6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мировая художественная культура? Введение. Понятие культуры

ВВЕДЕНИЕ

Реформа высшего образования, осуществляемая в настоящее время в России, направлена на гуманитаризацию, что предлагает создание необходимых предпосылок для развития всех теоретических способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Это прямо связано с реализацией основной задачи высшей школы — формировать личность, способность к творческой инновационной деятельности в любой сфере производства и управления, осознанно принимающей решения по всем важным вопросам.

В соответствии с этой реформой в учебном плане вузов в качестве обязательных был введен ряд культурологических дисциплин, призванных обеспечить переориентацию обучения с учетом гуманитарных потребностей личности, создан необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.

Изучение мировой художественной культуры соответствует духу времени, так как одни лишь экономические и политические знания не могут служить ключом к пониманию динамики мировой цивилизации. Новый учебный курс должен помочь осознанию важности таких феноменов духовной культуры, которым гуманитарное и технократическое мнение отводит второстепенную роль в общественной жизни: искусства, литературы, этики, религии, философии. Обстоятельный анализ приоритетных для данной культуры духовных ценностей помогает не только определить уровень развития и состояния этой культуры, но и понять, почему данное общество живет так, а не иначе.

В настоящем издании автор стремился максимально приблизиться к требованиям Государственного образовательного стандарта. Свою задачу автор видел в том, чтобы форма изложения была понятна и доступна будущим специалистам в области социально-культурного сервиса. Проблемы художественной культуры излагаются концептуально, в неразрывном единстве, включающем архитектуру, литературу, живопись, скульптуру, поэзию и другие виды художественного творчества данного народа, причем особое внимание уделяется приоритетным художественным направлениям в каждый конкретный исторический период.

История мировой художественной культуры многогранна и многолика, и это определило проблему структуры и содержания учебного пособия. Автор сделал акцент не на описание конкретных художественных произведений и памятников, их живописных и стилистических особенностей, творческой манере художников, а на влияние социокультурных доминант конкретных исторических эпох и реализации их в соответствующих художественных произведениях, идеях и образах. Выбор в пользу такого методологического подхода был обусловлен практикой преподавания курса, в соответствии с которой студенты при подготовке к семинарским занятиям весьма успешно осваивают вопросы искусствоведческого характера, описывая памятники художественной культуры.

Структура книги определена поставленными задачами. Учебное пособие состоит из предисловия, введения, основной части, заключения, практических заданий и именного указателя.

Мировая художественная культура? Введение. Понятие культуры

1. Соотношение понятий «цивилизация» т «культура».
2. Понятие о мировой художественной культуре.
3. Художественные символы народов мира.

Просмотр фрагмента из фильма «Цивилизация».
Что такое цивилизация? Как вы поняли?

Читать еще:  Наш советский Тесла! Необычайная жизнь Льва Термена — изобретателя, миллионера, шпиона, зэка и гения. Тот самый Лев Термен: Изобретатель, физик, музыкант

Цивилизация — стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии

Культура строится на трёх «китах».

  • Жизненные ценности
  • Нормы поведения
  • Артефакты (материальные произведения)

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Соотношение культуры и цивилизации понимали по-разному. Есть течение в философии, которое противопоставляет культуру и цивилизацию, понимая под последней прежде всего материальные ценности и научно-технический прогресс. Есть точка зрения, что именно развитие культуры обеспечило развитие современной цивилизации. Обе эти точки зрения рассматривают отношения цивилизации и культуры только в одном аспекте.

На самом деле правы и те, и другие.

Несомненно, общество потребления, характерное для современности, часто противопоставлено культуре.Но нельзя не отметить, что именно деятели культуры первыми стали пропагандировать те гуманистические ценности, на которых стремятся построить свою жизнь те страны, которые хотят носить гордое имя «цивилизованных».

Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что, прежде всего, заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос­топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

Давайте попытаемся вспомнить, какие памятники культуры являются символами той или иной страны?
Египет
Греция
Италия
Франция
Германия
Испания
Великобритания
США
Россия
Китай
Япония
Индия

ДЗ. Сообщение о каким-нибудь памятнике культуры любой из этих стран.

Мировая художественная культура? Введение. Понятие культуры

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Автор : Кашина Ольга Владимировна

Учитель МХК и музыки

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

расширение представлений о понятии «культура»;

рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;

развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;

развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Прекрасное пробуждает доброе.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

Читать еще:  Алла бергер беременна от воробьева. Первый секс в «Холостяке»: две девушки отказались от Воробьева и покинули проект

II . Введение темы урока.

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета — МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков — боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, — будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, — есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III . Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

— Что такое культура?

— Что такое культурный человек?

— Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

— Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

Альберт Швейцер — немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура — неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Читать еще:  Эстрадные певицы 70 80 годов. Как заказать звезду на праздник цены на юбилей, день рождения

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» — преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально улучшение, преобразование, затем — воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

Культура — это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

Поэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества — это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются — материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

В ы в о д: культура — порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура»

Источники:

http://vuzlit.ru/535156/vvedenie
http://www.sites.google.com/site/mhk7klass/vvedenie
http://doc4web.ru/mkh/konspekt-uroka-mhk-po-teme-vvedenie-v-predmet-mhk.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector