9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шпаргалка: Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте. Самосознание в дошкольном возрасте: “Проблемы и возможности решения

Самосознание в дошкольном возрасте: “Проблемы и возможности решения”

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии.

Процесс социального взросления дошкольников (по определению Д.И.Фельдштейна) мы рассматриваем как сложное явление, которое по своему содержанию представляет собой единство и одновременно постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон: социализации и индивидуализации. Если социализация предусматривает присвоение ребенком социального, вхождение в социальный мир в качестве его непосредственной части, то индивидуализация предполагает вычленение своего “Я” из социального и проявление своей “самости”, оптимально реализуемой и социально значимой деятельности.

Сам процесс социализации-индивидуализации по-разному реализуется разных возрастных ступенях, где осуществляется последовательно попеременное преобладание то социализации, то индивидуализации. Причем содержание этих процессов каждый раз переходит на новую качественную ступень, имеющую другую сущностную нагрузку.

Для социального развития детей в в дошкольном возрасте характерно возникновение особого рода представлений, отражающих степень вычленения и осознания нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе. В процессе личностного развития у ребенка складываются такие психические новообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и пр. Начинается развитие самосознания в его исходных формах.

Необходимо отметить, что в арсенале педагогических работников ДОУ имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания.

Изучение содержания, механизмов и структур человеческого самосознания до сих пор является наиболее сложным вопросом. Характеризуя состояние проблемы самосознания в психологии, А.Н.Леонтьев (1983) отмечает, что она является нерешённой, но эта проблема высокого жизненного значения.

Становление самосознания в раннем детстве исследовали Б.Г. Ананьев (1948), Л.С. Выготский (1984), Д.В. Ольшанский (1986), С.Л. Рубинштейн (1989), В.С. Мухина (1985), Н.Н. Авдеева, М.Г. Елашина, СЮ. Мещерякова (2000). Исследователи едины во мнении, что в раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование “образа” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.

Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.

Самосознание в дошкольном возрасте исследуют И.И.Чеснокова (1977), Е.О. Смирнова и В.Г. Утробина (1996), М.М. Бахтина, В.С. Мухина (1999), Е.А. Бирюкевич (2001).

Дошкольный возраст является не только периодом “первого рождения личности” (А.Н. Леонтьев, 1983), но и периодом оформления “раннего образа Я” как аффективно-когнитивного образования (М.И. Лисина).

В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис. В процессе психического развития ребенком присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, обеспечивающих его как уникальную личность, целостность и тождественность самому себе. Речь идет о развитии структуры самосознания личности, предполагающей сохранение основных значений и смыслов для человека. Самосознание личности представляет такое единство, которое находит свое выражение в пяти следующих звеньях:

Идентификация себя со своим именем и телом.

  1. Притязания на признание.
  2. Половая идентификация.
  3. Психологическое время личности.
  4. Социальное пространство личности.

Исследования В.В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С. Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологических особенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сфера самосознания наиболее уязвимой частью психики. Причиной дисгармонии развития самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания. Причем в старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило стихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны и обрывочны, а подчас и неверны. Недифференцированность представлений детей о себе отражает состояние нашего общества, в котором долгое время не были приоритетными ценности личного характера. В современной России родители обнаруживают явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, писать, считать и пр. Развитие познавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личности. Вне поля зрения взрослых остается тот стихийно сложившийся внутренний мир ребёнка, который является источником переживаний и важной составляющей психологического своеобразия человека.

Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.

Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

Таким образом, дисгармоничность развития может выступать в различных проявлениях, при запущенности – в различных качественных образованиях.

В целом дети дошкольного возраста с нарушенным образом “Я” не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, и, как следствие, не умеют взаимодействовать с социумом, с внешним миром. На уровне внешних поведенческих проявлений, чаще всего это проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, комфортность, аутичность, т.е. гипоактивность. На углубленном личностном уровне неуверенность в самом себе переходит в неуверенность в своей уместности в обществе. Такой конфликт индивидуального и социального может проявиться и гиперактивностью в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Наиболее сильным тормозящим фактором является то, что такие дети не могут позитивно относиться к себе такими, какие они есть на самом деле – и хорошими, и плохими. Не умея любить себя, человек не может полюбить другого. Поэтому так важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.

Формирование самодостаточной, социально-активной и адаптированной личности мы выделили в качестве основной задачи психолого-педагогического воздействия на детей старшего дошкольного возраста.

Выбирая диагностические методики изучения уровня самосознания, мы руководствовались диагностически значимыми признаками его нарушения. Такими признаками являются:

  • нарушения образа Я, выраженные в низком уровне когнитивной и эмоциональной самооценок;
  • низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отсутствии чувства включенности в мир людей;
  • трудности и неуспешность в деятельности (игровая, учебная и др.).

В соответствии с данными признаками были выбраны следующие методы диагностики:

  1. “Изучение особенностей Я – концепция ребенка” в модификации И.П. Шаховой;
  2. “Изучение уровня самосознания” Урунтаевой Г.А.;
  3. Экспериментальная игра “Секрет” в адаптации Т. А. Репиной.
  4. По результатам обследования было сделано заключение о низком уровне когнитивного компонента самосознания.
Читать еще:  Уроки которые нас заставляет проходить. Знание себя гораздо важнее личных достижений

Наиболее депривируемыми звеньями самосознания, которые отметили менее 50 % детей, являлись:

  • принадлежность к биологическому существу, полу – 21 % детей;
  • возраст – 7 %;
  • имя – 43 %;
  • социальный статус – 14 %;
  • физические характеристики – 21 %;
  • индивидуально-психологические особенности – от 7 до 29 %;

притязание на признание и осознание прав и обязанностей – 19 %.

Особенности эмоционального компонента самосознания выражались в следующем:

  • преобладание заниженной самооценки;
  • социальная близость с родителями;
  • сочетание позиций превосходства и подчинения в отношениях с близкими людьми;
  • преобладание признания своего сходства с другими;
  • преобладание сомнительной идентификации с полом;
  • наличие сложных Я – концепций.

Данные результаты дополнительно подтвердили необходимость осуществления комплексного подхода к проблеме формирования самосознания у дошкольников.

Одним из вариантов работы с детьми в данном направлении явилась разработка программы коррекционно-развивающих занятий, проводимых педагогом-психологом ДОУ. Нами был составлен вариант такой программы с названием “Вот я какой!”. В данной программе основным объектом воздействия психолога является самосознание, представляющее единство когнитивных процессов (самопознание, отражение своих объективных характеристик, себя как объекта) и аффективных вопросов (самоотношение, отражение субъективного отношения).

Цель программы: исправить и предупредить несформированность центрального новообразования дошкольного возраста – самосознания через организацию стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, имеющих место в индивидуальном опыте ребёнка.

Задачи программы:

  1. Формировать когнитивный компонент самосознания через присвоение совокупности его основных структурных звеньев.
  2. Развивать аффективный компонент самосознания, выражающийся в позитивном отношении к своему Я, уверенности в себе, общей положительной самооценке.
  3. Оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я – вместе с другими”.

Структурное построение программы и тематика занятий соответствуют комплексу структурных звеньев самосознания. В качестве средств и методов работы с детьми используются игровые коммуникативные, рефлексивные технологии, метод личностной перспективы, методы, основанные на использовании креативных творческих процессов.

Данная модель изучения и коррекции отклонений в развитии самосознания старших дошкольников в специально созданных условиях – в условиях коррекционно-развивающих занятий – оправдало себя.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми в подавляющем большинстве случаев оказалось легче коррегировать недостатки когнитивного компонента самосознания и гораздо труднее аффективный компонент. Но поскольку образ самого себя носит интегральный характер, то при обогащении его новыми знаниями возникает новое отношение к себе и качественное преобразование всего образа в целом. Поэтому в связи с повышением компетентности у детей улучшилось их приятие самими собой, а также приятие их другими людьми.

Независимо от соотношения выявленных проблем самосознания, программу желательно реализовывать цельно, так как упущение каких-либо структурных звеньев самосознания приведет к нарушению целостности образа, фрагментации восприятия.

Проведение системы диагностики и коррекции самосознания может обеспечить реальную психолого-педагогическую помощь дошкольникам в сензитивный период развития.

Настоящее детство – это движение вперёд, это непрекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым, а взрослые должны помочь ему актуализировать свои потенциальные возможности.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

В результате освоения данной главы студент должен:

  • • основные подходы к исследованию процесса становления самосознания;
  • • закономерности и условия развития самосознания детей дошкольного возраста;
  • • анализировать роль деятельности и общения дошкольников со взрослыми и сверстниками в развитии их самосознания, а также возрастные особенности развития самосознания дошкольников;
  • • применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;

• основами диагностики, формирующей и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Категория самосознания в детской психологии

Дошкольный возраст — это период интенсивного формирования самосознания и самооценки, который происходит в процессе социализации личности, ее деятельности и межличностного взаимодействия. Самосознание является неотъемлемой частью сознания и личности человека и представлено знанием о себе и отношением к себе, которое выражается в самооценке.

Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Самооценка — аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной интенсивностью. Ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения.

Проблемой самосознания занимались многие зарубежные и отечественные психологи.

Понятие самосознания в разных концепциях обозначается по-разному: Я, система Я, Я-концепция (К. Роджерс, Р. Бернс), образ Я, идентичность (Э. Эриксон), внутренняя рабочая модель (Дж. Боулби) и др.

В отечественной психологии проблемой развития самосознания детей занимались Л. И. Божович, И. С. Кон, М. И. Лисина, А. И. Липкина, И. И. Чеснокова, Т. Б. Галкина и др. Исследования самосознания и самооценки в зарубежной психологии представлено работами У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса, Р. Бернса и др.

Одной из моделей развития личности в детском возрасте является становление Я-концепции.

Я-концепция — относительно устойчивая, дифференцированная и более менее осознанная система представлений о самом себе.

Карл Роджерс рассматривает Я-концепцию как организованный концептуальный гештальт, состоящий из восприятия своих свойств, взаимоотношений с другими людьми и ценностей, связанных с данными восприятиями [1] . Р. Бернс определяет Я-концепцию как совокупность оценочных характеристик черт своей личности и связанных с ними переживаний. Формирование самосознания происходит через становление дифференцированного «образа Я» и адекватной возрасту самооценки. Образ Я включает представления о самом себе, а самооценка является аффективной оценкой этого образа. Стержнем Я-концепции, с точки зрения Бернса, является самооценка.

Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образов Я реального и Я идеального, т.е. представлений о том? какой Я есть и каким хотел бы стать. Также на формирование самооценки влияет инте- риоризация оценок окружающих [2] .

В теории привязанности Дж. Боулби использовал в качестве синонима самосознания понятие «рабочая модель», которую автор рассматривает как образ себя, основанный на механизмах интериоризации и репрезентации. Рабочие модели носят позитивный или негативный характер, зависят от типа привязанности к матери, который формируется в первые годы жизни. С точки зрения автора, модели не осознаются человеком, но именно они определяют характер восприятия и осознания себя и окружающего мира.

В современной зарубежной психологии проблема развития самосознания рассматривается в контексте социального познания (Р. Сельман, Ж. Пиаже, Д. Шэффер и др.).

Категория самосознания является также предметом исследования и отечественных психологов. Рассмотрим логику развития самосознания с позиции деятельностного подхода.

Обратимся к теории Л. С. Выготского — автору культурно-исторической концепции, теории развития высших психических функций. Л. С. Выготский утверждал, что психика человека отличается от психики животных прежде всего наличием сознания. Сознание дает человеку возможность выйти за пределы своего непосредственного существования и взглянуть на себя со стороны. Т.е. сознание позволяет посмотреть на себя как на объект, оценить себя, спланировать свою деятельность, управлять своим поведением и психикой. С точки зрения Л. С. Выготского, цель развития высших психологических функций — это прежде всего овладение собственной психикой.

Самопознание — развернутый во времени процесс движения от единичных и ситуативных образов к целостному самосознанию.

Современная психология рассматривает развитие самосознания в рамках системного подхода. Согласно позиции Б. Ф. Ломова, В. А. Барабанщикова, Т. В. Галкиной, системный подход направлен на изучение явления с позиции его целостности, которая не сводится к простой сумме составляющих ее частей, а задает их связь, взаимодействие, иерархическое строение.

Самосознание в рамках системного подхода понимается как иерархическое строение с соответствующими каждому уровню функциями.

Читать еще:  Что делать, если жена мной манипулирует? Как мужчина манипулирует женщиной в отношениях

В психологии выделяют следующие уровни самосознания:

  • — самопознание (когнитивный компонент);
  • — эмоционально-оценочное отношение к себе (аффективный компонент);
  • — саморегуляция, возникающая на определенном уровне развития первых двух компонентов (поведенческий компонент).

В отечественной психологии исследование самосознания в онтогенетическом плане наиболее адекватно представлено в рамках теории развития общения М. И. Лисиной.

Лисина определяет образ Я как опосредованное деятельностью и общением ребенка с другими людьми целостное психическое образование, состоящее из когнитивной и аффективной частей и являющееся активным регулятором деятельности и поведения. Т.е. образ Я рассматривается как аффективно-когнитивный образ.

Образ Я состоит из двух основных компонентов:

  • — когнитивный компонент — представления, знания о себе;
  • — аффективный компонент — отношение человека к себе, т.е. самооценка.

Представления о себе у дошкольников характеризуются степенью их точности. С возрастом они становятся все более точными, но возможно и их устойчивое искажение (завышение или занижение) под влиянием аффективного компонента.

Самосознание имеет сложную структуру. Как пишет Лисина: «Образ самого себя имеет сложную архитектонику» [3] .

Рассматривая структуру самосознания «по горизонтали», Лисина и Смирнова выделяют «ядро» и «периферию».

Центр, т.е. ядро самосознания, представляет собой наиболее обобщенные, переработанные знания о себе, здесь образуется общая самооценка (хороший — плохой). В периферию самосознания, с точки зрения авторов, поступают новые знания о себе, ее содержанием являются конкретные знания и оценка конкретных действий, поступков, умений и т.д. Как считает Лисина, сложная архитектоника образа самого себя обусловливает динамизм и постоянное развитие самосознания [4] .

Развитие самосознания не сводится к количественному накоплению новых знаний о себе, а подразумевает качественное преобразование образа Я в целом.

Вслед за Лисиной современные психологи рассматривают развитие самосознания в неразрывном единстве с характером межличностных отношений и общения ребенка с окружающими людьми. Особое внимание в детской психологии уделяется изучению самооценки.

Самооценка в рамках теории Лисиной относится к ядру личности. Многие исследователи (Лисина, И. И. Чеснокова, Т. В. Галкина и др.) считают, что основная функция самооценки — это регуляция поведения и деятельности. Проблема самооценки рассматривается Галкиной как процесс решения особых задач по оценке себя, своих знаний, умений и личностных качеств через способность действовать «в уме» [5] .

Лисина выделяла самооценку общую и конкретную, а также абсолютную и относительную.

Общая самооценка выражается в ценностном отношении ребенка к себе, которое определяется отношением взрослых к ребенку (либо положительным, либо отрицательным).

Конкретная самооценка выражает отношение ребенка к своим определенным действиям и поступкам («У меня не получилось нарисовать машину»).

Абсолютная самооценка определяется отношением ребенка к себе вне сопоставления себя с другими людьми.

Относительная самооценка определяется отношением к себе через сопоставление себя с другими людьми.

Исследования самооценки тесно связаны с таким понятием, как уровень притязаний, т.е. уровень трудности выбираемых целей, стремление личности к достижению целей того или иного уровня сложности.

Соотношение самооценки и уровня притязаний традиционно рассматривается как

Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уже с 1930-х гг. в отечественной психологии уровень притязаний изучается в составе проблемы самооценки. Б. В. Зейгарпик указывает на то, что заниженный уровень притязаний часто характерен для людей с низкой самооценкой. В различных заданиях на измерение уровня притязаний можно наблюдать устойчивый феномен: уровень притязаний увеличивается после успеха и уменьшается после неудачи. По мнению К. Левина, это и есть характеристика наиболее приемлемой тактики типично успешного индивида. Типично неуспешный индивид либо устанавливает свои цели слишком низко (часто ниже уже достигнутого уровня), либо выбирает цели, превосходящие его возможности [6] . Выделяют адекватный и неадекватный, заниженный и завышенный уровни притязаний. Обратите внимание, что уровень притязаний почти всегда осознан, и этим он отличается от самооценки.

  • [1] Приводится по: Психология самосознания : хрестоматия. Самара : БАХРАМ-М, 2000.
  • [2] Приводится по: там же.
  • [3] Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.
  • [4] См.: Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.
  • [5] См.: Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Ин-тпсихологии РАН, 2011.
  • [6] Приводится по: Психология самосознания : хрестоматия.

Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 918 раз

Библиографическое описание:

Намаканов Б. А., Токарев А. А., Добровольский Ю. А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 240-246. — URL https://moluch.ru/archive/42/5045/ (дата обращения: 16.02.2020).

Роль самосознания в раскрытии широкого диапазона индивидуальных характеристик деткой личности, определяет важнейший социально-психологический и общественный статус раздела формирования самосознания ребенка, как особой отрасли психологических знаний.

Путь к формированию духовного и нравственного начала в ребенке лежит в оценке уровня развития его самосознания, отражающего особенность индивидуального развития его психики, физиологии и характера. Данное обстоятельство позволяет психологам, с разного рода методик, применять коррекционные психологические меры воздействия на формирование тех или иных черт характера ребенка, способствуя формирования в самосознании ребенка нравственных и духовных убеждений и психических свойств.

Решение проблемы практического использования в сфере образования и воспитания конкретных форм и методов по выявлению нравственного и духовного уровня в развитии детского самосознания, с использованием диагностических и прогностической проективных методик, является не только актуальной задачей, но имеет научную ценность и уникальность по способам их применения в различных областях знаний.

Данная тема в дошкольном периоде недостаточно изучена т.к. считается достаточным для изучения только в подростковом периоде, уже сформированное самосознание.

Цель: Найти пути возможного воздействия окружающей социальной среды на развития адекватного самосознания у детей дошкольного возраста.

Мы используя компоненты самосознания по-Мерлину:


сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

– пытались влиять на: систему социально-нравственных самооценок и осознание своих психических свойств и качеств (была взята мотивация), тем самым влияя на самосознание;

– выяснить насколько разнятся показатели компонентов у коррекционных детей, у детей из (тяжелых) семей, у «нормальных» семей;

– выявить какие типы семей положительно влияют, на какие компоненты.

Гипотеза: Окружающая среда помогает формированию самосознания, и только при активном влияние социальной среды адекватно развивается самосознание.

Объектом исследования является самосознание, предметом его изучение компоненты.

Для количественной оценки одного из компонентов были использованы:

Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию дошкольника по Т.Д. Марцинковской).

Источник: Р.С. Немов Психология – Кн.3: Психодиагностика.

Для оценки компонента мотивации была использована методика диагностика школьной готовности.

Автор: Гудкина. Н.И.

Для выявления группы коррекционных детей была методика диагностика психологического развития, автор Г.П. Логинова, Д.В. Андрющенко.

Было проведено исследование на базе общеобразовательного детского сада №659 с детьми возраста 5 -7 лет. Дети были разделены на три группы: контрольная группа, группа детей из неблагополучных семей, группа с трудностями психологического развития.

Взяв, как постулат компоненты самосознания, данные нам В.С. Мерлином:


сознание своей тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

В данном возрастном промежутке мы работаем: с осознанием своих психических свойств и качеств и с системой социально-нравственных самооценок, с остальными компонентами не работаем, т.к. тождественность уже сформирована в 2 года, а сознание своего собственного «Я», сформируется в подростковом возрасте.

Далее сравнив группы по компонентам, мы можем выявить, группу с наиболее развитым самосознанием, так же поймем с какими компонентами стоит работать в той или иной группе.

Читать еще:  «Богатырь русской живописи» Виктор Васнецов. Существовало ли искусство в Древней Греции в разрыве с наукой

В исследовании был проведен первоначальный срез методиками:

Для количественной оценки одного из компонентов были использованы

Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию дошкольника по Т.Д. Марцинковской) и тест «Лесенка». Пояснение: завышенная самооценка в дошкольном возрасте – это норма, т.к. ребенок не хочет быть хуже других.

Источник: Р.С. Немов Психология – Кн.3: Психодиагностика.

Для оценки компонента мотивации была использована методика диагностика школьной готовности.

Автор: Гудкина, Н.И.

Коррекция между срезами.

Методика разработана педагогом-психологом Токаревым Алексеем Алексеевичем и Логиновой Галиной Павловной кандидатом психологических наук, профессором кафедры «Возрастная психология» МГППУ.

Перечень коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционно-развивающие упражнения для детей 5-6 лет:

Цель: изучить основные цвета и научиться считать до 5.

Оборудование: пирамидка с 4 основными цветами (синий 1, зеленый 2, желтый 3, красный 4).

Цель: игра поможет детям узнать особенности жизни некоторых животных, научит различать их изображения, укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание.

Оборудование: 20 картонных карточек разрубленных на 2 элемента по технологии пазл.

Чтение и рассказ сказки по книги : Теремок сказок С.А.Корчагина

Цель: 100 скороговорок для развития речи и слуховой памяти.

Оборудование: Книга 100 скороговорок Шанина С.А. и Серова Е.Д.

Цель: направлена на развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления и связную речь.

Оборудование: карты – 8 штук.

Цель: развитие логического мышления, зрительного восприятия и внимания.

Оборудование: 20-разрезанных картинок.

Цель: игра поможет познакомиться с основными геометрическими фигурами и телами, запомнить их названия и научить видеть геометрические формы в окружающих предметах.

Оборудование: 20 картонных карточек разрубленных на 2 элемента по технологии пазл.

Цель: научить ребенка объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами – животные, машины, цветы, съедобные предметы. Познакомиться с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и счету до пяти.

Оборудование: карточки – 53 штуки и правила – 1 штука.

Цель: игра-ассоциация развивает у детей мышление, внимание, память, учит ориентироваться в пространстве, совершенствует мелкую моторику рук.

Оборудование: карточки- 36 штук и правила 1 штука.

Картинки на развитие памяти.

Цель: игра направлена на развитие зрительной памяти и изучение окружающего мира.

Оборудование: 24 картинки.

Цель: способствует развитию у ребенка представлений об окружающем живом мире, расширяет словарный запас – знакомит с названиями домашних животных и их детенышей, тренирует наблюдательность.

Оборудование: 20 картонных карточек состоящих из двух элементов и их детенышами. Всего 40 элементов.

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с изображением лошадки, доска поделена на крупные части.

Цель: изучение цветов радуги и окружающего мира.

Оборудование: доски из картона, 24 картинки с цветами радуги и разными изображениями: животных, одежды, транспорта.

Сладкое, горькое, кислое, соленое.

Цель: научить и изучить, что относится к сладкому, горькому, кислому и соленому.

Оборудование: картинки с изображением разных продуктов.

Цель: развитие внимания, логического мышления и речи.

Оборудование: карты 64 штуки, разрезанные на половинки.

Кто чья мама и где чей листочек?

Цель: изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся.

Оборудование: коробка с 8 каточками деревьев и 8 карточек с изображением деревьев, все карточки поделены пополам.

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с вырезанными отверстиями под фигурки, 2 мешочка с разными фигурками.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений.

Цель: формировать у детей воображение, выразительности средства мимики, жестов и движений.

Вторая часть занятия:

Цель: развивать и совершенствовать умение детей находить геометрические фигуры определенного цвета и формы; учить находить свои ошибки (самоконтроль); формировать умения и навыки конструирования.

Оборудование: таблицы, на которых наклеены изображения предметов, составленные из геометрических фигур разного цвета.

Игра на развитие зрительной и слуховой памяти.

Повтор 5 слов: слон, рыба, птица, кубик и круг.

Повтор предложения: Сережа встал, оделся, пошел в школу.

Подбери к слову соответствующую картинку, вспомни по картинке слова.

Разложи картинки 5 штук – слон, рыба, птица, кубик и круг. Собери 1 минута.

Слова – ваза, кошка, медведь, небо, дождь.

Перечень коррекционно-развивающие упражнения для детей 5-6 лет:


упражнения на развитие внимания

Цель: удержать внимание, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам.

Оборудование: набор карточек (25 штук) с разноцветными изображениями геометрических фигур.

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: карты 16 штук и 1 правило.

Цель: развитие внимания, тренировка восприятие, сообразительность.

Оборудование: 24 карточки с рукавичками, 24 карточки с носочками, 12 карточек с шапочками, 12 карточек с шарфиками.

Цель: научиться считать до 10-ти, различать основные цвета и формы.

Оборудование: фигуры 4-х цветов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), каждая фигурка разного цвета.

Цель: развивать устойчивость внимания и наблюдаемость.

Оборудование: карточки 36 штук.


упражнения на развитие логического мышления

Цель: развитие мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Оборудование: набор из 4-х оригинальных сюжетов.

Цель: развитие внимания, логического мышления и моторики рук.

Оборудование: конструктор разноцветный.

Цель: закрепление математических представлений: количественный и порядочный счет, понятие о величине предметов, о геометрических фигурах, о составе числа.

Оборудование: карты 14 штук, правила 1 штука, упаковка 1 штука.

Цель: развитие устойчивости внимания и логического мышления.

Оборудование: инструкция и 8 деревянных дощечек.

Найти по описанию.

Цель:развитие зрительного восприятия, произвольного мышления, памяти, логического и пространственного мышление, речи.

Оборудование:10 карточек и набор геометрических фигур.

Цель: выделить существенные признаки предметов и объяснить, чем предмет отличается от других.

Оборудование: набор изображений, где каждое задание представляют собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой.


упражнения на развитие памяти.

Цель: возможность использования внешнего средства для задач запоминания, объема материла, запоминаемого опосредованного.

Оборудование: картинки – полотенце, стул, велосипед, глобус, карандаш, солнце, столовые наборы, тарелка, зеркало, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, расческа, часы, поднос.

Цель: развитие понятийного мышления ребенка.

Оборудование: набор специально подобранных цветных реалистических изображений.

Первая серия – 25 карточек, размером 5 на 5 см.

Вторая серия – 32 карточек размером 7 на 7 см.

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: один мешочек, предметы разных форм.


упражнения на развитие воображения

Система упражнений на развитие воображения:

Цель: развить воображение, мышление.

Оборудование: тетрадь для развития воображения.

Цель: развить воображение.

Оборудование: музыкальные инструменты.


упражнения на развитие моторики.

Цель: развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма.

Разминка. Пальчики здороваются.

Моя семья. Вылепим птичку – лепка птицы из пластилина.

Наш малыш. Птичка клюет.

Сжимаем-разжимаем кулачки, напряжение-раслабление пальцев, потягивание, сгибание и разгибание пальцев, сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди, упражнение для кончиков пальцев.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: разноцветные резиночки, 8 досок.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: разноцветные шарики и 8 досок с лабиринтами.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Доски для развития моторики:

Цель: развить мелкую моторику, мышление и воображение.

Оборудование: 6 досок для прохождения лабиринта, металлические шарики и 4 карандаша.

Разминка для глаз.

Цель: упражнение для профилактики нарушения зрения.

Для выявления группы коррекционных детей была диагностика психологического развития, автор Г.П. Логинова, Д.В. Андрющенко

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517462/
http://studme.org/254337/psihologiya/razvitie_lichnosti_doshkolnika
http://moluch.ru/archive/42/5045/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: