Отношение между гуманизмом и литературой. Проблема гуманизма в литературе
Содержание
Отношение между гуманизмом и литературой. Проблема гуманизма в литературе
Гуманизм является той темой, которая всегда интересна человеку поскольку непосредственно касалась каждого живущего на земле. Особенно такие вопросы как любовь, уважение к человеку и людям, больше всего интересовали в переломные времена, которые были наполнены войнами. И именно к таким темам можно отнести Россию и ее историю в целом, когда происходили революции на революции, свержение монархии, войны, провозглашение нового правительства и опять все по новой, репрессии, убийства и многое другое что шатало веру в доброту людей. Многие поэты 20-того века писали именно на эти темы, обнажая все самое ужасное, и пытались направить человека на путь истинный, например: М. Горький «Старуха Изергиль» , М. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», А. Твардовский «Василий Теркин».
Совсем недавно на уроке литературы мы познакомились с таким произведением как «Василий Теркин». Твардовский показывает в своей поэме простого человека на фронте. Человек этот весельчак и балагур, какие часто попадаются в любых коллективах. Его привлекательность в том, что любые трудности он переносит с юмором, подбадривая и занимая других. Я думаю что именно этого иногда не хватало людям которые защищали свою Родину, Отчий край, семью — именно этой веры, веры Василия в победу и его мужества. Василий Теркин жалеет людей, ему хочется всем оказать помощь.
Эта любовь к людям, к сослуживцам делает его образ прекрасным. Ведь от любви к людям Теркин делается чище и возвышенней, чем любой высокодуховный человек искусства. Но проблема гуманизма, так же заключается в том, что именно в 20 веке, произошло огромное количество войн, которые погубили лучшую часть национального достояния. Так же, о любви к людям и о борьбе с противоположным, говориться в произведение Шолохова «Судьба человека» — как Андрей Соколов, потеря все самое дорогое в его жизни, смог приютить сиротку Ванюшку и не позволил двум одиноким людям умереть.
Война разрушила все привычные людские ценности, поставила все с ног на голову. Во имя будущего счастья человечества — идеала гуманистического — совершались такие страшные преступления, которые с принципами гуманизма не совместимы никак. Поэтому, я считаю, что каждый из нас должен помнить и знать о тех моментах, когда люди становились зверскими убийцами и шли на поводу каким-то скотским инстинктам, и не повторять такого, уважать каждого, понимать и быть толерантными — тогда и мир станет лучше.
Проблема гуманизма (ЕГЭ по русскому)
Какое место в жизни каждого из нас занимают нравственные качества? Что они значат для нас? Именно о значимости гуманности и милосердия размышляет в своем тексте В.П. Астафьев.
Одной из затронутых автором проблем является проблема необходимости развития гуманизма, милосердия и человечности в каждой личности и значения влияния этих качеств на нравственный анализ собственных поступков, проводимый каждым из нас, а также проявления гуманизма в нашей жизни.
Юноша, подстреливший свою первую добычу на охоте, не испытывает радости, потому что убил живое существо, хотя в том не было необходимости, о чем говорят слова «и была птица ему вроде бы ни к чему». Лирический герой, размышляя, приходит к выводу, что этот молодой человек уже имеет чувства гуманности и милосердия, которых не имел сам лирический герой в таком юном возрасте, о чем говорит его реплика «боль и раскаяние пришли ко мне уже к седому и эхом отозвались в молодом парне, почти еще мальчишке».
Позиция автора заключается в том, что необходимо развивать в себе нравственные качества, чтобы быть состоявшейся и духовно полноценной личностью, которая не получает удовольствия от убийств.
Я разделяю точку зрения автора и считаю, что развитие гуманности, сострадания и милосердия позволит каждому из нас стать добрым человеком и помогать окружающим нас людям.
В мировой литературе есть масса примеров проявления гуманизма и человечности. Например, в рассказе А.П. Платонова «Юшка» главный герой лишал себя многого, чтобы собрать деньги для приемной дочери, за что его можно назвать добрым и гуманным человеком. Люди, срывающие на нем свою злость и обижавшие его, были злы и жестоки, а раскаяние пришло к ним только после смерти Юшки, то есть слишком поздно, как и герою текста В.П.
Астафьева, к которому эта боль раскаяния пришла «к седому».
Говоря о гуманности и человечности людей, нельзя не вспомнить героиню романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», которая бескорыстно просит Воланда помиловать несчастную Фриду, а не спрашивает о судьбе Мастера, хотя только ради этого принесла себя в жертву.
Таким образом, развитие моральных качеств помогает человеку формироваться как личность, в которой нет места жестокости и неоправданной злости.
Читая текст русского советского писателя В.П. Астафьева, я вспомнила высказывание древнегреческого философа Пифагора Самосского, который однажды сказал: «До тех пор, пока люди будут массово продолжать убивать животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семена убийства и боли, не пожнет радость и любовь.» Именно о значении убийств живых существ и их влиянии на психику человека, а также о необходимости нравственного воспитания человечности в каждом из нас рассуждает автор прочитанного текста.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14918
ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО
Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы всегда является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека. Горький — не исключение. Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, Человеке с большой буквы. Цель писателя — показать человеку, как прекрасен он может быть. «Мне всегда хотелось видеть человека именно таким, каков он есть, но для того, чтобы показать его лучшим, чем он есть. Это значит приукрасить его? Нет, это значит, что я считаю себя вправе переделывать человека», — пишет Горький.
В романтических произведениях Горький выдвигает формулу: «Человек есть жизнь». Макар Чудра говорит своему собеседнику: «Разве ты сам не жизнь?»
Человек — центр Вселенной. Любимый герой Горького — человек гордый, свободный, смелый. Он может пожертвовать собой для лучшего, и он стремится изменить жизнь к лучшему. Быть свободным от себя самого и сделать что-нибудь для людей — вот цель горьковского героя, такого, как Данко. Но уже здесь писатель противопоставляет способного на подвиг героя людям. «Вы только пели и не смогли сохранить силы на путь более достойный! Вы только шли, шли как стадо овец» — вот обвинение Данко людям. Человеку можно указать путь, его можно разбудить, но дальше он должен сам найти свою дорогу.
С романтическими произведениями Горького тесно связаны произведения реалистические. В них писатель пытается рассмотреть, насколько романтический герой соответствует действительности, может ли он выжить в реальной жизни. Герой этих произведений тоже свободен, но он мучается своей свободой, не находит себе применения, потому что «ни в городе, ни в степи — нигде человеку места нет». Горький по-прежнему возлагает надежду на сильного человека («Выходит, братцы мои, что вся опора — это мы», — говорит Коновалов), но общий тон произведений часто пессимистичен, ибо «как же мы будем строить жизнь, если мы этого не умеем и наша жизнь не удалась?».
Из романтизма и реализма возникает главный гуманистический вопрос творчества Горького: «В чем истинная правда о человеке?» Именно этот вопрос становится главным предметом спора героев пьесы «На дне». В период написания пьесы сам Горький, по свидетельству современников, считал истинно гуманной правдой правду Луки. Идея этого героя — вера в человека. «Для лучшего живет человек. »; «Человека уважать надо. » Лука будит в каждом Человека в высшем смысле этого слова. Вырвавшийся из мира вещей Барон восклицает: «А ведь зачем-нибудь-то я родился?!» И в ответ на это Сатин, на которого Лука действует, как «кислота на старую монету», произносит монолог о том, что человек — это высшая правда. Только человек абсолютен. Каждый из людей равен Наполеону, Будде, Христу. Надо только увидеть в себе личность.
Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. Правда Луки не выдерживает столкновения с реальностью. Мир негуманен. Революционность пьесы «На дне» — в этом скрытом призыве к изменению мира.
«Я создан мыслью затем, чтобы опрокинуть, разрушить, растоптать все старое, все тесное и злое, все грязное и новое создать», — сказал Горький. Именно в этом и заключается суть гуманизма, заложенного в произведениях писателя. Человеку надо указать путь к высшей истине, и тогда он захочет и сможет изменить мир так, чтобы стать по-настоящему свободным.
Источники:
http://bankreferatov.kz/sochineniya/56-sochi-na-russkom/8008-problema-gymanizma.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=14918
http://www.testsoch.info/problema-gumanizma-v-proizvedeniyax-m-gorkogo/