2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приобщение детей к истокам русской. Проект «приобщение детей к истокам русской народной культуры

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Нина Рудометова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Авторы: Рудометова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» г. Пермь

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.

Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, созданная народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе

собственной деятельности дошкольника.

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь – апрель, познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители детей

«Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,»Художественное творчество», музыка.

Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как досуговая деятельность.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным

творчеством, традициями русского народа?

Цель проекта:

1. воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм

В работе над проектом решаются следующие задачи:

1. Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками.

2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству

.3. привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;

4. Дать детям знания об истории русского народного костюма.

5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной

познавательной и творческой деятельности.

7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развив

8. Обогащать словарь.

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:

• Создание предметно- развивающей среды

• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

• Знакомство с народным искусством.

• Знакомство с русскими народными играми.

Ожидаемые результаты обучения.

По окончании проекта планируем достичь следующих промежуточных результатов:

Личностные: дети проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности. В театрализованных играх умеют интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Проявляют инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, потешек.

Умения и навыки:

«Социализация»: В самостоятельных театрализованных играх обустраивают место для игры, воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты, реквизит.

«Чтение художественной литературы»: Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение. Драматизируют с помощью взрослого небольшие сказки, потешки.

«Художественное творчество»:Выделяют выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи

Формы и методы работы:

— Выступление на праздниках;

— Круглый стол «Семейная гостиная»;

— Чтение сказок, потешек;

— Разучивание народных игр;

— Выполнение творческих заданий;

— Кружок «Путешествие в сказку».

Этапы проекта:

• Определена тема и цель проекта.

• Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня

знаний о народном творчестве;

• Поставлены определенные задачи;

• Определены сроки и участники проекта;

• Составлен план совместной деятельности;

• Подобраны источники информации;

• Отобраны приемлемые методы и приемы работы.

3 этап: Реализация проекта

• Создана развивающая среда в группе: собран демонстрационный материал (библиотечка с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки и т. д.);

• Сшиты костюмы и головные уборы по мотивам русского народного костюма;

• Сшиты костюмы для инсценировки русских народных сказок.

• Силами родителей приобретены куклы для кукольного театра.

• Подготовлен и проведен совместно с родителями ряд праздников –

• развлечений «Осенняя ярмарка», «Зимние святки», «Масленица» «Мамины посиделки»;

• Проведен цикл занятий по ознакомлению с русским народным костюмом;

• Разучен комплекс русских — народных игр;

• Оформлены папки по темам: «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка»;

• Подготовлена консультация «Русская народная игрушка, ее значение»;

• Проведены праздники-развлечения с участием родителей;

• Сделан ряд фоторепортажей по проекту;

Выступление для коллег.

Тематический план по реализации проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Вид деятельности Связь с другими видами деятельности Элементы предметной развивающей среды Работа с родителями

Сентябрь «Народные праздники»

«Оспожинки – праздник урожая» -Природный мир.

колосков, овощей, зерен;

Д/и «Как хлеб на стол пришел»

Рассматривание альбома «Орудия труда хлебороба»

Иллюстрации о работах в поле, на огородах по уборке урожая.

Выставка овощных культур.

Д/и «О зерновых и овощных культурах». Привлечь родителей к организации выставки «Огородные чудеса». Рецепты домашних заготовок.

Октябрь «Я и моя родословная»

«О чем расскажет семейный альбом?»

«Русский человек без родни не живет» — Развитие речи. Составление рассказов о семье;

Д/и «Назови – кто это?», «Разложи по возрасту», «В чьей семье живет малыш»;

— ИЗО. Рисование «Мама, папа и я»

— Соц. Мир «Выставка семейных фотографий»;

— Игровая деятельность. Пальчиковая гимнастика «Семья»;

Пение песен о семье. Семейные альбомы. Иллюстрации о семье, о занятиях детей в семье. Произведения о семье современных писателей и поэтов.

Атрибуты для ролевой игры «Семья».

Д/и «О семье» Оформление семейной ленты времени.

Консультация «Что означают наши имена»

Ноябрь «Великая земля русская»

— Природа родного края

«Мой родной город» — Соц. мир.

Беседа «Что такое Родина?». Рассматривание географической карты;

Составление рассказов о ближайшем окружении;

Д/и «Времена года». ИЗО. Рисование природы в разное время года.

— Рукотворный мир. Д/и «Это сделано в моем городе»;

Чтение книг о Родине. Русские народные сказки. — Иллюстрации о лесе, диких животных;

Фотографии родного города.

Д/и «Что ты видел по дороге в детский сад?» Консультация «Первые знания по истории страны»

Декабрь «Великая земля русская»

«Что нам лес подарил?» — Мир природы. Беседы о лесе и его обитателях.

Д/п «Кто живет и что растет в лесу»;

«Грибок, грибок полезай в кузовок»

Потешки о животных;

Д/п «Найди такой же гриб (ягоду, дерево)» Иллюстрации о лесе, диких животных. Предложить родителям прогулки в лес вместе с детьми.

Январь «Культура в жизни нашей родины»

«Тряпичная кукла – оберег»

Связь с другими видами деятельности.

— Семейная гостиная — Соц. мир.

Рассматривание кукол – в мини-музее (экскурсия). Рассказ воспитателя о жизни детей в прошлом, об игрушках, которыми играли дети;

Работа по расширению словаря через дидактические игры, беседы об игрушках;

Изготовление куклы – оберега совместно с воспитателем.

Расширить знания детей о семейных традициях. Выставка:

«Мои любимые игрушки».

Читать еще:  Почему ребёнок срыгивает массой жёлтого цвета. Причины срыгивания у новорожденного после кормления

Кукла – оберег, лоскутки ткани.

Д/и «Угадай, из чего сделана игрушка» Оформить альбомы, презентации о семейных традициях.

Февраль «Культура в жизни нашей родины»

Знакомство с матрешкой — соц. мир.

Игра с матрешками «Мама и дочки»;

Игра «Из чего сделаем матрешку»;

«Укрась фартучек матрешке». Конструирование «Домик для матрешки»;

«В гости к нам пришли матрешки»;

физкультура.

«В гости к матрешке мы идем»;

Чтение стихов о матрешке;

Д/и «Найди матрешку» Иллюстрации о матрешках, трафарете матрешек, плоскостные матрешки.

Консультация «Значение игрушек в воспитании ребенка».

Март «Русская народная одежда»

«Машенька нарядись, всем ребятам покажись» — Соц. мир.

Игры на классификацию одежды для детей (мальчиков и девочек);

Игра «Одежда для разных времен года»;

Игры на активизацию словаря «Назови одежду»;

Сравнение одежды по величине;

Предметные картинки «Куклы собираются гулять»;

Чтение и заучивание потешек «Кошка на окошке рубашку шьет» Иллюстрации об одежде.

Изображение русской одежды.

Книги с потешками, сказками.

Игра «Одень куклу». Чтение русских народных сказок. Рассматривание образцов ткани. Наблюдение за шитьем одежды куклы.

Апрель «Народные праздники»

«Мост на семь верст» (время великого поста) — Соц. мир.

Рассказ воспитателя о Пасхе;

Наблюдение за распусканием вербы.

Наблюдения в природе за весенними признаками;

Составление рассказов о весне;

— рисование весенних явлений. Роспись пасхального яйца;

Чтение закличек о весне, солнце;

— П/и «Игры с крашенками» Иллюстрации с символами семи недель Великого поста.

Ветки вербы и других деревьев. Информация для родителей «Обычаи и традиции Пасхи»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность — «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Посиделки в русской избе Здравствуйте, дорогие друзья! Хочу представить вашему вниманию небольшой фотоотчет о моей работе по направлению «Приобщение детей к истокам.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
проект (подготовительная группа)

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

в подготовительной группе № 9

Введение.

Старинная мудрость напоминает:

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, развивается внутренний мир человека.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Актуальность темы:

Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

-утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

-исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;

-забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.

Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.

Тип проекта: Информационно — игровой.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность: Долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев с сентября по май.

Цель: Формирование у детей первоначальны представления о культуре, истории и жизни русского народа.

Задачи:

  • Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

  • Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  • Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Читать еще:  Политические телешоу. Документальные фильмы политика онлайн

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

Методы и приемы:

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности);

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение)

Ожидаемые результаты

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

2. Сформировано чувство национального достоинства.

3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

4. Широко используются все виды фольклора.

5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.

4. Знакомство с народным искусством русского народа.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Литература

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап. Информационно-аналитический.

Срок исполнения: август-сентябрь.

Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и создание условий для реализации проекта.

На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, изучен, обобщен педагогический опыт по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Проведена следующая работа:

— составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

— создание банка идей и предложений;

— подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

— подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса по приобщению к русской культуре.

— проведен теоретический анализ фольклорной и психологопедогогической литературы.

2 этап основной. Сроки исполнения: Сентябрь – май.

Цель: Реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Инструктор по ФИЗО;

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов — авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину — такой, какая она есть.

Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа «Тетрис», ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Народные игры -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы — внимание, память, воображение.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека — гражданина своей страны.

Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду.

— Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры.

— Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями

— Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

— Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

— Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

— Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Маши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и вес что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное но своему содержанию,

Читать еще:  Как сделать поделку из природного материала своими. Методическая разработка из опыта работы по изготовлению поделок из природного материала с детьми дошкольного возраста

Л.П.Усова; К.Д. У шине кий, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни-, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. » именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Опыт работы в детском саду но приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогаю!» заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Этап 1. Теоретический. План.

1. Информационный и рекламный блоки.

2. Проведение опроса — анкетирование.

3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм для всех возрастных групп.

Этап 2. Подготовительный.

1. Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русского быта и игрушки.

2. Составление планов работы для всех возрастных групп.

3. Взаимодействие детского сада и социума микрорайона: школа, библиотека, дом творчества, родители.

Этап 3. Практический. План.

1. Дни открытых дверей.

2. Встречи за круглым столом с родителями.

3. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.

4. Занятия, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.

5. Совместные экскурсии в школу, библиотеку, в ДДТ.

Этап 4. Заключительный, План.

1. Подведение итогов.

2. Обобщение опыта работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду».

3. Викторины для детей и педагогов.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

— В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;

— Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;

— Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;

— В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;

— У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;

— Сформировался необходимый минимум исторических знаний;

— Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:

— Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;

— Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

— Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;

— Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;

— «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. » становится ближе, понятнее детям.

Приоритетные направления деятельности:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Результатами проведенной работы являются:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Необходимые условия реализации проекта.

-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.

-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.

-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.

Развивающая среда в реализации проекта. Уголок русской старины.

Реальные предметы народного быта и интерьера.

«Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.

«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.

«Сборники произведений устного народного творчества».

Люлька с куклой –младенцем Ванечкой. Игровые персонажи из фольклорных произведений.

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury-249917.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/27/proekt-priobshchenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kultury-kak
http://infourok.ru/proekt-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-kulturi-cherez-narodnie-igri-1148796.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×