5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал последний день помпеи. «Последний день Помпеи»: история создания картины

«Последний день Помпеи» — загадочные лица картины Брюллова

Глядя на это полотно, погружаешься в одну из величайших трагедий человечества. Карл Брюллов увековечил в памяти людей гибель города у подножия вулкана. Что же таит в себе тот самый «Последний день Помпеи»?

Карл Брюллов был сыном известного французского скульптора, переехавшего в Россию. Привитая с детства любовь к искусству и красоте в дальнейшем указала жизненный путь ему и его братьям, трое из которых также стали художниками. Несмотря на творческую натуру, уже с самых первых шагов молодой Карл столкнулся с трудностями. Западные именитые художники считали, что он не сможет добиться успеха. Тогда, в самом начале своей деятельности, он и подумать не мог, что всемирную славу ему принесёт изображение события, произошедшего много веков назад.

В 79 году нашей эры произошло мощнейшее извержение вулкана Везувий. Как утверждают исследователи, это была серия разрушительных смертельных извержений огромной мощности. Несколько городов, в том числе Геркуланиум, Стабия и Помпеи, были полностью погребены под обломками, потоками лавы и упавшим с неба пеплом (его толщина достигала 7 метров). Накануне извержения многие люди спешно покидали Помпеи, но на момент трагедии в городе оставалось более двух тысяч жителей. О последнем дне накануне этого страшного события Карл Брюллов рассказал в своей картине, написанной в 1833 году.

Картина стала потрясением и открытием не только для России, но и Европы. В год написания её показывали в Риме, в 1834 картина покорила Париж. О появившемся шедевре не умолкали разговоры и слухи. Картиной восхищались и вдохновлялись Пушкин, Гоголь, Баратынский.

Под впечатлением от картины был и император Николай I, который назначил Брюллова профессором Императорской Академии художеств. В дальнейшем друзьями и почитателями творчества Брюллова стали Пушкин, Крылов, Глинка.

Однако рождению шедевра предшествовал долгий период работы над ним и изучения материала. Карл Брюллов лично посещал раскопки города Помпеи, видел руины погибшего города. Именно это вдохновило его на создание своего шедевра. Популярная в то время тематика судьбы людей и целых народов повлияла на масштабность и эпичность полотна. Карл Брюллов вспоминал позднее, что раскопки города не давали ему покоя, а находясь на их месте, он будто перемещался во времени, в далёкий и страшный день. Помпеи завладели сердцем художника, вызвав вдохновение и трепет.

Писалось всё тоже «с натуры». Как рассказывал Брюллов, он даже позицию для написания картины выбрал такую, чтобы видны были и городские ворота, и сам Везувий. Самой главной трудностью было передать дух античности – художник хотел сохранить классические формы в изображении, но словно взглянуть на них по-новому.

Художник сумел не только живо и ярко изобразить события прошлых веков, но и оставить частичку себя в шедевре. И действительно – если внимательно посмотреть на одного из персонажей, тоже художника с ящиком кистей на голове, увидим черты самого Брюллова. Навеки запечатлённой на полотне осталась и его возлюбленная, Юлия Самойлова. Она запечатлена в образах четырёх людей: матерей с дочерьми и малышом, девушки с сосудом и горожанки, падающей с колесницы.

Последний день Помпеи: история и гибель римского города

Город Помпеи уничтожило извержение Везувия. До гибели Помпеи были известны как место, где делали соус гарум. Катастрофу описал Плиний Младший.

Древний город Помпеи: от осков до Ганнибала

Предположительно, основателями Помпей были оски, один из народов Древней Италии. Уже древние высказывали разные мнения о происхождении названия Помпеи. Одни возводили его к триумфальному шествию (помпе) Геркулеса после победы над Герионом. Другие — к оскскому слову «пять» (пумпэ). По этой версии Помпеи были образованы как объединение пяти общин.

По мнению писавшего в I веке н. э. географа Страбона город основали оски. Позже контроль над ним захватили этруски, а затем после побед на этрусками — греки. Позже у греков город отобрали самниты, народ, родственный оскам. Это произошло в V веке до н. э. Археология фиксирует упадок городской жизни в этом столетии. Возможно Помпеи на какое-то время были заброшены.

В IV веке до н. э. Помпеи стали частью Самнитской федерации. Город служил портом для самнитских городов, располагавшихся выше по реке Сарно. В IV веке до н. э. между Римской республикой и самнитами прошла серия войн. В ходе них в 310 г. до н. э. недалеко от Помпей высадился римский десант. Римляне опустошили земли соседней с Помпеями Нуцерии. Позже жители сельской округи Помпей напали на возвращавшихся с награбленной добычей легионеров, отняли награбленное и загнали их на корабли.

Дом Фавна. Источник: wikipedia.com

Римляне победили и покорили своей власти самнитов и их союзников. Отныне Помпеи наряду с другими кампанскими городами стали частью Римско-италийской конфедерации. В городе сохранялось самоуправление. Помпеи должны были быть союзниками Рима, а также предоставлять вспомогательные войска.

Читать еще:  Представление костюмов на осеннем балу. Костюм на Осенний бал своими руками для девочки и мальчика из подручных материалов. Представление и защита осенних костюмов на балу

В эпоху самнитов Помпеями управлял городской совет. Среди вопросов его ведения было, в частности, строительство. Непосредственное наблюдение за строительными работами и их оплату осуществлял квайстур (латинский вариант — квестор), должностное лицо, отвечавшее за городскую казну. Верховная власть в городе принадлежала должностному лицу с названием «meddissa tuvtiksa», что переводят как «градоправитель».

Присоединение к Риму дало толчок развитию города в III веке до н. э. В конце столетия выросло население Помпей. Во II веке до н. э. появились новые общественные постройки — храмы, театры, бани. Появляются роскошные особняки. Среди них знаменитый «Дом Фавна», на стене которого сохранилась фреска с изображением битвы македонян и персов при Иссе.

Парадоксально, но стимул развитию Помпей придала война Рима с Ганнибалом. После перехода через Альпы и побед над римскими войсками карфагенский полководец вторгся в Кампанию. Капуя, сильнейший город региона, перешла на его сторону. Нуцерия сохранила верность Риму и была за это уничтожена Ганнибалом. В ходе войны римляне взяли Капую и покарали неверного союзника.

Сами Помпеи не были взяты карфагенянами и стали убежищем для беженцев из других кампанских городов. Это и объясняет рост городского строительства в конце III века до н. э.

Элита кампанского города получила свою долю богатства от экспансии Рима в Средиземноморье во II веке до н. э. Сохранились свидетельства о контактах помпейских купцов с восточными рынками. В частности, с островом Делос. В сами Помпеи попадают восточные пряности. Фрески в Доме Фавна говорят о художественном вкусе и интересе его владельца к истории.

Союзническая война: Помпеи против Суллы

В 91 году до н. э. ряд италийских общин (включая Помпеи) восстал против Рима. Этот конфликт вошел в историю как Союзническая война. Восставшие против Рима союзники добивались равного с римлянами статуса в государстве. После трех лет войны римляне разгромили мятежных союзников. Но после этого они дали им права римского гражданства.

В 89 году до н. э. в ходе войны Помпеи осадил римский полководец Луций Корнелий Сулла. В серии битв недалеко от города Сулла разбил кампанского полководца Клуенция, пытавшегося снять осаду Помпей. Город сдался вскоре после разгрома и гибели Клуенция.

Помпеи не были разрушены и получили римское гражданство. Через 10 лет Сулла, одержавший победу над своими противниками и ставший диктатором, основал в городе колонию своих ветеранов. Отныне Помпеи получили статус римской колонии, и прежних оскских магистратов сменили новые римские. Делопроизводство в городе переносится на латинский язык. И в последний век города сокращается число записей на оскском.

Город римского времени: Помпеи при империи

В эпоху империи Помпеи были скромным провинциальным городом. Здесь производили знаменитый соус гарум и вино. Частично жители колонии пытались скопировать постройки самого Рима. В городе находился форум, на котором стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы. В стенных нишах одного из зданий стояли статуи основателей Рима — Энея и Ромула. Под ними были выбиты надписи, излагавшие их деяния. Такие же надписи, рассказывающие об Энее и Ромуле, были и на римском форуме.

Италийские города были связаны с Римом и императорским домом. В частности, племянник и один из возможных наследников Августа Марцелл занимал полуофициальную должность патрона (покровителя) Помпей.

Амфоры из Помпей для гарума. Источник: wikipedia.com

В 59 году н. э. Помпеи печально прославились побоищем в стенах города. Дело было во время гладиаторских боев, но сражение началось между горожанами Помпей и Нуцерии. Жители городов начали задирать друг друга, затем взялись за камни, а затем — и за мечи с кинжалами. Победили в потасовке помпейцы.

Информация о побоище дошла до императора Нерона, который поручил сенату провести расследование. В итоге сенат запретил Помпеям 10 лет проводить гладиаторские игры, а их организатор Ливиней Регул отправился в изгнание.

Интересно, что Ливиней Регул несколькими годами ранее был лишен звания сенатора. То есть, опальный представитель правящего класса мог найти убежище в Помпеях и стать благодетелем горожан.

Помпеи располагались в 240 километрах от Рима. Жители столицы могли добраться до кампанского города в течение недели. Поэтому многие знатные и богатые римляне строили в окрестностях Помпей свои виллы. В частности, еще в эпоху Республики такую виллу приобрел Цицерон.

Марк Клавдий Марцелл. Источник: wikipedia.com

Высшими должностными лицами в Помпеях были два его избираемых правителя — дуумвиры. Они собирали городской совет и председательствовали в нем. Чтобы стать дуумвиром, карьеристу из Помпей нужно было пройти через должность эдила, которая открывала ее исполнителю дорогу в городской совет. Члены городского совета носили это звание пожизненно. Эдилы отвечали за городское благоустройство — снабжение хлебом, содержание улиц и бань, занимались организацией зрелищ.

В гражданских делах с небольшой исковой суммой дуумвиры были председателями. Уголовные дела и более сложные гражданские рассматривались в Риме. Также дуумвиры отвечали городскую казну.

Потасовка жителей Помпей и Нуцерии. Источник: wikipedia.com

Раз в пять лет избранные дуумвиры назывались квинквенналами (пятигодниками). Они обновляли списки городского совета — вносили новых людей, вычеркивали умерших и тех, кто потерял право на членство в совете за преступления. Также они составляли списки граждан города.

Читать еще:  Краснодарка, чью внучку мог совратить чемпион мира, обратилась к путину. Стихотворение "дедушкина внучка" барто агния львовна Молодая внучка дает дедушке в первый раз

Члены совета принимали отчеты должностных лиц, осуществляли верховный надзор за городскими делами. Разбогатевший вольноотпущенник не имел права на занятие должностей и попадание в совет, но мог добиться этого для своего сына. Надпись сохранила курьезный случай некоего Цельзина, который стал декурионом (членом совета) в 6 лет за то, что восстановил пострадавший от землетрясения храм Исиды.

В Помпеях и других римских городах должности дуумвира и квинквеннала открывали двери в городскую элиту, но требовали от соискателя богатства. Дуумвир Помпей вносил при вступлении в должность 10 000 сестерциев.

Во время исполнения своей должности гражданин Помпей проводил за свой счет празднества. Например, Авл Клодий Флакк был дуумвиром трижды. Во время первой магистратуры он организовал на форуме игры в честь Аполлона, включавшие бой быков, музыкальные состязания и выступление артиста Пилада (видимо, местная знаменитость). Второй раз кроме игр на форуме он организовал травлю зверей и гладиаторские бои в амфитеатре. Третий раз был самым скромным — выступление артистов и музыкантов. Другой квинквеннал в своей надписи подчеркивал, что провел гладиаторские бои без траты общественных средств.

Вокруг выборов должностных лиц кипели страсти, сопоставимые с выборами консулов в республиканском Риме. Стены города сохранили записи, призывавшие голосовать за того или иного из граждан Помпей, желающего стать дуумвиром или эдилом. Интересно, что в основном агитация касалась должности эдила.

В Помпеях жило около 12 тысяч человек, и около 24 тысяч — в сельской округе. Половина из них была рабами. Большую часть оставшихся составляли женщины и дети. Таким образом, электоратом во время выборов было около 2500 жителей города и 5000 — в сельской округе.

Надписи закрашивали и писали поверх них новые. Агитационная надпись могла быть адресована конкретному гражданину Помпей. Житель города мог выбить надпись на стене своего дома, чтобы показать свою позицию.

Агитировали за кандидатов и профессиональные объединения. Например, плотники, извозчики, пекари или ювелиры. Своих кандидатов предлагали горожанам члены союза «Молодежь», в который входили молодые люди из знатных семей.

Иногда в пользу кандидатов слагали стихи или в прозе подчеркивали их профессиональные и нравственные качества. А иногда призывали уважаемого гражданина проголосовать за кандидата, потому что «выбери Сабина эдилом, и он тебя выберет».

Были оригинальные записи в поддержку кандидатов, которые, вероятно, должны были их дискредитировать. Это слова поддержки, написанные от имени воров-карманников, беглых рабов, пьяниц или бездельников.

Выборы в Помпеях напоминали выборы в других городах Римского мира. Гражданская община делилась на курии, каждая из которых выбирала своего кандидата.

Выборы проходили в марте, а в июле магистраты приступали к исполнению обязанностей. Помпейцы могли становиться дуумвирами повторно, но не два года подряд.

Извержение вулкана Везувий: гибель города

Примерно за 80 лет до извержения Везувий посетил географ Страбон. Ученый написал, что почти до самой вершины вулкан покрыт цветущими полями. Только сама пепельная вершина напоминала, что это место когда-то извергало огонь.

Вулкан заявил о своем пробуждении в 63 году н. э. землетрясением. Оно разрушило несколько городов в Помпеях, Геркулануме и Неаполе. Некоторые из них так и не восстановили за 16 лет.

Свидетельство о катастрофе оставил ее современник Плиний Младший, живший тогда в приморском Мизене (около 30 километров от Помпей). В Мизене была база римского флота, а одним из кораблей командовал дядя Плиния — Плиний Старший.

24 августа люди увидели, как над вулканом поднимается облако. Плиний Старший повел свой корабль в сторону Помпей. Его племянник писал, что ученым двигали желание спасти людей из города и научное любопытство. Плиний Старший приказал записывать все изменения, которые происходят в облаке.

Ночью началось землетрясение, а на следующий день люди не увидели солнца. Сначала были сумерки, потом опустился мрак, а с неба начал падать пепел. Когда он рассеялся, выяснилось, что соседних городов нет, а долина Сарно засыпана пеплом. Сначала город засыпали куски пемзы, затем — пепел.

Большинство жителей бежали из города в первый день. Погибли те, кто решил остаться и пересидеть катастрофу в домах, и те, кто слишком поздно решил бежать. Их ноги застревали в пемзе, а потом их добил дождь из пепла и воды. Некоторые помпейцы побежали в гавань, но кораблей либо не было, либо они уже были выведены из строя пеплом и камнями.

Фонтан в Помпеях. Источник: wikipedia.com

Когда извержение закончилось, уцелевшие помпейцы отправились в свой город. Они не могли попасть в свои дома, потому что город был засыпан пеплом. Они проламывали крыши, спускались в жилища, чтобы забрать деньги и ценности, которые могли пригодиться им при переселении. При раскопках ученые Нового времени нашли в домах мало денег и предметов домашней утвари.

Император Тит направил в Кампанию сенатскую комиссию. Они должны были оценить ущерб и организовать восстановление городов. Имущество погибших горожан, не имевших наследников, должно было пойти на восстановление Помпей. Но ничего сделано не было. Выжившие разбрелись по другим местам.

Трагедия города Помпеи и его последний день на карине Карла Брюллова

В горе мы одиноки, но именно трагедия обнажает все наши чувства, снимает все покровы и делает нас настоящими. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» — это несколько историй о людях, которые лицом к лицу столкнулись со смертью и жестокой стихией.

Читать еще:  Волшебник земноморья автор. «Волшебник Земноморья

Как создавалась картина

В 79 году произошло извержение вулкана Везувий, повлекшее за собой гибель роскошного античного города. В 1833 мир увидел полотно «Последний день Помпеи», и описание картины будет неполным, если не рассказать о том, что произошло между двумя этими событиями.

С 79 года вулкан просыпался много раз, но не настолько разрушительно. В 18 веке у людей проснулся интерес к античности и начались раскопки древних городов. В 1822 году художник Карл Брюллов отправился в Италию. В основном, рисовал он картины из итальянской повседневной жизни, но тяготел к более масштабным полотнам. Так, в 1825 он создал копию рафаэлевской «Афинской школы». В 1827 вместе с братом-архитектором художник попал на раскопки города Помпеи. Все увиденное долго не отпускала автора. Так и родилась идея картины Последний день Помпеи. Самое первое упоминание художника о работе над картиной датируется мартом 1828 года. Тогда же Брюллов побывал в Неаполе снова, надеясь увидеть новое извержение Везувия, но, как назло, вулкан затих именно тогда, когда приехал Брюллов.

Следующие несколько лет Брюллов посвятил подготовке материала. Он изучал древнеримские обычаи, делал зарисовки в музее Неаполя, вдохновлялся шедеврами живописи Возрождения, не раз посещал разрушенный город. Кстати, некоторых персонажей на картине автор написал в тех же позах, в которых нашли останки в окаменевшем пепле на развалинах Помпей. На поиски композиции для нового полотна, а также на создание первых эскизов автора вдохновила малоизвестная картина Рафаэля «Пожар в Борго». Заказчиком картины стал юный князь Анатолий Демидов, а подтолкнула его сделать заказ графина Самойлова. К ней мы еще вернемся.

Описание картины

Полотно «Последний день Помпей» создано на стыке классицизма и романтизма. Композиция вполне в духе классицизма, ведь все эпизоды заключены в треугольник. Тем не менее, посвящена картина реальной трагедии народа, а не идеализированному образу, что делает ее произведением в стиле романтизм.

Новаторской ее делает решение Брюллова изобразить двойное освещение – от Везувия и молнии. Это получилось сделать двумя цветами: горячим красным и сине-зеленым.

Как в театре развязка приводит на одну сцену всех действующих лиц, так и гибель Помпей привела всех героев к воротам, за которыми ждет смерть.

Декорацией стали Геркуланские ворота, за которыми начиналась Улица гробниц, то есть, местное кладбище. Это символично, но именно с этого ракурса лучше всего было видно вулкан.

Итак, Последний день Помпей – это несколько историй, сплетенных воедино:

Здесь нет главного героя, но центральными персонажами являются знатная дама, погибшая при падении с колесницы и ее маленький сын, который, кажется, не понял, что потерял мать. Они символизируют падение античного мира и рождение на его осколках нового. Вероятнее всего, натурщицей была графиня Самойлова, которая много лет была любовницей Брюллова. Изобразил ее на картине Брюллов еще в нескольких образах:

  • Женщина с сосудом на голове;
  • Мать с двумя маленькими девочками;
  • Женщина с мужем и младенцем.

Также видна колесница, с которой эта дама упала, ее и возницу влекут подальше от катастрофы обезумевшие лошади.

На заднем плане есть еще одна лошадь, которая поднялась на дыбы. Это символ безумной стихии.

Один из самых сильных персонажей – юноша, уговаривающий мать бежать с ним. Это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту.

Не менее цепляют и двое юношей, несущих на руках своего отца ( обратите внимание, в ногах у них крутится собака) а также молодой жених с погибшей возлюбленной.

Еще одна семья на картине – молодая женщина с младенцем и муж, пытающийся прикрыть их плащом. Моделью для него послужил итальянский спортсмен Доминико Марини.

Автопортрет

Себя и свою возлюбленную автор изобразил среди людей, которые пытаются скрыться в гробнице. Среди них есть художник, пытающийся спасти самое ценное, кисти и краски, а также запомнить все увиденное. Это и есть Брюллов. Вероятнее всего, этим Брюллов рассказал о том, что художник всегда является соучастником всех событий. Среди других персонажей, толпящихся возле гробницы, примечателен вор, подбирающий чужое золото.

Тема религии на полотне тоже затронута. Так, трудно сказать, кому молится девочка, сидящая около мамы и сестры. Рядом с ними стоит христианский священник. Он, кажется, принял свою участь и чувствует себя в безопасности. На заднем плане же пытается убежать перепуганный языческий жрец, как символ ухода старого мира и язычества. Именно на фоне катаклизма так четко обозначается уход старого и возникновение нового. До падения римской империи еще несколько веков, но уже прекрасно видно, что античность догорает вместе с молниями и вулканом.

Триумфальное шествие полотна началось с Милана, в 1836 году картина приехала в Россию, и не могла не вызвать шквал эмоций. Поэмы, стихи, рецензии. «Последний день Помпеи» покорил Боратынского и Пушкина, Гоголя, написавшего внушительную статью, посвященную полотну.

Сегодня шедевр находится в Государственном Русском Музее, а несколько лет назад картина стала одной из звезд клипа группы «Ленинград». Шутка. Очень надеемся, что современников она будоражила и до выхода хулиганского видео.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b309c6706459b00a99b1b31
http://diletant.media/articles/45268164/
http://topkartin.ru/kartiny/pompei

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector