144 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презентация к уроку для начальных классов «Л.Яхнин «Силачи»». Конспект урока по литературному чтению на тему «силачи

Конспект урока по литературному чтению на тему «Силачи»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Программа: УМК «Гармония»

Тема урока: Л.Яхнин «Силачи»

Цель: познакомить с произведением Леонида Яхнина «Силачи»

— Обучающая: совершенствовать все стороны навыка чтения: сознательность, правильность, плавность, выразительность; учить выявлять отношение автора к персонажам, выражать своё отношение к героям произведения;

— Развивающая: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся на уроках литературного чтения;

— Воспитывающая: воспитывать нравственно-этическую позицию по отношению к хвастовству, а также личностные качества: заботливость, готовность прийти на помощь.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова, рабочие тетради, презентация, ПК, проектор, экран.

Орг. момент (1 мин)

Актуализация опорных знаний (5 мин.)

Открытие новых знаний (7 мин.)

Формирование новых знаний (13 мин.)

Физкультминутка (1 мин.)

Закрепление полученных знаний (10 мин.)

Итог урока (2 мин)

Выставление оценок с комментированием (1 мин.)

Долгожданный дан звонок,

Все на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Все готовы, присмирели

И на место тихо сели.

Актуализация опорных знаний

— Дома я вам давала задание подготовить пересказ рассказа (пересказ рассказа детьми)

Открытие новых знаний

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

Посмотрите на картинку. Кто изображён на картинке? Как называют очень сильных людей? (Силачи)

— Может быть, кто-нибудь догадается, как называется произведение? (Силачи)

Перед вами портрет автора Леонида Яхнина

Леонид Яхнин родился в 1937 году в Москве.

В 1961 году окончил московский Архитектурный институт, работал архитектором. С 1964 года стал публиковать стихи для детей.

«Как я стал детским писателем?

Это забавная история. Пытался писать с детства. Учась ещё в институте, я попал на практику в проектный институт. Он располагался на третьем этаже, а на втором — издательство «Малыш».

По названию я понимал, что здесь издают книжки для детей. Зашел. Милая молодая женщина, редактор, глянула на мои листочки и сунула их в стол. «Есть ли у вас еще стихи?» Я не задумываясь, брякнул: мол, конечно, есть!

«Несите еще!»… И так каждый день. И вдруг я понял, что литература для детей — стоящее дело! А стихи мои в столе той самой милой редакторши копились и копились. А она, знай, свое: «Несите все, что у вас есть».

Я уже было отчаялся, как вдруг мне говорят: «Вот это стихотворение можно печатать».

Перед вами, ребята, выставка книг Леонида Яхнина. Вы можете сегодня сходить в школьную библиотеку и познакомиться с творчеством писателя.

Послушайте внимательно рассказ (Чтение рассказа учителем)

Формирование новых знаний

— Прочитайте рассказ «Силачи» самостоятельно.

— Отметьте слова автора и мальчиков.

— Сколько в рассказе действующих лиц?

— Каким голосом нужно читать слова мальчиков? (Хвастливо.)

— Прочитайте последние три строчки. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? (Автору.)

— Как, судя по словам, автор относится к мальчикам? (Он подсмеивается над ними, не одобряет их поведения.)

— Каким голосом нужно читать последние строчки рассказа? (Насмешливо, осуждая.)

— Я вам предлагаю почитать рассказ выразительно, по ролям. (Чтение по ролям)

В тёмном лесу есть избушка,

Стоит задом наперёд,

В той избушке есть старушка.

Бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят,

Ух, сердитая старушка!

Дыбом волосы стоят.

Закрепление полученных знаний

— Нравятся ли вам эти приятели? Почему?

— Как вы думаете, нравятся ли они писателю? Как об этом можно догадаться?

— Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое?

— Как можно иначе назвать это произведение?

— Что можно посоветовать таким «силачам»?

— Подходят ли пословицы этому рассказу?

Не спеши языком, торопись делом.

Сказано – не доказано, надо сделать.

— С произведением какого писателя мы сегодня познакомились?

— Понравилось ли вам читать рассказ Леонида Яхнина?

— Каким бы вы назвали это произведение: поучительным, смешным, весёлым, грустным. Чему учит его произведение?

— Кто из вас хочет прочитать другие его произведения? Где можно найти рассказы Яхнина?

— Понравилось ли вам работать на уроке? Что особенно нравится? Что получается? Чему бы вы хотели ещё научиться?

Выставление оценок с комментированием.

Р. Сеф «Добрый человек». Л. Яхнин «Пустяки»

Урок литературного чтения во 2 классе

Программа «Перспективная начальная школа»

Тема: Роман Сеф «Добрый человек». Леонид Яхнин «Пустяки».

Цели урока : показать детям существование разных точек зрения на мир природы, на его ценность и неповторимость: от любви и заботы о природе до утилитарного её использования и бездумного разрушения.

— формировать тип правильной читательской деятельности, учить проводить анализ прочитанного произведения через «диалог с автором», находить в тексте материал для характеристики героев и формулировки основной мысли стихотворения;

Читать еще:  Главные герои недоросля представители. "Недоросль": действующие лица, описание и характеристика

— развивать умение ориентироваться в тексте; учить детей рассуждать, расширять словарный запас учащихся;

— формировать осознанное, грамотное, выразительное чтение поэтического произведения;

— обогащать жизненный опыт учеников, открывать мир нравственных ценностей;

— формирование навыка работы в парах постоянного состава; чувство коллективизма, товарищества, доброжелательности.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 2 кл. Н. А. Чуракова, часть 2; тетради для самостоятельных работ «Литературное чтение» 2 кл., № 2; карточки с текстами для учащихся; презентация.

Оргмомент. Психологический настрой на урок.

(Слайд 2) Если хмурится с утра,

Нам поможет доброта.

Ребята, подравняйтесь, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь. (Дети садятся.)

— Над какой темой мы сегодня продолжим работать на уроке чтения? («Природа для поэта – любимая и живая».) ( Слайд 3)

3. Работа по теме урока.

— Ребята, откройте учебник, стр. 110 и прочитайте с изучения какого произведения мы начнём сегодняшний урок. (Роман Сеф «Добрый человек»)

а) Вводная беседа.

— Ребята, а какого человека можно назвать добрым? (ответы учащихся)

— А что такое добро, доброта? (ответы учащихся)

(Слайд 4) Добро – всё положительное, хорошее, полезное. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

б) Работа в группах.

— Из предложенных вам суждений выберите те, которые, на ваш взгляд, относятся к теме.

Какие правила необходимо

выполнять, чтобы быть добрым человеком?

Чтобы быть добрым, надо уметь любить людей знакомых и незнакомых.

Долго обижаться, не прощать обиды.

Делать добро людям и не ждать за это благодарности.

Уметь прощать людей.

Уметь радоваться успехам других людей.

Ссориться с людьми и разжигать ссоры между друзьями.

Не оставаться равнодушным, если кому-то плохо, прийти на помощь.

Радоваться неудачам других людей.

Не замечать неприятности и трудности окружающих тебя людей.

Какой человек может быть добрым?

Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям.

Кто думает не только о себе, но и о других.

Тот, кто умеет быть благодарным.

Тот, кто умеет хорошо рисовать, петь, танцевать.

Умеет сочувствовать, сопереживать.

Делая другим добро, он чувствует себя счастливым.

Добрым может быть только тот, кто хорошо учится, занимается спортом.

Тот, кто заботится только о себе.

(Проверка работы групп.) (Слайды 5, 6) Дети зачитывают выбранные суждения.

в) Знакомство со стихотворением Р Сефа «Добрый человек», стр. 110.

— Давайте прочтём стихотворение «Добрый человек» и узнаем, кого считает добрым поэт Р. Сеф.

(Слайд 7) Словарь: слово СТОЛ Я Р.

Чтение стихотворения учителем.

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Работа над содержанием стихотворения, вопросы, стр 110.

— Сколько человек побывали в лесу? Это был один и тот же лес? Всем там понравилось? Они улыбаются по одной и той же причине? Можно ли сказать, что один герой стихотворения отличается от двух других? Чем именно? Важно ли, каким делом этот человек занимается в жизни? А что же важно?

— К нашим рассуждениям можно добавить следующее: добрым можно назвать того человека, кто умеет видеть красоту окружающего мира и радоваться этой красоте. (Слайд 8)

4) Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, прочитав его вполголоса и обращая внимание на слова, которые нужно выделить голосом.

(Чтение стихотворения по — одному, по ролям (в парах).

Выразительное чтение стихотворения вслух по – одному, по ролям

ФИЗМИНУТКА (Игра на развитие у детей навыков общения «Доброе животное»)

(Учитель говорит тихим, таинственным голосом, учащиеся выполняют действия.)

— Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох два шага назад. Вдох – два шага вперёд, выдох – два шага назад. Так животное не только дышит, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад. и т. д. Давайте возьмём себе дыхание и стук сердца этого доброго животного.

г) Работа со стихотворением Л. Яхнина «Пустяки», стр. 111.

— Почему автор выделил в стихотворении две части? Слово «пустяки» в первой и во второй частях стихотворения означает одно и то же?

— Чья точка зрения выражена в первой части: автора или тех людей, которые небрежно, без любви относятся к окружающему нас миру? Автор поддерживает или осуждает эту точку зрения?

— В каких строках стихотворения звучит горький вывод автора?

д) Работа со стихотворением И. Токмаковой «Подарили собаку!», №20, стр. 28, Тетрадь для самостоятельной работы.

— Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое чувство – доброта, помогающее людям жить, творить, делать жизнь прекрасной? (Ответы детей)

— Доброта начинается с любви ко всему живому. (Слайд 9)

— Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.

Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто сегодня на уроке научился выразительно читать стихотворения, поставьте ноги на ширину плеч.

Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях.

Читать еще:  Колядки в детском саду. Средняя группа. Полезные ссылки Праздник колядки средняя группа

На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья.

Кто понял, что хотели сказать нам, читателям, своими стихами поэты, раскройте кулачки – почки.

Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя внимательным, вдумчивым читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими.

Наш урок подошёл к концу. И закончить его хочется следующими строками : (Слайд 10)

Где доброта – там красота.

Их разлучить ничто не может.

И нам без них не обойтись

Ни ясным днём, ни днём дождливым.

И если хочешь быть красивым,

То добротою поделись!

6. Домашнее задание: № 19, стр. 27. (Тетрадь для самостоятельных работ) (Слайд 11)

Спасибо за работу на уроке.

— Пусть будут добрыми все ваши дела! (Слайд 12)

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1454597824.ppt (презентация к уроку)

Презентация на тему: Зорий Яхнин

Зорий Яхнин (1930-1997) Знакомство с поэтом Зорий Яхнин. Знакомство с поэтом. Корзунова Ж. В. Учитель русского языка и литературы Корзунова Ж. В. МОУ-СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Яхнин Зорий Яковлевич (1930-1997), поэт, публицист, прозаик. Окончил Московский институт культуры (1954) и по комсомольской путевке приехал в Красноярск. Первые публикации в журнале «Сибирские огни», в альманахе «Енисей» (1956). Первый сборник стихов «Восточным ветрам навстречу» (1956). Автор книг: «Из лирического дневника» (1959), «Дорога к радуге» (1964), «Невечная мерзлота» (1975), сборник повестей «Новогодняя ночь в сентябре» (1985), «Ступени» (1988), сборника поэм «Река мгновений» (1991).

Поэт — понятие настолько высокое. Я себя никогда поэтом не называю. Боюсь этого слова. Это образ существования На земле. Поэтому я называю себя стихотворцем, а поэт ли я, пусть судят о том читатели. Пусть они решают. Когда меня не будет. (Из интервью З. Яхнина. 1990г.)

И вот его нет. А на скромном памятнике надпись: «Поэт Зорий Яхнин». и строки из его стихов: Прекрасен мир. Ах, как же он прекрасен — От тоненькой травиночки до звезд. От тоненькой травиночки до звезд. Именно таков диапазон творчества сибирского поэта, прозаика, публициста Зорин Яхнина. Сибирского, несмотря на то, что родился Зорий Яковлевич в Симферополе, а детство и юность провел в Москве. Во время войны он, двенадцатилетний мальчуган, оказался в эвакуации в Омске, Это была его первая встреча с Сибирью: Нет, не забыл я, не забыл Ладоней матушки Сибири Я ел твой хлеб и лебеду, Когда гудели ветры злые. И вот я вновь к тебе иду. Иду долги отдать былые.

Спустя десятилетие, в 1954 году, Зорий Яхнин, выпускник Московского института культуры, вернулся в Сибирь, теперь уже навсегда, а Красноярск стал его второй родиной, родиной поэтической, творческой, его «центром Земли»: Вдали от отчего жилья, Там, где озябшими руками Положишь в стену первый камень — Вторая родина твоя. Может быть, сейчас это кому-то покажется наивным, но знакомство с городом, который поэт по праву называл родным, он начал с того, что пришел со своей молодой женой, тоже москвичкой, в горком комсомола, представился, спросил: «Чем мы можем быть полезны?». Люди, с которыми они познакомились тогда, остались их друзьями на всю жизнь.

Работа в Управлении культуры и в «Красноярском комсомольце», публикации в краевых газетах, участие в поэтических семинарах и этнографических экспедициях» краеведческого музея, поездки по краю: Диксон, Игарка, Абакан, Шушенское, оленеводческие совхозы Эвенкии, загадочные степи Хакасии.. В1956 году в Красноярском книжном издательстве выходит первый сборник стихов Зорин Яхнина «Восточным ветрам навстречу». Потом будут и другие книги, выходившие в различных издательствах Красноярска и Москвы: поэтические сборники — «Из лирического дневника», «Границы», «Центр Земли», «Требуется скрипач», «Позднее признание в любви», «Три дороги»; повести — «Дорога к радуге», «Хозяин Каменной Чуни», «Новогодняя ночь в сентябре»; сборники поэм: — «Река мгновений» — более двадцати книг было издано при жизни поэта.

В1962 году Зорий Яковлевич Яхнин стал членом Союза писателей РСФСР. Рекомендацию ему дал известный поэт Лев Ошанин, а обсуждение его рукописи вел на заседании секции поэзии автор знаменитой «Гренады» Михаил Светлов, благосклонно отнесшийся к творчеству молодого поэта. Пришла зрелость, мудрость, новое осмысление своего места в жизни, но идеалам своей юности Зорий Яхнин не изменял никогда: Не спрашивая, сколько платят, Мы сразу говорили «да». И вот уже нас гулко катят К туманным стройкам поезда. И если бы вернулись леты, Я повторил бы их опять. Прорабы, мастера, поэты, Позвольте мне вас всех обнять.

Честность, искренность, неподдельное уважение к своему читателю всегда были свойственны Зорию Яхнину. В своих стихах, публиковавшихся на страницах краевых и центральных газет, в альманахе «Енисей», в «Литературной газете», в московском «Дне поэзии», во многих областных изданиях, он вел с читателем серьезный, доверительный разговор о жизни, о любви, о счастье, о быстротечном времени, о вечных человеческих ценностях: Настала знаменитая пора: Ударил дождь по листьям, стеклам, рамам. И боль, как затвердевшая кора, Становится не болью — старым шрамом. Последнею любовью полюбя Поникший лес, травиночки не трону, Вхожу в него, как в самого себя, И всматриваюсь в корни, а не в крону

Читать еще:  Имеет ли пенсионер право на материальную помощь. Оказание социальной помощи пенсионерам

Обостренность поэтического чувства, способность к сопереживанию, осознание неповторимости человеческой жизни, ощущение своей причастности ко всему на Земле, ответственность за то, что происходит в мире — вот мотивы поздней лирики Зория Яхнина. «По плодам их узнаете их» — эта библейская истина была его девизом: Ах, как животворна свободная речь, Мы все без нее, как бесплотные тени, И все же доколь проклинать эту темень? Не лучше ли встать и светильник возжечь? Особую страницу его творчества представляют литературные переводы, он включил их даже в один из своих поэтических сборников, объединив общей рубрикой «Стихи моих друзей». Это, действительно, стихи его друзей, Алитета Немтушкина, Любови Ненянг, Ивана Удыгира, — людей, чье поэтическое мировоззрение созвучно его душе.

Талантливый человек талантлив во всем, он не перестает удивлять окружающих многогранностью своей личности. Стихи последних лет были далеко не безоблачными, они были наполнены болью за Россию, тревогой за ее судьбу. Когда стране туго, поэт не может делать вид, что все вокруг славно и мило». И все-таки его вера в Россию была неистребима: Все вынесла: и горькую суму, Пиры бояр, опричнины гоненья. Я поклонюсь терпенью твоему, Но мне твое дороже нетерпенье, Когда, освобождаясь от оков, Ты сбрасываешь (было это, было) С хребта, как норовистая кобыла Жестоких неумелых ездоков. Писательская судьба Зория Яхнина сложилась счастливо: его творчество всегда было востребовано, на его стихах выросло целое поколение читателей.

Не спрашивая, сколько платят, Мы сразу говорили «да». И вот уже нас гулко катят К туманным стройкам поезда. И если бы вернулись леты, Я повторил бы их опять. Прорабы, мастера, поэты, Позвольте всех мне вас обнять. И вас — парторг в автомобиле, Седая девушка — и вас. Меняли ль мы лицо Сибири? Но уж она меняла нас. Я и сейчас отдам рубашку, Но, битый вьюгами до слез, Хмельно, с душою нараспашку Теперь не выйду на мороз. Где надо, опущу забрало, Вот так. Теперь в железо бей. Дом возвести — нам это мало. Каких поселим в нем людей? Нам все дороже и дороже Братанье Братсков, шум Шумих. Мы стали не грустней, но строже И в чем-то, может быть, моложе Веселых сверстников своих. По всем окраинам Сибири Гудят ветра. И потому, Позвольте, я вас обниму, Мои товарищи седые.

Я нажил себе сто рублей — Тут как тут сто веселых друзей. Не хочу иметь сто рублей, Не хочу иметь сто друзей, А хочу я с одним дружить. Как нажить его? Как нажить?

«Не гневайтесь. » «Извольте. » «Виноват. » «Прошу, присядьте. » «Да, я весь к услугам. » Давайте церемониться друг с другом Хотя вы мне и друг, и брат, и сват. Я чувствую, что в чем-то обмишулен, Цены не зная важным тем словам. Ну разве плохо написать: «Мой милый шурин. Или: «Сударыня! Я обращаюсь к вам. » Наглажу брюки. На штиблеты — глянец… Любимая, мы перейдем на «вы». Я приглашу вас на старинный танец Покорным жестом смелой головы. Навстречу мне с наигранным испугом Вы двинетесь, с височка прядь убрав. Давайте церемониться друг с другом И не хватать друг друга за рукав.

А мы не рядом. Мы не рядом. Кричу — воды, несут — огня. И неужели долгим взглядом Ты не посмотришь на меня? Уже под первыми лучами Вверху, над самой головой, Березы вспыхнули свечами И осветили шар земной. И паровоз светло и тонко Мне прокричал из-за лесов. И лопаются перепонки От злого тиканья часов.

СУРИКОВ В КРАСНОЯРСКЕ И снова вечер. Снова дождик. В дому не зажжены огни. В сибирском городе художник Среди родни. Сочувственно вздыхает мама И ничего не говорит. Как будто крест, чернеет рама. Тряпицей холст накрыт. Евангелие под креслом. На подлокотнике — рука. Мир кажется пустым и пресным. Тоска… (…)

ПОЭМА УМЕРШИХ ДЕРЕВЬЕВ (читаем и удивляемся вместе) 1. И есть над чем и плакать и тужить. Пожухли, перепутались травинки, Но надо дальше действовать и жить, Пока еще видны мои тропинки. Все правильно. Топор пока остер. Все правильно. Горит в огне береза, Ствол изогнулся, будто знак вопроса. Березы нет, но есть зато костер. Когда не греет внутренний огонь, Я к твоему огню тяну ладонь. И, обжигаясь, вздрагиваю чутко. И все-таки мне жутко и тепло, Твоим огнем я сам горю светло. И только не лишиться бы рассудка. 15. И есть над чем и плакать, и тужить. И только не лишиться бы рассудка. Горят леса. А им бы жить да жить. И дым восходит медленно и жутко. Им жить да жить. А все наоборот: В реке клубок запутавшихся лесок, И вытоптан березовый подлесок, И значит, что он все-таки умрет. И понял я, что я живу не так. Похожи мы на ветреных гуляк. Нам все-таки нужны ограниченья. Но грозный окрик не годится, нет. Царю природы нужен не запрет, — Осознанное самоотреченье.

…Я называю себя стихотворцем, а поэт ли я, пусть судят о том читатели. Пусть они решают. Когда меня не будет…

Источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-silachi-502818.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/r_sef_dobrij_chelovek_l_yahnin_pustyaki_165812.html
http://ppt4web.ru/literatura/zorijj-jakhnin.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector