9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект развлечения «Деревенские посиделки» (старшая группа). Посиделки в русской избе

Datalife Engine Demo

Цели и задачи:

  • познакомить с историей и традициями русского народа;
  • научить понимать обряды и обычаи;
  • формировать интерес и уважение к традициям на Руси;
  • активизировать интерес к истокам и историям своего народа;
  • воспитывать нравственные качества личности.

Материал и оборудование:

  • русская изба: русская печь, столы, скамейки, прялка;
  • для украшения избы: рушники, полотенца, салфетки, коврики;
  • для «работы; шерсть, веретено, салфетка для «вышивания», сарафан для «шитья», пряжа, спицы для «вязания», глина, корзина для «плетения», деревянные ложки, матрешки, молоток, брусочки.
  • для чаепития: самовар, чайная посуда, пироги, баранки, мед, чай.

Хозяюшка в русском костюме сидит в избе:

Светит, светит месяц
Высоко, не низко.
Где же гости дорогие
Далеко ли? Близко?
Красны девицы
Да добры молодцы
Поскорее наряжайтесь
Да на посиделки собирайтесь!

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:

Дети: Здравствуй, хозяюшка.

Здравствуйте, гости, дорогие.
Давно вас поджидаю.
Милости прошу, садитесь.

Дети рассаживаются на скамейках, а хозяюшка ведет рассказ:

— В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы,- собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали- коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице «от скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто сарафан шьет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Весело было! То песню запоют, то шуткой перебросятся. Вот у них и работа спорилась. Давайте и мы с вами устроим посиделки, займемся любимым занятием.

Девочки садятся за прялку, «вышивать» салфетку, полотенце, «шить» сарафан. Мальчики — лепить из глины посуду, игрушки; «плести» корзину, «мастерить» или «обтачивать» ложки и матрешки.

Огонек души не тухнет,
Ничего нет в жизни вдруг,
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг.

Отдых — это не безделье,
Время игр, новостей,
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хозяюшка: Ну что ж, девицы — красавицы да добры молодцы, я вам предлагаю завести хоровод.

Хоровод «Во поле березонька стояла». Дети занимают свои места.

Лихо пели и плясали.
Но и мы не отстаем,
Разбирай, ребята, ложки,
Поиграем в шестером!

Ложки, что не говори,
Примечательные!
А ребята — ложкари
Замечательные!

Игра ложкарей под русскую народную мелодию.

А горелки как? горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, посиделки,
Были праздником души.

Игра «Гори, гори ясно!»

Дети садятся на свои места.

А какие же посиделки без частушек?
Ну и удаль, ну и стать,
Молодою снова б стать,
Как певали мы частушки.
Вы их знаете, подружки?

Как частушки нам не знать!
Любим петь мы и плясать
Выходите-ка, подружки,
Пропоем мы вам частушки.

Эй, девчонки — хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Станем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем.

Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

Пропоем мы вам частушки,
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!

Кабы, кабы да кабы,
На носу росли грибы,
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися!

На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху!

Девочки — беляночки,
Чем вы набелилися?

Мы вчера коров доили,
Молоком облилися!

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася!

Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

На окошке два цветочка,
Голубой да аленький,
Я мальчонка боевой,
Хоть и ростом маленький.

Мы частушки вам пропели,
И садимся в решето,
Чтобы всюду и кругом
Было с нами хорошо!

Звучит русская народная песня, все дети танцуют. После танца рассаживаются за сервированные столы.

Хозяюшка вносит пирог и другие угощения:

Читать еще:  Как открыть музей имея экспонаты? Как открыть частный музей Как правильно открыть частный музей.

— За самоваром на Руси собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали семейные дела. Мне хочется, чтобы все, что вы сегодня узнали, осталось с вами навсегда, чтобы вы умели принять гостей, чтобы ваш дом был всегда радостным и уютным, а на сердце у каждого, вошедшего в него, было тепло от этого. Не забывайте о русских традициях. А сейчас я приглашаю вас на чаепитие.

Конспект развлечения в старшей группе «Деревенские посиделки. Устное народное творчество»

Наталья Шибарова
Конспект развлечения в старшей группе «Деревенские посиделки. Устное народное творчество»

Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; познакомить с новой считалкой, развивать умение практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству; активизировать словарь детей, развивать речь детей.

Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками практического использования считалки в игре.

Словарная работа; небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки. Атрибуты для оформления деревенской избы, кроватка, кукла. Магниты.

Предварительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.

— В каких сказках живут эти герои?

— Почему эти сказки называются русские народные?

— Как они появились? (рассуждения детей).

— Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

— Какие у вас любимые сказки?

— Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите на столе отгадку – картинку.

Любит морковку. (заяц)

2. Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк.

Очень страшный …. (волк) .

3. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь).

4. Рыжая плутовка

Её боится мышка

И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт. (лиса).

(показ воспитателем картинки Колобка)

— Персонажи какой сказки к нам пришли в гости? Правильно – «Колобок».

— Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говоря «русские народные».

— А ещё на Руси всегда любили песни. Особенно дети любят колыбельные песенки.

— А вам мамы и бабушки поют такие песни? (ответы детей. Предложить детям спеть).

— Но не только песни поются колыбельные, рассказывали ещё прибаюкивая и успокаивая детей.

(ребёнок рассказывает и укачивает куклу)

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Тёмна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Тоню не пугай!

— Наш народ очень любит петь, но кроме колыбельных песен, были ещё и хороводные песни.

Воспитатель зовёт всех встать в хоровод «В хороводе были мы.». Но для выбора девочки – водящей в хороводе, предлагает ребёнку посчитать считалкой.

На златом крыльце сидели:

Кто ты будешь такой?

Добрых и честных людей!

Хоровод «В хороводе были мы».

1. В хороводе были мы.

Были мы, были мы.

2. Кого надо видели,

3. Красавицу девицу,

4. Встань, девица, подбодрись,

5. Вправо, влево повернись,

Читать еще:  Ребенок не учит уроки самостоятельно. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Как работает техника Помидора

6. Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

7. Кого хочешь поцелуй,

После хоровода, воспитатель предлагает детям обратить внимание на стенд (магнитную доску, на которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

— Кто вспомнил потешки, прочтите их.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

В лапке хворостинка.

Откуда ты пришла?

— Целый день я, кисонька,

У кота – воркота

Не закрыты ворота.

Не закрыты ворота

Для честного народа.

Проходи, народ, в огород.

Да наварим кашки

Для весёлой пташки

Мы у самой реки

Да сплетём лукошко

Для тебя, Тимошка.

— Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (чтобы развлекать, потешать детей.)

— А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте. Дети, на Руси, часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает.

Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

— Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и небылицы. Всё это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал, творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

В завершение воспитатель предлагает исполнить песню.

«У нас нынче субботея.»

1. У нас нынче субботея!

У нас нынче субботея!

Барыня ты моя, сударыня ты моя, субботея!

Барыня ты моя, сударыня ты моя, субботея!

2. А назавтра воскресенье.

А назавтра воскресенье.

Барыня ты моя, сударыня ты моя, воскресенье!

Барыня ты моя, сударыня ты моя, воскресенье!

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Устное народное творчество. Потешки». Цель: 1. Познакомить детей с устным народным творчеством – потешками, сказками. 2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 3. Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество». Колунтаева Ольга Михайловна воспитатель.

Мастер-класс «Устное народное творчество в режимных моментах» Слайд № 1 Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Устное народное творчество и развитие речи детей.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество» МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9 г. Маркс Саратовской области Конспект НОД по социально- коммуникативному.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» ГБОУ детский сад №1876 компенсирующего вида Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки».

Развитие речи детей через устное народное творчество Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Речь, как.

Самоанализ открытого НОД по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы «Устное народное творчество» Тема: «Устное народное творчество» Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие Цель: Приобщение детей к русской национальной.

Устное народное творчество в работе с детьми дошкольного возраста Из опыта работы Халамеевой И. В. Величайшее богатство народа — это язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища.

Устное народное творчество в работе учителя-логопеда МБДОУ «ДС № 8 КВ» г. Пикалево Участие в годовом проекте ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА» учителя- логопеда Васильевой И. Н. «Использование.

Конспект дополнительной непосредственно образовательной деятельности «Деревенские посиделки»

Новосельский филиал МБОУ СОШ №8 с.Спасское. Дошкольные группы. Воспитатель Онищук Лилия Евгеньевна.

Конспект дополнительной непосредственно образовательной деятельности (ДНОД) фольклорного кружка «Малышок» в старшей разновозрастной группе на тему:

1. Познакомить детей с русским народным устным творчеством, декоративно-прикладным искусством,

2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям родного края,

3. Развивать внимание, память, мышление.

Предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, деревянные расписные изделия, русские народные игрушки.

Читать еще:  Места, где остается свидетельство о браке после развода. Свидетельство о заключении брака забирают при разводе или нет? В каких случаях забирают свидетельство о браке

В занятии использованы : пословицы, поговорки, небылицы, игра, скороговорки, песня.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы.

На середину зала выходит ведущая (воспитатель)

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

(Под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу») выходит Хозяйка и встречает гостей)

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

(Входят дети старшей группы)

Мальчик: Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

(Хозяйка рассаживает детей)

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

девочка : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

девочка : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

(Дети по очереди говорят пословицы)

1) Наша изба очень тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Дом вести – не лапти плести.

4) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Припасла я для Вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому — правду, кому — песенку. Небылицы в лицах сидят в теремах — светлицах, щелкают орешки да творят насмешки. Ни короткие, ни длинные, а такие, что в самый раз. Как от меня до вас.

Ребенок: Сынок, сходи за водицей!

Ребенок: Живот болит!

Ребенок: Сынок, иди кашу есть!

Ребенок : Что ж! Раз мать велит надо идти.

Ребёнок: Федул, чего губы надул?

Ребёнок: Кафтан прожёг!

Ребёнок: А велика ли дыра-то?

Ребёнок : Один ворот остался!

Ну, хватит небылицы рассказывать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится музыка звучать – хватит вам ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

(Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»)

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы – мастера, а скороговорки говорить-то умеете?».

Дальше бой скороговорок

Разрешите мне начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Ребенок: Ну, что ж, говори свою скороговорку.

Нам ее повторить, что комара словить.

Ведущий: Слушайте и запоминайте,

Да складно, быстро повторяйте

Три сороки, тараторки

Тараторили на горке!

У четырёх черепашек

Ведущий: И для наших гостей званых, да почетных.

Я приготовила скороговорки.

Ну-ка, кто из вас скороговорки говорит горазд.

Сундучок мой открывайте, скороговорки вынимайте.

Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное крышка-

Мышка забыла про кошку!

Из –за ели на бобра глазели

Ведущий: Дорогие гости, не хотите ли конфеточек покушать, да песенку послушать?

(Исполнятся песня «Коробейники»)

Ну что же, пора и честь знать, а хозяйке и гостям пора отдыхать.

Источники:

http://50ds.ru/detsad/music/4440-konspekt-razvlecheniya-derevenskie-posidelki-starshaya-gruppa.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-v-starshei-grupe-tema-derevenskie-posidelki-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo.html
http://infourok.ru/konspekt-dopolnitelnoy-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-derevenskie-posidelki-1080908.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector