0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О профилактическом значении художественного творчества. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать

Теоретические основы детского изобразительного творчества

Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в современной психолого-педагогической литературе

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей изобразительного творчества.

Однако, для того, чтобы определить понятие детского изобразительного творчества, мы должны выделить понятие самого творчества.

Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: «. творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:

— творчество есть общественное явление,

— его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» [7, С.23].

Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт — произведение искусства — результат творческой деятельности художника.

Творчество художника — это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Необходимым условием творческой деятельности художника является наличие способностей, т. е. такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опыт художника, тем многограннее его творчество и совершеннее созданные образы. Творческий процесс у каждого художника своеобразен, но существуют основные этапы этого процесса:

1. возникновение идеи, замысла,

2. вынашивание замысла,

3. реализация замысла,

4. появление художественного образа.

Что касается детей, то уже к старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса воображения. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству.

«В начале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материалов, с помощью которого действует ребенок: карандаш и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.» [18]. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла после вынашивания замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он вступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание работы совмещается с процессом выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного обдумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.

В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Таким образом, все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого.

Психологи выделяют следующие виды детского творчества: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Как отмечает Э. Прокофьева в статье «Психология детского творчества» [18] раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом.

По мере взросления с удовольствием от общей эмоциональной активности, свободы инициативы и развития воображения и речи в сознании ребенка начинает ассоциироваться игра. «Использование взрослыми игрового момента в совместном выполнении творческих заданий проявляется в том, что художественная деятельность малыша освобождается от понятных только взрослому целевых установок, норм и запретов, ограничивающих свободное творческое развитие ребенка» [18]. А выполнение творческих заданий помогает снять противоречие между «игрой без обучения» и «обучением без игры».

Следубщим видом детского творчества является фантазия — это «художественный вымысел, основанный на способности ребенка свободно комбинировать образы, возникающие в бессознательном» [18]. Чем причудливее и дальше от реальности становятся фантазии ребенка, тем меньше они связаны с сознательным стремлением к осуществлению творческого замысла и больше подчинены бессознательному желанию осуществления ощущаемой, но не ведомой и не управляемой сознанием цели.

Особое место занимает изобразительное творчество ребенка, которое несколько отличается от изобразительного творчества взрослого человека. Этот вид детского творчества является наиболее эффективным средством для развития творческих способностей ребенка. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Более того, творчество дошкольника на занятиях по изобразительной деятельности неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Ссылаясь на Аристотеля Комарова Т.С. в статье «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?» отмечает, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого — Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель — и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Несомненно, что руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Что же все таки представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна.

Читать еще:  Как проанализировать детские работы по изо пример. Педагогическая оценка или анализ результатов детской деятельности

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлен и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый — носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка?

Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных или через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». [5].

Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как «метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей». [7, С. 24]

А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное» [7, С. 24 ].

Так чем же характеризуется творчество? Б.М. Теплов в этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение» [7, С. 25 ].

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, «которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции».[7, С. 25]

В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства; как мы уже отмечали, радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимы чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). Работая над изображением, приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения, и т.п.

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых — Г.В. Латунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, проведенный Т.С. Комаровой, позволяют нам сформулировать его рабочее определение. Под художественным творчеством детей дошкольного возраста следует понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.

Таким образом, мы рассмотрели понятие детского творчества, определили его особенности и виды. Из всего выше сказанного мы сделали вывод о том, что одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы. Поэтому далее мы рассмотрим этот вопрос, а также определим: следует ли творчеству обучать и является ли обучение условием развития детского изобразительного творчества?

Проблемы и пути развития детского творчества

Наташа ТАТЬЯНИНА
Проблемы и пути развития детского творчества

§1. Творческая деятельность детей….…. …5

§1. Проблемы детского творчества…. 8

Список использованной литературы…. 12

Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном и общественном». Творческая деятельность — это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.

Творческая деятельность — это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Проблема детского творчества — одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.

Истоки творчества восходят к тому периоду детства (2-2,5-3 года, когда идет импровизация, когда творческое появляется во многих непроизвольных видах деятельности (игры с песком, со снегом, детское словотворчество). Важную роль в развитии детского творчества играет сюжетно-ролевая игра.

К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.).

§1. Творческая деятельность детей

Детское творчество — это создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

Творческая личность – это личность, которая обладает творческим потенциалом в виде врожденных задатков и способностей, индивидуально-психологическим своеобразием, свободой выбора и творческой направленностью. Огромную роль в воспитании творческой личности играет творческий потенциал педагога и условия организации его работы. Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации учащихся. Мотив – это основа формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить во главу угла воспитание мотивации творчества. Достижение цели действия подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. Итак, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

Читать еще:  Дидактические материалы на тему: Осень для детского сада. Картотека домашних заданий по лексическим темам «Осень», «Грибы Развивающие задания осень для дошкольников

Таким образом, творческая активность подростков способствует их саморазвитию через развитие творческого потенциала и формирование устойчивых мотивов творческой деятельности.

В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:

Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.

Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.

Создание ситуации успеха для ребёнка.

Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.

Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств (красок, карандашей, гуаши, восковых мелков, пластилина и т. п.) для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества.

§2. Проблемы детского творчества

В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, которое пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Выделяют четыре стадии процессов творчества:

2. Созревание (инкубация,

4. Проверка (верификация).

На стадии подготовки происходит сознательное изучение условий решаемой задачи, выдвигаются и проверяются различные версии относительно стратегии и решения. Все это, по мысли Уоллеса, проделывается на основе уже имеющихся знаний и с использованием знакомых приемов, успешно применявшихся ранее в похожих ситуациях. Если в результате этого находится требуемое решение, то такая задача, равно как и процесс ее решения, не считаются, по мнению Уоллеса, творческими, так как представляют собой модификацию уже известного материала и способов оперирования с ним. Если же желаемый результат не достигается, то процесс переходит на следующую стадию, на которой происходит не контролируемое сознанием вызревание нужного решения. Внешне это выглядит так, что исследователь откладывает в сторону неподдающуюся проблему и переключается на другие дела, в то время как в его бессознательном продолжается дальнейшее соединение и перегруппировка идей, т. е. неосознаваемый мыслительный процесс, приводящий, в конце концов, к озарению — допуску в сознание той комбинации, которая может оказаться полезной для решения задачи. И, наконец, сущность последней стадии – верификации – состоит в проверке соответствия найденного решения критериям логики и рациональности, а также в восстановлении (или конструировании) цепи возможных рассуждений, которые должны убедить других исследователей или людей в правомерности полученных выводов.

Однако говоря о проблемах воспитания творческой личности, важно отметить, что не все эти условия зачастую реализуются на практике, а значит, далеко не все дети получают возможность развивать свои творческий потенциал.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задачи воспитателя и учителя: привлечь и умело использовать при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка. Она играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает. Семья, имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. Формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Однако не все семьи в нашей стране можно назвать благополучными, и эффективно развивающими творческую направленность своих детей. Это является еще одной из современных проблем развития творческой личности.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняет и углубляет их представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится и осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого — Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель — и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительные эмоций. Каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Воспитатель должен создать развивающую среду в группе и на участке детского сада, организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, т. е. социальную среду.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;

Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.

Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальном развитии, но и в здоровье ребенка.

Список используемой литературы

1. Абрамова Г. С «Возрастная психология»: учебное пособие для вузов — М. Академический проект, 2000г.

2. Андреев В. И «Педагогика творческого саморазвития»: учебное пособие-Казань: КГУ, 1996г.

3. Бакушинский А. В «Художественное творчество и воспитание» М. 1999г.

4. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» М. Академия, 2002г.

5. Выготский Л. С «Воображение и творчество в детском возрасте» — М. 1991г.

6. Комарова Т. С «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?» Дошкольное воспитание, — № 2, 2005г.

7. Крылова Г. А «Формирование творческой личности школьника в условиях общеобразовательной школы «нового» типа» — Москва, 1999г.

8. Меерович М. И «Технология развития творческого мышления»: М. 2000г.

Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.

Центр развития детского творчества в младшей группе Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводиться уголку изодеятельности или, как его называют,.

Доклад на педсовете «Речевое развитие детей дошкольного возраста: проблемы, пути решения» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем.

Читать еще:  Как правильно красить губы? Формы губ и варианты макияжа. Как красить губы красной помадой: правильный выбор оттенка и секреты нанесения

Проблемы развития старших дошкольников перед поступлением в школу и пути их решения «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Консультация для воспитателей «Сказка как источник развития личности ребенка и детского словесного творчества» Нравственная, эмоциональная сторона личности – это ее ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Гармония.

Консультация «Проблемы «особенных» детей и пути их решения» Проблемы «особенных» детей и пути их решения. Окружающий мир наполнен звуками разных голосов: человеческими возгласами, птичьим чириканьем,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Театральная деятельность в детском саду — вопросы, проблемы и пути их разрешения» Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной.

Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления «Речевые проблемы современных детей и пути их преодоления» Солдатова Татьяна Николаевна учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/сад № 56 г. о. Самара.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыкальной деятельности как средство развития детского творчества Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные образовательные.

Эссе по теме «Концепция дошкольного воспитания: проблемы и пути решения» В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные изменения, она совершенствуется и развивается. Главным показателем.

Статья «Кардмейкинг как средство формирования художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Кардмейкинг как средство формирования художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Колегова Богдана Александровна

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

имени И.А. Куратова»

Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 4 курс

Научный руководитель – Хабарова Людмила Павловна

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Н.Н. Поддъяков утверждает, что художественное творчество – это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, что художественное творчество – это особая форма процесса развития ребёнка, которая носит «глубоко личностный характер» и определяется неповторимостью личности ребёнка, накопленного им опыта художественной деятельности [2, с. 40].

Значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны [4, с. 80].

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

Согласно Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления [5, с.103].

Как же формируется художественное творчество у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения? Оно имеет свои особенности.

Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование творческого воображения. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения воображения и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении воображения [3].

Согласно А.Г. Литваку, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения; обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы [6, с. 213].

Творческое воображение детей с нарушением зрения из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у детей с косоглазием и амблиопией.

В процессе обучения изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию реальных образов мира. Овладение умениями изображать предметы невозможно без целенаправленного развития зрительного и других видов восприятия. Для того чтобы успешно рисовать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.

По мнению Л.И. Плаксиной. Л.И. Солнцевой, для воображения детей с дефектами зрения характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у детей с нарушением зрения и переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности [3].

Одним из методов, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию, как творческому потенциалу, так и развитию личности ребёнка в целом, является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – кардмейкинга [2, c.79].

Понятие «кардмейкинг» в переводе с английского языка означает следующее: card – открытка, make – делать, то есть изготовление открыток своими руками.

Изготовление открыток своими руками предполагает использование различных стилевых направлений: винтаж, гранж, мини-открытка, американский современный стиль, европейский и смешанный стиль [1].

Кардмейкинг не только дает детям с нарушением зрения практические умения и навыки, но и формирует начальный опыт творческой деятельности. Работа с разными материалами (бумагой, тканью, бисером, природными материалами и др.) повышает сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, способствует развитию воображения, пространственного мышления, синхронизирует работу обеих рук. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел [7].

Кардмейкинг – изготовление открыток своими руками [Электронный источник]. – Режим доступа: http://karapysik.ru/kardmejking-izgotovlenie-otkrytok-svoimi-rukami /

Карпова, И.А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Карпова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 40-42.

Климова, А.Е. Специфика развития творческого воображения у дошкольников с нарушением зрения [Электронный ресурс] / А.Е. Климова. – Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/268/1428

Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольная педагогика. – 2005. — №2. – С.80.

Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: КАРО, 2006. – 336 с

Источники:

http://studbooks.net/1917442/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_detskogo_izobrazitelnogo_tvorchestva
http://www.maam.ru/detskijsad/tema-problemy-i-puti-razvitija-detskogo-tvorchestva.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kardmejking_kak_sredstvo_formirovaniya_hudozhestvenn_200420.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×