5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры поклонялись медведям и лосям. Ханты и манси: самые шокирующие факты

Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры поклонялись медведям и лосям

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Исконно хантыйскими территориями считался бассейн русской реки Обь. Племена Манси поселились здесь лишь в конце 19-го века. Тогда-то началось продвижение этих племён в северные и восточные части региона.

Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур — уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор, доказательством тому служат весьма богатые археологические находки в данном регионе. Так, в пещерах Пермского края археологам удалось найти древние капища. В этих местах сакрального значения были найдены фрагменты глиняной посуды, украшения, оружия, но что действительно важно – многочисленные медвежьи черепа с зазубринами от ударов каменными топорами.

Рождение народа.

Для современной истории сложилась устойчивая тенденция полагать, что культуры народов хантов и манси были едины. Предположение это сформировалось благодаря тому, что эти языки относились к фино-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули предположение о том, что раз существовала общность людей, говорящих на похожем языке, значит должна была быть и общая местность их проживания – место, где разговаривали на уральском праязыке. Однако вопрос этот и по сей день остается не решенным.

Уровень развития коренных сибирских племён было достаточно низким. В быту племен были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным родом занятий племён являлась рыбалка, охота и оленеводство. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных пришельцы называли «вогулами», что означало «дикие». Эти самые «вогулы» описывались как кровожадные разорители окольных земель и дикари, практикующие жертвенные обряды. Позже, уже в XVI веке, земли Обь-Иртышья были присоединены к Московскому государству, после чего наступила длительная эпоха освоения завоеванных территорий русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень,. Вместо некогда существовавших хантыйских княжеств были образованы волости. В XVII веке в новые волости началось активное переселение русских крестьян, от чего к началу следующего века, количество «местных» значительно уступало пришельцам. Хантов в начале 17-го века было около 7 800 чел, к концу 19-го столетия их численность составила 16 тыс. чел. Согласно последней переписи в Российской Федерации их насчитывается уже более 31 тыс. человек, а во всем мире примерно 32 тыс. представителей этой этнической группы. Численность народа манси с начала 17-го века до нашего времени возросла с 4.8 тыс. человек до почти 12,5 тыс.

Отношения с русскими колонистами у сибирских народов складывались непросто. На момент вторжения русских общество хантов было классовым, а все земли делились на удельные княжества. После начала русской экспансии были созданы волости, которые помогали гораздо более эффективно управлять землями и населением. Примечательно, что во главе волостей стояли представители местной родоплеменной знати. Также во власть местных жителей отдавался и весь местный учет и управление.

Противостояние.

После присоединения земель манси к Московскому государству в скором времени встал вопрос об обращении язычников в христианскую веру. Причин на то, по мнению историков, было более чем предостаточно. Согласно доводам некоторых историков, одна из причин — необходимость контроля местных ресурсов, в частности, охотничьих угодий. Известны манси были в земле русской как прекрасные охотники, которые без спросу «растрачивали» драгоценные запасы оленей и соболей. Направлен в эти земли из Москвы был епископ Питирим, который и должен был обратить язычников в православную веру, но принял он смерть от мансийского князя Асыки.

Спустя 10 лет после гибели епископа, москвичи собрали новый поход на язычников, который стал более удачным для христиан. Поход закончился довольно скоро, и победители привезли с собой нескольких князей племен вогулов. Однако князь Иван III отпустил язычников с миром.

В ходе похода 1467 года москвичам удалось захватить даже самого князя Асыку, который, правда, по пути в Москву смог бежать. Скорее всего, произошло этого где-то под Вяткой. Объявился языческий князь только в 1481 году, когда попытался осадить и взять приступом Чер-дынь. Поход его закончился неудачно, и хотя разорило его войско всю местность вокруг Чер-дыни, пришлось им бежать с поля брани от опытного московского войска, направленного на подмогу Иваном Васильевичем. Возглавляли войско опытные воеводы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Спустя год после этого события Москву посетило посольство от воргулов: к князю прибыли сын и зять Асыки, звали которых Пыткей и Юшман. Позже стало известно, что Асыка сам ушел в Сибирь, и исчез где-то там, уведя за собой и свой народ.

Прошло 100 лет, и в Сибирь явились новые покорители — дружина Ермака. В ходе одной из битв между воргулами и москвичами, погиб князь Патлик, хозяин тех земель. Полегла тогда вместе с ним и вся его дружина. Однако, даже этот поход не стал успешным для православной церкви. Очередную попытку крещения воргулов приняли лишь при Петре I. Принять новую веру племена манси должны были под страхом смерти, однако вместо этого целый народ выбрал изоляцию и ушел еще дальше на север. Те, кто остался, отказывались от языческих символов, но одевать кресты не спешили. Избегали местные племена новой веры до начала XX века, когда стали формально считаться православным населением страны. Догмы новой религии очень тяжело проникали в общество язычников. И ещё долгое время важную роль в жизни общества играли племенные шаманы.

В согласии с природой.

Большинство хантов еще на рубеже конца XIX — начале XX века вели исключительно таежный образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались преимущественно рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях реки, охотились. Олень служил источником не только шкур и мяса, он также выполнял роль тяглой силы в хозяйстве.

Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.

Культура манси и хантов — весьма интересный пласт. Согласно народным традициям, у обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.

Читать еще:  Первые дни малыша. Что нужно знать маме о новорожденном? Особенности и общие правила ухода за новорожденным мальчиком в первый месяц жизни: практические советы молодым родителям

Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие священные животные. Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.

Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.

Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.

Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

МирТесен

Народы ханты и манси: хозяева рек, тайги и тундры поклонялись медведям и лосям, народная медицина хантов.

Народы Манси и Ханты — схожие.

Извечно хантыйскими территориями числился бассейн российской реки Обь. Племена алоэ столетник в народной медицине Манси поселились тут только в конце 19-го века. Тогда началось продвижение этих племён в северные и восточные части региона.

Учёные-этнологи считают, что в базу возникновения этого этноса легло слияние 2-ух культур — уральского неолита и угорских племен. Предпосылкой послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. 1-ые поселения манси размещались на склонах Уральских гор, подтверждением тому служат очень богатые археологические находки в данном регионе. Так, в пещерах Пермского края археологам удалось акации желтоватой в народной медицине отыскать древнейшие капища. В этих местах сакрального значения были найдены куски глиняной посуды, декорации, орудия, но что вправду принципиально – бессчетные медвежьи черепа с зазубринами от ударов каменными топорами.

Для современной истории сложилась устойчивая тенденция считать, что культуры народов хантов и манси были едины. Предположение это сформировалось благодаря тому, что эти языки относились к фино-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули предположение о том, что раз была общность людей, говорящих на схожем языке, означает должна была быть и общая местность их проживания – место, где говорили на уральском праязыке. Но вопрос этот и до настоящего времени остается не решенным.

Уровень развития коренных сибирских племён было довольно низким. В быту витилиго народная медицина форум племен были только орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была древесной и глиняной. Главным родом занятий племён являлась рыбалка, охота и оленеводство. Лишь на юге региона, где климат был вишня в народной медицине рецепты мягче, малозначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. 1-ая встреча с местными племенами произошла исключительно в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных вторженцы называли «вогулами», что означало «дикие». Эти самые «вогулы» описывались как безжалостные разорители окружных земель и дикари, практикующие жертвенные ритуалы. Позднее, уже в XVI веке, земли Обь-Иртышья были присоединены к Столичному государству, после этого наступила долгая эра освоения завоеванных территорий русскими. Сперва захватчики построили на присоединенной местности несколько острогов, которые позднее переросли в городка: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень. Заместо некогда существовавших хантыйских княжеств были образованы волости. В XVII веке в новые волости началось активное переселение российских фермеров, от чего к началу последующего века, количество «местных» существенно уступало вторженцам. Хантов сначала 17-го века было около 7 800 аллергия у деток народная медицина чел, к концу 19-го столетия их численность составила 16 тыс. чел. Согласно последней переписи в Русской Федерации их насчитывается уже более 31 тыс. человек, а в мире приблизительно 32 тыс. представителей этой этнической группы. Численность народа манси с начала 17-го века до нашего времени возросла с 4.8 тыс. человек до практически 12,5 тыс.

Дела с русскими колонистами у сибирских народов складывались тяжело. На момент вторжения российских общество хантов было классовым, а все земли делились на удельные княжества. После начала российской экспансии были сделаны волости, которые помогали еще более отлично управлять землями и популяцией. Броско, что во главе волостей стояли представители местной родоплеменной знати. Также во власть местных обитателей отдавался и весь местный учет и управление.

После присоединения алоэ для глаз в народной медицине земель манси к Столичному государству в скором времени встал вопрос об воззвании язычников в христианскую веру. Обстоятельств на то, по воззрению историков, было более чем предостаточно. Согласно резонам неких историков, одна из обстоятельств — необходимость контроля местных ресурсов, а именно, охотничьих угодий. Известны манси были в земле российской как красивые охотники, которые без спросу «растрачивали» драгоценные припасы оленей и соболей. Ориентирован в эти земли из Москвы был епископ Питирим, который и был должен направить язычников в православную веру, но принял он погибель от мансийского князя Асыки.

Спустя 10 лет после смерти епископа, москвичи собрали новый поход на язычников, который стал более вишневый клей в народной медицине удачным для христиан. Поход завершился достаточно скоро, и фавориты привезли с собой нескольких князей племен вогулов. Но князь Иван III отпустил язычников с миром.

В процессе похода 1467 года москвичам удалось захватить даже самого князя Асыку, который, правда, по пути алоэ с сахаром в народной медицине в Москву сумел бежать. Вероятнее всего, вышло этого кое-где под Вяткой. Объявился языческий князь исключительно в 1481 году, когда попробовал осадить и взять приступом Чер-дынь. Поход его завершился безуспешно, и хотя разорило его войско всю местность вокруг Чер-дыни, пришлось им бежать с поля брани от опытнейшего столичного войска, направленного на выручку Иваном Васильевичем. Возглавляли войско бывалые воеводы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Спустя год после чего действия Москву посетило посольство от воргулов: к князю прибыли отпрыск и зять Асыки, звали которых Пыткей и Юшман. Позднее стало понятно, что Асыка сам ушел в Сибирь, и пропал кое-где там, уведя за собой и собственный люд.

Читать еще:  Жертва пластической хирургии егор холявин признался, кто его содержит. "русский кен" егор халявин до и после похудения Егор халявин кто такой

Прошло 100 лет, и в Сибирь явились новые покорители — дружина Ермака. В процессе одной аллергия на коже народная медицина из битв меж воргулами и москвичами, умер князь Патлик, владелец тех земель. Полегла тогда совместно с ним и вся его дружина. Но, даже этот поход не стал удачным для православной церкви. Еще одну попытку крещения воргулов приняли только при Петре I. Принять новейшую веру племена манси должны были под ужасом погибели, но заместо этого целый люд избрал изоляцию и ушел еще далее на север. Те, кто остался, отрешались от языческих знаков, но одевать кресты не торопились. Избегали местные племена новейшей веры до начала XX века, когда стали формально считаться витаминные чаи народная медицина православным популяцией страны. Догмы новейшей религии очень тяжело проникали в общество язычников. И ещё длительное время важную роль в жизни общества игрались племенные шаманы.

Большая часть хантов еще на рубеже конца XIX — начале XX века вели только таежный стиль жизни. Обычным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались в большей степени рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях реки, охотились. Олень служил источником не только лишь шкур и мяса академия народной медицины польша, он также делал роль тяглой силы в хозяйстве.

Основными видами товаров питания были мясо и рыба, растительной еды фактически не потребляли. Рыбу в большинстве случаев ели варенной в виде похлебки либо же вяленой, часто ее ели и совсем сырой. Источниками мяса были большие животные, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в еду, как и мясо, в большинстве случаев их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезговали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной еды для собственного потребления. Мясо подвергалось термообработке, в большинстве случаев его варили, как и рыбу.

Культура вич зараза и народная медицина манси и хантов — очень увлекательный пласт. Согласно народным традициям, у обоих народов не было серьезного различия меж животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси воспрещали им селиться у обжитых животными мест, охотится на юного либо беременного зверька, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен воспрещали ставить очень неширокую сетку, такую чтоб через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя практически все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию разных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу либо улов у 1-го из древесных кумиров. Отсюда происходило огромное количество разных племенных праздничков и церемоний, большая часть из которых носили религиозный нрав.

Особенное место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям академия народной медицины рф, 1-ая дама в мире родилась конкретно от медведицы. Огнь людям, также многие другие принципиальные познания подарил, Величавый Медведь. Животное это высоко почиталось, числилось справедливым арбитром в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие священные животные. Выдры и бобры почитались как только сакральные животные, назначение которых могли знать только шаманы. Лось был эмблемой надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что конкретно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сейчас нефтяными разработками в этой области алоэ для волос в народной медицине, которые грозят исчезновению бобров, а может и целому народу.

Важную роль игрались в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с дамским началом. Луна – числилась эмблемой мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу 2-ух светил. Луна, по поверьям этих племён, докладывала людям об опасностях в будущем с помощью затмений.

Особенное место в культуре ханты и манси занимают растения, а именно, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некие растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некие воспрещалось даже переступать без разрешения, другие же напротив оказывали подходящее воздействие на смертных. Еще одним эмблемой мужского пола был лук, который был не только лишь орудием охоты, да и служил эмблемой фортуны и силы. С помощью лука гадали, лук использовали для пророчества красное рецепты в народной медицине грядущего, а дамам воспрещалось дотрагиваться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.

Во всех действиях и обычаях и манси и ханты обязательно придерживаются правила: «Как сейчас с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ» .

Ханты и манси — самые загадочные народы Сибири.

Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку.
Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях.

Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*.

До 1930 годов их называли вогулами.

И в наше время эти российские народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам.

Ханты и манси, так же, как и их предки, занимаются скотоводством и охотой.

Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную.

Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные.

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России.

Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство.

Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой.

Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями.

В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера.

Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.

В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту.

Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани.

Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.

Род — основа основ для народов ханты и манси.

Один род считает своим предком медведя, другой — лося или волка.

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.

По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится — для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!

Глава семьи у коренных северян — всегда мужчина, а женщина — его верная спутница.

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.

Современные ханты и манси очень радушны и любят гостей.

Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.

Читать еще:  Романтичный вечер для любимого дома. Красивый романтический ужин для любимого при свечах - оригинальные идеи и вкусные легкие рецепты романтического ужина в домашних условиях

Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник».

Его устраивал один род и созывал гостей из других родов.

Священные обряды, танцы, застолье — это и важное событие, и грандиозное зрелище,

но в первую очередь — таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка — медведя.

Отношение к мясу священного животного — особенное.

Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам.

Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски.

Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками.

Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти.

В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины.

Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети.

Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа.

За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.

Также нельзя выходить из-за стола во время угощения.

Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».

Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.

После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!

Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.

Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских.

К сожалению, надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием.

Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым.

Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты.

Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу.

Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох.

Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими.

Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов.

Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах.

И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество».

Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях.

При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными?

Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.

Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова.

Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.

Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами.

Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды*** были вынуждены заключить с хантами.

Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам.

То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя.

Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть.

Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.

Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры.

Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками.

Верят в нескольких богов, и даже приносят им «жертвы».

Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.

В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин – пять или семь, а у женщин – четыре.

После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая — перейти в мир мертвых.

Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов.

Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра.

А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки.

В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.

*. Манси-народ.

Самым известным представителем народа манси является Мэр г.Москвы С.Собянин,

хотя в своей автобиографии для избирательной комиссии на пост губернатора Тюменской области Собянин назвал себя русским и опроверг информацию о том, что он – представитель народности манси, о чем написано в некоторых справочниках и энциклопедиях.

* *приведение к шерту.

***. Самоеды.

Самоеды, они же Самодийцы — общее название коренных малочисленных народов России:

ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов)

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/031013/18947/
http://nm.mirtesen.ru/blog/43238404547
http://cont.ws/@bia354444/1247807

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector