21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общечеловеческие проблемы в рассказах распутина. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина «Прощание с Матерой

Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин

Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).

При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)

  • проблема благодарности человека за сделанное прошлыми поколениями и ответственности за будущее;
  • проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений;
  • проблема истинного патриотизма;
  • проблемы совести, нравственности и чести.
  • — Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)

    — Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.

    — На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)

  • Проблему человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь.
  • Проблемы сохранения традиций.
  • Поиска смысла человеческого существования и человеческой памяти.
  • (Слайд 3) Как решает их автор? На что обращает внимание читателей? К чему призывает современников? На эти вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.

    III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом

    (Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)

    IV. Сообщение учащимся целей урока

    Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и

    • Проанализируем эпизоды повести, ответим на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока.
    • Охарактеризуем героев произведения и дадим им оценку.
    • Выявим особенности авторских и речевых характеристик в повести.

    V. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися

    — Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскую Матёру? (Ответы учащихся).

    — В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

    — Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом? (Может потому, что гибель Матёры — это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто?). Давайте рассмотрим образы героев произведения.

    2. Анализ образов повести

    — Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?

    (“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)

    Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)

    Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.

    — Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?

    (А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.

    (И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.

    (И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.

    Видеосюжет “Прощание с избой”.

    Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: «У кого нет памяти, у того нет жизни».

    б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.

    — Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).

    — А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).

    — Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные)

    (По ходу беседы заполнятся таблица)

    Работа с публикацией

    Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?

    — Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)

    — О таких, как Клавка и Петруха Распутин говорит: “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. — О подобных Дарье можно сказать, что они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. (на слайде после таблицы). Дома вам предстоит продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы.

    Читать еще:  Как починить сломанный ноготь. О, Боги, сломался ноготь! Без паники, «скорая помощь» всё починит

    3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.

    — В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)

    — Т.о. мы видим, что автор противопоставляет рабочих жителям деревни. В связи с этим мне хотелось бы привести пример высказывания критика Ю. Селезнева, который говорит о земле как о земле-Родине и земле-территории: «Если земля — это территория и только, то, и отношение к ней соответственное». Землю-Родину — освобождают. Территорию — захватывают. Хозяин на земле-территории — завоеватель, покоритель. О земле, которая «всем принадлежит — кто до нас был, и кто после нас прейдёт» не скажешь: «После нас хоть потоп…». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…».

    — Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)

    — Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.

    В.Распутин. Что в слове, что за словом?

    4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.

    (Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    — Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?

    (Люди, наделенные властью, с них и спросится).

    — А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?

    (Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).

    5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.

    Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).

    — А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)

    А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).

    — Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.

    За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.

    VI. Подведение итогов

    — Какова авторская позиция, высказанная в повести “Прощание с Матерой”? (Слайд 12)

    Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

    VII. Домашнее задание

    (Слайд 13)

      Написать сочинение-миниатюру: “Память и ее нравственные проявления в юношеском возрасте”.
    1. Заполнить таблицу “Символы, помогающие раскрыть авторский замысел”.
    2. Продолжить работу с публикациями, ответив на вопросы (стр.2).

    Все темы в одном произведении. Распутин В.Г. « Прощание с Матёрой»

    Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

    Повесть «Прощание с Матёрой» была написана в 1976 году и сразу привлекла к себе внимание читателей. Прошло уже столько лет, ушла в прошлое социалистическая система, выросло несколько поколений новой России, однако произведение остаётся актуальным. Причина в том, что автор затрагивает проблемы и темы, которые волнуют и сегодня, «вечные», как можно их охарактеризовать.

    В основе сюжета — реальный факт: строительство Братской ГЭС, во время которого были затоплены некоторые деревни, в том числе, и родное село писателя.

    Это рассказ о судьбе людей, живущих в деревне Матёра, которая уже почти триста лет стоит на берегу Ангары .Размеренная, спокойная жизнь деревни нарушена строительством электростанции. Судьба Матёры предрешена: деревня будет затоплена. Как повели себя жители, узнав о данном событии? По-разному. Рада молодёжь — ведь она сможет жить в домах со всеми условиями. И трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его жизнь, на кладбище покоятся близкие и любимые люди. Всё должно исчезнуть.

    Распутин В. выразил свои мысли о судьбе страны, народа, о том, что происходит утрата нравственных ценностей, традиций, памяти.

    Конец произведения трагичен: затапливается Матёра, гибнет Дарья. Однако читатель понимает, что нравственная победа на стороне таких, как она, умеющих отстоять свой дом, свою родину, верных памяти предков.

    Я предлагаю краткий обзор некоторых тем и связанных с ними проблем. Однако это настолько всеобъемлющее произведение, что можно, кажется, по любой теме найти ответы в нём. Так что данный список тем можно ещё продолжать. Главное — хорошо понять основные мысли автора, характеры героев, показанных им. И тогда данный повесть станет просто универсальным примером при написании сочинения и по литературу, и по русскому на ЕГЭ.

    Важность формирования такого нравственного качества, как доброта.

    Доброта как основа нравственности человека

    В любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям.Не исключение и повесть Распутина В.

    Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта. Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее.Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте.

    Так и героев произведения Распутина «Прощание с Матёрой» можно разделить на добрых и нет. И тогда станет сразу понятно, почему они себя так ведут, чем объясняются и поступки.

    Читать еще:  Детские рисунки к детским книжкам. Писатели, которые сами иллюстрировали свои сказки

    Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит , добрыми.

    Молодёжь же, к сожалению, на первый план ставит материальное благополучие, удобства, комфорт, совершенно не задумываясь над той болью, которую испытывают представители старшего поколения, как им тяжело прощаться с местами, где прошла их жизнь, где каждый уголок напоминает о тех, кого уже давно нет. «Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место». Душевная чёрствость – это и есть отсутствие доброты сердца. А это привело к трагедии — к гибели героини. Окажись рядом сочувствующие, понимающие люди, может, и не произошло бы этой беды.

    Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду.Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками.

    Матёру стирают с лица земли. Никогда её жители уже не пройдут по знакомым улицам, не откроют родные двери. Всё исчезнет. Не каждый сможет пережить такое.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем. Не случайно так переживает Дарья , что не смогла перенести останки родителей с острова, что потонут они в этом искусственном озере. И к ней могут так же отнестись теперь её внуки и дети- вот чего боится Дарья. А ещё ей страшно от того, что её внук Андрей вообще считает, что «память- это плохо, без неё лучше».Забыть прошлое, не ценить его — это очень страшно. Не случайно в народе всегда с презрением относились к людям «без роду и племени».«А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле», — пишет автор.

    «На то ты и человек»,- говорит Павел. Да, человек обязан помнить, эта память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее.Произведение Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей.Смог же Петруха поджечь свой дом, чтобы поскорее получить компенсацию. Разве это не душевная чёрствость?

    Распутин В.: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.

    Это одна из проблем повести.

    Связь поколений проявляется в том, что дети живут по законам, которые переданы им их родителями. На всю жизнь запомнила Дарья слова отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» .Жить по совести — вот чему учило старшее поколение и продолжает учить молодёжь. Усвоят ли они, молодые люди, эти уроки, если уже сегодня способны пройти мимо беды своих родителей, не понять их горя.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем.Дарья решительно борется за свою избу. Это для неё связь с прошлым, со всеми теми, кого давно уже нет.Не могут понять Дарью ни сын Павел, ни невестка.Трудно жить, когда нет взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Умение понять и принять друг друга – это так важно в жизни.

    Над этим размышляет автор повести.Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды.Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В.

    Ещё Хрущёв Н.С. начал политику уничтожения «неперспективных деревень». А ведь каждая такая деревня — это люди, пусть их немного, но каждый со своей судьбой, жизнью. Перечеркнуть жизнь человека, не подумать о судьбе его — вот что часто было свойственно в социалистическое время.

    Да, людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым.И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь.

    Жук и Воронцов — лишь исполнители чьих-то распоряжений, хотя именно на них выплёскивают жители свой гнев. Это представители власти дали распоряжение, не обдумав его, как следует. Хотя и исполнители в чём-то тоже виноваты. Не случайно они заблудились в тумане и не могут найти Матёру, словно заблудились в делах своих и помыслах, не ведают, что творят.

    Чем грозит вмешательство человека в законы природы?

    Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе?

    Важность экологического воспитания молодёжи.

    Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию- это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи.Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам.

    Но ещё более важна проблема «экологии души» человека, когда люди становятся чёрствыми, видя гибель родных мест, уничтожение красоты природы.

    Проблема взаимоотношения человека и природы в рассказе Распутина рассматривается как нравственная. Очень важно, чтобы человек чувствовал себя хозяином на земле, а не временно проживающим на ней, чтобы и ему было до всего дело.

    Родина – это и огромная страна, в которой мы живём, и то место, где родились.Матёра — родина для многих поколений её жителей, для Дарьи, Настасьи, Анны, их детей и внуков. И она должна исчезнуть. Как переживают представители старшего поколения! Так страшно — потерять родину.

    С какой болью Дарья говорит : «Кто ж старое дерево пересаживает?». Как тяжело им уезжать с родных мест, где прожита жизнь.Ведь родина — это не только земля, но и всё, что связано с ней, память о прошлом, почитание предков.

    Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь?

    «Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.» В.Распутин. Что в слове, что за словом?»

    Для чего человек живёт?

    Читать еще:  Когда выкидыш какие симптомы. Выкидыш на раннем сроке беременности: причины и симптомы

    В чём его предназначение.

    В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе эти вопросы.Размышляет над ними и Дарья, главная героиня повести В.Распутина.Она уверена, что жить надо по совести, как учил её отец, по законам нравственности. Не должна рушиться связь поколений.

    Дарья переживает: «Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет». Ей кажется, что не смогла она уберечь могилы близких, что на ней рвётся эта цепочка, связывающая поколения.Дарья размышляет над общечеловеческими философскими вопросами: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?». Она задумывается о назначении человека.Свою правду жизни она нашла: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

    Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны.

    Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена земля, которую возделывали многие поколения их предков.

    Душевное равнодушие, безразличие отталкивает от этих персонажей. Так жить нельзя — невольно думает читатель. “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”.Каждому человеку приходится нести ответ за свои дела и поступки на этой земле. Не надо забывать об этом.Нельзя жить будущим , не помня прошлого.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    «Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»»

    «Прощание с Матерой» было написано в 1976 году, и уже через год ее опубликовали в журнале «Наш современник». Повесть сразу же привлекла к себе внимание, так как она поднимала как актуальные проблемы своего времени, так и вечные вопросы существования человека. Это и проблема экологических последствий научно-технического прогресса, наступление «городского» уклада жизни на немногие оставшиеся уголки «деревенского», нетронутого цивилизацией, быта людей.

    В повести раскрываются и вечные проблемы: отношений поколений, жизни и смерти, памяти, поиска смысла человеческого существования, совести, любви к Родине.

    В небольшом по объему произведении Распутин сумел показать нам глобальные проблемы человеческого существования на земле и в обществе. Он показал различия городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций молодым поколением, отношение народа к власти.

    В повести экологическая проблема сплетается со многими другими. Но именно с нее и начинает разворачиваться клубок нравственно-философских размышлений героев. Наука и техника добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно вообще было стерто с лица земли. Все мы понимаем, что затопление Матеры объясняется целями, направленными на улучшение благосостояния всего народа. На Ангаре создается ГЭС, которая будет вырабатывать электроэнергию для всей страны. Но при этом река разольется, затопит многие пойменные луга, земли, здесь изменится экологическая обстановка.

    С другой стороны, переселение с острова, который затопится, в новые необжитые места — трагедия для старожилов деревни. И не только потому, что в городе все чужое, непривычное, но и потому, что на этом острове придется оставить «на потопление» могилы предков. На глазах у героев начинают разорять могилы, сжигать кресты, так объясняя это: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты».

    «Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…». Так в повести встает проблема власти и народа.

    Получается, общегосударственная цель требует человеческих жертв, на первом месте стоит благо всего народа, а не отдельных личностей. Но ведь именно из отдельных людей и состоит народ. И получается, что государство, власть заботится не о членах своего общества, а о самом себе. В принципе, так всегда было и будет. Поэтому-то и возникают столкновения власти и народа. Власть хочет перенести людей, всю жизнь проживших в деревне, в городские условия. А деревенский житель не приспособлен к такой «нелегкой» жизни, где и вода, и свет, и газ есть в доме, и никуда не надо даже выходить. В квартире он чувствует свою бесполезность, свою непричастность к жизни. А ведь человек не может долгое время ощущать себя бесполезным. Не случайно дед Егор, переехавший на «квартиру», умирает там через несколько месяцев. Так его извела тоска по дому, по любимому острову, по труду.

    Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матерой. Сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабушкой спор о техническом прогрессе. Он не видит смысла в дальнейшем существовании острова и согласен отдать его «на электричество», отрекаясь тем самым от дома, от родины и объединяясь с «официальными лицами», для которых жители Матеры — «граждане затопленные».

    Автор совсем не против прогресса, но он видит, что за ним человек теряется, его уже не видно в полный рост. Недаром Распутин выкладывает в уста Дарьи слова: «Себя вы и вовсе растеряете по дороге». Эта героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди машинам. И что человек, гоняясь за прогрессом, очень изменился. Раньше людей было мало, совести на всех хватало, а теперь — лишь бы не забыть это слово вообще, лишь бы на словах объяснить. А люди все спешат, им некогда об этом даже задуматься.

    В «Прощании с Матерой» затрагивается также проблема жизни и смерти. Для чего живет человек? Автор уверен, что человек живет ради того, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставить им духовный опыт. И умирает человек ради того, чтобы дать жить потомкам. Это естественный процесс природы. Люди живут полноценной жизнью, только если ощущают связь с предыдущими поколениями. Вот почему старики Матеры желают смерти сейчас, пока живут на своей земле, в своем доме, со знакомыми людьми.

    Итак, мы видим, что Распутин поднимает в повести проблемы, волнующие людей во все времена. Но он только показывает их, решать эти проблемы придется нам, молодому поколению.

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636427/
    http://literatura-ege.ru/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%B2-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B2-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8/
    http://www.allsoch.ru/sochineniya/6146

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector