0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образ Софьи в комедии «Горе от ума. Презентация «Комедия А.С

Презентация по литературе на тему «Характеристика Софьи» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Софья Павловна Фамусова

Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать.

Когда бывало, в вечер длинный Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, Играем и шумим по стульям и столам. Наш ментор, помните колпак его, халат, Перст указательный, все признаки ученья Как наши робкие тревожили умы, Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья!

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему – И танцам! и пенью! и нежностям!, и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам .

В семнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно И потому скромны… Как хороша!

Вдруг милый человек… Явился вдруг со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… знаете, кто в бедности рожден…

Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Вы знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного. Дай Бог ей век прожить богато, Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его.

Иначе расскажу Всю правду батюшке, с досады. Вы знаете, что я собой не дорожу. Дочь, Софья Павловна! Срамница! Бесстыдница! Ни дать, ни взять, она, Как мать ее, покойница жена. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Кудрина Татьяна Николаевна
  • Написать
  • 858
  • 06.08.2018

Номер материала: ДБ-031296

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 21.05.2018
  • 1833
  • 19.05.2018
  • 320
  • 19.05.2018
  • 303
  • 19.05.2018
  • 571
  • 19.05.2018
  • 406
  • 19.05.2018
  • 1026
  • 19.05.2018
  • 471
  • 19.05.2018
  • 843

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация к уроку (9 класс) по теме: Презентация «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемДмитрий Сеченов

Презентация «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» рекомендована для использования на уроках литературы в 9 классе при изучении комедии. Она рассчитана на несколько уроков. В ней компактно даются сведения начиная с истории создания, композиции, сюжета, тематики, анализа содержания комедии по вопросам к каждому действию. Дается задание для выполнения лабораторной работы по трем вариантам.

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Презентация к уроку (9 класс) по теме: Презентация «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бородинская СОШ 2» администрации муниципального образования Киреевский район Презентация Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фокина Тамара Николаевна Учитель русского языка и литературы Рекомендовано: 9 класс 2013 год

Читать еще:  Профессиональные наборы для ухода за кожей лица. О чем мечтает кожа? Что может входить в подарочные косметические наборы? Самыми востребованными остаются комбинации

2 История создания Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии.

3 История создания К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума» (первоначально «Горе уму»).

4 Широкая известность произведения В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии. «Горе от ума» расходилось в списках. Друг Пушкина декабрист И.И. Пущин привез комедию Грибоедова поэту в Михайловское. Ее приняли восторженно, особенно декабристы. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году. И.И. Пущин

5 Жанр В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая. Центральным героем обеих является Чацкий. Грибоедов создал комедию, которая затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и нравственные вопросы. Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех — смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.

6 Композиция В пьесе 4 действия: 2 действие развитие действия 3 действие кульминация 4 действие развязка 1 действие завязка

7 Сюжет Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге- «горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой.

8 Анализ содержания комедии. Действие первое Какова завязка комедии? Каковы отношения Софьи и Лизы? Как относится Фамусов к книгам? Как Молчалин попал в дом Фамусова? Почему Фамусова настораживает сон Софьи? Как относится Фамусов к службе?

9 Действие первое Кто, по мнению Лизы, подходит Софье в роли жениха? Как характеризует Скалозуба Софья? О ком Лиза Отзывается с чувством восхищения? Сколько лет отсутствовал Чацкий? Что связывает Софью с Чацким? Перечитайте сцену встречи Софьи с Чацким.

10 Действие первое Как Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого? Что тревожит Фамусова? Как Чацкий характеризует московское общество?

11 Действие второе Прочитайте выразительно монолог Фамусова. «Петрушка…» Что можно сказать об образе жизни Фамусова на основании этого монолога? Как Фамусов прореагировал на слова Чацкого «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали»? Перед каким веком преклоняется Фамусов? Выразительное чтение монолога Фамусова «Вот то – то, все вы гордецы. » На каком основании Фамусов сделал вывод, что Чацкий опасный человек?

12 Действие второе Как ведет себя Фамусов при появлении Скалозуба? Докажите содержанием текста, что Скалозуб ограниченный человек? Выразительное чтение монолога Чацкого «А судьи кто?». Кого обличает в этом монологе Чацкий? Какая черта характера Молчалина раскрывается в поведении с Софьей после его падения с лошади?

13 Действие второе Выразительное чтение по ролям 12 явления 2 действия. Как раскрывается характер Молчалина в этом явлении?

14 Действие третье Какие качества в Молчалине ценит Софья? Почему Чацкий делает вывод: « Шалит, она его не любит.» Выразительное чтение по ролям 3 явления 3 действия. Как раскрывается характер Молчалина и Чацкого в этом явлении?

15 Действие третье С какой целью приезжают на бал князь и княгиня Тугоуховские? Среди гостей Фамусова Чацкий встречает давнего своего знакомого Платона Михайловича. Как Платон Михайлович оценивает свой образ жизни?

16 Действие третье С кем Хлестова приезжает в дом Фамусова? Как она относится к своим слугам? Как ведет себя в фамусовском обществе? Что можно сказать о поведении Молчалина по отношению к Хлестовой?

17 Действие третье В чем видит причину этого фамусовское общество? Докажите содержанием текста комедии. Выразительное чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…» Как данный монолог характеризует Чацкого? Какую новую черту характера Молчалина отмечает Чацкий ? (явл. 13) Как получилось, что Чацкого объявили сумасшедшим?

18 Действие четвертое Как воспринимает Чацкий Репетилова? Какую роль в комедии играет Загорецкий? Верит ли фамусовское общество в сумасшествие Чацкого? Докажите примерами из текста. Как сам Чацкий реагирует на сплетни фамусовского общества? Каким образом Чацкий становится свидетелем неожиданной сцены?

Читать еще:  Эдвард мунк направление в живописи. Загадочное полотно «Крик»

19 Действие четвертое Выразительное чтение по ролям 12 явления 4 действия. Дайте оценку поведения каждого персонажа в этом явлении. Дайте характеристику Фамусову на основании содержания 13 явления.

20 Действие четвертое Выразительное чтение монолога Чацкого «Не образумлюсь…виноват…» Почему Чацкий бежит из Москвы?

21 Развернутый ответ на вопрос Как вы думаете, что произойдет в доме Фамусова после разоблачительной сцены? (письменный ответ)

22 Лабораторная работа Задание: Найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» афоризмы и выписать их.

23 Лабораторная работа Задание: продолжите афоризм, вспомните, из чьих уст он звучит. 1. Счастливые часов … 2. Грех не беда, … 3. Подумаешь. … 4. А горе … 5. Мне все равно, … 6. — Где ж лучше? … 7. И грянул вдруг … 8. Сон … 9. Служить бы рад, … 10. Свежо предание, …

24 Афоризмы 11. Кто служит делу, … 12. Ах! Тот скажи любви конец, … 13. Дома новы, … 14. он малый … 15. Ах! Злые языки … 16. Но чтоб иметь детей, … 17. Кто беден, … 18. А впрочем, он дойдет до степеней известных, … 19. Нельзя ли для прогулок … 20. И точно, начал …

25 Афоризмы 21. Что за комиссия, создатель, … 22. И золотой мешок, … 23. Минуй нас пуще всех печалей … 24. Подписано, … 25. Чуть свет уж на ногах! … 26. И дым Отечества … 27. Вот то-то, все вы гордецы! … 28. Что говорит! … 29. А судьи кто? … 30. И кто влюблен …

УРОК-ДИСПУТ ПО КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» Чацкий — Молчалин — Софья Жизненные позиции Споры о героях пьесы Цели Образовательная

УРОК-ДИСПУТ ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Чацкий — Молчалин — Софья. Жизненные позиции. Споры о героях пьесы.

Разработала Е. М. Светлова

Образовательная: сформировать личное мнение учащихся об образах героев комедии А. Грибоедова «Горе от ума» (Чацком, Молчалине, Софье) путём дискуссионной беседы с опорой на высказывания известных писателей и литературных критиков.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать речь и критическое мышление; развивать умение вести дискуссию, правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения; прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательная: привить навыки демократического стиля общения.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Форма урока: урок-диспут.

• текст комедии «Горе от ума»;

• презентация: иллюстрации к произведению, фрагменты спектакля

• раздаточный материал: карточки с цитатами из статей критиков и писателей.

НА ДОСКЕ: запись темы урока, цитаты, домашнее задание, итоговый вопрос.
Цитаты:

1. В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

2. Зачем же мнения чужие только святы?

3. А кем из них я дорожу?

Хочу — люблю, хочу — скажу.

Вступительное слово учителя.

1824 год. Год завершения комедии «Горе от ума». А споры по поводу героев этого

произведения не умолкают и по сей день. Сколько людей, столько и мнений, и поэтому мы не будем уподобляться Молчалину, сказавшему (внимание к цитатам: а где слова Молчалина?). а прислушаемся к Чацкому, провозгласившему . возьмем решительность Софьи и попытаемся, проанализировав чужие мнения, составить свое собственное.

Дома вы должны были внимательно прочитать высказывания писателей и

литературных критиков о героях комедии, их жизненной позиции и подготовиться к уроку-диспуту, на котором мы будем обсуждать эти цитаты и формировать ваше личное мнение о героях комедии.

Самые жаркие споры ведутся по образу Чацкого, я предлагаю вам обсудить высказывания писателей и критиков.

«А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми…» А. С. Пушкин

«Чацкий одушевлён страстями огненными; он пылок, горд, страстен ко всему прекрасному, высокому и родному… Чацкий хочет всего хорошего, но не достигает ни к чему: это человек, стоящий не много выше толпы».

«Даже то лицо, которое взято, по-видимому, в образец, то есть сам Чацкий, показывает только стремление чем-то сделаться, выражает только негодование противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не даёт в себе образца обществу».

Читать еще:  Какой стиральный порошок лучше купить. Выбираем стиральные порошки для машин-автоматов

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой… Только личное его горе произошло не от одного ума а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».

«Софья действительно говорит «истину» о Чацком: он «смешон» в своей гордыне, в своей «желчи», в стремлении всех беспощадно судить, в непонимании собственных пороков, в своей страсти, которая «бесит», в непонимании той, кого любит…»

«И потом: что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина — есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади. Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, — только не от ума, а от умничанья».

В ходе дискуссии учащиеся затрагивают такие вопросы, как: «Умён ли Чацкий?», «Чацкий – победитель или побеждённый?»

Слово учителя. Обратимся к образу Софьи. Поведение Софьи также вызывает много вопросов, которые мы должны обсудить.

«Софья начертана неясно …»

«Посреди невежд и мерзавцев Софья, рождённая для чувств сильных и, может быть, высоких, делается подобною всем другим и в три года отсутствия Чацкого доходит до последней низости порока».

«Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак».

«Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Учащиеся высказывают свои мнения по поводу того, почему Софья предпочла

Молчалина Чацкому, почему именно она объявила Чацкого сумасшедшим.

Слово учителя. Образ Молчалина долго трактовали однозначно – подлый, льстивый, коварный, но затем появилось мнение, что Молчалин знает жизнь и умеет в ней устраиваться, и в этом нет ничего плохого: человек добивается своей цели любыми способами. Какого ваше мнение по этому поводу?

«Низкий ползун, весь заключённый в ничтожные формы, льстец подлый и предатель коварный, этот Молчалин носит несомненный признак тех людей, которые, по словам Чацкого, блаженствуют на свете. Всякий век имеет своих Молчалиных…»

«…Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом – Молчалина».

«…страшный человек, собранный в одну волю, провинциал, пришедший побеждать столицу, нищий молодой человек, штурмующий высоты богатства и знатности, родной брат Сореля и Растиньяка, но французы в таком видят героя, а у нас надо еще доказывать, что он — выше обезьянки».

Проведение диспута. Выводы.

Хорошо ли или плохо, что до сих пор читающая публика не придет к общему мнению по поводу героев комедии?

Что полезного вы извлекли для себя в ходе урока?

Источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-harakteristika-sofi-po-komedii-as-griboedova-gore-ot-uma-3176558.html
http://www.myshared.ru/amp/1388079/
http://textarchive.ru/c-2477990.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector