Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. Пример сочинения: Изображение дворянства в комедии Д
Содержание
- 1 Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. Пример сочинения: Изображение дворянства в комедии Д
- 1.1 Сочинение: Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
- 1.2 Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе
- 1.3 Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе. (На примере одного-двух произведений)
- 1.4 Изображение дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Сочинение: Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укрепления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящую верхушку общества, вызывал критическое осмысление социально-политической обстановки в стране со стороны передовых людей своего времени, к которым принадлежал и драматург Денис Иванович Фонвизин. Правда, его критика общественных порядков не поднималась до обличения самих основ самодержавия и крепостничества. Показывая их пороки, писатель не призывал к революционным потрясениям. Он лишь пытался сатирическим изображением этих пороков пробудить у правящего класса стремление облегчить участь крестьян и способствовать прогрессивному развитию страны, которое ему виделось на путях просвещения. Самым выдающимся произведением, в котором он выразил свои взгляды на существующие в стране порядки, стала его комедия «Недоросль».
«Недоросль» — одно из немногих драматических произведений восемнадцатого века, которое ставится на сцене и в наши дни. Это объясняется не только критическим зарядом произведения по отношению к социальному устройству России того времени, но и созданием образов, которые в той или иной форме остались неизменными на протяжении многих десятилетий. Взять хотя бы главного героя комедии Митрофанушку, чье имя стало нарицательным для определения великовозрастных бездельников, сидящих на шее у своих родителей. Разве таких «Митрофанушек» мало в наше время? А мать его, госпожа Простакова? Тоже ведь вполне современный персонаж: любыми способами, честными и нечестными, добиться благополучия для своего чада, не заботясь о том, чтобы сын стал образованным и порядочным человеком. Так же представимы сейчас и господин Простаков, муж-подкаблучник, и Тарас Скотинин, чья фамилия точно определяет сущность этого умственно неразвитого и недалекого человека. Но интересно отметить, что живыми типами и для нашего времени остались те персонажи фонвизинской комедии, которых мы воспринимаем как отрицательных. Положительные же герои: Правдин, Стародум, Милон, Софья — по большей части схематичны и маловыразительны. Вероятно, при их создании драматург опирался больше на свои представления о том, какими должны быть положительные герои, чем на реальные прототипы.
Своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль» заключается в том, что она выходит за рамки норм и требований господствовавшего в восемнадцатом веке литературного направления — классицизма. Все внешние признаки классицизма соблюдены: единство времени и места, положенные пять действий, наличие четко обрисованных положительных и отрицательных героев с «говорящими» фамилиями. Благополучный финал, в котором добро торжествует, а зло наказано. Четкий моральный урок: «Вот злонравия достойные плоды», — вложенный в уста резонера Стародума. В то же время больше всего привлекают нас сегодня в комедии проявляющиеся в ней реалистические элементы. Во-первых, это живой разговорный язык персонажей. А во-вторых, попытка представить их характеры не в черно-белых красках, а с использованием более гибких изобразительных средств.
Вот, казалось бы, сугубо отрицательный тип — госпожа Простакова. Она идет на прямые злодеяния для достижения своих целей. Но мы понимаем, что в такой искаженной форме проявляются у нее добрые материнские чувства. И когда она в финале комедии бросается обнимать сына со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — а тот с досадой говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» — нам хочется пожалеть несчастную женщину, воспитавшую неблагодарного эгоиста сына.
Основной конфликт пьесы — это противопоставление различных групп внутри дворянского класса по вопросу об отношении к крепостному праву. Но сатирическая направленность комедии проявляется не только в изображении отрицательных сторон «барства дикого», но и в изображении быта и нравов дворянской среды. В первую очередь это касается проблемы воспитания и образования. Эпоха Просвещения, какой был для Европы восемнадцатый век, в России с трудом находила себе последователей. Корни этого опять-таки крылись в крепостничестве. Ведь с точки зрения крепостника, зачем, действительно, Митрофанушке география, если извозчики знают, куда его везти. Зачем делить найденные деньги с кем-то, когда их можно взять себе. Эти и другие комические подробности, в изобилии рассыпанные по страницам комедии, едко высмеивают невежество и тупость «Простаковых» и «Скотининых». Только широкая образованность, по мнению Фонвизина, способна просветить косные умы недальновидных дворян. И только просвещенная нация может осознать вред крепостничества и обуздать присущие ему пороки. В этом и состоит идейный пафос комедии Фонвизина.
Но писатель отнюдь не посягает на основы общественного устройства. Его цель в другом — обратить внимание власть предержащих на опасность беззакония и произвола для самого существования государства. И не случайно его положительные герои, прежде всего Стародум, несут в себе набор тех черт, которые писатель считал необходимыми для тех, кто правит страной. В этом также состоит непреходящее значение сатирической комедии Фонвизина для нашего времени.
Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе
Сатирическое изображение поместного дворянства в русской литературе. (На примере одного-двух произведений)
Начните своё сочинение с мысли о том, что русской классической литературе присуща сатира на различные группы общества. Сатирическим пафосом проникнуты произведения, высмеивающие быт обывателей, чиновников, разночинцев. Не исключением в этом ряду становятся дворяне — сословие, неоднократно становившееся предметом насмешек.
Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия, в которой автор изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.
Рассмотрите центральные образы пьесы: поместные дворяне Проста- ковы-Скотинины. Обратите внимание на говорящие фамилии как одно из средств комического. Далее рассмотрите героев пьесы, обращая внимания на тот порок, который Д. И. Фонвизин хочет высветить благодаря своей блестящей сатире.
Госпожа Простакова — центральный персонаж пьесы. Эго образ столбовой дворянки-самодурши. Она управляет хозяйством, бьёт мужа, держит в ужасе дворовых, неволит сына Митрофана. Её власть абсолютна, подобно власти царицы. Главные её черты — корысть, недалёкость и извращённое чадолюбие. Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она говорит, и от ситуации. Со слугами она обращается как с собаками, к Митрофану — с нежностью, перед вышестоящими заискивает. Когда вымаливает себе прощение, её язык близок к народной речи.
Господин Простаков ничего не может противопоставить своей жене. Он безволен, полностью подчинён супруге, боится её. Образ совершенно невзрачный, скорее вызывающий жалость и сочувствие.
Подробно рассмотрите образ Митрофанушки. Вспомните, что слово «недоросль» до пьесы Д. И. Фонвизина не носило негативной коннотации. После выхода пьесы оно стало нарицательным. Недоросль Митрофанушка в трёх смыслах: духовном, физическом и гражданском. Бездельник, залюбленный матерью, невежа и грубиян. Автор объясняет такое поведение героя избыточной любовью со стороны матери и дурным воспитанием дворянских детей XVIII века.
Рассмотрите также образ Скотинина, не лишённый черт «русского дворянина», которыми своих героев потом наделят и А. С. Пушкин, и Н. В. Гоголь. Вспомните его увлечение свиньями. Поразмышляйте о том, что человек для Скотинина ничего не стоит по сравнению с животным. Схожие черты позже мы увидим в образе того же Ноздрёва из «Мёртвых душ». Рассматривая образы главных героев, не забывайте приводить примеры.
В заключении сделайте вывод о том, каким предстаёт дворянское сословие в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Изображение дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
“Одно почтение должно быть лестно
человеку — душевное, а душевного
почтения достоин только тот,
кто в чинах не по деньгам,
а в знати не по чинам”.
Д.И.Фонвизин
В начале XVIII века Россия вела упорную борьбу с Швецией за выход к Балтийскому морю. Это была война и за то, станет ли Россия великой державой. Вокруг преобразователя страны Петра I сплотились передовые люди разных сословий, но больше всего из дворян. Ведь дворянство являлось той главной силой, на которую опирался царь. Чтобы вывести страну из отсталости, нужны были дельные, энергичные и образованные люди. И тогда Петр стал “вытаскивать” дворянских детей из родительских домов, делать их офицерами, моряками, чиновниками. Запрещал недорослям жениться, прежде чем они не познают науки. Отрывал баловней от насиженных мест и посылал учиться за границу.
Так начинался золотой век дворянства. Так поднималось сословие, которому были даны все права и из которого вышло много знаменитых людей. К концу XVIII века образованность стала признаком дворянина. Но и в это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничем утруждать и жили, как их предки сотни лет назад.
О таких господах комедия Фонвизина “Недоросль”. Главные ее действующие лица — семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. По распространенному тогда приему в литературе фамилии героев говорили сами за себя. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Эти герои олицетворяли для писателя все лучшее в тогдашнем дворянстве, да и фамилии их красноречивы.
Упоминается еще одна группа дворян — придворные. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там “один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи”. Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести.
Но каковы же простаковы и скотинины? Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности?
Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие — потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Простакова жалуется брату: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!”
Простакова — “презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома”. Со слугами и наемными людьми она обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Под стать ей и сын, лодырь, обжора и озорник. Его глупость и невежество вошли в поговорку, а у милой маменьки вызывают умиление.
Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя “не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить”. Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он как скряга.
Свою власть и “превосходство” Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану — бездельничать. Уже в XVIII веке дворяне стали объяснять свои привилегии тем, что они образованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что “Скотинины все родом крепколобы”. Не могут не вызвать хохота и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки.
Так писатель заставляет зрителей и читателей задумываться над тем, почему одни люди владеют другими и распоряжаются их имуществом и счастьем. Так заставлял он дворян быть образованнее и лучше.
В финале комедии чиновник Правдин берет в “опеку. дом и деревни” Простаковой. Порок, как и должно быть в пьесе, наказан. Но мы знаем, что скотинины и простаковы долго еще мучили народ. И знаем, что и среди тех, кто сегодня имеет власть распоряжаться нашими судьбами, немало простаковых и скотининых, среди которых “всякий того и смотрит, что на покой”.
18931 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:
Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»
Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»
Источники:
http://vsesochineniya.ru/sochinenie-satiricheskoe-izobrazhenie-nravov-pomestnogo-dvoryanstva-v-komedii-d-i-fonvizina-nedorosl.html
http://sochineniye.ru/satiricheskoe-izobrazhenie-pomestnogo-dvoryanstva-v-russkoj-literature/
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00057701184864016439/