Конспект оод для детей старшей группы. Конспект занятия оод познавательное развитие “перелетные птицы” Конспект оод организованной образовательной деятельности таблица
Конспект ООД по познавательному развитию “Перелетные и зимующие птицы”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Открытый показ для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по экологии в старшей группе
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Цель : развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц, воспитывать желание заботиться и оберегать их.
Задачи в области «Познавательное развитие»
- Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
- Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма).
- Классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец), на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.
- Познакомить с лесными птицами: клёст и поползень, учить узнавать и называть их.
- Формировать обобщенное понятие «перелетные и зимующие птицы».
Задачи в области «Речевое развитие»
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.
Словарь: клёст, поползень, перелетные, зимующие.
- Развивать умения отгадывать загадки, построенные на описании.
Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию, желание оказать помощь сказочному персонажу, Бабе Яге.
- Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.
- Закреплять умения выполнять правила игры.
- Воспитывать любовь к птица, желание помогать им в зимних условиях.
Задачи в области «Физическое развитие»
- Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.
Оборудование и материал:
- Ноутбук,
- проектор,
- ватман,
- кукла Бабы Яги,
- картинки с изображением зимующих и перелетных птиц,
- запись с голосом Бабы Яги,
- развивающая игра «Собери картинку» (птицы),
- Дидактическая игра «Четвертый лишний» (в формате презентации),
- Дидактическая игра «Кого, чем кормить?» (в формате презентации).
- Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц,
- Наблюдение за птицами на прогулке,
- Наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления,
- Заучивание стихотворений о птицах,
- Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Какой птицы не стало», «Четвертый лишний» (карточки),
- Подвижная игра «Птицелов»
- Загадывание и отгадывание загадок
Содержание организованной образовательной деятельности
– Ребята, у нас с вами сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Молодцы!
Но это еще не все наши гости. К нам сегодня кто – то ещё обещал прийти.
А вот кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
– Верно, это Баба Яга, она пришла к вам за помощью, у нее беда. Давайте послушаем и узнаем, что же у неё случилось.
( Звучит аудиозапись с голосом Бабы Яги)
– Беда, беда у меня. Ребятишки, вы знаете, моя избушка стоит в дремучем лесу. Всё лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как только похолодало и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел и – тишина. Вот, беда-то, какая, птицы пропали!
– Ты не расстраивайся, Баба Яга, мы тебе с ребятами обязательно поможем, во всём разберемся. Поможем, ребята?
– А ты пока посиди, отдохни после дальней дороги, и послушай нас.
– Действительно, многие птицы осенью улетают. Куда они улетают, ребята?
– Как эти птицы называются? (Перелетные)
– А почему они улетают на юг? (Ответы детей)
– Посмотрите на доску и назовите птиц, которые улетают в теплые страны?
(ласточки, кукушки, скворцы)
– Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
– Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.
А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки, и ты, Баба Яга, послушай.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
– Молодцы, ребята, это снегирь.
– Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь? (Ответы детей)
– Любимое лакомство снегиря? (Ягоды рябины)
– Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки она темно-серая.
– А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная?
– Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей)
– Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам.
– Слушаем следующую загадку:
В сером армячишке
По дворам шныряет,
По полям кочует —
– Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей.
Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки. Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям.
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
– Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
– Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте Бабушке Яге скажем, как называются эти птицы (Зимующие).
– Посмотрите опять на доску и назовите зимующих птиц.
(воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел)
– А почему они не улетают в теплые страны, что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются? (Ответы детей)
– Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами.
– А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Перелетные и зимующие птицы», а мы с Бабой Ягой посмотрим, как же вы хорошо запомнили птиц.
– Внимательно слушайте правило игры, если я называю перелетную птицу, вы машете руками, как крыльями. Если, же я называю зимующую птицу, вы садитесь на корточки. Будьте внимательны! А я буду показывать вам другие движения, чтобы запутать, поэтому выполняйте то, что я говорю, а не то, что делаю.
Игра малой подвижности «Перелетные и зимующие птицы»
– Молодцы, ребята, поиграли, еще раз вспомнили зимующих и перелетных птиц, а теперь проходим на свои места.
– А знаешь, Баба Яга, раз ты живешь в дремучем еловом лесу, по соседству с тобой должна жить удивительная птица ( показ картинки в формате презентации).
– Как она называется? ( Клёст).
– А чем же она так удивительна? ( У неё небольшой клюв – крестиком)
– И своим крепким клювом крестом очень ловко потрошит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнездах из еловых веточек сидят малыши – пуховички. Вот какая это удивительная птичка.
– Ребята, а это что за птица? ( показ картинки в формате презентации).
– Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз головой (Поползень)
– А почему он так бегает? (Он себе так еду находит)
– А еще поползень делает на зиму запасы: складывает в какое-нибудь дупло семена и орехи, желуди и сухие ягоды. Зимой это помогает не только ему, но и другим птицам.
– Давайте вместе повторим названия лесных птиц, которые живут рядом с Бабой Ягой: поползень, клест.
– Ребята, мы с вами сегодня много нового узнали о птицах, вспомнили что знали, Бабушке Яге рассказали, и сейчас я предлагаю сыграть и ещё в одну игру, называется она «Четвертый лишний». Я буду показывать вам картинки, а вы отвечать какая птица здесь лишняя, если вы правильно ответите, эта птичка улетит.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(показ компьютерной презентации)
– Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. Поэтому птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытее – не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорят:
«Сытой птице и мороз не страшен, а голодную – и мороз убьёт».
– Ребята, а какой совет мы можем дать Бабе Яге, чтобы птицы не улетали от её избушки?
(Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц)
– А чем же их кормить? Это мы сейчас с вами вспомним, поиграв в игру «Кого, чем кормить». Если вы правильно ответите, то птичка улетит вместе с кормом.
Дидактическая игра «Кого, чем кормить?»
(показ компьютерной презентации)
Итог организованной образовательной деятельности
– Ребята, Баба Яга говорит вам спасибо большое, что вы помогли ей во всем разобраться. Она обязательно повесит возле своей избушки кормушку, и будет подкармливать птичек.
А за вашу помощь, она принесла вам картинки птиц. Но пока она летела в своей ступе они рассыпались. И чтобы получить картинку, нужно сложить её из частей.
Развивающая игра «Сложи картинку»
(самостоятельная работа детей).
– Молодцы, ребята. Давайте, мы с вами попросим Бабу Ягу остаться у нас в гостях, а мы с вами тоже приготовим для неё подарок.
Воспитатель просит Бабу Ягу остаться, посмотреть какие кормушки висят за окном в группе и на участке детского сада.
– А ребята в вечернее время приготовят для неё подарок, кормушку с кормом для птиц (коллективная аппликация).
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Содержание конспекта помогает решить такие задачи:
Образовательные:
– упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка)
– закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки)
Развивающие:
– развивать умение поддерживать беседу
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к природе
В ходе всего ООД используется ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы».
Образовательные области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная
– упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка)
– закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки)
– развивать умение поддерживать беседу
– воспитывать бережное отношение к природе
Материалы и оборудование: ИКТ
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
– Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас всё занятие было хорошее настроение. Теперь садитесь за столы.
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
С. Маршак.
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (о весне) Правильно, о весне. Сейчас у нас какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц? Давайте вспомним весенние признаки и назовём их. ( Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.)
Ребята, а каких вы птиц знаете? (ответы детей) Ребята, к нам прилетели гости! Это перелетные птицы. А чтобы узнать, какие именно, нужно отгадать загадки.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – перед по пашне скачет,
А зовется птица. (грач).
Эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день . (скворец)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (ласточка)
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (соловей)
Не ворона, не синица ,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку ,
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
Молодцы! Правильно, ребята! Почему этих птиц называют перелетными? (потому что эти птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются) Что для перелетных птиц страшнее: холод или голод? (голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться) Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (строят гнезда, выводят птенцов, кормят птенцов)
Ребята, а что общее у всех этих птиц? (у всех них есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом) Чем они отличаются друг от друга? (цветом оперения, величиной, формой хвоста) Молодцы! Давайте встанем и немного отдохнём.
Физ.минутка.
По лесу мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами головы вправо, влево) :
Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели (поднимаем голову вверх) .
Птички в гнездышках сидят (приседают),
Птички по небу летят (взмахивают руками)
И по кочкам скачут (подпрыгивают на месте),
И никто не плачет (улыбаются) .
Вот мы с вами очутились на лесной тропинке… (слайд) И вдруг, увидели птицу. Кто это? (кукушка) А как вы узнали, что это кукушка? (у неё серое оперение. Самцы и самки окрашены по-разному. Спинка самцов окрашена в серый цвет, а брюшко у них светлое, с темными полосками. Некоторых самок очень похожий серый окрас, а у других – перья рыжего цвет ) Она не строит гнёзд. Так куда же девает свои яйца? (подкладывает в другие гнезда)
Дальше на нашем пути встречается … (соловей) Как вы его узнали? Все его пёрышки окрашены в бурый цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. На голове у него большие тёмные глаза. Гнёзда они вьют около земли – в кустах смородины, крыжовника. А это … (скворец) . Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у мальчиков в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у девочек в том же месте наблюдаются красноватые крапинки. Ребята, а вы знаете, что скворец может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек и даже человеку – говорить отдельные слова и фразы. А какие птицы строят свои гнезда под карнизами крыш и навесами? (ласточки) Свои гнёзда ласточки строят из комочков глины, склеивая их очень липкой слюной. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе кувыркаться и даже пить на лету. По каким внешним признакам их можно узнать? ( У них сине-черные спинки, и такого же цвета раздвоенный хвост и острые, длинные крылышки. Грудь и живот у ласточек светло-серые, приплюснутая головка, коротенькие лапки) И ещё одна перелётная птица, которая залетела к нам в гости это… (грач) В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет. Внешне похож на ворону, но стройнее её. Они частенько устраивают собрания и очень любят погалдеть. Ещё одним их развлечением является игра в догонялки, в которой пернатые гоняются друг за другом с целью отобрать какой-либо предмет. Также они обожают раскачиваться на ветках деревьев и передавать соседу различные предметы .
Теперь мы точно сможем отличить этих птиц друг от друга. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, какая птица лишняя.
Ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль.
Молодцы! Внимательно слушали и запоминали перелётных птиц. Ребята, скажите, а птицы нужны природе? Для чего? (уничтожать насекомых – вредителей; радовать нас своим пением) Давайте посмотрим на картинки и расскажем, что нельзя делать с птицами и почему. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми. Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы выводят в них птенцов. Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение? Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись. Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Перелетные птицы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Веселые звоночки»
микрорайон имени маршала Катукова, дом 20
8 496 70 4 – 41 – 39,
*****@***ru
http://ozds14.edumsko. ru/
Конспект ООД в старшей группе
по познавательному развитию
Цель: формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
1.Углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
2.Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание помогать им.
Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых, корм для птиц.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем».
Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)
2) Привела нас тропинка в лес.
Садимся на пеньки. Тихо.
Не слышно птиц. Почему?
Улетели в теплые края.
Чем питались птицы летом?
Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.
А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?
Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,
где тепло и сытно.
Сначала улетели те, кто питался насекомыми.
Это какие птицы?
Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).
После ласточек и стрижей улетают те птицы,
которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
И последними улетают от нас утки и гуси.
Они живут у нас пока не замерзнут реки.
– Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг?
– Еще каких перелетных птиц вы знаете?
– Лебеди, скворцы, кукушки.
– Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
– Журавли клином (ставлю картинку клином)
– Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
– Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря
2. Основная часть.
– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.
Игра “У кого какое тело?”
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит, скворец какой? – Короткохвостый.
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
– У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
Молодцы, ребята, правильно.
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Работа с пословицами.
-Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.
1. Всякая птичка свои песенки поет.
2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.
3. Невелика птичка, да коготок остер.
4. Всякая птица тепло ищет.
5. Всякая птичка сети боится.
-Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)
Игра “Птицы, животные, рыбы, насекомые”.
– Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем. Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята, у кого есть кто – то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.
В ходе проговариваем названия групп, животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа. Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица
Игра «Кто лишний»
Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.
– Ребята, назовите птиц, которые зимуют?
+ Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»
– Как мы их называем?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Ведь это – снегири!
Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда, когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный.
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины.
Нам в хозяйстве помогает,
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
– Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, – они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.
Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/01/21/konspekt-ood-po-poznavatelnomu-razvitiyu-pereletnye-i
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/11/25/konspekt-ood-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-starshey
http://pandia.ru/text/80/568/49083.php