Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Формы туристско-краеведческой деятельности Туристско краеведческая деятельность в образовании
Содержание
- 1 Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Формы туристско-краеведческой деятельности Туристско краеведческая деятельность в образовании
- 1.1 Педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности
- 1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.3 Триада педагогических принципов в туристско-краеведческой деятельности как опыт развития идей А. А. Остапец-Свешникова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
- 1.4 Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин Юрий Семенович
- 1.5 Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохин Юрий Семенович
- 1.6 Triad of Pedagogical Principles in Tourism and Local Lore Activity as Experience in Developing Ideas A. A. Ostapets Sveshnikov
- 1.7 Текст научной работы на тему «Триада педагогических принципов в туристско-краеведческой деятельности как опыт развития идей А. А. Остапец-Свешникова»
Педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности
Коренная перестройка нашего общества, свидетелями и участниками которой мы являемся, находится в противоречии с привычными для большей массы педагогов целями и средствами воспитания подрастающего поколения, рассчитанными на воспитание послушания, единомыслия и единообразия. Уже мало кто сомневается в том, что сегодняшнему школьнику предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором жило старшее поколение. Следовательно, воспитательные успехи должны оцениваться не столько суммой накопленных знаний, умений, навыков, переданных детям, сколько сформированностью у них способностей самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.
Модернизация системы образования ориентирована на воспитание социально ответственной, самостоятельной, творческой личности. Для отечественной педагогики эти принципы не новы, однако в массовой практике работы образовательных учреждений, да и всего общества в целом не было необходимых для этого предпосылок.
Система образования далеко не единственный фактор в образовании и воспитании человека. Существует педагогика жизни, собственный естественный жизненный процесс обучения и воспитания, развития ребенка. Учат и воспитывают детей и семья, и общество, и церковь,.и природа, и средства массовой информации, а главное — собственный жизненный и трудовой опыт ребенка по освоению внешнего и внутреннего мира самого себя.
Лозунг «Школа должна быть ближе к жизни» страдал тем, что требовал, чтобы обучение и воспитание школьное приближалось к задачам, поставленным государством. Работники системы образования в своем собственном мнении присвоили сами себе исключительное право на обучение и воспитание детей, тогда как это вовсе не так. Школе кажется: закройся она, и развитие ребенка остановится. Дети все равно будут расти и развиваться, может быть лишь чуть медленнее и как сорняки, но процесс не прервется — он не от школы зависит.
Взрослея, ребенок-человек должен (это не долг, а его право) становиться все в большей мере, выражаясь экономическим языком, собственником, обогащаться собственностью — правами. А педагоги зачастую не обладают педагогическим тактом, чтобы передавать им не только знания, но и такой социальный продукт — права.
От года к году учитель должен все больше своих сил прилагать к тому, чтобы ребенок избавился от естественной в младенчестве, но теперь все более и более дурной привычки кому-нибудь подчиняться, слушаться. Учитель должен влиять на решения детей, но решать они должны сами [4].
Неудовлетворенные результатами своего труда, тысячи педагогов искали выходы из создавшейся ситуации. Школе, педагогике очень не хватает товарищества, т.е. такого положения, когда дети и их учитель связаны между собой одним единым делом, т.е. близости людей, основанной на совместном, равноправном участии в каком-либо общем и нужном деле. В учебе товарищество трудно достижимо т.к. в этом процессе у сторон диаметральные позиции, противоположные задачи. А, кроме того, ведь классный руководитель и не является сообщником детей в процессе учебы по всем предметам, т.к. они учатся не только у него, но у других учителей — урокодателей.
Педагогика сотрудничества — это тонкое, трудно уловимое духовное единение учителя и ученика. Когда учитель лишь передатчик знаний -сотрудничества, товарищества не будет. А если еще передача происходит с трудом, то может возникнуть между сторонами напряженность, и каждая сторона будет винить другую в своих неудачах. Тут уж о хороших взаимоотношениях нет речи.
И тем не менее в недрах педагогической практики шла работа, накапливался интересный опыт, который сегодня может и должен быть использован. Анализируя этот опыт, надо отобрать такие формы работы, такие методы и приемы, которые бы позволили не «лепить» личность по заранее заданному образцу, а формировать человека, обладающего устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и, вместе с тем, психологически лабильного, гибкого, способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию в юношеском и зрелом возрасте [17].
Если учитель хочет овладеть разболтанным, непослушным классом, надо найти такое увлекательное общее дело, в котором они стали бы сотоварищами, в котором не было бы «двух сторон» — одной руководящей,, другой — исполняющей, в котором у него и у детей не только цели-задачи совпадали, но и протекание дела шло только совместно. Таким общим делом является туристско-краеведческая деятельность и туристский поход.
Ю.С. Константиновым предлагается следующее определение туристско-краеведческои деятельности, которое существенно дополняет и расширяет определение, предложенное А.А. Остапцом-Свешниковым в разработанной им концепции туристско-краеведческои деятельности [47]:
Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) — это направление дополнительного образования детей, являющееся комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом и краеведением [34].
Педагогически правильно поставленная туристско-краеведческая работа позволяет учителю осуществлять краеведческий принцип обучения [37]. Сбор и накопление краеведческого материала для использования его на уроках, как правило, проводится в походах и на экскурсиях, в процессе проведения поисковой работы. Краеведение тесно связано с изучением основ наук, с практическим применением законов физики, химии, биологии, математики в промышленности и сельском хозяйстве, способствует получению знаний о явлениях окружающей жизни на материале местного края. Оно является наиболее рациональным средством в познании общих закономерностей природы путем ознакомления учащихся с основами производства, дает возможность связать теорию с практикой, помогает развивать практические умения и навыки. Краеведение способствует углублению межпредметных связей в процессе обучения, что помогает учащимся лучше осмыслить явления окружающей жизни.
Краеведческий материал вооружает учителя средствами, способствующими тому, чтобы новые знания явились результатом умственной деятельности детей, глубокой взаимосвязи между изучаемыми предметами и явлениями. В этом большую роль играет сочетание слова учителя с наглядным материалом. Использование краеведческого материала в процессе сообщения новых знаний облегчает возможность осуществить сочетание слова и средств наглядности [53]. Если учитель в определенной последовательности содействует усилению процесса мышления учащихся, дает ему правильное направление, то они в результате наблюдений над окружающей их средой самостоятельно приходят к правильным выводам о различных связях между изучаемыми явлениями и фактами. Применение краеведческого материала в процессе восприятия и осмысления знаний помогает разрешить педагогические задачи, стоящие перед учителем: его использование обогащает содержание объяснения учителя, придает ему конкретный характер, содействует образованию в сознании учащихся понятий как ответа на новые вопросы, для которых прежних знаний недостаточно;
применение краеведческого материала в зависимости от планов урока меняет взаимоотношения между работой учителя и учащихся. Краеведческий материал содействует тому, что возрастает роль учителя в задаче организовать умственную работу над фактами и явлениями, требующими определенных способов подачи их учащимся. Зато самостоятельность и активность учащихся должным образом проявляются при работе над выводами и обобщениями, поскольку краеведческий материал значительно улучшает дальнейшую переработку в их осознании новых знаний;
привлечение краеведческого материала в процессе передачи новых знаний создает благоприятную проблемную ситуацию, когда учащиеся подводятся к выводу, опираясь на известные факты, сопоставляют ряд научных фактов и явлений с фактами окружающей среды, имеют возможность выполнить предварительную самостоятельную работу.
Краеведческий материал способствует прочному закреплению полученных знаний, повышает качество усвоения учащимися нового материала, облегчает последующую домашнюю и практическую работу над ним [51].
В процессе туристско-краеведческой деятельности, педагогического направленного воздействия, в результате систематической и целеустремленной воспитательной работы происходит накопление положительного опыта поведения, при этом создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.
Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме -коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка. Воспитание сознательной дисциплины, самоконтроля и саморегуляции поведения юных туристов имеет свою специфику, поскольку занятия туризмом носят добровольный характер. Поэтому важно понимание того, что дисциплина — это, прежде всего подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе [46].
Воспитанию таких нравственных качеств, как чувство долга, ответственность за порученное дело, исполнительность, обязательность, инициативность, самостоятельность, способствует выполнение юными туристами постоянных и временных должностных обязанностей — командир, проводник, казначей, завхоз, дежурный по кухне и др. Овладение этими навыками также способствует формированию сознательного отношения к труду, помогает в выборе профессии [56].
Выполнение краеведческих заданий на маршруте, постоянное нахождение в природной среде, общение с местным населением, знакомство с памятниками природы, истории и культуры способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств, патриотизма.
Туристско-краеведческая деятельность является важным средством оздоровления и физического развития учащихся. При современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков, высоком уровне шума и других травмирующих факторах, а также значительном времени пребывания детей в закрытых помещениях однодневный или двухдневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Туристские походы учащихся, туристские соревнования, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам могучий заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением. После педагогически правильно организованного похода подросток в течение нескольких дней чувствует себя физически хорошо, спокойно. Все это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса [45].
Одним из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья в туристском походе является само движение. Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно организованного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил личной и общественной гигиены, правильной организации питания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Инженер кафедры геологии и географии
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
vais 95@ list . ru
Лаборант кафедры геологии и географии
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации обозначен целый ряд задач, направленных на повышение статуса географии и географического образования в обществе, одной из которых является определение форм организации внешкольной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, обеспечивающих взаимосвязь географических знаний с жизнью, в том числе посредством организации туристско-краеведческой деятельности обучающихся [4].
В современном мире, в эпоху научно-технического прогресса, век компьютеризации, школьники часто не обращают внимания на природу, окружающую их. Туристско-краеведческая деятельность особенно важна для детей, проживающих в городских районах, вдали от природы, ограниченных в движении, в количестве физической активности, и склонных к пассивному досугу (телевидение, компьютерные игры, социальные сети). Туризм решает проблему организации свободного времени детей, что позволяет им рационально использовать свое свободное время, сочетая его с образовательной деятельностью.
Туристско-краеведческая деятельность вводит учащихся в социальную среду, что значительно ускоряет процесс их воспитания. Обучение бывает успешным не только благодаря выбору эффективных методов и форм обучения на уроках, но и от организации внеурочной, в том числе туристско-краеведческой деятельности по предмету. Изучение географии вне учебного плана и требований школьной учебной программы отличается, в первую очередь, от урока, как основной формы организации учебного процесса обучения. Внеурочная деятельность строится на самостоятельности обучающихся, на отличном от урока географическом материале и других организационных формах, которые являются более приближенными к реальной действительности, к окружающей среде, к природе.
Краеведческий принцип в организации внеурочной работы по географии в школе дает возможность строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с дидактическими принципами: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее законах, о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географические особенности других регионов Российской Федерации и разных стран мира. Родной край, его природные географические комплексы и отдельные компоненты, являются своего рода стандартом, к которому учитель может успешно прибегать к объяснениям, сравнения и иллюстраций в преподавании географии, а работа обучающихся по изучению родного края – средство для прямого познания географических явлений [2].
Одной из наиболее практико-ориентированных форм организации внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников являются туристско-краеведческие походы по родному краю.
Туристско-краеведческий поход – это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. В походе создаются возможности для тесного контакта с природой, для ее эстетического восприятия и более глубокого познания, чтобы понять суть и смысл явлений и процессов . В походе конкретизуются теоретические знания, которые усваиваются в школе, происходит обогащение новыми знаниями, их закрепление в практической деятельности. Краеведческий материал запоминается более глубоко в сознании и потому, что туристы прорабатывают на практике: когда готовят поход, когда проходят маршрут, когда готовят отчёт о походе.
Одной из важных задач походов – является воспитание и развитие эстетического вкуса у школьников. Это очень тонкая и трудная задача. В последние годы, как взрослые, так и дети, все больше и больше ведут пассивный образ жизни, связь с внешним миром все больше ограничивается общением с телевизором, компьютером. Но развитие чувства прекрасного возможно только при непосредственном контакте с природой, и именно здесь, туристско-краеведческий подход не имеет себе равных.
В походе школьники знакомятся с богатством родного края, историческими и культурными памятниками, с жизнью своего края. У школьников появляется осознание себя, как части природы, усиливается желание быть сопричастным к истории и традициям своего народа. Они обучаются находить новое, прогрессивное, видеть уходящее, быть не пассивными, равнодушными наблюдателями, а активными преобразователями общества. Принимая участие в походах, подростки усваивают универсальные ценности жизни и определенные манеры поведения, которые составляют основу для соглашения с самим собой, природой и обществом. В процессе развития туризма и краеведения расширяется сфера общения учащихся, они приобретают навыки социального взаимодействия, опыт положительного поведения [3; 5].
Кроме того, совместная подготовка маршрута, снаряжение и обработка походных материалов создает чувство общности и ответственности за результаты проделанной работы. Походы усиливают восприятие школьниками географического и краеведческого материала.
Важная роль в этом отведена учителям географии, педагогам дополнительного образования, организаторам детского отдыха, и от уровня их квалификации зависит не только качество организации и проведения похода, но и то, насколько подобранный краеведческий материал, грамотно простроенный туристский маршрут, его программа будут способствовать повышению познавательного интереса к географии, туризму и краеведению, развитию личностных качеств школьников, таких как гуманизм, патриотизм, ответственность, чувство товарищества и взаимопомощи, формированию положительных чувств родному краю и т.д. [1].
Правильно организованная туристско-краеведческая деятельность является основным критерием успеха индивидуального развития личности учащихся. Приобретенные устойчивые знания о родном крае, опыт практических исследований позволяют сформировать умение применять эти знания и опыт в своей жизни, содействуют самоопределению учащихся, их профессиональной ориентации, развитие активной гражданской позиции в общественной жизни.
1. Брель, О.А. Личностно ориентированная профессиональная подготовка будущих специалистов сферы туризма / О.А. Брель, М.И. Губанова // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – № 2/2. – С. 18-21.
2. Иванов Ю.П. Методика обучения география: Учебное пособие / Ю.П. Иванов, И.В. Рябцева. – Новокузнецк: КузГПА, 2006. – 79 с.
3. Кайзер Ф.Ю. Роль географического образования и краеведческого воспитания в формировании положительного образа региона у обучающихся / Ф.Ю. Кайзер // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований Материалы VII международной научно-практической конференции: Н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2015. – С. 12-14.
4. Концепция развития географического образования в Российской Федерации (проект) / [Электронный ресурс] / режим доступа: https://www.rgo.ru/sites/default/files/upload/koncepciya_razvitiya_geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0.pdf / (дата обращения 18.03.2017).
5. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А.А. Остапец – М.: Москва РМАТ, 2001. – 87 с.
Триада педагогических принципов в туристско-краеведческой деятельности как опыт развития идей А. А. Остапец-Свешникова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин Юрий Семенович
Анализ психолого-педагогических принципов туристской деятельности со школьниками, составленных А. А. Остапцом-Свешниковым, показал, что для отражения взаимодействия педагога и ребенка необходимо использовать триединство принципов: сущность-связи-отношения. Исходя из этого, туристская деятельность со школьниками приобретает свойства целостности: обучение-развитие-воспитание.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохин Юрий Семенович
Triad of Pedagogical Principles in Tourism and Local Lore Activity as Experience in Developing Ideas A. A. Ostapets Sveshnikov
Analysis of the psychological and pedagogical principles of tourist activities with schoolchildren, compiled by A. A. Ostapets-Sveshnikov, showed that to reflect the interaction between the teacher and the child, it is necessary to use the triad of principles: the substance-the connection-the ratio . Proceeding from this, that tourist activity with schoolchildren acquires the properties of integrity: learning-development-upbringing.
Текст научной работы на тему «Триада педагогических принципов в туристско-краеведческой деятельности как опыт развития идей А. А. Остапец-Свешникова»
экскурсий (ЭЦДЮТЭ) «Родина» по адресу ул. Челябинская, д. 4. Возглавил Центр А. А. Остапец-Свешников.
Уникальный опыт тур. клуба «Родина», получивший высокую оценку руководством Московского образования (руководитель Ке-зина Л. П.) стал основой оформление авторской педагогической системы ТКД А. А. Остапца (Концепции и инновационной образовательной программы «Школа жизни — окружающий мир»; ее научно-методического кадрового обеспечения) в государственном учреждении дополнительного образования (новый этап развития внешкольного образования).
А. А. Остапец-Свешников Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» — М., Проме-тей». -1992.
А. А. Остапец-Свешников От кружка школы до Экспреимен-тального Центра Москвы и России (20 лет клуба и Центра «Родина»). — М. — 1997. — 100 с.
УДК 37.068; 371.83; 376.66; 959; 37.026.5; 37.018
ТРИАДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ А. А. ОСТАПЕЦ-СВЕШНИКОВА
Анализ психолого-педагогических принципов туристской деятельности со школьниками, составленных А. А. Остапцом-Свешниковым, показал, что для отражения взаимодействия педагога и ребенка необходимо использовать триединство принципов: сущность-связи-отношения. Исходя из этого, туристская деятельность со школьниками — приобретает свойства целостности: обучение-развитие-воспитание.
Analysis of the psychological and pedagogical principles of tourist activities with schoolchildren, compiled by A. A. Ostapets-Sveshnikov, showed that to reflect the interaction between the teacher and the child, it is necessary to use the triad of principles: the substance-the connection-the ratio. Proceeding from this, that tourist activity with schoolchildren — acquires the properties of integrity: learning-development-upbringing.
Ключевые слова: образование, туризм, воспитание, синергетика, сущность, связи, отношения.
Keywords: education, tourism, education, synergetic, substance, connections, ratio.
В работе над диссертацией я столкнулся с необходимостью преодолеть в своем мировоззрении и в педагогической методологии тупики, вызванные штампами мышления и бездумным воспроизводством чужих методик. Проблема состояла не в том, что я не знал, как мне работать с детьми средствами туристско-краеведческой деятельности. Дело было в том, что педагогическая наука, на доступном мне в тот период времени уровне, нуждалась в углублённом анализе возможностей туризма и краеведения в учебно-воспитательной работе со школьниками. Стало ясно, что необходимо обратиться к специалистам, хорошо знающим практику детско-юношеского туризма и, главное, сумевшим внести заметный вклад в теоретическое и методологическое обоснование педагогики краеведения и детско-юношеского туризма.
В предложенном контексте необходимо назвать, прежде всего, выдающихся специалистов в нашем деле — доктора педагогических наук Остапца-Свешникова Александра Александровича и доктора педагогических наук Голова Василия Пантелеевича. Ос-тапец-Свешников А. А., в русле своих многочисленных инициатив, сумел представить практику образовательного объединения тури-стско-краеведческой направленности как систему психолого-педагогического взаимодействия педагога и учеников, направленную на формирование всестороннее развитие личности воспитанников. Голов В. П. специализировался на программном обеспечении детско-юношеского туризма и краеведения, глубоко и всесторонне рассмотрел методологию преподавания географических дисциплин.
И Остапец-Свешников А. А., и Голов В. П. в своих статьях и книгах сделали обобщения подлинно мировоззренческого уровня, но наиболее актуальные вопросы, как мне представлялось в те годы, были заявлены в трудах Александра Александровича.
Однако его теоретические построения в системе моих отношений с воспитанниками, довольно быстро показали свою несо-
стоятельность. Причина моих неудач была не методологии турист-ско-краеведческой деятельности, а в том, что универсалистский (технологический) подход к работе с детьми, без учета личных качеств руководителя образовательного объединения и, личных качеств собравшихся вокруг него детей может оказаться разрушительным. Именно это стало для меня стартом к изучению теории систем и синергетики (синергия (греч.) — содействие).
Пришлось внимательно познакомиться с философией и методологией социальных наук, ближе познакомиться с основными положениями синергетики, как теории саморазвития через взаимодействие элементов в сложных неравновесных системах. Это помогло творчески переосмыслить основные положения педагогики и психологии туристско-краеведческой деятельности учащихся, изложенной в книге Остапца-Свешникова А. А. [3]. В его книге наиболее отчетливо выявленные мною противоречия в организации и развитии туристско-краеведческой деятельности учащихся были представлены в психолого-педагогических принципах процесса обучения и воспитания:
— дидактический принцип научности;
— принцип сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и инициативы учащихся;
— принцип сочетания требовательности и уважения к подростку;
— принципы последовательности, постепенности, систематичности;
— принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;
— принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления;
— принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния;
— принцип единства взглядов, требований и действий со стороны педагогов, родителей, представителей общественности.
Все одиннадцать принципов, хотя и представляются исключительно важными по значимости в работе с детьми, оставляют ощущение избыточности, далёкой от реальной практики. В связи с этим оказалось, что необходимо точно осознать категорию, именуемую принципом, который в контексте настоящей работы пони-
мается как основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. Принцип, как своего рода точка зрения на проблему, позволяет раскрыть один из ее ключевых аспектов. Правильно простроенные принципы позволяют определить линию поведения, действия, последовательность шагов. В конце концов, комплекс принципов определяет подход к проблеме. Таких подходов, как мы определили выше, в книге Остапца-Свешникова А. А. оказалось одиннадцать. При внимательном анализе, выяснилось, что разрабатывая психолого-педагогические принципы туристско-краеведческой деятельности, Александр Александрович выбрал путь комплексности (полноты), тогда как более перспективным, в контексте тех задач, которые стояли передо мной, мне представлялся путь целостности. С позиции целостности, принципы, предложенные у Остапца-Свешникова А. А., укладывались в две структурные группы принципов, объединённых исходя из 1. природосообразности (человек) и 2. культуросообразности (обучение и воспитание). Однако в теории систем подобного рода двойственность (дуализм, бинар-ность, дихотомия и т. п.) педагогических принципов рассыпалась, так как не хватало третьего компонента, третьего принципа, обеспечивающего осмысление усилий педагога и ребенка. И я его нашел: 3. целесообразность (смысл). Получилась «системная триада» необходимая для решения проблемных противоречий, как компромисс, обеспечивающий смысл (целостность) сосуществования ту-ристско-краеведческой деятельности. В системной триаде каждая пара элементов находится в соотношении дополнительности, а третий задаёт меру совместности. Гибкость системных триад обеспечивало фундаментальность понятия целостности.
Преодоления двойственности обеспечило целостность во взгляде на явления. Обращение к триадическим структурам открыло возможность увидеть и осознать принципы 1) неопределённости; 2) дополнительности; 3) совместности.
Свойство гибкости, пластичности, проявляемое триадической структурой, обеспечивает познание человека, наделённого свободой воли. Без триад невозможно примирение тенденций к суверенности и взаимозависимости частей современного мира; невозможно совместить единство целого и свободу частей. В жёсткой структуре двойственности (дуализма) единение ведёт к тоталитаризму.
Понятие целостности, приходящее на смену понятию комплексности (полноты), осознаётся как фундаментальное, невыразимое в моделях, доступное скорее постижению, чем пониманию [1].
Семантическая формула системной триады по мнению петербургского математика Баранцева Р. Г. выглядит так: 1. сущность 2. связи 3. отношения: или второй усложненный вариант: 1. Ин-туицио 2. рацио 3. эмоцио.
В работе над статьями, в которых предполагался анализ социальных явлений я обнаружил у того же автора [1] еще группу триад из разных областей наук и творческих озарений в искусстве и литературе.
К. Г. Юнг: «Триединство — это архетип, чья доминирующая сила благоприятствует духовному развитию. » (Архетип-Духовность-Развитие. Прим. Ю. С.)
Г. С. Померанц, «Все высшие религии, суть воплощения предвечной Троицы. Не только Бог, но и мы сами едины в трёх лицах». Действительно: Отец — Дух Святой — Сын (1. Сущность 2. Связи 3. Отношения. Прим. Ю.С.))
A. В. Сухово-Кобылин — триада логика-природа-дух рассматривается как общая форма всякой жизни.
П. А. Сорокин — три аспекта в методологии (рассудочный, сенсорный, интуитивный) и выделяет в интегральной теории познания социальной реальности [19].
С. Д. Лебедев определяет миф как информационно-психологическую структуру трёх моментов: эмоционального, когнитивного и волевого.
B. Н. Волченко полагает, что «сознание человека целесообразно рассматривать состоящим из трёх взаимосвязанных элементов: Интеллект + Душа + Дух».
М. Н. Чирятьев — пути обретения знания проходят по всем трём мирам: духовному, душевному и телесному.
В. В. Налимов раскрывает его через триаду текст-язык-смысл.
Вл. С. Соловьёв писал о Достоевском Ф.М.: «Будучи религиозным человеком, он был вместе с тем вполне свободным мыслителем и могучим художником».
В Концепции общественной безопасности (КОБ) — (Зазнобин В. М. Ефимов В. А. Величко М. В.) модель базовых понятий, позволяющих описывать любой объект окружающего нас мира, основана на триаде материя-информация (образ-мера (упорядоченность). Свою модель они противопоставляют традиционной схеме
познания: материя, энергия, пространство, время, которая не отражает целостность сущего.
Отталкиваясь от выше изложенного, я составил триады педагогических принципов, необходимых, на мой взгляд, для анализа соответствия педагогической методологии и тем духовным мировоззренческим задачам (педагогическая миссия), которые ставит себе педагог (сущность — связи — отношения) [4]:
— ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ: природосообразность, куль-туросообразность и целесообразность;
— ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: образова-тельность, результативность, открытость;
— ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: фундаментальность, вариативность, адаптивность.
На вышеизложенных принципах может быть построена образовательная модель учреждения образования [5]
Образовательная модель учреждения образования
Изложенное триединство психолого-педагогических принципов: сущность — связи — отношения можно широко использовать в работе с детьми в школе, в дополнительном образовании, в музееведении, в туристском походе или в экспедиции. Это позволит ставить вопрос не только о комплексном подходе при взаимодействии педагога и ученика, но, также, и это главное, о целостности педагогического процесса: обучение — развитие — воспитание. А это путь к преодолению штампов во взгляде на работу с детьми, в том числе средствами туристско-краеведческой деятельности.
1. Баранцев Р. Г. Становление тринитарного мышления / Р. Г. Баран-цев // URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261086.htm (22.03.2018).
2. Баранцев Р. Г. Структурная методология синтеза / Р. Г. Баранцев // URL: http://agni3.narod.ru/Barancevsintez.htm (22.03.2018).
3. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец — Методическое издание. — М.: РМАТ, 2001. — 87 с. — URL: http://tourlib.net/books_tourism/ostapec.htm (29.03.2018)
4. Самохин Ю. С. Оправдание краеведения. Монография. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015. — 186 с. 11,75 п. л.
5. Самохин Ю. С. Педагогика краеведения. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей естественнонаучных факультетов. Монография. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. — 165 с.
УДК 37.018; 929; 37.013.2; 37.022
Исходя из основных теоретических положений влияния детско-юношеского туризма на формирование личности в детском и юношеском возрасте, многолетнего общения с А. А. Остапцом-Свешниковым предпринята попытка сформулировать основную цель Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.
An attempt was made to formulate the main goals of International public organization of Moscow academy of children and youth tourism and local lore with taking the fundamental theoretical propositions impact of children and youth
Источники:
http://studexpo.ru/555607/pedagogika/pedagogicheskie_vozmozhnosti_turistsko_kraevedcheskoy_deyatelnosti
http://infourok.ru/organizaciya-turistskokraevedcheskoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-kontekste-geograficheskogo-obrazovaniya-3466670.html
http://cyberleninka.ru/article/n/18306206