Писатель вересаев произведения. Викентий викентьевич вересаев
Писатель вересаев произведения. Викентий викентьевич вересаев
РУЛЕТКА:
Соловьиный сад
Мастеровщина
Яковлева-Ланская Н.В.
Аннотация редакции: Работа В.Вересаева “Пушкин в жизни” открыла в свое время жанр хроники характеристик и мнений.
В настоящее издание вошли те главы из книги “Пушкин в жизни”, в которых отражается зрелый период жизни и творческого пути поэта. В разделе “Дополнения и комментарии” помещены новые материалы к биографии Пушкина, найденные уже после того, как Вересаев завершил свое исследование, в частности, выдержки из дневников Д.Ф.Фикельмон, А.А.Олениной, из переписки Карамзиных, Гончаровых и других. Иллюстрации/приложения: 73 шт.
Систематический свод подлинных свидетельств современников.
“Это было удивительно. В убогом садике, на убогой сцене, никому не ведомый актер вдруг перевернул все, и там, где по ходу действия и по замыслу композитора нужно было смеяться над рогоносцем, хотелось плакать над несчастным старым человеком с разбитой верой в женщину и в правду. “
“. Страдные дни властно отбирали себе у Ильи все его помыслы и всю душу. И вот короткие ночи он вместо отдыха одиноко ходил с ребенком под лозинами, отдаваясь на свободе воспоминаниям и тоске.”
Рассказ приятеля.
“. Иван держался деревенским обломом, совершенно не понимавшим всех тонкостей почтительности и подчинения; он и шапку снимал перед мастером, и не садился при нем, а все-таки во всей его манере держаться сквозило глубокое и несокрушимое чувство своего достоинства. “
Восточная сказка.
Из записной книжки.
“Я шел по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть ее, прославленную Сикстинскую мадонну. Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. “
“С каждым годом. ”
Случай на Хитровом рынке
“Не такой подлец”
Писатель
Проклятый дом
Ошибка
Документ
“Студент, получив. “
Случай
Франческа
Под огнем паровоза
С опозданием
Анна Владимировна
Фельдшер Кичунов
Степан Сергеич
Иван Иванович
Фирма
Супруги
Парикмахер по собачьей части
Ночью
Похороны
“Приехал в Петербург помещик. “
В кабинете помещика средней руки
За винтом
Грех
Кентавры
Великодушный
“Бог соединил”
“В земскую больницу. “
“- Как здоровье. “
“У нестарой еще бабы. “
“- У нас в деревне в церкви. “
“- У нас в деревне человек один. “
“Киево-Печерский монастырь. “
“Эта же женщина рассказывала. “
“За Байкалом. “
На пожарище
На деревенском базаре
“Букинисты. “
“Сапожник. “
Вежливость
На пчельнике
“В восьмидесятых-девяностых годах. “
“В те же годы. “
“Было это в конце 1898 года. “
“В конце, кажется, девяностых годов. “
“Говорят, “ревнив, как Отелло”. “
“В девяностых годах в Петербурге. “
“Весною 1901 года. “
“4 марта 1901 года. “
“Смидович, Петр Гермогенович. “
Два побега
“Вчера был с двумя знакомыми. “
“Прасковья Семеновна Ивановская. “
“Баронесса Доротея Эртман. “
“Это какая-то изначальная, первобытная стихия. “
“Нашему госпиталю. “
“Из нашей части. “
Враги
Московский литературно-художественный кружок
“Жил в Москве знаменитейший адвокат Плевако. “
“Инженер-путеец. “
“Последние годы совместной жизни. “
“Я сказал А. И. Куприну. “
“Скульптор Волнухин. “
П. Ф. Лесгафт
“Рудометов. “
“По Новому шоссе. “
Мимоходом
Букеты
Испытание
“На южном берегу Крыма. “
“Была няня. “
“- Сейчас я одну индийскую сказку прочел. “
“Жена. “
“- Я вас давно заприметил. “
Срочный разговор
“Поступила к нам однажды. “
“Зимой 1906/07 года. “
“На одном кладбище. “
“- Мне доктора не хотели сказать. “
“У публициста Г. А. Джаншиева. “
“Дачный поселок Коктебель. “
Суд Соломона
“В. Дагестане. “
“- Сколько яблоко стоит. “
“В Крыму. “
“Председатель ревкома. “
“Я спросил пожилую работницу. “
“Ты любишь жить вкусно. “
“Он не переваривал лжи. “
“Этот человек горд. “
“Подошла к трамвайной остановке. “
“Вдали, на горизонте. “
“Сколько термометра ни нагревай. “
“Если ты не умеешь. “
“В тридцатых годах прошлого века. “
“Он за нею не ухаживал. “
“Постепенно возникла между ними любовь. “
Рассказы о детях
“- Отчего ветер. “
“Образ в церкви. “
“- Соня, у тебя есть папа. “
“- Ну, Сергунька. “
“С ним же. “
“- Почему в молитве. “
“- Как тебя звать. “
“Идет по улице чиновник. “
“Я тогда жил в Туле. “
“В комнате было темно. “
“Таня начала раз такую сказку. “
“- Я не люблю спать. “
“- Это кто. “
“- Это кто, сын Акулины. “
“- Маня. “
“Трехлетний мальчик. “
“Мать гуляла с Борей. “
“Девочка. “
“Я спросил Марину. “
“Ира. “
“Она же. “
“- Как Мишку вчера лупили. “
“В Коктебеле. “
“Мы с нею знакомы. “
“- Все комар. “
Из дневника
Из драмы, сочиненной маленьким мальчиком
“Маленький, смешной карапуз. “
“Я снимал дачу. “
“- Леля. “
“Профессор. “
“- Мама. “
“Перед окном кондитерской. “
“На пляже. “
“Мальчик Игорь. “
“Утром. “
“В прекрасной книге. “
“Галя. “
“- Лиза. “
“Гимназистка. “
“Чтоб девочка не узнала. “
(Рассказывал один художник)
“Боря. “
Школьное сочинение
Исторические личности в поэме “Полтава”
“- Откуда люди появились. “
Воинствующий безбожник
“Примусы отшумели. “
“Иду в Крыму по саду. “
Ванька
Юра
Выдуманные рассказы
Неопубликованная глава
Зеленая лошадь
Юбилей
Концерт
Друзья в масках
“Есть ученые биологи-педанты. “
“Если внимательно глядеть кругом. “
“У нас в Туле. “
“На окраине Боржома. “
“В Тбилиси, зимою 1943 года. “
“Мы катили на автомобиле. “
“Потешнейшая собачонка. “
“У угла моей дачи. “
“В марте месяце 1911-го года. “
“Часто я стою на улице. “
“С этим самым Бобкой. “
“Шел вечером по Денежному переулку. “
“Была у нас в семье. “
“В таком же роде. “
Рабиндранат Тагор
[Глава без номера]
Чохов
Александр Степанович
Миллионерша и дочь
Софроний Матвеевич
“Фрейлина императорского двора. “
Вера Фигнер
Туча и зорька
Около литературы
Около шампанского
Р. М. Хин
Литературные записи. Моцарт и Сальери
Пари
На закате
Как он меня удивил
Всю жизнь отдала
Eulhymia
Курьезный случай
В приемной
Трусиха
Священнослужитель
(Мысли, факты, выписки, дневниковые записи)
1. 051. Викентий Викентьевич Вересаев
Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович)
(1867—1945)
В 1919 г. Вересаев, признанный писатель и умудренный жизнью человек, создал прелестную сказку «Состязание» — о состязании двух художников, Дважды-Увенчанного мастера и лучшего его ученика Единорога в написании картины, «изображающей красоту женщины».
Учитель в поисках «высшей Красоты» исходил полсвета, пока не нашел «светозарную Фиалковенчанную», а ученик написал свою возлюбленную Зорьку — «обыкновеннейшую девушку, каких везде можно встретить десятки».
Портрет Фиалковенчанной потряс зрителей — «никто никогда еще не видал в мире такой красоты… всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою». А портрет Зорьки вызвал смех, художника едва не побили камнями, но когда пригляделись к картине, все увидели, что девушка светится изнутри — «как будто солнце взошло высоко над площадью».
Свет этого солнца озарил лица всех людей и сделал их прекрасными. Каждый понял, что красота рядом с ним и в нем самом. И народ победителем назвал Единорога. В этом рассказе весь Вересаев, видевший красоту земли в простом народе, который и является главным и единственным судьей для каждого художника.
Будущий русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик родился 4 (16) января 1867 г. в многодетной глубоко религиозной семье известных тульских подвижников Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны, урожденной Юницкой. Отец — врач, сын польского помещика, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей; мать, высокообразованная дворянка, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад, а позже элементарную школу. У Викентия было 10 братьев и сестер (3 из них умерли в детстве). Мальчик запоем читал Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, А.К. Толстого, М. Рида, Г. Эмара; летом в имении помогал матери, пахал, косил, возил сено и снопы; в гимназии, которую окончил с серебряною медалью, был «первым учеником», слыл знатоком древних языков; в 13 лет стал писать стихи и заниматься переводами.
Впервые стихотворение юного поэта под именем В. Викентьев — «Раздумье» было напечатано в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 г. Через 2 года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев был опубликован рассказ писателя «Загадка», в котором он «по взрослому» заявил о том, что истинное счастье в борьбе, а смысл жизни — в вере в завтрашний день.
В 1884 г. юноша поступил в Петербургский университет, на историческое отделение историко-филологического факультета, по окончании которого (1888) получил степень кандидата. Увлекшись идеями народничества, трудами Н. Михайловского и Д. Писарева, Смидович поступил на медицинский факультет Дерптского университета, где 6 лет занимался наукой и литературным творчеством. Студент верно полагал, что врачебная практика поможет ему «пойти в народ», а медицина — узнать о человеке. В холерную эпидемию 1892 г. ездил в Екатеринославскую губ., где на руднике заведовал бараком; через несколько месяцев опубликовал в народническом журнале «Книжки «Недели» свои очерки «Подземное царство» — о труде и быте донецких шахтеров.
На старших курсах Викентий работал в лаборатории терапевтической клиники, напечатал две научные статьи. Окончив вуз (1894) врач практиковал в Туле, а затем как один из лучших выпускников университета был принят сверхштатным (без зарплаты) ординатором в Петербургскую Барачную (Боткинскую) больницу для острозаразных больных. Тогда же Вересаев опубликовал в журнале «Русское богатство» «яркую» повесть о кризисе народнического мировоззрения «Без дороги», сочувственно встреченную критикой. Редакторы журнала — Н. Михайловский и В. Короленко пригласили начинающего писателя к сотрудничеству. Задавшись вопросом — «Истина, истина, где же ты. » — Вересаев нашел ее в совмещении писательского труда и врачебной деятельности.
В год знаменитой стачки петербургских ткачей (1896) Вересаев, примкнув к литературному кружку марксистов (П. Струве и др.), сошелся с рабочими и революционной молодежью, написал рассказ «Поветрие» о новом человеческом типе — революционере-марксисте.
После ряда повестей, очерков и рассказов, в т.ч. о страшном быте и безотрадном существовании трудящихся («На повороте» — антиницшеанская повесть, «К жизни», «Конец Андрея Ивановича», «К спеху» и др.) в 1901 г. вышли знаменитые «Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также… ссылку в Тулу под надзор полиции.
Дело в том, что герой «Записок» пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые «делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь». Правдиво и откровенно изобразив ужасающую картину состояния врачебного дела в России, автор вынужден был через год оправдываться в статье «По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам».
Вересаев, в отличие от Л. Толстого, в своих произведениях шел путем не обобщения множества разрозненных фактов, а типизации одного конкретного, его «документирования». Тяготение к лаконичности и достоверности с годами отлилось у писателя в умение создавать компактные тексты; «Великим хочешь быть — умей сжиматься» — любил повторять он пушкинскую строку.
Два года Вересаев ездил по стране и Европе (Германия, Франция, Италия, Швейцария), встречался со многими известными русскими писателями (А. Чеховым, Л. Толстым и др.), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу «Среда», а позднее в издательство М. Горького — «Знание».
С началом войны с Японией (1904—1906) Вересаев, как врач запаса, был призван на военную службу и попал младшим ординатором в полевой подвижной госпиталь в Маньчжурию. Вернувшись в Москву, писатель издал записки «На японской войне» и «Рассказы о японской войне», в которых противопоставил народную власть власти самодержавной.
В 1907—1910 гг. Вересаев написал оптимистичную повесть «К жизни», критико-философскую книгу «Живая жизнь», первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Л. Толстого («Да здравствует весь мир!») и Ф. Достоевского («Человек проклят»), а вторая — Ф. Ницше («Аполлон и Дионис»); предпринял поездку в Грецию, где решил заняться переводами с древнегреческого.
В 1912 г. Викентий Викентьевич участвовал в организации «Книгоиздательства писателей в Москве»; на посту председателя правления и редактора этого «Книгоиздательства» он вел войну с декадентами.
С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в армию, и с 1914 по 1917 г. он был полковым врачом в г. Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.
Приняв обе революции, Вересаев был председателем Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В 1918—1921 гг. жил под Феодосией, в п. Коктебель. «За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, — вспоминал писатель, — пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою». В Крыму Вересаев был членом коллегии феодосийского наробраза, заведовал отделом литературы и искусства.
В 1921 г. писатель вернулся в Москву, где работал в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, редактировал художественный отдел журнала «Красная новь», был членом редколлегии альманаха «Наши дни». Вересаева избрали председателем Всероссийского союза писателей; он выступал с лекциями перед молодежью, писал публицистику; о событиях Гражданской войны написал роман «В тупике» (1924).
В конце 1920-х — 1930-е гг. у писателя вышел роман «Сестры» — о коллективизации и проблемах молодежи, воспоминания «В юные годы», документальные исследования «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина», дневниковые «Записи для себя», публицистика и пр.
Многие годы Вересаев возглавлял Пушкинскую комиссию Союза советских писателей. Последними произведениями Вересаева стали «Невыдуманные рассказы о прошлом»; во время Великой Отечественной войны он публиковал рассказы и очерки.
В 1943 г. писателя удостоили Сталинской премии первой степени за выдающиеся достижения в области литературы. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Женой Викентия Викентьевича была его троюродная сестра, Мария Гермогеновна Смидович. Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 г. «Эйтимия», что означает «радостнодушие». Детей у Вересаевых не было.
Писатель умер в Москве 3 июня 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.
Вересаев пользовался огромным авторитетом у читателей и у критиков, у писателей и у власти. «За нерушимость взглядов» его еще в молодости называли «Каменным мостом», а больше всего окружающим импонировала его «писательская и человеческая честность и принципиальность» «высокого образца».
Это был очень добрый и отзывчивый человек, не раз помогавший писателям, оказавшимся в беде (так, нуждавшемуся М. Булгакову он принес деньги домой).
P.S. Разговор о Вересаеве-писателе был бы неполным, если бы мы не упомянули и о его переводах с древнегреческого, ставших классикой уже при их выходе: «Гомеровы гимны», «Труды и дни» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, лирика (Архилох, Сафо и др.). Для иллюстрации виртуозного мастерства Вересаева-переводчика достаточно привести несколько строк Сафо:
Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
Писатель вересаев произведения. Викентий викентьевич вересаев
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 590 126
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 878
Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), настоящая фамилия – Смидович, русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 в семье известных тульских подвижников.
Отец, врач В.И.Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.
В 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним. Этим объяняется увлечение Вересаева годы идеями народничества, трудами Н.К.Михайловского и Д.И.Писарева.
Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке. В 1894 несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.
Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа Загадка (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9).
В 1895 Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистких кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов. Участие в политической жизни обусловило темы его творчества.
Художественную прозу Вересаев использовал для выражения общественно-политических и идейных взглядов, показывая в своих повестях и рассказах ретроспективу развития собственных духовных исканий. В его произведениях заметно преобладание таких форм повествования, как дневник, исповедь, споры героев на темы общественно-политического устройства. Герои Вересаева, как и автор, разочаровывались в идеалах народничества. Но писатель старался показать возможности дальнейшего духовного развития своих персонажей. Так, герой повести Без дороги (1895), земский врач Троицкий, утратив свои прежние верования, выглядит полностью опустошенным. В противоположность ему, главный герой повести На повороте (1902) Токарев находит выход из душевного тупика и спасается от самоубийства, несмотря на то, что не имел определенных идейных взглядов и «шел в темноту, не зная куда». В его уста Вересаев вкладывает многие тезисы, критикующие идеализм, книжность и догматизм народничества.
Придя к выводу о том, что народничество, несмотря на декларируемые им демократические ценности, не имеет никакой почвы в реальной жизни и зачастую не знает ее, – в рассказе Поветрие (1898) Вересаев создает новый человеческий тип: революционера-марксиста. Однако и в марксистском учении писатель видит недостатки: бездуховность, слепое подчинение людей экономическим законам.
Имя Вересаева часто упоминалось в критической прессе конца 19 – начала 20 вв. Лидеры народников и марксистов использовали его произведения как повод для публичной полемики по общественно-политическим вопросам (журналы «Русское богатство» 1899, № 1–2, и «Начало» 1899, № 4).
Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространенных в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о страшном быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести Конец Андрея Ивановича, 1899 и Честным трудом, другое название – Конец Александры Михайловны, 1903, которые впоследствии переработал в повесть Два конца, 1909, и рассказы Лизар, К спеху, В сухом тумане, все 1899).
В начале века общество потрясли вересаевские Записки врача (1901), в которых писатель изобразил ужасающую картину состояния врачебного дела в России. Выход Записок вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель вынужден был выступить с оправдательной статьей По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам (1902).
В 1901 Вересаева выслали в Тулу. Формальным поводом послужило его участие в протесте против подавления властями студенческой демонстрации. Следующие два года его жизни были заняты многочисленными поездками, встречами с известными русскими писателями. В 1902 Вересаев уехал в Европу (Германия, Франция, Италия, Швейцария), а весной 1903 – в Крым, где познакомился с Чеховым. В августе того же года посетил Толстого в Ясной Поляне. После получения права въезда в столицу переехал в Москву и вошел в литературную группу «Среда». С этого времени началась его дружба с Л.Андреевым.
В качестве военного врача Вересаев участвовал в русско-японской войне 1904–1905, события которой в присущей ему реалистической манере изобразил в рассказах и очерках, составивших сборник На японской войне (полностью опубл. 1928). Описание подробностей армейской жизни совмещал с размышлениями о причинах поражения России.
События революции 1905–1907 убедили Вересаева в том, что насилие и прогресс несовместимы. Писатель разочаровался в идеях революционного переустройства мира. В 1907–1910 Вересаев обратился к осмыслению художественного творчества, которое он понимал как защиту человека от ужасов бытия. В это время писатель работает над книгой Живая жизнь, первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого и Достоевского, а вторая – Ницше. Сравнивая идеи великих мыслителей, Вересаев стремился показать в своем литературно-философском исследовании моральную победу сил добра над силами зла в творчестве и в жизни.
С 1912 Вересаев был председателем правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда». С началом Первой мировой войны писателя вновь мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 он руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.
После революционных событий 1917 Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. Им написаны романы В тупике (1924) и Сестры (1933), его документальные исследования Пушкин в жизни (1926), Гоголь в жизни (1933) и Спутники Пушкина (1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений. Вересаеву принадлежат Воспоминания (1936) и дневниковые Записи для себя (опубл. 1968), в которых жизнь писателя предстала во всем богатстве мыслей и душевных исканий. Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых Илиада (1949) и Одиссея (1953) Гомера.
Источники:
http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/
http://www.proza.ru/2013/09/07/13
http://www.litmir.me/a/?id=6991