5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Писатель вересаев произведения. Викентий викентьевич вересаев

Писатель вересаев произведения. Викентий викентьевич вересаев

РУЛЕТКА:
Соловьиный сад
Мастеровщина

Яковлева-Ланская Н.В.

  • Пушкин в жизни[1927]1781kОценка:3.77*34 Критика
    Аннотация редакции: Работа В.Вересаева «Пушкин в жизни» открыла в свое время жанр хроники характеристик и мнений.
    В настоящее издание вошли те главы из книги «Пушкин в жизни», в которых отражается зрелый период жизни и творческого пути поэта. В разделе «Дополнения и комментарии» помещены новые материалы к биографии Пушкина, найденные уже после того, как Вересаев завершил свое исследование, в частности, выдержки из дневников Д.Ф.Фикельмон, А.А.Олениной, из переписки Карамзиных, Гончаровых и других. Иллюстрации/приложения: 73 шт.
  • Гоголь в жизни. Том 1[1933]985kОценка:4.35*29 Критика Комментарии: 1 (19/09/2019)
    Систематический свод подлинных свидетельств современников.
  • Гоголь в жизни. Том 2[1933]934kОценка:4.87*13 Критика Комментарии: 2 (24/09/2007)

  • Прекрасная Елена[1896]12kОценка:7.13*6 Проза
    «Это было удивительно. В убогом садике, на убогой сцене, никому не ведомый актер вдруг перевернул все, и там, где по ходу действия и по замыслу композитора нужно было смеяться над рогоносцем, хотелось плакать над несчастным старым человеком с разбитой верой в женщину и в правду. «
  • Лизар[1899]18kОценка:7.34*9 Проза
  • К спеху[1899]10kОценка:7.18*7 Проза
    «. Страдные дни властно отбирали себе у Ильи все его помыслы и всю душу. И вот короткие ночи он вместо отдыха одиноко ходил с ребенком под лозинами, отдаваясь на свободе воспоминаниям и тоске.»
  • В сухом тумане[1899]26kПроза Комментарии: 1 (15/08/2007)
  • На эстраде[1900]19kОценка:5.92*12 Проза Комментарии: 4 (14/11/2012)
  • Ванька[1900]20kПроза
    Рассказ приятеля.
    «. Иван держался деревенским обломом, совершенно не понимавшим всех тонкостей почтительности и подчинения; он и шапку снимал перед мастером, и не садился при нем, а все-таки во всей его манере держаться сквозило глубокое и несокрушимое чувство своего достоинства. «
  • В степи[1901]27kОценка:6.93*7 Проза
  • Звезда[1903]14kОценка:5.02*27 Фантастика Комментарии: 5 (05/06/2017)
    Восточная сказка.
  • Мать[1903]6kОценка:5.43*84 Проза Комментарии: 3 (15/11/2013)
    Из записной книжки.
    «Я шел по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть ее, прославленную Сикстинскую мадонну. Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. «
  • В глуши[1929]17kОценка:7.46*4 Проза
  • Болезнь Марины[1930]26kОценка:5.62*4 Проза
  • Перед завесою[1903]12kПроза
  • Загадка[1897]11kОценка:5.49*16 Проза
  • Товарищи[1892]16kПроза
  • На высоте[1904]34kПроза
  • В мышеловке[1906]36kПроза
  • Невыдуманные рассказы о прошлом[1945]755kОценка:4.65*18 Проза
    «С каждым годом. »
    Случай на Хитровом рынке
    «Не такой подлец»
    Писатель
    Проклятый дом
    Ошибка
    Документ
    «Студент, получив. «
    Случай
    Франческа
    Под огнем паровоза
    С опозданием
    Анна Владимировна
    Фельдшер Кичунов
    Степан Сергеич
    Иван Иванович
    Фирма
    Супруги
    Парикмахер по собачьей части
    Ночью
    Похороны
    «Приехал в Петербург помещик. «
    В кабинете помещика средней руки
    За винтом
    Грех
    Кентавры
    Великодушный
    «Бог соединил»
    «В земскую больницу. «
    «- Как здоровье. «
    «У нестарой еще бабы. «
    «- У нас в деревне в церкви. «
    «- У нас в деревне человек один. «
    «Киево-Печерский монастырь. «
    «Эта же женщина рассказывала. «
    «За Байкалом. «
    На пожарище
    На деревенском базаре
    «Букинисты. «
    «Сапожник. «
    Вежливость
    На пчельнике
    «В восьмидесятых-девяностых годах. «
    «В те же годы. «
    «Было это в конце 1898 года. «
    «В конце, кажется, девяностых годов. «
    «Говорят, «ревнив, как Отелло». «
    «В девяностых годах в Петербурге. «
    «Весною 1901 года. «
    «4 марта 1901 года. «
    «Смидович, Петр Гермогенович. «
    Два побега
    «Вчера был с двумя знакомыми. «
    «Прасковья Семеновна Ивановская. «
    «Баронесса Доротея Эртман. «
    «Это какая-то изначальная, первобытная стихия. «
    «Нашему госпиталю. «
    «Из нашей части. «
    Враги
    Московский литературно-художественный кружок
    «Жил в Москве знаменитейший адвокат Плевако. «
    «Инженер-путеец. «
    «Последние годы совместной жизни. «
    «Я сказал А. И. Куприну. «
    «Скульптор Волнухин. «
    П. Ф. Лесгафт
    «Рудометов. «
    «По Новому шоссе. «
    Мимоходом
    Букеты
    Испытание
    «На южном берегу Крыма. «
    «Была няня. «
    «- Сейчас я одну индийскую сказку прочел. «
    «Жена. «
    «- Я вас давно заприметил. «
    Срочный разговор
    «Поступила к нам однажды. «
    «Зимой 1906/07 года. «
    «На одном кладбище. «
    «- Мне доктора не хотели сказать. «
    «У публициста Г. А. Джаншиева. «
    «Дачный поселок Коктебель. «
    Суд Соломона
    «В. Дагестане. «
    «- Сколько яблоко стоит. «
    «В Крыму. «
    «Председатель ревкома. «
    «Я спросил пожилую работницу. «
    «Ты любишь жить вкусно. «
    «Он не переваривал лжи. «
    «Этот человек горд. «
    «Подошла к трамвайной остановке. «
    «Вдали, на горизонте. «
    «Сколько термометра ни нагревай. «
    «Если ты не умеешь. «
    «В тридцатых годах прошлого века. «
    «Он за нею не ухаживал. «
    «Постепенно возникла между ними любовь. «
    Рассказы о детях
    «- Отчего ветер. «
    «Образ в церкви. «
    «- Соня, у тебя есть папа. «
    «- Ну, Сергунька. «
    «С ним же. «
    «- Почему в молитве. «
    «- Как тебя звать. «
    «Идет по улице чиновник. «
    «Я тогда жил в Туле. «
    «В комнате было темно. «
    «Таня начала раз такую сказку. «
    «- Я не люблю спать. «
    «- Это кто. «
    «- Это кто, сын Акулины. «
    «- Маня. «
    «Трехлетний мальчик. «
    «Мать гуляла с Борей. «
    «Девочка. «
    «Я спросил Марину. «
    «Ира. «
    «Она же. «
    «- Как Мишку вчера лупили. «
    «В Коктебеле. «
    «Мы с нею знакомы. «
    «- Все комар. «
    Из дневника
    Из драмы, сочиненной маленьким мальчиком
    «Маленький, смешной карапуз. «
    «Я снимал дачу. «
    «- Леля. «
    «Профессор. «
    «- Мама. «
    «Перед окном кондитерской. «
    «На пляже. «
    «Мальчик Игорь. «
    «Утром. «
    «В прекрасной книге. «
    «Галя. «
    «- Лиза. «
    «Гимназистка. «
    «Чтоб девочка не узнала. «
    (Рассказывал один художник)
    «Боря. «
    Школьное сочинение
    Исторические личности в поэме «Полтава»
    «- Откуда люди появились. «
    Воинствующий безбожник
    «Примусы отшумели. «
    «Иду в Крыму по саду. «
    Ванька
    Юра
    Выдуманные рассказы
    Неопубликованная глава
    Зеленая лошадь
    Юбилей
    Концерт
    Друзья в масках
    «Есть ученые биологи-педанты. «
    «Если внимательно глядеть кругом. «
    «У нас в Туле. «
    «На окраине Боржома. «
    «В Тбилиси, зимою 1943 года. «
    «Мы катили на автомобиле. «
    «Потешнейшая собачонка. «
    «У угла моей дачи. «
    «В марте месяце 1911-го года. «
    «Часто я стою на улице. «
    «С этим самым Бобкой. «
    «Шел вечером по Денежному переулку. «
    «Была у нас в семье. «
    «В таком же роде. «
    Рабиндранат Тагор
    [Глава без номера]
    Чохов
    Александр Степанович
    Миллионерша и дочь
    Софроний Матвеевич
    «Фрейлина императорского двора. «
    Вера Фигнер
    Туча и зорька
    Около литературы
    Около шампанского
    Р. М. Хин
    Литературные записи. Моцарт и Сальери
    Пари
    На закате
    Как он меня удивил
    Всю жизнь отдала
    Eulhymia
    Курьезный случай
    В приемной
    Трусиха
    Священнослужитель
  • Записи для себя[1945]231kПроза
    (Мысли, факты, выписки, дневниковые записи)

    Читать еще:  «Война будет длиться до тех пор, пока она будет выгодна». Завещание Любомира Гузара. Как долго продлится утопия, пока она не рухнет? Длится до тех пор пока

    1. 051. Викентий Викентьевич Вересаев

    Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович)
    (1867—1945)

    В 1919 г. Вересаев, признанный писатель и умудренный жизнью человек, создал прелестную сказку «Состязание» — о состязании двух художников, Дважды-Увенчанного мастера и лучшего его ученика Единорога в написании картины, «изображающей красоту женщины».

    Учитель в поисках «высшей Красоты» исходил полсвета, пока не нашел «светозарную Фиалковенчанную», а ученик написал свою возлюбленную Зорьку — «обыкновеннейшую девушку, каких везде можно встретить десятки».

    Портрет Фиалковенчанной потряс зрителей — «никто никогда еще не видал в мире такой красоты… всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою». А портрет Зорьки вызвал смех, художника едва не побили камнями, но когда пригляделись к картине, все увидели, что девушка светится изнутри — «как будто солнце взошло высоко над площадью».

    Свет этого солнца озарил лица всех людей и сделал их прекрасными. Каждый понял, что красота рядом с ним и в нем самом. И народ победителем назвал Единорога. В этом рассказе весь Вересаев, видевший красоту земли в простом народе, который и является главным и единственным судьей для каждого художника.

    Будущий русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик родился 4 (16) января 1867 г. в многодетной глубоко религиозной семье известных тульских подвижников Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны, урожденной Юницкой. Отец — врач, сын польского помещика, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей; мать, высокообразованная дворянка, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад, а позже элементарную школу. У Викентия было 10 братьев и сестер (3 из них умерли в детстве). Мальчик запоем читал Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, А.К. Толстого, М. Рида, Г. Эмара; летом в имении помогал матери, пахал, косил, возил сено и снопы; в гимназии, которую окончил с серебряною медалью, был «первым учеником», слыл знатоком древних языков; в 13 лет стал писать стихи и заниматься переводами.

    Впервые стихотворение юного поэта под именем В. Викентьев — «Раздумье» было напечатано в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 г. Через 2 года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев был опубликован рассказ писателя «Загадка», в котором он «по взрослому» заявил о том, что истинное счастье в борьбе, а смысл жизни — в вере в завтрашний день.

    В 1884 г. юноша поступил в Петербургский университет, на историческое отделение историко-филологического факультета, по окончании которого (1888) получил степень кандидата. Увлекшись идеями народничества, трудами Н. Михайловского и Д. Писарева, Смидович поступил на медицинский факультет Дерптского университета, где 6 лет занимался наукой и литературным творчеством. Студент верно полагал, что врачебная практика поможет ему «пойти в народ», а медицина — узнать о человеке. В холерную эпидемию 1892 г. ездил в Екатеринославскую губ., где на руднике заведовал бараком; через несколько месяцев опубликовал в народническом журнале «Книжки «Недели» свои очерки «Подземное царство» — о труде и быте донецких шахтеров.

    На старших курсах Викентий работал в лаборатории терапевтической клиники, напечатал две научные статьи. Окончив вуз (1894) врач практиковал в Туле, а затем как один из лучших выпускников университета был принят сверхштатным (без зарплаты) ординатором в Петербургскую Барачную (Боткинскую) больницу для острозаразных больных. Тогда же Вересаев опубликовал в журнале «Русское богатство» «яркую» повесть о кризисе народнического мировоззрения «Без дороги», сочувственно встреченную критикой. Редакторы журнала — Н. Михайловский и В. Короленко пригласили начинающего писателя к сотрудничеству. Задавшись вопросом — «Истина, истина, где же ты. » — Вересаев нашел ее в совмещении писательского труда и врачебной деятельности.

    В год знаменитой стачки петербургских ткачей (1896) Вересаев, примкнув к литературному кружку марксистов (П. Струве и др.), сошелся с рабочими и революционной молодежью, написал рассказ «Поветрие» о новом человеческом типе — революционере-марксисте.

    Читать еще:  Поздравление с 20 совместной жизни. Поздравления на Фарфоровую свадьбу (20 лет свадьбы)

    После ряда повестей, очерков и рассказов, в т.ч. о страшном быте и безотрадном существовании трудящихся («На повороте» — антиницшеанская повесть, «К жизни», «Конец Андрея Ивановича», «К спеху» и др.) в 1901 г. вышли знаменитые «Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также… ссылку в Тулу под надзор полиции.

    Дело в том, что герой «Записок» пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые «делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь». Правдиво и откровенно изобразив ужасающую картину состояния врачебного дела в России, автор вынужден был через год оправдываться в статье «По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам».

    Вересаев, в отличие от Л. Толстого, в своих произведениях шел путем не обобщения множества разрозненных фактов, а типизации одного конкретного, его «документирования». Тяготение к лаконичности и достоверности с годами отлилось у писателя в умение создавать компактные тексты; «Великим хочешь быть — умей сжиматься» — любил повторять он пушкинскую строку.

    Два года Вересаев ездил по стране и Европе (Германия, Франция, Италия, Швейцария), встречался со многими известными русскими писателями (А. Чеховым, Л. Толстым и др.), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу «Среда», а позднее в издательство М. Горького — «Знание».

    С началом войны с Японией (1904—1906) Вересаев, как врач запаса, был призван на военную службу и попал младшим ординатором в полевой подвижной госпиталь в Маньчжурию. Вернувшись в Москву, писатель издал записки «На японской войне» и «Рассказы о японской войне», в которых противопоставил народную власть власти самодержавной.

    В 1907—1910 гг. Вересаев написал оптимистичную повесть «К жизни», критико-философскую книгу «Живая жизнь», первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Л. Толстого («Да здравствует весь мир!») и Ф. Достоевского («Человек проклят»), а вторая — Ф. Ницше («Аполлон и Дионис»); предпринял поездку в Грецию, где решил заняться переводами с древнегреческого.

    В 1912 г. Викентий Викентьевич участвовал в организации «Книгоиздательства писателей в Москве»; на посту председателя правления и редактора этого «Книгоиздательства» он вел войну с декадентами.

    С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в армию, и с 1914 по 1917 г. он был полковым врачом в г. Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

    Приняв обе революции, Вересаев был председателем Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В 1918—1921 гг. жил под Феодосией, в п. Коктебель. «За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, — вспоминал писатель, — пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою». В Крыму Вересаев был членом коллегии феодосийского наробраза, заведовал отделом литературы и искусства.

    В 1921 г. писатель вернулся в Москву, где работал в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, редактировал художественный отдел журнала «Красная новь», был членом редколлегии альманаха «Наши дни». Вересаева избрали председателем Всероссийского союза писателей; он выступал с лекциями перед молодежью, писал публицистику; о событиях Гражданской войны написал роман «В тупике» (1924).

    В конце 1920-х — 1930-е гг. у писателя вышел роман «Сестры» — о коллективизации и проблемах молодежи, воспоминания «В юные годы», документальные исследования «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина», дневниковые «Записи для себя», публицистика и пр.

    Многие годы Вересаев возглавлял Пушкинскую комиссию Союза советских писателей. Последними произведениями Вересаева стали «Невыдуманные рассказы о прошлом»; во время Великой Отечественной войны он публиковал рассказы и очерки.

    В 1943 г. писателя удостоили Сталинской премии первой степени за выдающиеся достижения в области литературы. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Женой Викентия Викентьевича была его троюродная сестра, Мария Гермогеновна Смидович. Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 г. «Эйтимия», что означает «радостнодушие». Детей у Вересаевых не было.

    Писатель умер в Москве 3 июня 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.

    Вересаев пользовался огромным авторитетом у читателей и у критиков, у писателей и у власти. «За нерушимость взглядов» его еще в молодости называли «Каменным мостом», а больше всего окружающим импонировала его «писательская и человеческая честность и принципиальность» «высокого образца».

    Это был очень добрый и отзывчивый человек, не раз помогавший писателям, оказавшимся в беде (так, нуждавшемуся М. Булгакову он принес деньги домой).

    P.S. Разговор о Вересаеве-писателе был бы неполным, если бы мы не упомянули и о его переводах с древнегреческого, ставших классикой уже при их выходе: «Гомеровы гимны», «Труды и дни» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, лирика (Архилох, Сафо и др.). Для иллюстрации виртуозного мастерства Вересаева-переводчика достаточно привести несколько строк Сафо:

    Богу равным кажется мне по счастью
    Человек, который так близко-близко
    Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
    Слушает голос

    Писатель вересаев произведения. Викентий викентьевич вересаев

    • ЖАНРЫ
    • АВТОРЫ
    • КНИГИ 590 126
    • СЕРИИ
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 878

    Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), настоящая фамилия – Смидович, русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 в семье известных тульских подвижников.

    Отец, врач В.И.Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.

    Читать еще:  Конспекты занятий по ручному труду в средней группе. Конспект занятия по ручному труду в средней группе компенсирующей направленности. учить детей планировать выполнение задания

    В 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним. Этим объяняется увлечение Вересаева годы идеями народничества, трудами Н.К.Михайловского и Д.И.Писарева.

    Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке. В 1894 несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.

    Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа Загадка (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9).

    В 1895 Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистких кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов. Участие в политической жизни обусловило темы его творчества.

    Художественную прозу Вересаев использовал для выражения общественно-политических и идейных взглядов, показывая в своих повестях и рассказах ретроспективу развития собственных духовных исканий. В его произведениях заметно преобладание таких форм повествования, как дневник, исповедь, споры героев на темы общественно-политического устройства. Герои Вересаева, как и автор, разочаровывались в идеалах народничества. Но писатель старался показать возможности дальнейшего духовного развития своих персонажей. Так, герой повести Без дороги (1895), земский врач Троицкий, утратив свои прежние верования, выглядит полностью опустошенным. В противоположность ему, главный герой повести На повороте (1902) Токарев находит выход из душевного тупика и спасается от самоубийства, несмотря на то, что не имел определенных идейных взглядов и «шел в темноту, не зная куда». В его уста Вересаев вкладывает многие тезисы, критикующие идеализм, книжность и догматизм народничества.

    Придя к выводу о том, что народничество, несмотря на декларируемые им демократические ценности, не имеет никакой почвы в реальной жизни и зачастую не знает ее, – в рассказе Поветрие (1898) Вересаев создает новый человеческий тип: революционера-марксиста. Однако и в марксистском учении писатель видит недостатки: бездуховность, слепое подчинение людей экономическим законам.

    Имя Вересаева часто упоминалось в критической прессе конца 19 – начала 20 вв. Лидеры народников и марксистов использовали его произведения как повод для публичной полемики по общественно-политическим вопросам (журналы «Русское богатство» 1899, № 1–2, и «Начало» 1899, № 4).

    Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространенных в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о страшном быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести Конец Андрея Ивановича, 1899 и Честным трудом, другое название – Конец Александры Михайловны, 1903, которые впоследствии переработал в повесть Два конца, 1909, и рассказы Лизар, К спеху, В сухом тумане, все 1899).

    В начале века общество потрясли вересаевские Записки врача (1901), в которых писатель изобразил ужасающую картину состояния врачебного дела в России. Выход Записок вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель вынужден был выступить с оправдательной статьей По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам (1902).

    В 1901 Вересаева выслали в Тулу. Формальным поводом послужило его участие в протесте против подавления властями студенческой демонстрации. Следующие два года его жизни были заняты многочисленными поездками, встречами с известными русскими писателями. В 1902 Вересаев уехал в Европу (Германия, Франция, Италия, Швейцария), а весной 1903 – в Крым, где познакомился с Чеховым. В августе того же года посетил Толстого в Ясной Поляне. После получения права въезда в столицу переехал в Москву и вошел в литературную группу «Среда». С этого времени началась его дружба с Л.Андреевым.

    В качестве военного врача Вересаев участвовал в русско-японской войне 1904–1905, события которой в присущей ему реалистической манере изобразил в рассказах и очерках, составивших сборник На японской войне (полностью опубл. 1928). Описание подробностей армейской жизни совмещал с размышлениями о причинах поражения России.

    События революции 1905–1907 убедили Вересаева в том, что насилие и прогресс несовместимы. Писатель разочаровался в идеях революционного переустройства мира. В 1907–1910 Вересаев обратился к осмыслению художественного творчества, которое он понимал как защиту человека от ужасов бытия. В это время писатель работает над книгой Живая жизнь, первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого и Достоевского, а вторая – Ницше. Сравнивая идеи великих мыслителей, Вересаев стремился показать в своем литературно-философском исследовании моральную победу сил добра над силами зла в творчестве и в жизни.

    С 1912 Вересаев был председателем правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда». С началом Первой мировой войны писателя вновь мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 он руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

    После революционных событий 1917 Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. Им написаны романы В тупике (1924) и Сестры (1933), его документальные исследования Пушкин в жизни (1926), Гоголь в жизни (1933) и Спутники Пушкина (1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений. Вересаеву принадлежат Воспоминания (1936) и дневниковые Записи для себя (опубл. 1968), в которых жизнь писателя предстала во всем богатстве мыслей и душевных исканий. Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых Илиада (1949) и Одиссея (1953) Гомера.

    Источники:

    http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/
    http://www.proza.ru/2013/09/07/13
    http://www.litmir.me/a/?id=6991

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector