Консультация декоративно-прикладное творчество в доу. Проект по декоративно-прикладному искусству “народные промыслы
Проект “Народно-прикладное искусство”
проект (старшая группа) на тему
Все понимают, как необходимо прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это основа для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, обществе, культуре. Одним словом, для воспитания патриотов страны.
Как сказал Ж. Ренар: «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная».
Многие из вас, конечно, знакомят детей с традициями и обычаями народов. Для наиболее эффективного усвоения знаний я внедряю проектный метод. Через проектную деятельность я приобщаю детей к истокам русской народной культуры, в частности, знакомлю с бытом, традициями, обычаями, обрядами, декоративно-прикладным искусством. Благодаря такому методу работы, я активно вовлекаю старшее поколение в совместную деятельность. Родители в силу своей занятости не всегда уделяют достаточно времени для детей. Вот старшее поколение – бабушки и дедушки – всегда находят время для внуков. Контингент наших родителей таков, что многие живут в частном секторе, а старшее поколение – в деревнях и селах. Поэтому у них еще сохранились применяемые в старину предметы и орудия труда; они следуют традициям и обычаям, помнят и чтят календарные обрядовые праздники. Все это благоприятно сказывается на результатах работы.
Итогом наших проектов является изготовление атрибутов и декораций при проведении календарно-обрядовых развлечений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Старшая группа детского сада
Проект «Народно прикладное искусство»
Тип проекта: информационно – практико – ориентировочный.
По продолжительности: краткосрочный: март – май 2014 г.
Участники проекта: дети старшей группы и их родители, воспитатели.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно – патриотических чувств.
Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».
-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;
-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;
-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;
-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;
-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.
-знакомить со спецификой создания декоративных цветов (оттенков).
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
-рассматривание видов росписи;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-выполнение работ из глины;
-подвижные и малоподвижные народные игры;
-выставка детского творчества;
-работа с родителями:
-совместные работы с детьми;
-консультация для родителей;
-обогащение предметно-развивающей среды;
– оформление мини-музея «Дивная роспись»;
-создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.
-развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
-создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
-умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы»
ирина копусова
Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы»
МБДОУ «ДС №8 КВ» г. Пикалево
ПРОЕКТ
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Копусова И. И., Кононова М. Н.
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
развитие навыков художественного творчества детей;
развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;
развитие умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса;
осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;
содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.
Планируемые результаты проекта:
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
• беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
• рассматривание видов росписи;
• выполнение работ по изобразительной деятельности;
• подвижные и малоподвижные народные игры;
• выставка «Сказочная гжель»
• работа с родителями:
• совместные работы с детьми;
• консультация для родителей;
• обогащение предметно-развивающей среды;
• Этапы реализации проекта:
Реализация проекта по этапам
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.
2. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
3. Подвести к формулировке задач: иметь представление о народных промыслах (Гжель, Дымково, Хохлома, Жостовская роспись, Полхово-Майдановская роспись); отразить впечатления в продуктах своей деятельности; принять участие вместе с родителями в создании выставки «Сказочная Гжель» Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству;
Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов;
Принимают активное участие в выставке «Сказочная гжель»
2 этап 1. Организация деятельности детей:
2. Совместная работа с родителями:
организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов,
пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)
Участие в подготовке к мастер-классу «Народные промыслы».
3. Совместная работа со специалистами:
• Музыкальным руководителем. Принимают активное участие в продуктивной деятельности. Заучивают стихи, заклички; знакомятся с новыми народными играми; играми по декоративно-прикладному искусству.
Знакомство с декоративными приемами рисования.
Прослушивание русских народных песен;разучивание песни «Гжель».
3 этап 1. Создание презентации к НОД «Народные промыслы».
2. Реализация проекта с участием родителей мастер-класс «Дизайн в росписи народных промыслов.
3. Создание коллажа, как подведение итогов проекта.
Участвуют в мастер-классе.
Принимают активное участие в создании коллажа.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ
1 неделя 2 неделя 3 неделя
Беседа на тему: «Что такое Хохлома?»;
НОД «Золотая Хохлома»;
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);
В. Набоков «Хохлома»;
П. Синявский «Хохломская роспись».
Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома».
Беседа на тему Речевое развитие:
Беседа на тему: «Что такое музей?»;
Интегрированное занятие-беседа (развитие речи +рисование) «Дымковские мастера»;
НОД «Веселая ярмарка»;
Чтение стихотворений: М. Г. Смирнова «Дымка»,
А,Дьякова «Веселая дымка»;В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка». Речевое развитие:
Беседа «Сине-голубое чудо», «Гжель»;
НОД «Ремесла на Руси»
Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Узоры Гжели».
Беседа на тему «Жостовская и Полхово-Майдановсая роспись».
Беседа «Золотая Хохлома».
Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала (использование ИКТ: слайды,презентации). Познавательное развитие:
НОД «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель». Познавательное развитие:
Дидактическая игра «Собери цветок» (умение складывать из частей целое).
«Угадай и расскажи»
(закрепление знаний детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства);
(умение находить сходства и различия).
«Составь узор» (закрепление умения составлять узоры способом аппликации);
(закрепление знаний о народных художественных промыслах, их признаках) Социально-коммуникативное развитие:
«Собери Гжельскую розу» (закрепление умения составлять гжельскую розу способом аппликации);
«Угадай, какая роспись» (умение узнавать роспись по элементам орнамента)
Рисование «Хохломская веточка»
(гуашь; с использованием ватных палочек).
Знакомство с декоративными приемами рисования.
Хороводные игры: «Каравай»; «Заря-заряница».
Лепка «Дымковские игрушки» (дымковская барышня).
Русская матрешка» (восковые карандаши + акварель).
Тематическое занятие «Ой вы гусли, мои гусли».
Хороводная игра «Гори, гори ясно».
Рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (гуашь).
Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент».
Хороводная игра «Ручеек».
Разучивание песни «Гжель».
Организовать выставку работ по народному декоративно-прикладному творчеству, выполненных родителями с детьми.
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
О методах и приемах руководства обучения декоративно-прикладному искусству Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту (посуда, мебель, ткани игрушки.
Конспект НОД по народно — прикладному искусству «Русская матрёшка» в первой младшей группе. Конспект НОД по народно – прикладному искусству «Русская матрёшка» в первой младшей группе. Цель: Формирование патриотических чувств у.
Конспект НОД по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Сказочная гжель» Тема НОД:«Сказочная Гжель» Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость.
Конспект занятия по прикладному искусству во 2 классе ДШИ «Матрёшка» Конспект занятия по прикладному искусству во 2 классе. Тема урока: Матрёшка Цель: выполнение росписи матрёшки на основе декоративно-переработанных.
Кружок по декоративно-прикладному искусству «Художники-умельцы» в средней группе В нашей группе организован кружок по декоративно-прикладному искусству «Художники – умельцы». При планировании работы кружка использовала.
Мастер класс по прикладному искусству. «Гиацинт для мамы» в подготовительной группе. Назначение: Мастер класс «Прикладное искусство» предназначен для воспитателей, для детей, старшей и подготовительной группы, для педагогов.
Мастер-класс по прикладному искусству «Подарочный магнит к 23 февраля» в подготовительной группе Автор: Корж Дарья Петровна, воспитатель МБДОУ №12 «Ладушка», г. Тихорецка. Назначение: Мастер класс «Прикладное искусство» предназначен.
Проект по декоративно-прикладному искусству «Веселая ярмарка» Руководитель проекта: Аксенова А. Л. педагог дополнительного образования по ИЗО МБДОУ «Детский сад «Камушка» Вид проекта: творчески – информационный.
Проект по декоративно-прикладному искусству «Русские узоры» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 118 г. Сочи 354200, г. Сочи, ул. Партизанская,.
Проект по Декоративно-прикладному искусству Тема проекта: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»..
ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
проект (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: долгосрочный (месяц). Сроки: Ноябрь 2017 – апрель2018. Тип проекта: познавательно – творческий. Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель. Актуальность проекта Участие детей в проекте, поможет максимально обогатить и обобщить их знания и представления о старинных русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома». Будет способствовать становлению национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа, будет воспитывать познавательный интерес к культуре русского народа, чувство восхищения результатами творчества русских народных умельцев.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 193»
ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Возрастная категория (старшая группа 6-7 лет)
Калайчева Медули Давидовна,
первая квалификационная категория, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №193»
Иваново 2018г. Вид проекта: долгосрочный (месяц).
Сроки : Ноябрь 2017 – апрель2018.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель.
Участие детей в проекте, поможет максимально обогатить и обобщить их знания и представления о старинных русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома». Будет способствовать становлению национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа, будет воспитывать познавательный интерес к культуре русского народа, чувство восхищения результатами творчества русских народных умельцев.
Изобразительная деятельность, сама по себе, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей, доставляет им много радости, которая создает положительный настрой на жизнь. Она даёт возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать и главное – самовыражаться. Освоение видов техник декоративно – прикладного искусства «пластилинография», лепка из глины и роспись – это толчок к развитию художественного вкуса, творческих способностей, воображения, наблюдательности, зрительного восприятия, памяти, образного и ассоциативного мышления. А ещё это возможность проявлять самостоятельность, инициативу, выражать свою индивидуальность и творческую активность.
Создавая изображение, ребёнок приобретёт различные знания: уточнятся и углубятся его представления об окружающем. В процессе работы он начнет осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится осознанно использовать изобразительные навыки и умения.
Вопрос развития мелкой моторики так же актуален. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностях, становлении речи. Именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики. В процессе занятий пластилинографией, леки из глины и росписи объёмных предметов, у ребёнка развивается ручная ловкость, сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Совершенствование у ребёнка основных приёмов работы в нетрадиционной технике «пластилинография», лепки из глины и росписи, поможет ему приготовить руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Таким образом, участие детей в данном проекте актуально и благоприятно скажется на развитии творческих способностей детей и становлении национального самосознания.
- становление национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа;
- формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с русскими народными промыслами и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности посредством овладения нетрадиционной техникой « пластилинография», лепкой из глины и росписью;
- развитие творческого потенциала; проявление самостоятельности, инициативы, индивидуальности и творческой активности; развитие интереса детей к русскому народному декоративно – прикладному искусству, как к одному из видов изобразительного искусства;
- развитие у ребёнка ручной ловкости и элементарных графических умений, столь необходимых для освоения письма.
Задачи приоритетно – образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
- воспитывать познавательный интерес культуре и русского народа;
- воспитать любовь к творчеству народных умельцев;
- развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
- совершенствовать у детей основные приёмы пластилинографии (раскатывание, надавливание, сплющивание, прищипывание, вытягивание, примазывание, разглаживание) и рисования кисточкой (примакивание, рисование мазками, рисование по объёмной фигуре), лепки из глины;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- развивать художественный вкус;
- развивать ручную ловкость и элементарные графические навыки.
Задачи в интеграции образовательных областей:
- совершенствовать речь как средство общения;
- способствовать обогащению словаря детей, развитию грамматически правильной связной речи;
- способствовать пониманию образного смысла загадок, пословиц, поговорок;
- прививать любовь к фольклорным традициям.
- способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре;
- развивать мотивацию и любознательность у детей;
- расширять представления детей о материалах природного (дерево и глина) и рукотворного мира (фарфор);
закреплять умение исследовать окружающий мир с помощью познавательно – исследовательской деятельности.
- развивать мелкую моторику пальцев обеих рук, координацию движения рук, глазомер;
- обогащать двигательный опыт детей;
- развивать крупную моторику;
- формировать положительные эмоции.
Социально – коммуникативное развитие:
- способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре русского народа;
- расширять представления о культуре и традициях русского народа;
- формировать позитивную установку к разным видам труда и творчества;
- воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность;
- закладывать основы таких личных качеств, как привычка к трудовому усилию, аккуратность, желание довести начатое до конца, способность работать в коллективе.
Планируемые результаты проекта
У ребёнка наблюдается положительна динамика в формировании национального самосознания; ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует как со сверстниками так и со взрослыми; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями; проявляет индивидуальность и творческую активность и в тоже время, умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе пластилинографии, лепки из глины и росписи. Ребёнок знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов друг от друга; ребёнок обладает представлениями о рукотворных и природных материалах; владеет устной речью, может использовать речь, для построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребёнка развита ловкость рук и графические навыки.
Методы и приёмы:
- Наглядный – рассматривание, показ, разъяснение.
- Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, пояснение, поощрение.
- Практический – показ способов изображения и способов действия, экспериментирование.
Планируется осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/12/proekt-narodno-prikladnoe-iskusstvo
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-narodno-prikladnomu-iskustvu-v-dou.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/08/proekt-po-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-v-dou-russkie-narodnye