1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повесть как один мужик двух генералов прокормил сочинение. Сочинения для школьников

Сочинение Мужик в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (образ и характеристика)

Мужик — простой крестьянин, он умеет всё: охотиться, ловить рыбу, разжигать костёр, строить лодку и т. д. Он спас двух генералов от неминуемой гибели от голода. Он исполнителен и добр. В своё время работал маляром в Петербурге. В то же время он нерешительный и робкий, его эксплуатируют а он не может ответить.

На примере этого мужика Щедрин показал всё российское крестьянство − бесправное, забитое. Как писал М. Горький, писал «Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма».

Недовольство копилось и крепло в народе, всё это позднее выльется и в революцию и в гражданскую войну.

Имущий класс и правящая бюрократия уже оторвались от народа, между ними пропасть непонимания. Вот на именно это «непонимание» и делает основной акцент Щедрин, изображая это в сказке. Но, не смотря на развлекательную форму произведения, автор поднимает очень важную тему для России.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирическая сказка Михаила Салтыкова-Щедрина. Это сказка является карикатурным отображением российской действительности середины девятнадцатого века. Только отменили крепостное право, но эта историческая традиция крепко корнями в России. Салтыков-Щедрин показал тупость и легкомыслие высшего класса бюрократии.

Суть произведения, состоит в тот что на какой то остров попадают два генерала. Остров необитаем. Но, там живут разные животные. Они начинают голодать, сами ничего сделать не могут, потому как ленивы и глупы. Не умеют готовить, ещё и удивляются видя что «еда» прежде чем стать едой плавает и бегает. Они чуть не съедают друг друга. Генералы приходят к мысли что нужно найти «мужика», который и накормит их. Им нужен раб которым можно понукать и который всё делал бы за них. Такой мужик находится. Он добывает и готовит для них еду и даже сооружает лодку по которой генералы добрались до «столицы мира» Петербурга. В Петербурге они довольны, там есть кому их обслуживать. Надобность в мужике, который спас и опекал их отпала. В благодарность за его труды генералы дают ему рюмку и пятак. Этим Щедрин показывает пренебрежительное отношение имущих классов к народу

Также читают:

Картинка к сочинению Мужик в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил (образ и характеристика)

Популярные сегодня темы

Главным персонажем комедии «Ревизор» является И.А. Хлестаков. Давая ему краткую характеристику в «Замечаниях для господ актёров», Гоголь примечает, что это пустейший глуповатый человек

Само название говорит за себя. Слишком умным людям тяжело живётся во все времена. Это уже не комедия, это драма. Другой бы человек не стал связываться с обществом

За свою жизнь я не раз задумывалась, что для меня значит «любовь к братьям нашим меньшим». И расставив все свои мысли по полочкам, пришла к одному правильному выводу.

Читать еще:  Как вылечить подкожный клещ у собаки. Клещи у собаки: профилактика, симптомы и лечение

Шевандронова Ирина Васильевна советский художник, живописец. Она родилась в 1923 году. Всю жизнь талантливая художница прожила в Москве. Еще с малых лет у нее начал проявляться талант к искусству.

Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Школьное сочинение

  • 1. Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
  • 2. Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (1)

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М.Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей. Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: «Дикий помещик», «Пропала совесть» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами. Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали «Сказками для детей изрядного возраста», то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления. В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о животных) — звери, птицы, рыбы. С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: «жили да были» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «в некотором царстве, в некотором государстве» («Дикий помещик», «Недреманное око»), «в старые годы, при царе Горохе» («Дурак») и другие; «ни в сказке сказать, ни пером описать», «по щучьему велению, по моему хотению» и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

Читать еще:  Огранизатор преступной группы". «Отдаю себе отчет, что я там не нужен»

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое время («премудрый пискарь», например, просвещенный, умеренно-либеральный, в «карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие. Язык сказок Салтыкова-Щедрина тоже не совсем сказочный: фольклорные обороты в нем смешиваются с канцеляризмами, книжная лексика сменяется просторечием (причем как в речи персонажей, так и в авторском повествовании). Это создает комические эффекты несоответствия, например, положения в обществе — умственному кругозору (Орел-меценат, если понимал что-то, произносил одно слово: «Имянно»).

Излюбленные художественные приемы Щедрина — ирония, гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с «чудесами» русской жизни. Так, например, генералы, откормленные мужиком («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), сделались «веселые, рыхлые, сытые, белые». Такое перечисление неоднородных определений как однородных звучит издевательски: только сытое тело может развеселить генералов. В «Диком помещике» почти те же эпитеты еще больше усиливают обличение паразитизма «русского дворянина» — «тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

Сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на несколько основных тематических групп. Это сатира на правительственные верхи, эксплуататорские классы: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Обличение поведения и психологии обывательски настроенных интеллигентов: «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла». Изображение трудолюбивых, талантливых, могучих и вместе с тем покорных своим угнетателям народных масс: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь». Пропаганда новой морали: «Дурак», «Христова ночь».

В сказке «Медведь на воеводстве» разворачивается беспощадная критика самодержавия в любых его формах — в лесу царствуют трое воевод-медведей, разных по характеру: злого сменяет ретивый, ретивого — добрый, но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни.

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке «Орел-меценат» Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в «Богатыре» история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. Но перед «освобожденными» от мужика господами открывается один-единственный путь — полное одичание.

В сказке «Карась-идеалист» писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению. Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. Но дело совсем не в «злых» и «неразумных» щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно—у них тоже «комплекция каверзная».

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге («Коняга»). «Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб». Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый «мужичина» в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию «хозяев» сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, «чтоб не убег». Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Читать еще:  Идем в бассейн! Сколько нужно плавать в бассейне, чтобы похудеть - эффективные программы тренировок для мужчин и женщин.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке «Христова ночь». Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос. Воскресает, чтобы словами «Мир вам!» к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить «мироедов», но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

«Я люблю Россию до боли сердечной», — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Сочинение по литературе на тему «Образ мужика в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Образ мужика в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказка — очень популярный жанр литературы. К нему обращались такие авторы как Пушкин, Ершов, Одоевский. Не исключением стал и Салтыков-Щедрин.

В своей сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор рассказывает о приключениях двух генералов и мужика.

В повествовании мужик является одним их центральных персонажей. Появляется он после того как генералы решили найти мужика, после безуспешных попыток найти еду.

Внешний вид мужика является полной противоположностью по сравнению с обликом двух генералов, он силён, ловок, трудолюбив. Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их желания. Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его привяжут к дереву: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Поведение мужика говорит о его крепостнической сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать генералов. Писатель иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем».

В композиции мужику отводится огромная роль, он предоставляет собой крестьян, которые к тому моменту уже были освобождены, но все еще привязаны к хозяевам. Удачно подобранные метафоры описывают и положение крестьян, так и господ. Эпизод с веревкой показывает то что люди были привязаны к своим бывшим хозяевам, момент с поисками еды генералами показывает какими беспомощными и жалкими были господа и бывшие помещики без крестьян, обсуждение генералами разных природных явлений рассказывает читателю о недальновидности генералов.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/muzhik-v-povesti-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil-obraz-i-harakteristika
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=6&bookid=17
http://infourok.ru/sochinenie-po-russkomu-yaziku-na-temu-obraz-muzhika-v-skazke-povest-o-tom-kak-odin-muzhik-dvuh-generalov-prokormil-2825553.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×