Приобщение детей к истокам русской. Проект «приобщение детей к истокам русской народной культуры
Содержание
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Нина Рудометова
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Авторы: Рудометова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» г. Пермь
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.
Многие люди почти забыли о своих народных ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, созданная народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе
собственной деятельности дошкольника.
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь – апрель, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители детей
«Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,»Художественное творчество», музыка.
Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как досуговая деятельность.
Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с русским народным
творчеством, традициями русского народа?
Цель проекта:
1. воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм
В работе над проектом решаются следующие задачи:
1. Познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками.
2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству
.3. привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
4. Дать детям знания об истории русского народного костюма.
5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, желание поддерживать и развив
8. Обогащать словарь.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:
• Создание предметно- развивающей среды
• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
• Знакомство с народным искусством.
• Знакомство с русскими народными играми.
Ожидаемые результаты обучения.
По окончании проекта планируем достичь следующих промежуточных результатов:
Личностные: дети проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности. В театрализованных играх умеют интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Проявляют инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения. Эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, потешек.
Умения и навыки:
«Социализация»: В самостоятельных театрализованных играх обустраивают место для игры, воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
«Чтение художественной литературы»: Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение. Драматизируют с помощью взрослого небольшие сказки, потешки.
«Художественное творчество»:Выделяют выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи
Формы и методы работы:
— Выступление на праздниках;
— Круглый стол «Семейная гостиная»;
— Чтение сказок, потешек;
— Разучивание народных игр;
— Выполнение творческих заданий;
— Кружок «Путешествие в сказку».
Этапы проекта:
• Определена тема и цель проекта.
• Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня
знаний о народном творчестве;
• Поставлены определенные задачи;
• Определены сроки и участники проекта;
• Составлен план совместной деятельности;
• Подобраны источники информации;
• Отобраны приемлемые методы и приемы работы.
3 этап: Реализация проекта
• Создана развивающая среда в группе: собран демонстрационный материал (библиотечка с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки и т. д.);
• Сшиты костюмы и головные уборы по мотивам русского народного костюма;
• Сшиты костюмы для инсценировки русских народных сказок.
• Силами родителей приобретены куклы для кукольного театра.
• Подготовлен и проведен совместно с родителями ряд праздников –
• развлечений «Осенняя ярмарка», «Зимние святки», «Масленица» «Мамины посиделки»;
• Проведен цикл занятий по ознакомлению с русским народным костюмом;
• Разучен комплекс русских — народных игр;
• Оформлены папки по темам: «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка»;
• Подготовлена консультация «Русская народная игрушка, ее значение»;
• Проведены праздники-развлечения с участием родителей;
• Сделан ряд фоторепортажей по проекту;
Выступление для коллег.
Тематический план по реализации проекта «Приобщение к истокам русской народной культуры»
Вид деятельности Связь с другими видами деятельности Элементы предметной развивающей среды Работа с родителями
Сентябрь «Народные праздники»
«Оспожинки – праздник урожая» -Природный мир.
колосков, овощей, зерен;
Д/и «Как хлеб на стол пришел»
Рассматривание альбома «Орудия труда хлебороба»
Иллюстрации о работах в поле, на огородах по уборке урожая.
Выставка овощных культур.
Д/и «О зерновых и овощных культурах». Привлечь родителей к организации выставки «Огородные чудеса». Рецепты домашних заготовок.
Октябрь «Я и моя родословная»
«О чем расскажет семейный альбом?»
«Русский человек без родни не живет» — Развитие речи. Составление рассказов о семье;
Д/и «Назови – кто это?», «Разложи по возрасту», «В чьей семье живет малыш»;
— ИЗО. Рисование «Мама, папа и я»
— Соц. Мир «Выставка семейных фотографий»;
— Игровая деятельность. Пальчиковая гимнастика «Семья»;
Пение песен о семье. Семейные альбомы. Иллюстрации о семье, о занятиях детей в семье. Произведения о семье современных писателей и поэтов.
Атрибуты для ролевой игры «Семья».
Д/и «О семье» Оформление семейной ленты времени.
Консультация «Что означают наши имена»
Ноябрь «Великая земля русская»
— Природа родного края
— «Мой родной город» — Соц. мир.
Беседа «Что такое Родина?». Рассматривание географической карты;
Составление рассказов о ближайшем окружении;
Д/и «Времена года». ИЗО. Рисование природы в разное время года.
— Рукотворный мир. Д/и «Это сделано в моем городе»;
Чтение книг о Родине. Русские народные сказки. — Иллюстрации о лесе, диких животных;
Фотографии родного города.
Д/и «Что ты видел по дороге в детский сад?» Консультация «Первые знания по истории страны»
Декабрь «Великая земля русская»
«Что нам лес подарил?» — Мир природы. Беседы о лесе и его обитателях.
Д/п «Кто живет и что растет в лесу»;
«Грибок, грибок полезай в кузовок»
Потешки о животных;
Д/п «Найди такой же гриб (ягоду, дерево)» Иллюстрации о лесе, диких животных. Предложить родителям прогулки в лес вместе с детьми.
Январь «Культура в жизни нашей родины»
— «Тряпичная кукла – оберег»
Связь с другими видами деятельности.
— Семейная гостиная — Соц. мир.
Рассматривание кукол – в мини-музее (экскурсия). Рассказ воспитателя о жизни детей в прошлом, об игрушках, которыми играли дети;
Работа по расширению словаря через дидактические игры, беседы об игрушках;
Изготовление куклы – оберега совместно с воспитателем.
Расширить знания детей о семейных традициях. Выставка:
«Мои любимые игрушки».
Кукла – оберег, лоскутки ткани.
Д/и «Угадай, из чего сделана игрушка» Оформить альбомы, презентации о семейных традициях.
Февраль «Культура в жизни нашей родины»
Знакомство с матрешкой — соц. мир.
Игра с матрешками «Мама и дочки»;
Игра «Из чего сделаем матрешку»;
«Укрась фартучек матрешке». Конструирование «Домик для матрешки»;
«В гости к нам пришли матрешки»;
— физкультура.
«В гости к матрешке мы идем»;
Чтение стихов о матрешке;
Д/и «Найди матрешку» Иллюстрации о матрешках, трафарете матрешек, плоскостные матрешки.
Консультация «Значение игрушек в воспитании ребенка».
Март «Русская народная одежда»
«Машенька нарядись, всем ребятам покажись» — Соц. мир.
Игры на классификацию одежды для детей (мальчиков и девочек);
Игра «Одежда для разных времен года»;
Игры на активизацию словаря «Назови одежду»;
Сравнение одежды по величине;
Предметные картинки «Куклы собираются гулять»;
Чтение и заучивание потешек «Кошка на окошке рубашку шьет» Иллюстрации об одежде.
Изображение русской одежды.
Книги с потешками, сказками.
Игра «Одень куклу». Чтение русских народных сказок. Рассматривание образцов ткани. Наблюдение за шитьем одежды куклы.
Апрель «Народные праздники»
«Мост на семь верст» (время великого поста) — Соц. мир.
Рассказ воспитателя о Пасхе;
Наблюдение за распусканием вербы.
Наблюдения в природе за весенними признаками;
Составление рассказов о весне;
— рисование весенних явлений. Роспись пасхального яйца;
Чтение закличек о весне, солнце;
— П/и «Игры с крашенками» Иллюстрации с символами семи недель Великого поста.
Ветки вербы и других деревьев. Информация для родителей «Обычаи и традиции Пасхи»
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность — «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.
Посиделки в русской избе Здравствуйте, дорогие друзья! Хочу представить вашему вниманию небольшой фотоотчет о моей работе по направлению «Приобщение детей к истокам.
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
проект (подготовительная группа)
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»
в подготовительной группе № 9
Введение.
Старинная мудрость напоминает:
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, развивается внутренний мир человека.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Актуальность темы:
Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
-утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
-исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
-забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.
Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.
Тип проекта: Информационно — игровой.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность: Долгосрочный, рассчитан на 9 месяцев с сентября по май.
Цель: Формирование у детей первоначальны представления о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
- Обогащать словарный запас детей.
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы:
одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности);
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение)
Ожидаемые результаты
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Сформировано чувство национального достоинства.
3. Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
4. Широко используются все виды фольклора.
5. Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками русского народа.
4. Знакомство с народным искусством русского народа.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Литература
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.
2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап. Информационно-аналитический.
Срок исполнения: август-сентябрь.
Цель: привлечение родителей и педагогов детского сада к реализации проекта и создание условий для реализации проекта.
На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, изучен, обобщен педагогический опыт по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Проведена следующая работа:
— составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
— создание банка идей и предложений;
— подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
— подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса по приобщению к русской культуре.
— проведен теоретический анализ фольклорной и психологопедогогической литературы.
2 этап основной. Сроки исполнения: Сентябрь – май.
Цель: Реализация проекта. Создание игровой среды. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщить скорректировать направление работы для продолжения реализации проекта.
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Инструктор по ФИЗО;
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов — авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину — такой, какая она есть.
Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа «Тетрис», ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Народные игры -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы — внимание, память, воображение.
Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека — гражданина своей страны.
Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду.
— Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры.
— Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями
— Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
— Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
— Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
— Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Маши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и вес что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное но своему содержанию,
Л.П.Усова; К.Д. У шине кий, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни-, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. » именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Опыт работы в детском саду но приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогаю!» заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Этап 1. Теоретический. План.
1. Информационный и рекламный блоки.
2. Проведение опроса — анкетирование.
3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм для всех возрастных групп.
Этап 2. Подготовительный.
1. Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русского быта и игрушки.
2. Составление планов работы для всех возрастных групп.
3. Взаимодействие детского сада и социума микрорайона: школа, библиотека, дом творчества, родители.
Этап 3. Практический. План.
1. Дни открытых дверей.
2. Встречи за круглым столом с родителями.
3. Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.
4. Занятия, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.
5. Совместные экскурсии в школу, библиотеку, в ДДТ.
Этап 4. Заключительный, План.
1. Подведение итогов.
2. Обобщение опыта работы по теме «Возрождение народных игр, обрядов, обычаев в современном детском саду».
3. Викторины для детей и педагогов.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
— В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;
— Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;
— Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
— В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;
— У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;
— Сформировался необходимый минимум исторических знаний;
— Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:
— Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
— Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
— Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;
— Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;
— «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. » становится ближе, понятнее детям.
Приоритетные направления деятельности:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Результатами проведенной работы являются:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Необходимые условия реализации проекта.
-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.
-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.
Развивающая среда в реализации проекта. Уголок русской старины.
Реальные предметы народного быта и интерьера.
«Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.
«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.
«Сборники произведений устного народного творчества».
Люлька с куклой –младенцем Ванечкой. Игровые персонажи из фольклорных произведений.
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.
О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-priobschenie-detei-k-istokam-ruskoi-narodnoi-kultury-249917.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/27/proekt-priobshchenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy-kultury-kak
http://infourok.ru/proekt-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-kulturi-cherez-narodnie-igri-1148796.html