3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственные проблемы литературы. Исследовательская работа “проблема нравственных исканий человека в русской литературе” Нравственная проблематика произведений русской литературы последних десятилетий

banyaplus.ru

Шестидесятые годы двадцатого века вошли в историю как период «оттепели». Массовая реабилитация репрессированных, социальная политика, либерализация разных сторон жизни сформировала новый, необычный для советских поколений тип личности – «шестидесятники. Они были детьми войны, их молодость пришлась на оттепель, они составили основную часть эмиграции в 80 годы. К ним принадлежали и Высоцкий, и Окуджава, и Галич, и Шукшин, и Бродский.

Проза этих десятилетий определялась такими именами, как Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Юрий Трифонов. По темам и проблематике прозу 60-80 принято разделять на городскую и деревенскую. Деревенская проза (Шукшин, Астафьев, Распутин, Абрамов) исследовала последствия разрыва человека с землей. Авторы городской прозы (Гранин, Трифонов, Битов) уделяли внимание социальным процессам. Одним из наиболее ярких произведений городской прозы можно назвать повесть Трифонова «Обмен».

Повесть начинается в кульминационный момент жизни главного героя – Виктора Дмитриева – смертельная болезнь матери и затеянный его женой в связи с этим обмен квартиры. Когда Лена, жена Дмитриева, разговаривала с ним эту деликатную тему, он не испытывал ни боли, ни злости. Мелькала мысль о беспощадности жизини, и Лена была частью этой беспощадности.

Автор ставит героя в ситуацию выбора, когда лучше всего проявляется сущность человека. Дмитриеву необходимо решить: с кем он, с женой, которая не любит свекровь, но готова забыть это ради того, чтобы стать обладательницей собственной квартиры, или он с матерью, женщиной бескомпромиссной и безупречно честной. Дмитриев – не герой, он не готов к этому выбору, он привык идти на компромиссы. Его модель поведения – уход от решения проблемы, ответственности, стремление во что бы то ни стало сохранить привычный порядок вещей. Итог выбора – чувство вины и собственной неполноценности после смерти матери.

Смысл названия не просто в обмене квартиры. Трифонов дает нам жизнеописание двух семей, Дмитриевых (семья мужа) и Лукьяновых (семья жены). Вслед за Толстым, Трифонов видит человека как представителя рода, он несет в себе уровень развития личности, тип мышления. Семья – соединение двух «миров», и оно не может быть бесконфликтным. Новая семья, для Трифонова, это сложное сочетание двух разных стихий, какая из них победит, какой ценой, по каким законам будет жить семья, на какие компромиссы готова пойти – вот предмет исследования писателя. Семья Дмитриевых отличается от семьи Лукьяновых тем, что у них древние корни, они внимательны к своему прошлому, это обеспечивает преемственность нравственных принципов. Драма героя в том, что он совершает подмену этих принципов. Слияние духовного начала и практического ведет в победе последнего.

Позиция, которую занял герой, отстраненность. 20 лет духовной изоляции в семье не могут не оставить следа. Происходит духовное оскуднение, и вот мать уже не узнает сына, ей трудно общаться с ним. Она совесть семьи, пока она жива, сын хотя бы помнит о нравственных принципах, ему «неудобно» перед матерью. Когда-то дед Дмитриева, глава семьи, сказал ему: «Ты человек неплохой, но неудивительный». Это прозвучало как приговор. Нет в жизни героя увлеченности делом, одухотворяющего начала, поэтому он и оказывается беспомощным в противостоянии с семьей Лены.

Лукьяновы – люди практической хватки, «умеющие жить». Само по себе это и неплохо, но отношения даже между близкими родственниками основаны на принципах выгоды, здесь нет любви, тепла, человеческого участия. Мать Дмитриева говорит, что в Лене есть «душевный дефект», «недоразвитость» чувств, бестактность.

Читать еще:  Что делать, если у кормящей мамы пропадает молоко. Почему у мам пропадает грудное молоко

Эгоизм, как известно, мощный двигатель жизни, но где кончается эгоизм разумный и начинается неразумный?

Финал повести – обмен состоялся, мать Дмитриева умерла, у него случился гипертонический кризис, и через три недели он выглядел словно еще не старик, но уже пожилой человек.

Обмен – это трудная духовно-психологическая ситуация. Она поражает своей остротой еще и потому, что главным испытанием человека становится быт. Во время войны и других потрясений нравственные проблемы обострены, они требуют от человека выносливости, мужества, отваги, но не меньшей отваги требует, по мнению Трифонова, обычная повседневная жизнь. Мещанство, пошлость обыденного бездуховного существования – любимая тема и Чехова, и Трифонова.

Повесть Трифонова – это размышление по поводу скудеющих отношений между родными людьми, уходит культура семьи, воспитания детей в духе семьи, наследование духовных принципов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Большое место в литературе 70-80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. Ясно прослеживается, что возрастание интереса к нравственным проблемам сочетается с усложнением самих нравственных поисков. В этом плане очень значительно, с моей точки зрения, творчество таких писателей, как В. Быков, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Дудинцев, В. Гроссман и др.

В повестях В. Быкова нравственная проблема всегда служит как бы вторым оборотом ключа, открывающим дверь в произведение, которое при первом обороте представляет собой какой-нибудь небольшой военный эпизод. Так построены “Круглянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая”, “Его батальон” и другие повести писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек, оставшись один, должен руководствоваться не прямым приказом, а единственно лишь своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в детях доброе, светлое, честное отношение к жизни. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая по прозвищу Каин. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывшийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла, являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения человек (если он действительно человек!) должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил, в чем убежден. Мороз не мог бы жить, не мог бы дальше учить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Мороз был казнен вместе с ребятами. Поступок Мороза был осужден некоторыми как безрассудное самоубийство, и после войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось. Но именно потому, что проросло в душах то доброе семя, которое он заронил своим подвигом, нашлись те, кто сумел добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

Но и после этого Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из “сегодняшних умников” пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. И в ответ на это один из тех, в ком жива благодарная память, резко говорит: “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу. ” Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа всего общества.

Читать еще:  Хитрые звери. Литературная игра «По страницам любимых сказок

Другая нравственная проблема – вечная битва добра и зла – исследуется в романе В. Дудинцева “Белые одежды”. Это произведение о трагедии, постигшей советскую генетику, когда преследование ее было возведено в ранг государственной политики. После печально знаменитой сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 года началась гражданская казнь генетики как буржуазной лженауки, начались преследования упорствующих и нераскаявшихся ученых-генетиков, репрессии против них, их физическое уничтожение. Эти события на многие годы затормозили развитие отечественной науки. В области генетики, селекции, лечения наследственных болезней, в производстве антибиотиков СССР остался на обочине дороги, по которой умчались вперед те страны, которые и помышлять не смели соревноваться с Россией в генетике, которую возглавлял великий Вавилов.

Роман “Белые одежды” почти с документальной точностью рисует кампанию против ученых-генетиков. В один из сельскохозяйственных вузов страны, попавший под подозрение, приезжает в конце августа 1948 года по поручению “народного академика” Рядно (его прототип – Т. Д. Лысенко) Ф. И. Дежкин, который должен “разгрести подпольное кубло”, разоблачить вейсманистов-морганистов в институте. Но Дежкин, познакомившись с опытами ученого Стригалева по выращиванию нового сорта картофеля, увидев бескорыстную преданность науке этого человека, который отдает, а не берет, не думая, делает выбор в пользу Стригалева. После ареста и ссылки Стригалева и его учеников Федор Иванович спасает от Рядно наследство ученого – выведенный им сорт картофеля. В эпоху культа Сталина в стране и культа Лысенко в сельском хозяйстве Дежкин, человек доброй воли, вынужден вести “двойную игру”: притворяясь верным “батьке” Рядно, он идет на подневольное, тягостное, но героическое актерство, спасительное для праведного дела, для истины. Страшно читать (хотя и интересно: похоже на детектив) о том, что Дежкину приходилось жить в мирное время в собственной стране как подпольщику, партизану. Он похож на Штирлица, с той только разницей, что он резидент добра и истинной науки. у себя на Родине! Дудинцев решает в романе нравственную проблему: добро или правда? Можно разрешить себе врать и притворяться во имя добра? Не безнравственно ли вести двойную жизнь? Нет ли в такой позиции оправдания беспринципности? Можно ли поступиться в какой-то ситуации нравственными принципами, не замарав белых одежд праведника? Писатель утверждает, что человек добра, который чувствует, что он призван бороться за какую-то высшую истину, должен проститься с сентиментальностью. Он должен выработать тактические принципы борьбы и быть готовым к тяжелым моральным потерям. В беседе с корреспондентом “Советской культуры” Дудинцев, поясняя эту мысль, повторил притчу из романа о добре, которое преследует зло. Добро гонится за злом, а на пути газон. Зло бросается через газон напрямик, а добро со своими высокими нравственными принципами побежит вокруг газона. Зло, конечно, убежит. А если так, то, несомненно, нужны новые методы борьбы. “Вы даете в романе инструментарий добра”,- сказал Дудинцеву один читатель. Да, этот роман – целый арсенал оружия добра. А белые одежды (чистота души и совести) – доспехи в деле правом и боевом. Очень сложные нравственные проблемы ставит В. Гроссман в романе “Жизнь и судьба”. Он был написан в 1960 году, затем в рукописи арестован, лишь спустя треть века освобожден, реабилитирован и возвращен русской литературе.

Читать еще:  «Антихайп»: Мы творцы, нам интересно свергать. «Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп

“Жизнь и судьба” – роман о свободе. Автор запечатлел в нем усилия человека, направленные на то, чтобы нравственно распрямиться. Война – главное событие в романе, а Сталинградская битва (подобно Бородинскому сражению в “Войне и мире”) – кризисная точка войны, потому что с нее начался перелом в ходе войны. Сталинград в романе Гроссмана, с одной стороны, является душой освобождения, а с другой – знаком системы Сталина, которая всем своим существом враждебна свободе. В центре этого конфликта в романе – дом “шесть дробь один”, дом Грекова (помните дом Павлова?!), находящийся “на оси немецкого удара”. Этот дом для немцев как кость в горле, так как не дает им продвинуться в глубь города, в глубь России.

В этом доме, как в свободной республике, офицеры и солдаты, старые и молодые, бывшие интеллигенты и рабочие не знают превосходства друг над другом, тут не принимают докладов, не вытягиваются перед командиром по стойке “смирно”. И хотя люди в этом доме, как замечает Гроссман, не просты, но они составляют одну семью. В этом вольном сообществе, беззаветно жертвующем собой, бьются с врагом не на жизнь, а на смерть. Бьются не за тов. Сталина, а чтобы победить и вернуться домой, чтобы отстоять свое право “быть разными, особыми, по-своему, по-отдельному чувствовать, думать, жить на свете”. “Свободы хочу, за нее и воюю”,- говорит “управдом” этого дома, капитан Греков, подразумевая при этом не только освобождение от врага, но и освобождение от “всеобщей принудиловки”, которой, по его мнению, была жизнь до войны. Подобные мысли приходят в немецком плену и майору Ершову. Ему ясно, что, “борясь с немцами, он борется за собственную русскую жизнь; победа над Гитлером станет победой и над теми лагерями смерти в Сибири, где погибли его мать, сестры и отец”.

“Сталинградское торжество,- читаем мы в романе,- определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависели судьба человека и его свобода”. Гроссман знал и не обманывался на тот счет, что страшно тяжело будет выстоять жизни против судьбы в виде лагерных вышек, разнообразного безмерного насилия. Но верой в человека и надеждой на него, а не гибельным разочарованием в нем насыщен роман “Жизнь и судьба”. Гроссман приводит читателя к выводу: “человек добровольно не откажется от свободы. В этом свет нашего времени, свет будущего”.

Мы живем уже в 21 веке. в сложные и интересные времена. Именно за последние десятилетия произошли, возможно, самые значительные изменения в истории, в образе жизни человечества. Человек везде стоит перед выбором. Насколько он понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки. Меня заинтересовало, что сейчас думает наша молодежь по этому поводу, как современная и древняя литература отражает проблемы человечества, русского народа.

Поэтому цель исследовательской работы проследить, как в русской литературе раскрывается проблема нравственных исканий, проблема чести, достоинства, национальной гордости русского человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проблема нравственных исканий человека в русской литературе

Источники:

http://www.banyaplus.ru/marriage/nravstvennye-problemy-v-proizvedeniyah-sovremennoi-poezii.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: