18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народ или элиты кто творит историю эссе. «Кто делает историю: отдельные личности или народ? — Прямо как у нас сейчас

КТО ТВОРЕЦ ИСТОРИИ — ЛИЧНОСТЬ ИЛИ НАРОД?

Во все времена мыслители стремились постичь сущность человека как личности, определить ее роль в развитии истории и общества. С давних пор философов, ученых, писателей, художников занимал этот непростой вопрос. Большинство людей скажет, что истинным творцом истории, несомненно, является народ. И они будут правы. Именно народные массы играют основную роль как в производственной, так в политической, культурной и других сферах жизни. Повседневная трудовая деятельность простых людей, развивающих производство, не только обеспечивает общество всем необходимым, но и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических формаций и поступательного развития человечества. Таким образом, историю творят сами люди, они являются подлинным субъектом её.

Не умалить роль народных масс и в национально-освободительной борьбе, и в защите своей страны от иноземных захватчиков, в справедливых войнах. Именно им, народным массам, принадлежит решающая роль в освобождении России от татаро-монгольского ига, от многочисленной наполеоновской армии в 1812 г., а также от вооруженных до зубов фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Советский народ вынес на своих плечах основное бремя в самой страшной и самой кровопролитной войне в истории человечества ХХ века. Он освободил не только свою страну, но и всю Европу от фашистского ига и порабощения.

Однако эксплуататорские классы, элита, представители высших слоев общества всегда считали себя единственными защитниками национальных интересов. Так, например, буржуазно-дворянские историки объявили спасителем России в войне с Наполеоном Александра 1.

Но, как показывают факты, в часы величайших национальных испытаний и бедствий все дело решала не горстка эксплуататоров, а народные массы, которые с оружием в руках поднимались на защиту своего Отечества и самоотверженно боролись с врагами за ее независимость.

Л.Н.Толстой в своем романе «Война и мир» показал, что подлинным творцом истории и победителем в борьбе с Наполеоном является русский народ, а его руководителем и вдохновителем фельдмаршал Кутузов, полководческому гению которого обязана русская армия своими победами. Созданный Толстым образ главнокомандующего русской армии Кутузова – это образ талантливого военного руководителя и замечательного русского человека, обладающего типичными чертами народного характера, русским умом и особенностями речи. Л.Н.Толстой показывает Кутузова задушевно простым, правдивым, близким к солдатам и к народу предводителем и полководцем. Эта близость с народом показана в умении Кутузова поговорить с солдатами на их языке, высказать волнующие их мысли, чувства и настроения. Во время Совета в Филях он приласкал крестьянскую девочку Малашу и дал ей во время чая кусок сахара. Ни в чем Кутузов не отделяет себя от народа и глубоко верит в его силу и непобедимость. Простые люди, солдаты, в свою очередь, верили и понимали, что он «свой, родной человек». Именно это доверие «заставило народ выбрать его против воли царя в предводители народной войны».

Несмотря на то, что главной движущей силой истории Толстой считал народные массы, однако, будучи объективным писателем, он сумел показать огромную роль в победе и изгнании французов из России гениального русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

Без управления отдельной личностью народ ничто, это — толпа. Без командира любое подразделение, батальон, полк не смогут выиграть военное сражение. Они обречены на поражение. В свое время немецкий писатель, мыслитель, философ Иоганн Вольфганг Гёте признавался: «Нигде я не чувствую себя так одиноко, как в толпе, охваченной бурным весельем или столь же бурным горем». Он говорил: «Почти невозможно пронести факел истины через толпу, не опалив кому-то бороду».

Тут, кстати, вспоминается из известного кинофильма образ легендарного командира Гражданской войны Чапаева, который задает вопросы о роли командира Фурманову и сам отвечает на них.

Чапаев: «К примеру, идет отряд походным порядком. Где должен быть командир? Впереди на лихом коне».

Чапаев: «Теперь противник пошёл в атаку, где должен быть командир? Он должен перейти в тыл своего отряда и с какого-нибудь возвышенного места наблюдать картину боя, иначе отряд могут обойти с фланга».

Чапаев: «Наш отряд преследует отступающего в панике противника. Где должен быть командир? Опять впереди на лихом коне и первым ворваться в город на плечах неприятеля».

Фурманов: «Э-э-э, а ведь ты врешь, Василий Иванович! Если надо, то ты всегда сам впереди идешь!»

Чапаев (смеясь): «Да, но так-то, если надо!»

В память о погибших на поле брани и ветеранах Великой Отечественной войны 1941-45 гг., в День Великой Победы – 9 Мая, в городах и весях нашей страны проходят шествия «Бессмертного полка». В акции «Бессмертного полка» участвуют граждане и несут портреты своих близких и родственников, являющихся участниками той жестокой войны. Однако в «Бессмертном полку» запретили портреты Сталина и Красные знамена. Организаторы акции «Бессмертный полк» рекомендовали участникам шествия, которое проходит каждый год 9 мая, не приносить с собой красные флаги и портреты Иосифа Сталина. Об этом говорится в соглашении о единых принципах проведения шествия в разных городах России», — сообщает Информационная служба Накануне.RU от 19.04 2019. В газете «Красноярское время» в публикации под заголовком «Бессмертный полк» без портретов Сталина и Жукова? Позор!» сообщалось о том, что «в некоторых российских городах координаторы акции «Бессмертный полк» обратились к будущим участникам шествия с просьбой не приносить с собой на мероприятие портреты Сталина, советских военачальников, а равно и советские знамена. Дескать, у Сталина есть свои родственники, вот пусть они и приносят его фотографии».

Акция «Бессмертный полк» прошла 9 мая и в Москве. Мне, как и многим провинциальным жителям, довелось увидеть шествие «Бессмертного полка» в столице по телевидению. В колонне «Бессмертного полка» прошел и Владимир Путин. Президент нес портрет отца – Владимира Спиридоновича Путина, который ушел на фронт в самом начале войны в июне 41-го. Защищал Невский пятачок – ключевой плацдарм при прорыве Ленинградской блокады и был тяжело ранен осколком гранаты. Надо сказать, шествие «Бессмертного полка» вызвало в моем сердце радость и гордость, что не забыт великий, безмерный подвиг наших отцов и дедов, и слезы горечи от понесенных нашим народом потерь. Но осталось в душе какое-то ощущение неполноты чувств, оттого что не было среди многотысячного шествия лиц, несущих портреты Сталина, Жукова, Рокоссовского или других военачальников, возглавлявших фронты и битвы за освобождение нашей родной и священной земли, без которых «Бессмертный полк» выглядел каким-то обезглавленным и сиротливым. Не несли участники и Красного Боевого Знамени – символа Победы.

Читать еще:  Что мужчины говорят о женщинах. Что женщины думают о мужчинах

А, как известно, историю движет и сражения выигрывает не только народ, но и выдающиеся личности и полководцы.

Кто делает историю: отдельные личности или народ?

Кто делает историю: отдельные личности или народ?

Философия истории имеет своим предметом всемирно-историческое движение народов мира в их едином целом, то есть принципы и законы, которые лежат в основании этого движения, решающие причины, определяющие социальное бытие, такие как: революции, войны и т. д.

Прежде чем узнать ответ на вопрос: «Кто делает историю: отдельные личности или народ?» — нужно точно определить два эти понятия.

Временами философы и историки преувеличивают роль личности в создании истории. Роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающие её на историческую, сцену и показывает, что она может делать в истории, а что и не в силах.

В общей форме исторические личности определяются так: это личности, вознесенные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории. Они являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди чувствуют и принимают историческую необходимость и вроде бы, должны быть свободными в своих действиях и поступках. Но дело в том, что они не принадлежат сами себе.

Став во главе государства, армии или народного движения, личность может оказывать положительное, либо отрицательное влияние на ход и исход исторических событий. Поэтому общество обязано знать в чьих руках сосредоточена административная власть.

В процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа и даже человечества.

Вождь должен уметь обобщать внутреннюю и международную обстановку, сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных ситуациях, исполнять назначенные планы, программу, вовремя заметить изменения и найти какой путь избрать, как историческую возможность превратить в действительность. Большое значение имеет, если во главе государства стоит гений, человек, который обладает мощным умом, огромной волей, упорством в достижении своих целей, который обогащает общество новыми открытиями, идеями, изобретениями. От главы государства зависит судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова избранная им личность.

Чтобы раскрыть роль народа как творца истории, необходимо, прежде всего, установить, что такое народ, народные массы.

Народ не представляет собой нечто неизменное, внеисторическое, раз и навсегда данное. Он не есть также серая, беспорядочная «толпа», «чернь», враждебная всякой цивилизации и прогрессу, как это пытаются представить идеологи эксплуататорских классов.

Народ – это прежде всего трудящиеся, а в классово-антагонистическом обществе – эксплуатируемые массы.

Решающее значение народных масс в историческом процессе вытекает из определяющей роли способа производства материальных благ в развитии общества. Материальное производство служит основой общественной жизни, а главную производственную силу составляют трудящиеся, народные массы. Следовательно, народ, трудящиеся являются решающей силой общественного развития, подлинным творцом истории.

Трудящиеся массы творят историю, прежде всего, своим производительным трудом. Их руками создаются все материальные ценности города и села, заводы и фабрики, дороги и мосты, станки и машины и т.д. без чего немыслимо существование человека.

Народ творит историю, но творит её не по собственному произволу, а в зависимости от общественных условий и, прежде всего, от исторически определённого способа производства материальных благ.

Маркс и Энгельс отвергали абстрактный подход к человеку. Они показали, что человек всегда конкретен, всегда принадлежит к исторически определенной общественной формации, классу, нации, трудовому коллективу и т. д.

Обобщая эти два понятия, я могу сделать вывод: народ нуждается в мудром вожде, без лидера народ никогда не достигнет своих целей. Следовательно вождь – решающая сила. Но в тоже время и народ не менее решающая сила истории: так как он создаёт все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая эти решающие условия существования общества; он развивает производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; он совершает революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс. Таким образом, и народ является истинным творцом истории.

Значит, народ и личность, отдельно друг от друга не могут делать истории. На ход исторических событий влияют и народ и отдельные личности, так как в истории эти два понятия неразрывно связаны. Поэтому я уверена, что историю делает народ, потому что он – главная, решающая сила истории.

Кто делает историю отдельные личности или народ?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, установить, что такое народ и что такое личность.

1) Народ – это подлинный субъект истории; его деятельность создает преемственность в поступательном развитии общества. Место и роль народа в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из главных пороков идеалистической социологии, которая игнорировала решающую роль народа в общественном развитии, приписывая ее выдающимся личностям. Марксизм-ленинизм исследовал социальное содержание понятия «народ» и установил, что характер народа, его классовый состав изменяются на разных ступенях истории. Для первобытного строя, когда не было классового деления общества, термины «население» и «народ» не различаются. В антагонистических формациях в состав народа не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинародную реакционную политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при социализме понятие «народ» охватывает все социальные группы общества.

Читать еще:  Ребенок играет "неправильными" игрушками: стоит беспокоиться. Узнай, кем станет твой ребенок, по игрушкам, в которые он играет Мальчик 7 лет играет только с девочками

Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отдельных классов, слоев и групп населения и на основе учета их классовых интересов приходит к выводу о составе народа. На всех ступенях общественного развития основой народа, его большинством являются трудящиеся массы – главная производительная сила общества. В классовом обществе народ может включать в себя слои населения с весьма различными и даже противоположными интересами. К народу принадлежит, например, буржуазия, боровшаяся против феодализма в буржуазных революциях, участвующая в национально освободительной борьбе против империализма и колониализма. «Употребляя слово «народ» — писал В.И. Ленин, — Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию».

Марксизм-ленинизм отличает революционный народ, сплоченный идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач общественного прогресса, от тех масс, которые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной политической борьбе. В политическом побуждении и организации народа главную роль играет его авангард, рабочий класс, возглавляемый партией. Конкретно-исторический подход к народу дает возможность коммунистическим партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, что позволяет выковывать широкий народный фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социализм.

Опора на народ, изучение его опыта, запросов и устремлений – характерная особенность деятельности коммунистической партии. « … мы можем удовлетворять, — писал В.И. Ленин, — только тогда, когда правильно выражаем то, что народ создает». Развитие общества подготавливает материальные и духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия народа как в разрушении старого, так и в создании нового общественного строя. Созидательная деятельность и активность народа является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.

2) Личность – это качества и уровень развития человека объединяемые в единый образ и создаваемый в процессе воспитания, образования человека, то есть его приобщение к общественной культуре.

Индивидуальные качества раскрывают личность с самых разных ее сторон – квалификации, степени культуры, образования и т. д.

Под влиянием общественных отношений формируются многообразные проявления жизни, качества личности. Конкретное общественное производство, экономические отношения порождают такие социальные типы личности, как раб или рабовладелец, крестьянин или феодал, рабочий или капиталист и т.д.

Присущие обществу социальные отношения – классовые, национальные и другие – через носителей этих отношений (класс, нацию и др.) порождают классовые, национальные и иные черты личности, которые суть проявления его социальной жизни. Скажем, рабочий класс формирует в принадлежащей ему личности такие качества, как организованность, дисциплинированность, принципиальность, непримиримость к частной собственности, революционность и т.д.

В своем единстве качества личности, то есть ее разнообразные жизненные проявления – экономические, социальные, духовные, представляют собой продукт и выражение совокупности всего многообразия общественных отношений.

Будучи продуктом социальной среды, личность не растворяется в обществе. Она не безвольный винтик социального механизма. В той же мере в какой личность формируется социальными обстоятельствами, она формирует и само общество. Нельзя забывать, писал Маркс, «что обстоятельства изменяются именно людьми».

Самыми выдающимися историческими личностями, оставившими глубокий след в истории, являются величайшие вожди пролетариата и всех трудящихся К. Маркс, Ф Энгельс, В.И. Ленин. Они были тесно связаны с народными массами, учили их и сами учились у масс, обобщая их богатый революционный опыт. Маркс, Энгельс, Ленин всегда были противниками культа личности и постоянно выступали против чрезмерного преувеличения роли отдельных руководителей, славословия и лести по их адресу. Основоположники марксизма-ленинизма считали, что только метод коллективного руководства обеспечивает успех революционного движения.

Вывод: Из вышесказанного следует, что, как бы ни была велика отдельная личность, она не в состоянии определить ход истории. Подлинным творцом истории, создателем всех духовных и материальных ценностей является народ, трудящиеся массы.

Кто делает историю: отдельные личности или народ?

Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail — добавьте комментарий внизу страницы.

Кто делает историю: отдельные личности или народ?

Кто делает историю: отдельные личности или народ?

Философия истории имеет своим предметом всемирно-историческое движение
народов мира в их едином целом, то есть принципы и законы, которые лежат в
основании этого движения, решающие причины, определяющие социальное бытие,
такие как: революции, войны и т. д.

Прежде чем узнать ответ на вопрос: «Кто делает историю: отдельные
личности или народ?» – нужно точно определить два эти понятия.

Временами философы и историки преувеличивают роль личности в создании
истории. Роль личности велика в силу особого места и особой функции,
которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую
личность на подобающее ей место в системе социальной действительности,
указывая на реальные общественные силы, выдвигающие её на историческую,
сцену и показывает, что она может делать в истории, а что и не в силах.

В общей форме исторические личности определяются так: это личности,
вознесенные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории.
Они являются не только практическими и политическими деятелями, но и
мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что
своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди чувствуют и
принимают историческую необходимость и вроде бы, должны быть свободными в
своих действиях и поступках. Но дело в том, что они не принадлежат сами
себе.

Став во главе государства, армии или народного движения, личность может
оказывать положительное, либо отрицательное влияние на ход и исход
исторических событий. Поэтому общество обязано знать в чьих руках
сосредоточена административная власть.

В процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые
стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл
и оказывает влияние на судьбы нации, народа и даже человечества.

Вождь должен уметь обобщать внутреннюю и международную обстановку,
сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных ситуациях,
исполнять назначенные планы, программу, вовремя заметить изменения и найти
какой путь избрать, как историческую возможность превратить в
действительность. Большое значение имеет, если во главе государства стоит
гений, человек, который обладает мощным умом, огромной волей, упорством в
достижении своих целей, который обогащает общество новыми открытиями,
идеями, изобретениями. От главы государства зависит судьба страны. Можно
лишь сказать: каков народ, такова избранная им личность.

Читать еще:  «Это шедевр!»: Огромный петух из навоза сразил жителей Бурятии. В якутии к новому году слепили из навоза огромного петуха

Чтобы раскрыть роль народа как творца истории, необходимо, прежде
всего, установить, что такое народ, народные массы.

Народ не представляет собой нечто неизменное, внеисторическое, раз и
навсегда данное. Он не есть также серая, беспорядочная «толпа», «чернь»,
враждебная всякой цивилизации и прогрессу, как это пытаются представить
идеологи эксплуататорских классов.

Народ – это прежде всего трудящиеся, а в классово-антагонистическом
обществе – эксплуатируемые массы.

Решающее значение народных масс в историческом процессе вытекает из
определяющей роли способа производства материальных благ в развитии
общества. Материальное производство служит основой общественной жизни, а
главную производственную силу составляют трудящиеся, народные массы.
Следовательно, народ, трудящиеся являются решающей силой общественного
развития, подлинным творцом истории.

Трудящиеся массы творят историю, прежде всего, своим производительным
трудом. Их руками создаются все материальные ценности города и села, заводы
и фабрики, дороги и мосты, станки и машины и т.д. без чего немыслимо
существование человека.

Народ творит историю, но творит её не по собственному произволу, а в
зависимости от общественных условий и, прежде всего, от исторически
определённого способа производства материальных благ.

Маркс и Энгельс отвергали абстрактный подход к человеку. Они показали,
что человек всегда конкретен, всегда принадлежит к исторически определенной
общественной формации, классу, нации, трудовому коллективу и т. д.

Обобщая эти два понятия, я могу сделать вывод: народ нуждается в мудром
вожде, без лидера народ никогда не достигнет своих целей. Следовательно
вождь – решающая сила. Но в тоже время и народ не менее решающая сила
истории: так как он создаёт все материальные и значительную часть духовных
благ, обеспечивая эти решающие условия существования общества; он развивает
производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; он
совершает революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс.
Таким образом, и народ является истинным творцом истории.

Значит, народ и личность, отдельно друг от друга не могут делать
истории. На ход исторических событий влияют и народ и отдельные личности,
так как в истории эти два понятия неразрывно связаны. Поэтому я уверена,
что историю делает народ, потому что он – главная, решающая сила истории.

Кто делает историю отдельные личности или народ?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, установить,
что такое народ и что такое личность.

1) Народ – это подлинный субъект истории; его деятельность создает
преемственность в поступательном развитии общества. Место и роль народа в
истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из главных
пороков идеалистической социологии, которая игнорировала решающую роль
народа в общественном развитии, приписывая ее выдающимся личностям.
Марксизм-ленинизм исследовал социальное содержание понятия «народ» и
установил, что характер народа, его классовый состав изменяются на разных
ступенях истории. Для первобытного строя, когда не было классового деления
общества, термины «население» и «народ» не различаются. В антагонистических
формациях в состав народа не входят господствующие эксплуататорские группы,
ведущие антинародную реакционную политику. Только с ликвидацией
эксплуататорских классов при социализме понятие «народ» охватывает все
социальные группы общества.

Марксизм-ленинизм отличает революционный народ, сплоченный идейно и
организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач
общественного прогресса, от тех масс, которые по своему положению
заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в
активной политической борьбе. В политическом побуждении и организации
народа главную роль играет его авангард, рабочий класс, возглавляемый
партией. Конкретно-исторический подход к народу дает возможность
коммунистическим партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в
позициях различных классов, что позволяет выковывать широкий народный
фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести
борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социализм.

Опора на народ, изучение его опыта, запросов и устремлений –
характерная особенность деятельности коммунистической партии. « … мы можем
удовлетворять, – писал В.И. Ленин, – только тогда, когда правильно выражаем
то, что народ создает». Развитие общества подготавливает материальные и
духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия народа как
в разрушении старого, так и в создании нового общественного строя.
Созидательная деятельность и активность народа является решающим фактором в
строительстве социализма и коммунизма.

2) Личность – это качества и уровень развития человека объединяемые в
единый образ и создаваемый в процессе воспитания, образования человека, то
есть его приобщение к общественной культуре.

Индивидуальные качества раскрывают личность с самых разных ее сторон –
квалификации, степени культуры, образования и т. д.

Под влиянием общественных отношений формируются многообразные
проявления жизни, качества личности. Конкретное общественное производство,
экономические отношения порождают такие социальные типы личности, как раб
или рабовладелец, крестьянин или феодал, рабочий или капиталист и т.д.

Присущие обществу социальные отношения – классовые, национальные и
другие – через носителей этих отношений (класс, нацию и др.) порождают
классовые, национальные и иные черты личности, которые суть проявления его
социальной жизни. Скажем, рабочий класс формирует в принадлежащей ему
личности такие качества, как организованность, дисциплинированность,
принципиальность, непримиримость к частной собственности, революционность и
т.д.

В своем единстве качества личности, то есть ее разнообразные жизненные
проявления – экономические, социальные, духовные, представляют собой
продукт и выражение совокупности всего многообразия общественных отношений.

Будучи продуктом социальной среды, личность не растворяется в обществе.
Она не безвольный винтик социального механизма. В той же мере в какой
личность формируется социальными обстоятельствами, она формирует и само
общество. Нельзя забывать, писал Маркс, «что обстоятельства изменяются
именно людьми».

Самыми выдающимися историческими личностями, оставившими глубокий след
в истории, являются величайшие вожди пролетариата и всех трудящихся К.
Маркс, Ф Энгельс, В.И. Ленин. Они были тесно связаны с народными массами,
учили их и сами учились у масс, обобщая их богатый революционный опыт.
Маркс, Энгельс, Ленин всегда были противниками культа личности и постоянно
выступали против чрезмерного преувеличения роли отдельных руководителей,
славословия и лести по их адресу. Основоположники марксизма-ленинизма
считали, что только метод коллективного руководства обеспечивает успех
революционного движения.

Вывод: Из вышесказанного следует, что, как бы ни была велика отдельная личность, она не в состоянии определить ход истории. Подлинным творцом истории, создателем всех духовных и материальных ценностей является народ, трудящиеся массы.

Источники:

http://zavtra.ru/blogs/kto_tvoretc_istorii_-_lichnost_ili_narod
http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/kto-delaet-istoriyu-otdelnye-lichnosti-ili-narod/
http://rectorate.ru/2019/12/kto-delaet-istoriyu-otdelnye-lichnosti-ili-narod/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector