4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие мелкой моторики детей посредством квиллинга. Технология квиллинг – средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Формы и методы

Квиллинг, как способ развития мелкой моторики
методическая разработка (старшая группа)

Квиллинг как способ развития мелкой моторики.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие индивидуальных потребностей каждого ребёнка. Одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Стандарт направлен на решение ряда задач, а в частности, и на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Эффективными методами для развития мелкой моторики пальцев рук и развития ручной умелости являются: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Актуальной, на мой взгляд, для развития мелкой моторики,является использование в рaботе с детьми нетрадиционной техники — бумажной филиграни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие индивидуальных потребностей каждого ребёнка. Одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Стандарт направлен на решение ряда задач, а в частности, и на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Эффективными методами для развития мелкой моторики пальцев рук и развития ручной умелости являются: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Актуальной, на мой взгляд, для развития мелкой моторики,является использование в рaботе с детьми нетрадиционной техники — бумажной филиграни.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности, а самое главное мелкую моторику. Хочу отметить и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Мелкая моторика развивается начиная с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом чтобы закрепить и усилить эти навыки. Порой и самим взрослым трудно взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить ее в определенную форму. А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует пока создаст фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи, а самое главное развивает мелкую моторику. Вот почему польза квиллинга, как и многих других видов творчества, неоспорима. Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В процессе бумагокручения синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа двух полушарий. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Не случайно существует выражение о том, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Таким образом, главное значение занятий квиллингом состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом. Скручивая бумагу, ребёнок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Читать еще:  Аниме инуяша 2 сезон 26 серия.

Работая каждый год с подготовительной группой и готовя детей к обучению в школе мне постоянно приходиться сталкиваться с тем, что у детей слабо развита мелкая моторика рук, а это в дальнейшем может помешать успешному обучению в школе. И чтобы решить эту проблему и развить у детей мелкую моторику, я использовала различные методы и приемы. А для того, чтобы эта работа была интересной и продуктивной, вызывала у детей положительные эмоции, но главное развивала мелкую моторику рук, я использовала различные формы работы. Но больше всего в этом мне помогла нетрадиционная техника работы с бумагой, квиллинг, так как эта техника вызывает у детей много восхищения, положительных эмоций, способствует концентрации внимания, при котором ребенок получает желаемый результат; стимулирует и развивает память, ведь ребенок должен запомнить последовательность работы, приемы и способы скручивания; творческое воображение; активизирует мыслительные процессы (сочетание словесных и наглядных методов); совершенствует трудовые умения и формирует культуру труда; развивает конструктивное мышление, а главное развивает у детей способность работать руками, в связи с чем совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать поделки. Бумажные полоски помогают ощутить себя художником, конструктором, а самое главное – творческим человеком. И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость, что способствует умственному развитию детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомить детей с квиллингом лучше со старшего дошкольного возраста. Чтобы знакомство и освоение техники квиллинг проходило интересно и эффективно необходимо соблюдать два принципа: поэтапность и сист.

Квиллинг как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также .

История происхождения техники квиллин. Поэтапное обучение квиллингу.

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальце, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»Василий Александрович СухомлинскийПоступление ребенка в школу ме.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал.

Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Разводова
Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Василий Александрович Сухомлинский.

2 слайд

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей.

Это требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска, для того, чтобы наши воспитанники к моменту поступления в школу овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГОС.

При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой — учебной деятельностью.

Психологи отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского языка.

Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых умений, овладение родным языком, развитие первоначальных навыков письма, во многом определяет уровень сформированности мелкой моторики.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки ребенка к школе.

Ознакомившись с педагогическими технологиями и методиками развития мелкой моторики дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективной в работе с детьми старшего возраста будет использование технологии квиллинг. Так как, на мой взгляд, именно в процессе работы с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, или без использования инструмента- своими руками, у ребенка активно развивается мелкая моторика рук.

3 слайд

Квиллинг является одним из нетрадиционых способов развития мелкой моторики пальцев рук. Это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Она возникла в Европе на рубеже XIV-XV веков. Название техники квиллинг пришло к нам из английского языка и обозначает «птичье перо». Именно на кончики птичьих перьев средневековые монахини накручивали бумагу с позолоченными краями. Квиллинг – это простой и очень красивый вид деятельности, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны детям для понимания.

4 слайд

Исходя из всего вышесказанного целью моей рабочей программы стало развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством технологии квиллинг. Опираясь на Основную Образовательную программу ДОУ, я составила перспективный тематическое план. Один раз в неделю во второй половине дня организую совместную художественно-творческую деятельность в форме кружковой работы.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга (ролл или спираль, капля, глаз, листок, квадрат, рожки, завиток, сердечко).

Читать еще:  Можно ли во время беременности красить и стричь волосы. Можно ли беременным красить и стричь волосы

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

5 слайд

Свою работу строю на следующих принципах:

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении своих творческих работ).

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей дошкольника);

В работе использую различные методы и приемы:

• словесный (устное изложение материала, беседа, рассказ)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

6 слайд

Для творческой деятельности с детьми я использую полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, или специальные полоски для квиллинга, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, палочка с расщелиной на конце для закручивания полосок. Свою работу я начала со знакомства детей с историей возникновения этой техники –квиллинг. Показала готовые работы, необходимое оборудование. Дети научились делать разметку и вырезать полоски для квиллинга.

7 сла йд

Осваивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов. Далее следует приступить к изучению более сложных базовых элементов квиллинга: ролл или спираль, капля, глаз, листок, квадрат, рожки, завиток, сердечко. Примечательно, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Это позволяет мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Освоив основные элементы бумагокручения, дети могут создавать свои композиции предварительно нарисовав эскиз. Работа с эскизом развивает у детей внимание, мышление, так как детям приходится отсчитывать сколько, какого цвета и формы необходимо сделать деталей и как их расположить.

9 слайд

Необходимо учить дошкольников созданию совместных композиций. В процессе коллективных занятий творчеством у детей формируются простейшие навыки совместной работы: дети делятся материалом, помогают друг другу, уступают место, замечают действия соседа.

10 cлайд

В результате освоения данной техники у моих воспитанников развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

11 cлайд

В результате работы по развитию мелкой моторики дошкольников в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, мы добилась следующих успехов, которые вы видите на экране:

Начало года Конец года

высокий 29 % высокий 68%

средний 53% средний 32%

низкий 18% низкий

При сравнении результатов заметны существенные сдвиги. Количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось, а количество детей со средним уровнем — уменьшилось.

12 cлайд

1. Конструируя из бумаги в технике квиллинг, совершенствуется мелкая моторика рук, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие детей.

2. Квиллинг значительно влияет на формирование таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, логическое мышление.

3. С помощью этой техники совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культура труда.

4. Ребенок в процессе работы с бумагой создает игровую ситуацию на листе, используя готовые формы. Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.

5. У ребенка, в процессе совместной деятельности, формируются принципы коллективизма с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

6. Квиллинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

13 cлайд

Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:

-Обобщить свой опыт работы по теме с целью публикации на сайте «маам. ру»

— провести мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Квиллинг»

— следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей.

Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста
статья по теме

Материал о результативности занятий квиллингом

Скачать:

Предварительный просмотр:

Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.

В настоящее время у многих детей наблюдается и недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки ( т.е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента), способность детей работать в системе « глаз-рука» ( срисовывать, копировать, повторять графические элементы), отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий ( неуклюжесть и неряшливость). Это значительно осложняет работу педагогов в начальной школе при обучении детей письму и грамоте, развитию речи и ручному труду. В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому развитие мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л.В. Занков, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И.А. Грошенков, Т. Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.М. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой–Фоминой и Б.И.Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М.М. Кольцовой подтвердили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика является показателем развития ребёнка.

Читать еще:  Забеременела в 14 лет что делать. Подростковая беременность – особенности, сложности, профилактика

С ранних лет ребёнка окружает предметная среда. Взаимодействие с ней осуществляется с первых месяцев жизни. Неосознанное наблюдение сменяется целенаправленным процессом изучения отдельных предметов окружающего мира. Хватательные действия, перекладывание из рук в руку, ощупыванием другие манипуляции позволяют развивать мелкие мышцы руки естественным способом. Со временем действия с предметами усложняются, а движения становятся более точными. Ребёнок учится держать чашку, ложку, может работать кисточкой и пластилином. В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Дети учатся работать с карандашом, ножницами, координируют глазомер с точностью движений пальцев. У них легко прививаются навыки самообслуживания( Самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки, помогать по дому и т.д.). Кроме того, развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.

В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух- и трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.

В результате изучения литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг в дополнительном образовании недостаточно, но существует программа С.П. Плотниковой «Искусство квиллинга» Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей. На этой основе я смогла разработать модифицированную программу дополнительного образования детей по направлению «Квиллинг как способ развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» Мой курс рассчитан на 36 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут в группах 5-7 человек. Основной принцип обучения от простого к сложному. В ходе обучения раскрываются теоретические вопросы данного вида искусства и практические особенности. К концу обучения дети должны обладать определёнными знаниями и умениями. В течение всего срока обучения проводятся коллективные и персональные выставки детских работ. Квиллинг успокаивает, снимает напряжение и импульсивность, развивает вкус. Он полезен для развития пространственного воображения, фантазии и глазомера. Дети с удовольствием занимаются квиллингом и получают удовлетворение от своей работы.

В итоге рассмотрения вопроса о значении и развития мелкой моторики можно сказать, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и систематически. Ей необходимо уделять внимание и дома, и во время специально организованных занятий, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Одним из таких является квиллинг. Задания должны приносить ребёнку радость. Главное – научить его сочетать приятное с полезным!

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/03/kvilling-kak-sposob-razvitiya-melkoy-motoriki
http://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-kviling-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/10/23/kvilling-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector