0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страна образования. Проект: «Художественная литература как средство становления нравственной личности старшего дошкольника

Педагогический проект «Худжественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников с нарушениями речи»
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Проект направлен на возможность использования художественной литературы, как средства нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Проект: « Художественная литература, как средство нравственного воспитания старших дошкольников »

« Художественная литература, как средство нравственного воспитания старших дошкольников с речевыми нарушениями »

Длительность данного проекта 1 год

Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Основное направление проекта: развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредствам использования художественной литературы.

Актуальность. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. А это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Нравственное воспитание детей являясь важной и неотъемлемой составляющей общего развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей с нарушениями речи, правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. Зачастую, дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Как относится и общается со сверстниками и взрослыми. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой решаются вопросы развития речи. Такое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Художественная литература является мощным средством нравственного воспитания, но недостаточно в полной мере используется как средство формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое поведение в общении со сверстниками. Данное противоречие позволило обозначить проблему как построить систему работы по использованию художественной литературы как средства нравственного воспитания старших дошкольников с речевыми нарушениями?

Цели и задачи проекта

Цель педагогического проекта: Использование художественной литературы, как средства нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи педагогического проекта

  1. Повысить уровень усвоения детьми старшего дошкольного возраста

нравственных норм и качеств на 5 % через систему работы по

использованию художественной литературы как средства

  1. Обосновать результаты педагогического опыта по использованию

системы работы с целью дальнейшего использования

педагогами в работе по воспитанию нравственных норм и качеств

у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

  1. Повысить уровень компетентности родителей по воспитанию

нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного

возраста через использование нетрадиционных форм и методов

  1. Повысится уровень сформированности нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного возраста на 5%
  1. Повысится уровень компетентности педагогов по воспитанию нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного возраста на 35%
  1. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания нравственных норм и качеств у детей старшего дошкольного возраста на 8 %

Механизм реализации проекта

Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижения целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, организационную основу проектных действий.

I этап – планово-прогностический

Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации, выделение и анализ проблем, актуализацию проблемы, четкое определение целей и задач, прогнозирование положительных результатов, расчет ресурсного обеспечения, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта.

II этап – организационно — исполнительский

Обследование детей по определению уровня сформированности интегративного качества «Способный управлять своим поведением (произвольность)» фиксация результатов в протоколах обследования, определение количественных показателей, создание и реализация системы работы по использованию художественной литературы как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

III этап – описательно-итоговый

Систематизация и обобщение результатов деятельности, соотнесение результатов с поставленной целью, проведение обследования по выявлению уровня сформированности интегративного качества «Способный управлять своим поведением (произвольность)» у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, анализ и оформление полученных результатов.

Формы работы с дошкольниками:

— О Д в режиме дня (дидактические, подвижные игры, упражнения, чтение художественной литературы, досуги, развлечения, беседы, разрешение проблемных ситуаций, театрализованная деятельность, режиссерские игры)

— самостоятельная деятельность (дидактические, сюжетно- ролевые, театрализованные игры, инсценировки)

— совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры, выполнение заданий).

Формы работы с родителями: анкетирование, родительское собрание, родительский практикум, круглый стол, консультации с обратным талоном, памятки, буклеты.

Методы и приёмы: игровые приемы, использование ИКТ, индивидуально — дифференцированный подход, создание и решение проблемных ситуаций, театрализация.

Средства обучения : карточки-схемы, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, маски, ИКТ, литературный материал и т.д.

Реализация системы потребовала единства требований со стороны всех воспитывающих ребенка взрослых, поэтому начало работы предполагало соответствующую теоретическую подготовку родителей. С этой целью разработаны анкеты и консультации с освещением вопросов о роли родителей в нравственном воспитании детей.

Для решения задач нравственного воспитания предлагается система работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. В начале года был разработан перспективный план работы с детьми. Подобрана художественная литература, которая равномерно распределена с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. Распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит проводить работу по воспитанию нравственных качеств детей целенаправленно и комплексно.

Для выбора форм, методов и приемов работы по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой необходим: учет психологических возможностей и особенностей усвоения знаний. Занятия, проводимые в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по ознакомлению с художественной литературой содействуют развитию важных нравственных качеств, как организованность, целенаправленность, настойчивость, готовность преодолевать препятствия, проявлять сочувствие, сопереживание, а также формирование скромности. С целью формирования нравственных качеств детей был разработан перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой, отобраны произведения и составлены конспекты занятий по данной теме. Во время занятий и вне занятий предлагали детям нарисовать любимую сказку, понравившийся эпизод. Дети рисовали героев сказок, в которых они смелые, добрые, честные.

Читать еще:  Тест какая прическа мне подойдет. Какая причёска мне подойдёт: современные варианты под любой типа лица. Варианты для продолговатой формы

Использовать изобразительную деятельность в воспитании нравственных качеств очень важно, ведь рисунок включает весь опыт ребенка: то, что видит, знает и чувствует.

В своей работе использовали игры- упражнения такие как, «Тише, Танечка, не плачь», где предлагалось найти для девочки, которая упала и разбила коленку ласковые, добрые слова, выразить ей сочувствие

Это упражнение позволяет научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также дети узнают, что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить.

Для детей разработаны различные ситуации, которую они должны закончить. В этой игре дети раскрывали свой характер. Например, ситуация:

Брат и сестра остались дома вдвоем. Брат случайно разбил чашку. Сестра слишком мала, чтобы рассказать, как все было. Что скажет, мальчик, когда возвратятся домой мама и папа? Дети отвечали, что расскажет правду, потому что обманывать не хорошо, надо честно поступать.

Детей необходимо учить эмоционально отзываться на различные ситуации, уметь улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться, и т.д. Для этого разработаны проблемные ситуации.

В работе по развитию нравственных качеств у детей в процессе ознакомления с художественной литературой используется метод беседа, который помогает ребенку осознать содержание произведения. Дошкольник легко и с удовольствием включается в беседу, он уточняет свое индивидуальное понимание прочитанного, осознает его, осмысливает

В работе с детьми необходимо использовать приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по художественным произведениям. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности, конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения.

2.Прием. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке.

Для более полного понимания художественных произведений помогают пословицы и поговорки, они являются одним из приемов формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Например, «Колобок» «Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце — ледок»

Одним из условий развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста является использование игровых методов и приемов.

Игра — основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Среди разнообразных детских игр выделяется игра-драматизация. Источником для неё служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события.

Важное значение для решения задач в нравственном воспитании имеют: игры смешинки, игры с заданными условиями, истории с продолжением, подвижные игры, игровые упражнения.

Таким образом, разработанная система работы по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста по средствам художественной литературы позволит обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение детей в лучшую сторону.

Занятия, беседы, игры – это звенья одной цепи, т.е. знания, полученные на занятиях закрепляются, дополняются в нравственных беседах, проживание различных ситуаций помогает детям почувствовать внимание, доброту, отзывчивость.

Использование литературы в работе с детьми будет давать положительные результаты в том случае, если педагог глубоко раскрывает перед детьми нравственный облик героев произведений; если работа ведется планомерно, систематически, если правильно подбирается художественная литература, и используются специальные методы работы с ней.

Детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно предположить, что их любимые герои окажут влияние на развитие нравственных качеств.

Интеграция образовательных областей

Чтение художественной литературы

Социализация Коммуникация Познание

Художественное творчество Музыка Безопасность

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Боброва Елена Леонидовна
воспитатель
МБДОУ Д/С №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа

Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже с книгой.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время происходит понижение уровня культуры, когда материальные ценности преобладают над духовными. Мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Дошкольный возраст — наиболее чув­ствительный для воспи­тания нравственных норм и правил, способности сопережи­вать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не исполь­зовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. Именно, в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей доброжелательные взаимоотношения к сверстникам и взрослым, любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества.

Целью педагогической работы является: приобщение детей к истокам православной культуры;

Для достижения данной цели по формированию нравственных ценностей дошкольников были поставлены следующие задачи:

  1. Создать систему работы по приобщению детей к книге.
  2. Оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей.
  3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову.
  4. Создать условия, после активной деятельности, в котором нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения художественной литературы (сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность).

Основой работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой являются следующие принципы:

  • учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
  • уважение к личности каждого ребенка.

Приоритетами в работе по формированию духовно – нравственной личности дошкольников стали:

  • Наличие книжного уголка, располагающего ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
  • Использование всех видов фольклора (потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Проведение народных праздников и развлечений, как средство углубления знаний художественного слова и нравственно-эмоционального восприятия литературных произведений.

Главной линией событийно-содержательной работы по формированию духовных ценностей является православный церковный календарь, в соответствии с которым выстраивается воспитание и обучение детей в группе дошкольного учреждения.

Работу по приобщению детей к художественной литературе начали с создания материальной базы в группе: оформлен книжный уголок, где происходит личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями, иконами. Создана групповая библиотека для формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе, а также уголок для театрализованной деятельности, где ребенок в работе над образом учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, более тонко чувствовать чужие беды и радости, умению сопереживать.

Читать еще:  Что сделать в садик ко дню матери. Какие поделки смастерить малышам ко дню матери в детском садике

Приобщая детей к художественной литературе, стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании духовно-нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Художественная литература является одним из важных факторов при воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к родной природе, если ребенка с детства приобщают к поэзии, к интересной книжке, к народному фольклору, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи, начинает понимать и ценить красоту русского языка.

Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается, любуется поэтическим образом природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть.

Обязательным фрагментом образовательной деятельности является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой небольшого литературного произведения и тематическая беседа на диалогической основе. В работе широко используем наглядность (различные репродукции, иконы); она в значительной степени облегчает процесс духовно-нравственного воспитания. Во время чтения рассказов можно демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например, репродукцию иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы», сцены из жития святых. Это позволяет ребенку, не только представить, но и воочию увидеть изображаемого героя, что содействует формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире.

Дети знакомятся со сказками, с творчеством русских поэтов, писателей. Свои впечатления о произведениях дети отображают в творческих рассказах, в коллективных пересказах произведения, в драматизации, рисунках. Особенно ярко это проявилось при ознакомлении с творчеством Виктора Михайловича Васнецова. В картинной галерее детского сада дошкольники вспомнили сказки, служившие прообразом картин художника, составили рассказы по картине В.М. Васнецова «Три богатыря». В группе была проведена беседа о богатырях – защитниках рубежей России, о мужественных монахах Пересвете и Ослябя, преподобном Илье Муромце. Итогом беседы стало выполнение практического задания: дети нарисовали богатырские доспехи.

Также неотъемлемой частью нравственного, эстетического воспитания детей является проведение православных праздников и развлечений, в которых они узнают о традициях русского народа, о природе родного края. Это праздники: «День города. Александр Невский – небесный покровитель Старого Оскола», «Покровская ярмарка», «Праздник осени», «День матери», «Свет Вифлеемской звезды», «Крещение Господне». При проведении этих праздников широко используются народные песни, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказочные сюжеты. Эти мероприятия позволяют формировать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родными православные календарные и гражданские праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла.

Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей проводится через православный уголок, куда помещается материал о народных православных праздниках, о Святых России, о народных традициях. Все это помогло наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, сострадательнее, внимательнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Проект «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова»

Наталья Старостина
Проект «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова»

Паспорт проекта

Название проекта: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы».

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Тип проекта: по методу: информационно – практико – ориентированный;

по содержанию: групповой;

по времени проведения: краткосрочный

Сроки действия проекта: с сентября по ноябрь 2015г.

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

На фоне позитивных изменений в области дошкольного воспитания прослеживается явная тенденция интеллектуализации воспитательно-образовательного процесса часто в ущерб нравственному и духовному развитию личности пока еще маленького человека.

Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком, проявить себя таким в обществе. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Самыми доступными средствами для социально – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам. В процессе работы возникла необходимость разнообразить методику работы по приобщению детей к художественной литературе.

Читать еще:  На какой руке носят обручальное кольцо. На какой руке носят обручальное кольцо мужчины

Анкетирование родителей показало, что у некоторых семей осталась добрая старая традиция рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев чтение литературы заменил телевизор и компьютер.

Цель проекта:

Формирование социально – нравственных качеств через художественное слово и сказки.

Задачи проекта:

1. Заложить основы социально – нравственной личности с активной жизненной позицией.

2. Формировать навыки восприятия художественного произведения.

3. Возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе, к сказкам, к художественному слову.

4. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.

5. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.

Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей подготовительной к школе группы к художественной литературе, через народное творчество будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта:

Сочетание приобщения детей к художественной литературе с работой над лексической темой недели и различными видами деятельности (теат-рализованной, изобразительной, музыкальной, этюдами психогимнастики и релаксации, коммуникативными играми, проблемными вопросами, творческими заданиями, упражнениями для развития навыков общения со сверстниками и создания в группе эмоционально-положительного микроклимата.

Заключается в разработке педагогических условий нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и описании системы работы по приобщению детей подготовительной к школе группы к художественной литературе в условиях ДОУ.

Художественная литература будет отобрана по содержанию нравственных ценностей, сделана подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.

1. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме.

2. Изучение и анализ педагогического опыта по направлению работы.

3. Обобщение справочного материала по данной проблеме.

4. Наблюдения за поведением детей в свободной игровой деятельности.

1. Социологический опрос родителей по проблемам изучения.

2. Подборка детской художественной литературы.

3. Моделирование непосредственной образовательной деятельности.

• Информационно — аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме, педагогического опыта по направлению работы).

• Коллективные (чтение художественной литературы, непосредственная образовательная деятельность, круглые столы).

• Индивидуальные (тематические консультации, беседы с родителями с целью обмена мнениями).

• Наглядно-информационные (фотографии, выставки детских работ).

• Познавательные (библиотечка для родителей).

Методы, применяемые в ходе реализации проекта:

1. Объяснительно – иллюстративный (предлагается иллюстрация, которую дети рассматривают, анализируют);

2. Исследовательско – поисковый (обучение поиску самостоятельного решения творческих замыслов, решения ситуаций);

3. Игровой (набор игр, развивающих социально – нравственную и коммуникативную деятельность;

4. Групповая дискуссия повышает уровень доверия и сплачивает воспитанников, помогает увидеть свое сходство с другими, понять себя и получить позитивную обратную связь;

5. Сказкотерапия, на сказках апробируются приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Предметно – пространственная развивающая среда:

• Подборка детских книг с рассказами по содержанию нравственных ценностей;

• Иллюстрационный материал «Уроки доброты»;

• Книжки – раскраски «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

• Принадлежности для рисования;

• Настольно – печатные и дидактические игры социально – нравственного содержания;

• Кассеты и диски

План реализации проекта

Этапы Содержание работы

1. Подборка детской художественной литература по содержанию нравственных ценностей.

2. Подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.

3. Подборка игр социально – нравственного содержания.

4. Составление вопросов и заданий для формирования нравственных качеств дошкольников.

5. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.

6. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.

7. Анкетирование родителей.

1. Чтение и обсуждение детской художественной литературы в детском саду и дома.

2. Инсценировка художественных произведений.

3. Беседы по прочитанным литературным произведениям.

4. Конкурс рисунков на социально — нравственную тематику.

5. Изготовление совместно с родителями скворечников, кормушек для птиц.

6. Организация для родителей консультаций.

7. Развлечения литературного и нравственного содержания.

8. Экскурсии в детскую школьную библиотеку.

9. Просмотр спектаклей, сказок, кукольных представлений.

10. Ремонт книг в группе и помощь малышам в ремонте книжек.

1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.

2. Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников.

3. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.

4. Изучение роли игры по сюжету сказки в формировании социальных эмоций детей 6-7 лет.

5. Фото Эрмитаж и выставка детских рисунков.

6. Презентация «Нравственное воспитание детей посредством художественного слова»

7. Распространение опыта работы по реализации проекта на районном методическом объединении.

В ходе реализации проекта:

• У детей будет сформирован интерес к книгам, направленный на общее и речевое развитие дошкольников.

• Из сказок дети почерпнут уроки морали, нравственности и идейности.

Нравственные убеждения, взгляды, привычки будут тесно связаны с чувствами ребенка.

• Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи.

• Передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния.

• Устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.

• Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научится быть добрыми и отзывчивыми.

Нравственное воспитание детей 5–6 лет посредством позитивного общения со сверстниками Рассказывание и обсуждение русской народной сказки «Заяц-хваста» Учить характеризовать произведение. Формировать представления о том,.

Нравственное воспитание детей посредством сказок в соответствии с ФГОС. Занятие «Игра «Поле чудес» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Тема: Нравственное воспитание детей среднего возраста посредством сказок в соответствии.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества»,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музеем. Ф. дзери:Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,.

Отчет «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей посредством взаимодействия ДОУ, семьи, социума» Тема: «Формирование духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей через взаимодействие ДОУ, семьи, социума.» Этап.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе литературных произведений» (младшая группа) Актуальность: именно в дошкольном детстве закладываются основы нравственности личности, ее духовности. Ребенку необходимо через собственный.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством ознакомления с Алтайским государственным краеведческим музеем» Содержание. Раздел 1. Целевой 1.1. Обоснование актуальности проекта. 1.2. Цель, задачи. 1.3. Ожидаемые результаты проекта. 1.4. Продолжительность.

Проект «Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы» Проект:«Воспитание этического поведения дошкольников через использование шедевров русской художественной литературы» Я хочу представить.

Источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2016/03/22/pedagogicheskiy-proekt-hudzhestvennaya-literatura
http://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/hudozhestvennaja-literatura-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitanija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta
http://www.maam.ru/detskijsad/-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-posredstvom-hudozhestvenogo-slova-proekt.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×