Методическая разработка спектакля на примере сказки «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С. Я
Содержание
- 1 Методическая разработка спектакля на примере сказки «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С. Я
- 1.1 Урок литературы в 5 классе с элементами интеграции «Драма и театр. (на примере сказки- пьесы С.Я, Маршака «Двенадцать месяцев»)»
- 1.2 Урок литературы с элементами интеграции «Театр и драма (на примере сказки-пьесы «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака)»
- 1.3 Сценарий спектакля по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Урок литературы в 5 классе с элементами интеграции «Драма и театр. (на примере сказки- пьесы С.Я, Маршака «Двенадцать месяцев»)»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
МБОУ «Высокоосельская ОШ»
Урок литературы с элементами интеграции в 5 классе
(на примере сказки- пьесы
учитель русского языка
Цели деятельности учителя: дать представление о драме и театре, выявить художественные особенности драматического произведения; дать представление о новом виде литературного произведения — пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Подготовка к уроку.
Дома дети должны прочитать сказку- пьесу С.Я. Маршака «12 месяцев»
1. Литературоведы должны:
-прочитать статью в учебнике литературы о драме как роде литературы,
-через Интернет найти дополнение по этому понятию, также информацию о том, какие жанры относятся к драматическим произведениям,
-найти ответ на вопрос, как построено драматическое произведение.
3 . Театралы должны:
-подготовить рассказ о том, какова история театра.
I. Вступительное слово учителя
Стихотворение «Театр» С.Я Михалкова
Театр! Как много значит это слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектакле умираем,
С героем вместе слезы льем…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем.
Забыв про возраст, неудачи
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектакле жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
-Как вы думаете, почему мы прочитали это стихотворение? Случайно ли
это? -нет, мы будем говорить на уроке о театре
-А еще о чем?- о литературе- литература и театр связаны друг с другом.
II. Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).
Ребята, дома вы прочитали определение слова «Драма» Что это ?
Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.
Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания ) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
Учитель: — Основой сюжета сказки « Двенадцать месяцев » стала западно – славянская легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.
Вопрос: – Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
— Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
— Какая это сказка?
-Докажите, что она волшебная
( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события — быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование — Баба и дочь стаИ собаками)
— Как вы думаете, почему сказка называется так?
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
— Что вы можете сказать о падчерице, какая она ? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
Трудолюбие доброта терпение приветливость
— Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.
Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.
— Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?
Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.
— Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?
Зимой нарвать подснежников.
— Зачем мачехе понадобились подснежники? « По воле королевы».
III . Словарная работа.
Падчерица — приемная дочь
Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы
Астролог — гадатель по звездам
Резолюция – решение, постановление
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в стороны поставим.
Правой левую поставим.
А потом наоборот
Будет вправо поворот.
Повернись еще разок.
Раз,два, три, четыре.
V. Продолжение работы по теме урока
Учитель: Театралам нужно было собрать материал о театре. Работа эта нелегкая,
но, я думаю, что они со своей задачей справились.
Сообщение первого театрала об истории театра.
(показываются через интерактивную доску рисунки первых театров)
Первые театры возникли в Древней Греции. Это было огромное помещение под открытым небом. Театральные представления происходили прямо на площади. Кто-то пел, кто-то декламировал стихи, кто-то мог быть в костюме обезьяны или медведя. Настоящие театры
появились на западе в 16 веке, где уже был о постоянное помещение и. Так появился известный театр «Глобус» в Лондоне, где великий Вильям Шекспир писал пьесы и играл в них. А в Италии в это время появляется также известный театр «Олимпико».
Сообщение второго театрала .
В России актерами были скоморохи. Они известны с 11 столетия. Они строили на площадях балаганы (навесы) и развлекали народ. Впервые театр в России, как здание, появился при отце царя Петра 1 Алексее Михайловиче. Назывался такой театр Потешной палатой. А потом появились большие театры при Петре 1 и других царях.
Учитель: Найдем Потешную палату. Спроектируем театр на экран. Покажите друг
другу рисунки, потому что Потешные палаты были разные.
Учитель. Вы приходите в театр и должны знать, как называются различные
его элементы . О них нам расскажут также театралы.
Сообщение театрала об элементах театра . (показ элементов на интерактивной доске)
задник- это задняя декорация, расписанная в соответствии с содержанием
мизансцена -это место актеров на сцене;
авансцена- это передняя часть сцены, где происходит все действие
кулисы — это плоские декорации, расположенные сбоку; декорации -это мебель, деревья, колонны, здания, необходимые для
игровой занавес — это передняя подъемная штора, которая раздвигается в
начале спектакля и задвигается в конце. На сцене.
Учитель: Проведем игру.
На интерактивной доске запись. Пять понятий. Разложите их по порядку.
Докажите, как рождается спектакль.
1.Постановка пьесы на сцене.
3.Создание пьесы драматургом.
4.Принятие ее худсоветом.
5.Работа театральных художников.( Ответ: 3,4,2,5,1).
А теперь посмотрим небольшой отрывок из пьесы- сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»
На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.
У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.
Падчерица — умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.
дочь — жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.
Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.
— Вспомните, что такое антитеза?
( Антитеза — стилистическая форма, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия)
VI Подведение итогов
1.С каким родом литературы мы с вами познакомились?
2.Для чего пишут драматические произведения? Каково их главное
Драма как вид произведения связана и с литературой, и с театром.
Это и искусство слова, и сценическое искусство.
VII Выставление оценок.
Отметьте крестиками на листочках, как вы чувствовали себя на уроке
Все было вам понятно?
Вам было интересно?
IX . Домашнее задание: Составьте синквейн, в основе которого будет слово «драма».
Урок литературы с элементами интеграции «Театр и драма (на примере сказки-пьесы «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака)»
МБОУ «Высокоосельская ОШ»
Урок литературы с элементами интеграции в 5 классе
(на примере сказки- пьесы
учитель русского языка
Цели деятельности учителя: дать представление о драме и театре, выявить художественные особенности драматического произведения; дать представление о новом виде литературного произведения — пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения;уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Подготовка к уроку.
Дома дети должны прочитать сказку- пьесу С.Я. Маршака «12 месяцев»
-прочитать статью в учебнике литературы о драме как роде литературы,
-через Интернет найти дополнение по этому понятию, также информацию о том, какие жанры относятся к драматическим произведениям,
-найти ответ на вопрос, как построено драматическое произведение.
3. Театралы должны:
-подготовить рассказ о том, какова история театра.
I. Вступительное слово учителя
Стихотворение «Театр» С.Я Михалкова
Театр! Как много значит это слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектакле умираем,
С героем вместе слезы льем…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем.
Забыв про возраст, неудачи
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
В спектакле жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
-Как вы думаете, почему мы прочитали это стихотворение? Случайно ли
это? -нет, мы будем говорить на уроке о театре
-А еще о чем?- о литературе- литература и театр связаны друг с другом.
II. Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).
Ребята, дома вы прочитали определение слова «Драма» Что это?
Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.
Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
Учитель: — Основой сюжета сказки « Двенадцать месяцев » стала западно – славянская легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.
Вопрос: – Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой?(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
— Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
— Какая это сказка?
— Докажите, что она волшебная
( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события — быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование — Баба и дочь стаИ собаками)
— Как вы думаете, почему сказка называется так?
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
— Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
Трудолюбие доброта терпение приветливость
— Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.
Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.
— Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?
Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.
— Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?
Зимой нарвать подснежников.
— Зачем мачехе понадобились подснежники? «По воле королевы».
III . Словарная работа.
Падчерица — приемная дочь
Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы
Астролог— гадатель по звездам
Резолюция – решение, постановление
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в стороны поставим.
Правой левую поставим.
А потом наоборот
Будет вправо поворот.
Повернись еще разок.
Раз,два, три, четыре.
V. Продолжение работы по теме урока
Учитель: Театралам нужно было собрать материал о театре. Работа эта нелегкая,
но, я думаю, что они со своей задачей справились.
Сообщение первого театрала об истории театра.
(показываются через интерактивную доску рисунки первых театров)
Первые театры возникли в Древней Греции. Это было огромное помещение под открытым небом. Театральные представления происходили прямо на площади. Кто-то пел, кто-то декламировал стихи, кто-то мог быть в костюме обезьяны или медведя. Настоящие театры
появились на западе в 16 веке, где уже был о постоянное помещение и. Так появился известный театр «Глобус» в Лондоне, где великий Вильям Шекспир писал пьесы и играл в них. А в Италии в это время появляется также известный театр «Олимпико».
Сообщение второго театрала.
В России актерами были скоморохи. Они известны с 11 столетия. Они строили на площадях балаганы (навесы) и развлекали народ. Впервые театр в России, как здание, появился при отце царя Петра 1 Алексее Михайловиче. Назывался такой театр Потешной палатой. А потом появились большие театры при Петре 1 и других царях.
Учитель:Найдем Потешную палату. Спроектируем театр на экран. Покажите друг
другу рисунки, потому что Потешные палаты были разные.
Учитель. Вы приходите в театр и должны знать, как называются различные
его элементы . О них нам расскажут также театралы.
Сообщение театрала об элементах театра. (показ элементов на интерактивной доске)
задник-это задняя декорация, расписанная в соответствии с содержанием
мизансцена-это место актеров на сцене;
авансцена-это передняя часть сцены, где происходит все действие
кулисы— это плоские декорации, расположенные сбоку; декорации-это мебель, деревья, колонны, здания, необходимые для
игровой занавес— это передняя подъемная штора, которая раздвигается в
начале спектакля и задвигается в конце. На сцене.
На интерактивной доске запись. Пять понятий. Разложите их по порядку.
Докажите, как рождается спектакль.
1.Постановка пьесы на сцене.
3.Создание пьесы драматургом.
4.Принятие ее худсоветом.
5.Работа театральных художников.( Ответ: 3,4,2,5,1).
А теперь посмотрим небольшой отрывок из пьесы- сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»
На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.
У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.
Падчерица — умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.
дочь — жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.
Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.
— Вспомните, что такое антитеза?
( Антитеза — стилистическая форма, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия)
VI Подведение итогов
1.С каким родом литературы мы с вами познакомились?
2.Для чего пишут драматические произведения? Каково их главное
Драма как вид произведения связана и с литературой, и с театром.
Это и искусство слова, и сценическое искусство.
VII Выставление оценок.
Отметьте крестиками на листочках, как вы чувствовали себя на уроке
Все было вам понятно?
Вам было интересно?
IX . Домашнее задание:Составьте синквейн, в основе которого будет слово «драма».
Сценарий спектакля по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Щепко СОШ №23 города Павлодара
/К новогоднему представлению/
Сценарий спектакля по мотивам сказки
С. Маршака «Двенадцать месяцев»
в пяти действиях
Действующие лица и исполнители:
Её дочь Марфушка —
Его дочь Настенька –
Мачеха, Марфушка, Старик, Настенька, собачка
Деревенская изба: стол, на нём самовар, баранки. Печка, на ней спит Марфушка, громко храпя. Настенька подметает пол, тихонько напевая песенку «В лесу родилась ёлочка». На лавке стоит ведро. Настенька одевается, берёт ведро и уходит за водой.
Марфушка (просыпаясь и потягиваясь) громко кричит: Мамка, кушать хочу!
Мачеха (бросается к ней): Доченька моя ненаглядная! Проснулась, помощница ты моя! (гладит её по голове)
Собачка: Тяф! Тяф! Марфушка — бездельница! Настенька – рукодельница!
Мачеха: На баранку, скажи: Марфушка – рукодельница, Настенька – бездельница!
Собачка твердит: Настенька – рукодельница!
Мачеха замахивается на неё веником, собачка, повизгивая, убегает, но снова возвращается.
Мачеха говорит старику: Где эта лентяйка ходит? Марфушке завтракать пора!
Старик кричит: Настенька! Настенька!
Появляется Настенька с ведром воды, ставит его на лавку. Подходит к мачехе и спрашивает испуганно: Матушка, Вы звали меня?
Мачеха ворчит: Матушка! Матушка! Быстро на стол подавай, бездельница!
Собачка: Марфушка бездельница! Тяф! Тяф!
Мачеха выгоняет её.
Настенька ставит на стол чугунок, кладёт большую ложку и круглый хлеб.
Марфушка протирает глаза, хватает хлеб и начинает откусывать от него большие куски.
Мачеха с умилением смотрит на неё, гладит её по голове и приговаривает: Кушай, кушай моя ненаглядная!
А ты чего рот разинула? Иди дров из лесу принеси, да печь истопи – в избе холодно! Марфушка простудится!
Настенька, надев какую-то рваную одёжку, уходит.
Дворец: за столом сидит принцесса, что-то пишет.
Учитель, расхаживая рядом, диктует: Ско-ро Но-вый год! Ско-ро…
Заглядывает в тетрадь принцессы и строго говорит: Принцесса, «Новый год» нужно писать с большой буквы!
Принцесса: Почему это?
Учитель: Потому что это название праздника! Исправьте!
Принцесса: Вот ещё! И так пойдёт! Мне надоело писать, расскажи лучше что-нибудь интересное про Новый год!
Учитель (скучным голосом): Год состоит из двенадцати месяцев: сейчас декабрь, потом будет январь, за ним февраль…
Принцесса перебивает его: Знаю, знаю, потом сентябрь, потом апрель, потом июнь… (загибает пальцы на руке)
Учитель (схватившись за голову): Принцесса, Вы неправы, за февралём идёт март, потом апрель…
Принцесса перебивает его: Какая разница! Если я захочу, за декабрём сразу будет март. Не люблю, когда холодно!
Учитель: Но это невозможно, принцесса! Если за декабрём наступит март, то должны распуститься подснежники, а они не могут цвести зимой!
Принцесса: Если я захочу, то они расцветут!
(Топает ногой) Хочу подснежники! Сейчас же пиши Указ!
(Принцесса диктует) Того, кто к Новому году принесёт во дворец корзину подснежников, я щедро награжу!
Подумав, говорит: Шубкой со своего плеча!
Учитель, написав Указ, сидит, обхватив голову руками.
Мачеха, Марфушка, Старик, Настенька, собачка
Деревенская изба: Старик что-то мастерит. Мачеха вяжет. Марфушка
сидит за столом и ест.
Старик: Слышал я, что принцесса Указ написала, будто тому, кто принесёт ей корзину подснежников на Новый год, она шубку со своего плеча подарит. Чудеса!
Мачеха: Да, чудеса!
Марфушка, перестав жевать, заревела: Хочу шубку! Хочу шубку!
Мачеха утешает её: Успокойся, ненаглядная моя! Какие подснежники в декабре?
Марфушка (показывая на Настеньку, которая только что занесла дрова и, сложив их у печки, греет озябшие руки):
Пусть она пойдёт в лес и принесёт корзину подснежников!
Мачеха, обращаясь к Настеньке:
Слышала, что тебе сказали! Быстро иди в лес и без подснежников не возвращайся, бездельница!
Собачка: Марфушка — бездельница, Настенька — рукодельница!
Мачеха: Ну-ка, брысь отсюда!
Собачка отбегает в сторонку.
Настенька, заплакав, одевается, берёт корзинку и уходит.
Старик сидит, грустно качая головой.
Настенька, Дед Мороз, Месяц Декабрь, Месяц Март
Лес: сидит грустная Настенька, поёт песенку. Появляется Дед Мороз.
Увидел Настеньку: Что ты здесь делаешь, девочка? Зачем в лес пришла?
Настенька: Послала меня злая мачеха за подснежниками.
Дед Мороз: Какие зимой подснежники! Шла бы ты домой, девочка!
Настенька: Я домой без подснежников не вернусь. Лучше замёрзнуть!
Дед Мороз: Ну что же делать? Как Настеньке помочь?
Попробовать, что ли, с Месяцем Декабрём договориться, может он Марту Месяцу ненадолго своё время уступит?
Кричит: Месяц Декабрь! Месяц Март!
Появляются Месяц Декабрь и Месяц Март: Звал нас, Мороз?
Дед Мороз: Знаете ли Вы эту девочку?
Март: Да кто же её не знает? То она дрова из лесу несёт, то воду с речки вёдрами носит, то бельё в проруби полощет.
Декабрь: Уж такая работящая девочка!
Дед Мороз: Не уступишь ли ты, братец Декабрь братцу Марту свой волшебный посох ненадолго?
Декабрь: Конечно, Мороз!
Март берёт посох у Декабря и стучит им о землю:
После зимней стужи!
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы громче петь
И расцвёл подснежник!
Настенька: Подснежники! Подснежники!
Собирает их в корзинку, весело бегая по сцене.
Настенька: Спасибо тебе Дед Мороз! Спасибо вам, Месяц Декабрь и Месяц Март! Уходит.
Месяц Декабрь: Ну что, пора мне приступать к своим обязанностям!
Забирает посох у Марта Месяца и стучит им о землю:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю!
Пусть бежит в полях позёмка
Идёт снег, слышится завывание ветра.
Принцесса, учитель, мачеха, Марфушка, Настенька
Дворец: принцесса сидит за столом. Учитель, расхаживая, диктует ей примеры для решения:
Учитель: Скажите, принцесса, сколько будет дважды два?
Принцесса, недолго думая: Пять!
Учитель: Неправильно, принцесса! Дважды два будет четыре!
Принцесса: А я говорю — пять!
Входят мачеха и Марфушка с корзиной подснежников. Марфушка ест бублик.
Принцесса: Ой, подснежники! Где вы их взяли?
Мачеха: Да их в лесу полным-полно! Целая поляна!
Марфушка: Принцесса, ну-ка быстро давай мне свою шубку! Ты ведь обещала подарить её тому, кто принесёт тебе корзину подснежников.
Принцесса говорит учителю: Ну вот, видишь! А ты говорил, что подснежники зимой не цветут!
Учитель: Этого не может быть!
Принцесса обращается к мачехе и Марфушке:
А ну-ка, отведите нас в лес, да покажите ту поляну, где вы нашли подснежники!
Мачеха и Марфушка заревели в два голоса: Это не мы, это Настенька принесла их из леса!
Принцесса: Быстро позвать сюда Настеньку!
Появляется испуганная Настенька.
Принцесса: Не бойся девочка, я тебя не обижу! Скажи, где ты взяла подснежники?
Настенька: Мачеха послала меня в лес за подснежниками и велела без них не возвращаться. Спасибо Деду Морозу, что пожалел меня, не заморозил. А месяц Декабрь уступил ненадолго своё время Месяцу Марту, чтобы расцвели эти подснежники.
Принцесса: Так вот в чём дело! Я дарю тебе свою шубку, Настенька, как и обещала.
Набрасывает шубку на плечи Настеньки.
А этих двух злодеек приказываю выгнать из своего царства немедленно!
Настенька: Пожалей их, пожалуйста, принцесса. Они исправятся и не будут больше никого обижать.
Принцесса: Ну, хорошо. Пусть идут домой, а мы будем встречать Новый год!
Звучит весёлая музыка. Мачеха и Марфушка убегают. Остальные участники спектакля танцуют.
Источники:
http://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-s-elementami-integracii-drama-i-teatr-na-primere-skazki-pesi-sya-marshka-dvenadcat-mesyacev-3879197.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/375446-urok-literatury-s-jelementami-integracii-teat/page-2
http://pandia.ru/text/80/324/40672.php