Научная работа: Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова “Плаха”. Задание, данное Авдию в редакции газеты
Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"
Последним событием в биографии главного героя становится его второе путешествие в Моюнкумские степи. Привело туда его ни что иное, как
Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова "Плаха"
Другие доклады по предмету
Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
по теме: “Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова “Плаха”
Михайлова Александра Олеговича
Учащегося 11Б класса МОУ СОШ №4
Платонова Юлия Владимировна
аспирант кафедры русской литературы ИФМИП НГПУ
- Религиозный аспект романа
- Исследование внутреннего мира героев романа
Двадцатый век противоречивое время, время сломов, разрывов, войн. С одной стороны, это век установления гражданского общества, основных политических и общечеловеческих свобод, век, подаривший людям надежду на лучшую жизнь, веру в свои силы и возможности, наконец, это век технического прогресса, сделавший возможным то, о чем вчера люди только мечтали. А что с другой стороны?! С другой стороны, перед нами предстает далеко не радужная картина. Человек, уверовав в свои силы, в свое превосходство над природой, стал безжалостно эксплуатировать её, разрушать естественный порядок бытия. Он провозгласил себя Богом, творцом в мастерской природы, как выразился герой романа Тургенева “Отцы и дети”. Более того, вера в традиционном своем значении утратила нравственно-созидательную силу, человек «изверился», потерял спасительную нить в лабиринте жизни, стал искать альтернативные заменители Бога, что в свою очередь привело к росту всевозможных злодеяний и преступлений. Конечно же, столь значимые проблемы не могли не коснуться всех сторон человеческой жизни. Решить их пытались и ученые, и экономисты, и политики, пытались и люди творческих профессий.
В литературе громче, раньше, убедительнее других зазвучало слово Чингиза Айтматова. Начиная с пятидесятых годов двадцатого века, в его произведениях развернуто, резко, с колющей прямотой излагаются важнейшие общественные проблемы. Автор выносит жесткую оценку своему времени и обществу, в котором живет. Но он не только констатирует факты, ему даже удается предсказывать будущее, ведь в настоящее время, поднятые Чингизом Айтматовым вопросы, все еще актуальны, даже более актуальны, чем пятьдесят лет назад. Каждый день с экранов телевизоров, из динамиков радиоприемников, мы слышим неутешительные выводы ученых о деградации человеческой личности, о повышающемся уровне преступности, о бескультурии молодежи. На наш взгляд, эти злободневные проблемы оформил и подробно изложил Айтматов в своем романе “Плаха”. В этом произведении писатель показал насколько деморализовался современный ему человек, как варварски стал относиться к природе и окружающим его людям. Целью нашей работы является исследование религиозно-нравственного аспекта романа “Плаха”. На примере данного текста, мы попытаемся исследовать систему нравственных ценностей современного Айтматову человека, что он считает злом, а, что добром, во что верит, а, что отрицает, что является целью его жизни, смыслом бытия. В конечном итоге, осмыслив и проанализировав это, постараемся выявить, что же представляет собой духовный мир человека эпохи шестидесятых годов прошлого столетия.
Религиозный аспект романа
Для человека любой эпохи свойственно стремление к осмыслению себя, к поиску своего жизненного пути, своего места в мире. Очень важный аспект в этом стремлении составляют духовные поиски личности. Особенно значимыми эти искания становятся в эпоху перемен, когда меняются не только технологии, но и сам человек, его ценности, духовный мир. Ярким примером такого времени может послужить середина двадцатого века время выхода промышленной деятельности человека на глобальный, всеобъемлющий уровень. Человеку стало доступно все, созданные технологии смогли удовлетворять все его желания и потребности. Человек возвысился, возмужал, окончательно и бесповоротно отделился от природы, стал считать себя всемогущим Богом. Отсюда и пошли все людские беды. Мало того, что человек стал безжалостно эксплуатировать мать-природу стихию, которая породила его, но более того люди стали еще разобщеннее между собой, обострились социальные отношения, материальное положение стало яблоком раздора всего человечества, зависть, ненависть, злоба буквально захлестнули землю. Как мы можем видеть, в двадцатом веке в человеческом обществе назрело множество проблем нравственного, жизнеобразующего характера. Мы считаем, что наиболее ярко они были представлены в романе “Плаха”. Данное произведение представляет собой удивительное переплетение человеческого общества с его проблемами, заботами, философией, природы с её гармонией, животворящей энергией, космоса, наконец, который породил все живое, нашу планету, который незримо окружает все нас везде и всюду.
Действие романа разворачивается на фоне бескрайних Моюнкумских степей, мира доселе нетронутого рукой человека, места, где природа сохранилась в первозданном виде. Для данного произведения это особенно важно, ведь природа, на фоне которой будут происходить все последующие события романа, является не только пейзажем, украшающим общую картину, но больше того, мерилом поступков героев, нравственной категорией. Первые персонажи, с которым мы встречаемся это волчица Акбара и волк Ташчайнар. Да, это именно персонажи, равноправные участники действия, ведь как уже было отмечено раньше, у Чингиза Айтматова природа является одним из главных действующих лиц повествования. С образом волков в роман входит мотив бегства, погони, спасения от преследования. Данный мотив определяет ход всего последующего повествования: все персонажи романа куда-то бегут, кто от закона, кто от совести, кто бежит, потому что его гонят другие. Но общее для всех них одно, именно чувство погони, которая вот-вот настигнет их. На всех персонажах лежит отпечаток безысходности, напряжение, с которым они проживают свою жизнь, не покидает читателя ни на секунду. Роман читается очень быстро, сам читатель начинает невольно бежать за персонажами, чтобы понять, что они чувствуют, какие проблемы их окружают. Важная черта, которую привносит данный мотив в повествование это скорость, которая не дает человеку времени на духовное совершенствование, которая как бы изолирует его от окружающих. Это похоже на то, как водитель, разогнавший свой автомобиль до предела, не успевает замечать даже силуэты предметов по сторонам дороги. Действительно, если всмотреться, то большинство героев романа внутренне заблудшие люди, интересующиеся только насущным, плотским. Из этого уже выливается первая, основная проблема современности, характерная для всего двадцатого и двадцать первого века проблема разобщенности людей. Эта самая разобщенность и является корнем всех остальных пороков и проблем человеческих, ведь равнодушие легко может перерасти в любой грех, вплоть до убийства. Так Бостон и Базарбай могли бы быть друзьями, а не врагами, но постепенно их равнодушие друг к другу переросло в обоюдную ненависть: Базарбай ненавидит соседа за материальные успехи, а Бостон просто отвечает Базарбаю его же оружием. Столь острое понимание истоков человеческих противоречий выливается у Чингиза Айтматова в новую, своеобразную концепцию проблемы человеческих взаимоотношений в нашем мире.
Далее в нашей работе будет рассмотрен религиозный аспект романа Айтматова. Как известно, религия является неотъемлемой частью человеческого общества с незапамятных времен; она как стержень, вокруг которого развиваются важнейшие события мировой истории. Крестовые походы, священные войны мусульман с неверными, инквизиция все эти известнейшие события, так или иначе, связаны с вероисповеданием, и непосредственно с верой, которая диктует волю господа его поданным. Исходя из позиции столь сильного влияния религии на судьбу человека и человечества в целом, Чингиз Айтматов решает определить ее роль в современном обществе. Дознание дается автору нелегко, ведь в век торжества человека и технического прогресса, не каждый готов признать, что есть что-то большее, чем материя и сознание. Но, несмотря на трудность поставленной задачи, автор все же приходит к выводам, парадоксальным выводам, но выводам, в которые нельзя не поверить. В чем же заключается его позиция?! Конечно, в двух словах на этот вопрос не ответишь, но если постараться, то можно сформулировать несколько основных тезисов:
1) Религия в традиционном смысле слова утратила свое значение
2) Люди пытаются переделать Бога, подстроить под современные рамки и свои нужды.
3) У каждого свой Бог, в том числе Им могут выступать вполне материальные вещи: оружие, наркотики, деньги
4) Бога можно купить и продать
Последний тезис, мы ставим отдельно, так как он является наиболее сложным и требует от каждого своего ответа. Чингиз Айтматов оглашает лишь свое мнение, которое заключается в том, что настоящая вера в Бога находится в сердце у человека. Она не зависит от цвета кожи, национальности или языка, она зависит лишь от твоих личностных качеств, от того, во что ты хочешь верить. Таким образом, носителем настоящей веры в романе “Плаха” является единственный герой Авдий Каллистратов. Его путь к Богу неоднозначен, полон внутренних противоречий, но все же данный герой обретает настоящую веру, веру которую не променяет ни на что, веру, за которую он отдает жизнь.
Научная работа: Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова “Плаха”
Отдел образования администрации Центрального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
по теме: “Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова “Плаха”
Михайлова Александра Олеговича
Учащегося 11Б класса МОУ СОШ №4
Платонова Юлия Владимировна
аспирант кафедры русской литературы ИФМИП НГПУ
1. Религиозный аспект романа
2. Исследование внутреннего мира героев романа
Двадцатый век – противоречивое время, время сломов, разрывов, войн. С одной стороны, это век установления гражданского общества, основных политических и общечеловеческих свобод, век, подаривший людям надежду на лучшую жизнь, веру в свои силы и возможности, наконец, это век технического прогресса, сделавший возможным то, о чем вчера люди только мечтали. А что с другой стороны?! С другой стороны, перед нами предстает далеко не радужная картина. Человек, уверовав в свои силы, в свое превосходство над природой, стал безжалостно эксплуатировать её, разрушать естественный порядок бытия. Он провозгласил себя Богом, творцом в мастерской природы, как выразился герой романа Тургенева “Отцы и дети”. Более того, вера в традиционном своем значении утратила нравственно-созидательную силу, человек «изверился», потерял спасительную нить в лабиринте жизни, стал искать альтернативные заменители Бога, что в свою очередь привело к росту всевозможных злодеяний и преступлений. Конечно же, столь значимые проблемы не могли не коснуться всех сторон человеческой жизни. Решить их пытались и ученые, и экономисты, и политики, пытались и люди творческих профессий.
В литературе громче, раньше, убедительнее других зазвучало слово Чингиза Айтматова. Начиная с пятидесятых годов двадцатого века, в его произведениях развернуто, резко, с колющей прямотой излагаются важнейшие общественные проблемы. Автор выносит жесткую оценку своему времени и обществу, в котором живет. Но он не только констатирует факты, ему даже удается предсказывать будущее, ведь в настоящее время, поднятые Чингизом Айтматовым вопросы, все еще актуальны, даже более актуальны, чем пятьдесят лет назад. Каждый день с экранов телевизоров, из динамиков радиоприемников, мы слышим неутешительные выводы ученых о деградации человеческой личности, о повышающемся уровне преступности, о бескультурии молодежи. На наш взгляд, эти злободневные проблемы оформил и подробно изложил Айтматов в своем романе “Плаха”. В этом произведении писатель показал насколько деморализовался современный ему человек, как варварски стал относиться к природе и окружающим его людям. Целью нашей работы является исследование религиозно-нравственного аспекта романа “Плаха”. На примере данного текста, мы попытаемся исследовать систему нравственных ценностей современного Айтматову человека, что он считает злом, а, что добром, во что верит, а, что отрицает, что является целью его жизни, смыслом бытия. В конечном итоге, осмыслив и проанализировав это, постараемся выявить, что же представляет собой духовный мир человека эпохи шестидесятых годов прошлого столетия.
Религиозный аспект романа
Для человека любой эпохи свойственно стремление к осмыслению себя, к поиску своего жизненного пути, своего места в мире. Очень важный аспект в этом стремлении составляют духовные поиски личности. Особенно значимыми эти искания становятся в эпоху перемен, когда меняются не только технологии, но и сам человек, его ценности, духовный мир. Ярким примером такого времени может послужить середина двадцатого века – время выхода промышленной деятельности человека на глобальный, всеобъемлющий уровень. Человеку стало доступно все, созданные технологии смогли удовлетворять все его желания и потребности. Человек возвысился, возмужал, окончательно и бесповоротно отделился от природы, стал считать себя всемогущим Богом. Отсюда и пошли все людские беды. Мало того, что человек стал безжалостно эксплуатировать мать-природу – стихию, которая породила его, но более того люди стали еще разобщеннее между собой, обострились социальные отношения, материальное положение стало яблоком раздора всего человечества, зависть, ненависть, злоба буквально захлестнули землю. Как мы можем видеть, в двадцатом веке в человеческом обществе назрело множество проблем нравственного, жизнеобразующего характера. Мы считаем, что наиболее ярко они были представлены в романе “Плаха”. Данное произведение представляет собой удивительное переплетение человеческого общества с его проблемами, заботами, философией, природы с её гармонией, животворящей энергией, космоса, наконец, который породил все живое, нашу планету, который незримо окружает все нас везде и всюду.
Действие романа разворачивается на фоне бескрайних Моюнкумских степей, мира доселе нетронутого рукой человека, места, где природа сохранилась в первозданном виде. Для данного произведения это особенно важно, ведь природа, на фоне которой будут происходить все последующие события романа, является не только пейзажем, украшающим общую картину, но больше того, мерилом поступков героев, нравственной категорией. Первые персонажи, с которым мы встречаемся – это волчица Акбара и волк Ташчайнар. Да, это именно персонажи, равноправные участники действия, ведь как уже было отмечено раньше, у Чингиза Айтматова природа является одним из главных действующих лиц повествования. С образом волков в роман входит мотив бегства, погони, спасения от преследования. Данный мотив определяет ход всего последующего повествования: все персонажи романа куда-то бегут, кто от закона, кто от совести, кто бежит, потому что его гонят другие. Но общее для всех них одно, именно чувство погони, которая вот-вот настигнет их. На всех персонажах лежит отпечаток безысходности, напряжение, с которым они проживают свою жизнь, не покидает читателя ни на секунду. Роман читается очень быстро, сам читатель начинает невольно бежать за персонажами, чтобы понять, что они чувствуют, какие проблемы их окружают. Важная черта, которую привносит данный мотив в повествование – это скорость, которая не дает человеку времени на духовное совершенствование, которая как бы изолирует его от окружающих. Это похоже на то, как водитель, разогнавший свой автомобиль до предела, не успевает замечать даже силуэты предметов по сторонам дороги. Действительно, если всмотреться, то большинство героев романа внутренне заблудшие люди, интересующиеся только насущным, плотским. Из этого уже выливается первая, основная проблема современности, характерная для всего двадцатого и двадцать первого века – проблема разобщенности людей. Эта самая разобщенность и является корнем всех остальных пороков и проблем человеческих, ведь равнодушие легко может перерасти в любой грех, вплоть до убийства. Так Бостон и Базарбай могли бы быть друзьями, а не врагами, но постепенно их равнодушие друг к другу переросло в обоюдную ненависть: Базарбай ненавидит соседа за материальные успехи, а Бостон просто отвечает Базарбаю его же оружием. Столь острое понимание истоков человеческих противоречий выливается у Чингиза Айтматова в новую, своеобразную концепцию проблемы человеческих взаимоотношений в нашем мире.
Далее в нашей работе будет рассмотрен религиозный аспект романа Айтматова. Как известно, религия является неотъемлемой частью человеческого общества с незапамятных времен; она как стержень, вокруг которого развиваются важнейшие события мировой истории. Крестовые походы, священные войны мусульман с неверными, инквизиция – все эти известнейшие события, так или иначе, связаны с вероисповеданием, и непосредственно с верой, которая диктует волю господа его поданным. Исходя из позиции столь сильного влияния религии на судьбу человека и человечества в целом, Чингиз Айтматов решает определить ее роль в современном обществе. Дознание дается автору нелегко, ведь в век торжества человека и технического прогресса, не каждый готов признать, что есть что-то большее, чем материя и сознание. Но, несмотря на трудность поставленной задачи, автор все же приходит к выводам, парадоксальным выводам, но выводам, в которые нельзя не поверить. В чем же заключается его позиция?! Конечно, в двух словах на этот вопрос не ответишь, но если постараться, то можно сформулировать несколько основных тезисов:
1) Религия в традиционном смысле слова утратила свое значение
2) Люди пытаются переделать Бога, подстроить под современные рамки и свои нужды.
3) У каждого свой Бог, в том числе Им могут выступать вполне материальные вещи: оружие, наркотики, деньги
4) Бога можно купить и продать
Последний тезис, мы ставим отдельно, так как он является наиболее сложным и требует от каждого своего ответа. Чингиз Айтматов оглашает лишь свое мнение, которое заключается в том, что настоящая вера в Бога находится в сердце у человека. Она не зависит от цвета кожи, национальности или языка, она зависит лишь от твоих личностных качеств, от того, во что ты хочешь верить. Таким образом, носителем настоящей веры в романе “Плаха” является единственный герой – Авдий Каллистратов. Его путь к Богу неоднозначен, полон внутренних противоречий, но все же данный герой обретает настоящую веру, веру которую не променяет ни на что, веру, за которую он отдает жизнь.
Теперь, задав основные направления нашей деятельности, мы, как корабль в стародавние времена, отправляемся на исследование новых, загадочных земель.
Слово «Плаха» в контексте романа «Плаха» Ч. Т. Айтматова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нестерович Т.И.
В статье рассматривается проблема анализа художественного текста на примере романа Ч. Т. Айтматова «Плаха». Слово «плаха» анализируется как лингвистическая единица, имеющая «план выражения» и «план содержания». Прямое и переносное значение слова порождает эстетический и экспрессивный эффект художественного произведения, делая его образным и выразительным. Символизм одна из важнейших характеристик романа «Плаха» Ч. Т. Айтматова, а также творчества писателя в целом. Образ-символ «плаха» является носителем главной идеи произведения. Трагические судьбы главных героев романа Авдия Каллистратова и Гришана, Бостона и Базарбая, волков Акбары и Ташчайнара являются выражением идеи произведения.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нестерович Т.И.
Word “scaffold” in the context of novel “Scaffold” by Ch. T. Aitmatov
The article deals with the problem of topicality of the analysis of fiction; the world as a linguistic unit that has “the aspect of expression” and “the aspect of contents” (based on the world “scaffold” in Chinghiz Aitmatov ’s novel “The Scaffold”). Straight and portable meaning of the word create esthetic and expressive effect of an art work, which makes him imaginable and expressive. Symbolism is one of the main characteristics of the novel “Scaffold” by Ch. T. Aitmatov and also creativity of an author in itself. Image-symbol “scaffold” is full of the main idea of work, its idea is connected with an idea of debt, which gives moral right to name yourself as a man “today, tomorrow, always”. Tragic destinies of main characters of novel Avdiya Kallistratova and Grishan, Boston and Bazarbaj, wolves Akbar and Tashchajnar are the expression of work’s idea, they just help to understand that: 1) “scaffold” is the place for torture and death of a man and all living in the contemporary world; 2) “scaffold” is the last feature, crossover of life and death for the mankind and animal world of an Earth; 3) “scaffold” for Christ and Christianity ‘s martyrs sample of the great spirit’s level, which is needfor imitation; 4) “scaffold” is an Apocallyptic symbol (the end of world): it is the nothingness, or spiritual rebirth.
Текст научной работы на тему «Слово «Плаха» в контексте романа «Плаха» Ч. Т. Айтматова»
В КОНТЕКСТЕ РОМАНА «ПЛАХА» Ч. Т. АЙТМАТОВА
Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Русский язык» на 2016-2020 годы Минобрнауки РФ (соглашение № 16. Ш 16.25.0009 от 30.09.2016 г.)
В статье рассматривается проблема анализа художественного текста на примере романа Ч. Т. Айтматова «Плаха». Слово «плаха» анализируется как лингвистическая единица, имеющая «план выражения» и «план содержания». Прямое и переносное значение слова порождает эстетический и экспрессивный эффект художественного произведения, делая его образным и выразительным. Символизм – одна из важнейших характеристик романа «Плаха» Ч. Т. Айтматова, а также творчества писателя в целом. Образ-символ «плаха» является носителем главной идеи произведения. Трагические судьбы главных героев романа – Авдия Каллистра-това и Гришана, Бостона и Базарбая, волков Акбары и Ташчайнара – являются выражением идеи произведения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Ч. Айтматов, роман «Плаха», лингвистический анализ текста, слово как языковая единица.
Проблема анализа художественного текста сохраняет свою актуальность и сегодня. Существует множество подходов в ее решении, и каждый из них соотносится с разновидностями анализа, к которым относят филологический, лингвистический, стилистический, литературоведческий, семиотический и т. д. Филологический анализ опирается на лингвистический, ибо анализ языкового материала художественного текста представляет собой «первоочередную задачу». Лингвистический анализ рассматривается как «исходная позиция филологов», без которой невозможен ни один из вышеперечисленных видов анализа [Маслова 2000].
Слово как лингвистическая единица имеет два аспекта: «план выражения» (физический, звучание) и «план содержания» (семантический, значение). Оба аспекта используются в художественной речи, однако по-разному [Маслова 2000].
О специфике слова в художественном тексте писали В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, В. П. Григорьев, А. М. Пешковский, Д. Н. Шмелев и другие исследователи. Они подчеркивали, что слово в художественном тексте благодаря особым условиям функционирования семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл. Игра прямого и переносного значения слова порождает и эстетический, и экспрессивный эффект художественного текста, делает его образным и выразительным [Маслова 2000].
Специфику каждого произведения составляют особые отношения языковых единиц внутри художественного текста, они определяют эстетическую функцию всего текста. Задача филологического анализа состоит в выяснении этих отношений и функций.
Рассмотрим данные теоретические положения на примере художественного текста романа «Плаха» Ч. Т. Айтматова. Отправной точкой наших рассуждений будет утверждение: каждая языковая единица, используемая автором, является носителем той или иной идеи. Именно филологический анализ помогает постичь взаимосвязь идеи и слова.
■ нестерович тамара иосифовна
кандидат филологических наук, доцент Барановичского государственного университета E-mail: nesterovich_tamara@mail.ru
Роман «Плаха» по многоплановости изображаемых событий, философскому подходу в решении проблем и глубине символики превзошёл всё ранее написанное Ч. Т. Айтматовым. Это книга об отношениях человека и природы, о поисках смысла жизни, о назначении религии в ее лучшем проявлении, о беде нашего времени — наркомании — и о многом другом. Однако центром художественного мира романа является экологическая проблема, осмысленная автором в философском ракурсе. Основанием для такого утверждения является и его название (Приложение, кластер «Ч. Айтматов — великий писатель-эколог»).
По мнению Бахтина, отдельно взятое слово обладает значением, а слово в тексте уже имеет смысл [Маслова 2000]. В каком значении использует автор романа слово «плаха»?
Лексическое значение слова можно определить с помощью словаря С. И. Ожегова: Плаха, -и, ж. 1. Кусок бревна, расколотого пополам. 2. Обрубок дерева, на к-ром в старину отсекали голову казнимого, а также помост, на к-ром совершалась эта казнь [Ожегов 1983: 461].
В романе Ч. Т. Айтматова слово «плаха» используется во втором значении и выступает как образ-символ. Данный вывод дополняется суждениями автора произведения. На одной из встреч в Останкино писателю задали вопрос: «Что есть плаха в вашем понимании?» Последовал ответ: «. Плаха — это не только то извечное место, где человек подвергается казни за свои преступления или за свои идейные убеждения. Но почему я назвал роман “Плаха”? Дело в том, что в повседневной жизни каждый из нас, осознает он это или нет, не раз и не два поднимается на плаху, отстаивая свои истинные убеждения, кого-то защищая, считая своим долгом поступить так, а не иначе» [Земскова 1989: 261].
Человек, по мнению писателя Ч. Т. Айтматова, часть гармоничной природы. Когда он перестает ощущать себя этой частью, начинает мыслить себя царем, победителем природы, нарушается гармония, а это ведет к катастрофе — «плахе».
К сожалению, та великая социальная и нравственная гармония в жизни человека, о которой мечтали лучшие умы человечества, пока не достигнута. Ч. Т. Айтматов, глубоко исследуя противоречия современного общества, ищет пути борьбы с бездуховностью, пытается распутать тот узел, в котором стянуты воедино Добро и Зло, Любовь и Ненависть, Благородство и Низость, Милосердие и Жестокость . Вместе с писателем мы ищем ответ на вопрос: как сохранить и умножить в себе высокую духовность и нравственную чистоту, чтобы иметь моральное право называться человеком «сегодня, завтра, всегда»? Над этим вопросом за-
ставляют нас задуматься трагические судьбы героев романа — Авдия Каллистратова и Гришана, Бостона и Базарбая, волков Акбары и Ташчайнара. Все они оказываются на «плахе», но каждый из них идет к ней своими путями. И в то же время эти пути тесно переплетаются, неразрывно связаны между собой. Чтобы ответить на главный вопрос романа: что привело на «плаху» столь непохожих людей? — нужно обратить внимание на их жизненные позиции, устремления, идеалы [Нестерович 2015].
Известно, что Ч. Т. Айтматов начал «Плаху» с новеллы о Понтии Пилате и Христе. Из библейского сюжета о Христе автор выбрал сцену допроса его прокуратором Иудеи, превратив ее в философский диспут о смысле человеческой жизни: «На то и родился я на свет, чтоб послужить людям немеркнущим примером. Чтоб люди уповали на мое имя и шли ко мне через страдания, через борьбу со злом в себе изо дня в день, через отвращение к порокам, к насилию и кровожадности, столь пагубно поражающим души, не заполненные любовью к Богу, а стало быть, к подобным себе, к людям!» [Айтматов 1989: 436]. Позднее, отвергая обвинения современников в «богоискательстве», писатель скажет: «Я использовал известные эпизоды, известные библейские сюжеты как метафору. С помощью этого я хотел показать современному человеку, насколько исторически значимо все то, что нам кажется сегодня сиюминутным. Но ведь все это давным-давно человечеством выстрадано и выношено, и все время, сколько поколений бы ни следовало одно за другим, мы пытаемся себя удержать именно на этой высоте» [Земскова 1989: 257].
Подвиг Христа в романе призван повторить Авдий Каллистратов, которого, пусть и с негативной интонацией, Гришан называет «новым Христом». Изгнанный из семинарии за его недопустимые, с точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов, идеи о «Боге-современнике», Авдий пытается выполнить миссию духовного наставника современного ему поколения людей. Одухотворенная и глубоко мыслящая натура героя противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправедный, гибельный путь, по которому идет человечество, вызывает в его душе боль и страдания. Он видит свое назначение в помощи людям и обращении их к Богу: «Меня давно терзала мысль — найти нехоженые тропы к умам и сердцам своих сверстников. Я видел своё призвание в поучении добру» [Айтматов 1989: 335].
Наркомания — это, в понимании Авдия, Зло, против которого нужно бороться сегодня. Отправляясь со сборщиками анаши в Моюнкумскую саванну, герой ставит перед собой цель выяснить, что двигало ими, кроме соблазна наживы и спекуляции. «Вызволить души этих людей из-под власти порока,
Источники:
http://www.studsell.com/view/91544/
http://www.rc-p.ru/sochineniya_po_literature_i_russkomu/nauchnaya_rabota_nravstvenno-religioznyj.html
http://cyberleninka.ru/article/n/16942499