глухом лесу, в болоте. А они всё это забыли.

— Давайте и мы все вместе отправимся на лесную поляну, отдохнём.(Физкультминутка)

Ветки сосен зашумели

И от ветра покачнулись,

Лапы ели всколыхнулись,

Влево – вправо потянулись.

Мы пригнулись к ним слегка –

Ветер всё сильнее дует.

Мы пригнулись ещё ниже—

Да, в лесу тут уже тише.

Ветер долго не гулял,

Тучи только лишь прогнал.

Солнце светит, мы встаём,

Снова в класс к себе идём.

Видите, как хорошо, когда рядом с тобой друзья, близкие люди. Кто же напомнил об этом Насте и Митраше?

Кто же помог детям, объяснил им правду жизни, переданную от поколения к поколению как наследие?

Я думаю, что это собака Травка. Ведь она спасла Митрашу, вытащила его из болота, помогла встретиться с сестрой.

— Собака забыла зайца, за которым гналась; забыла о голоде, увидев человека.

— Она предпочла погоне за зайцем, за пищей помощь человеку, попавшему в беду.

Правильно, ребята. Собака на своем примере показала, что правда жизни заключается в любви к человеку, в любви к природе, в самоотвержении.

7.(Словарная работа с «Толковым словарем»-« самоотверженность»

8. «Правда жизни» в произведении

Ребята, мы выяснили, какую «правду жизни» передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие?

— Мы должны быть вместе, должны поддерживать друг-друга и помогать.»Правда жизни» заключается в любви к человеку, к природе.

(Ученики делают записи в тетрадях)

Значит самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.М.Пришвин.

8. Просмотр презентации о М.М.Пришвине(при наличии времени)

9. Обзор выставки книг «С любовью о природе»

Много других произведений написал М.М.Пришвин о природе: «Корабельная чаща»,рассказы «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Цветущие травы» и другие. Они собраны в этих сборниках.

К следующему уроку литературы каждый из вас прочитает один рассказ Пришвина и откроет что-то новое для себя и для нас.

— Тема «Человек и природа» является основной для многих русских писателей. На этой выставке представлены только некоторые из этих книг.

Видите, ребята, сколько нового и интересного можно узнать благодаря книгам. Ещё я принесла сегодня «Красную книгу». Что это за книга?

— Важно понять не только то, что природа и человек — единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?

Проверка усвоения содержания произведения по кроссвордам (приложения )

В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.

Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу.

Актуальность охраны природы.

Прочитать произведения Пришвина и других авторов о природе, готовиться к классному сочинению «Человек и природа в сказке—были «Кладовая солнца»

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/501961/
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606154/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-obraz-prirodi-v-skazke-kladovaya-solnca-1697209.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector