19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символические образы и их смысл в поэме А. Блока “Двенадцать”

Cочинение «Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”»

Поэма “Двенадцать” является одним из лучших произведений А. Блока. В основу поэмы Блок положил события русской революции 1917 года. Автор показывает нам крах старого и наступление нового мира. Вся поэма насквозь проникнута символикой, и, хотя, символику А. Блок использовал во многих своих произведениях, перед нами предстает совсем новый тип художественного произведения. Принцип диссонанса присутствует непосредственно во всей поэме.
Образы поэмы сложны и противоречивы. Революцию А. Блок изображает в виде неуправляемой стихии. Например, образы метели, ветра:

Черный вечер,
Теплый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!

В поэме Блок противопоставляет старому миру новый, черному – белое. На смену обломкам старого мира: буржую, товарищу попу, барыне в каракуле – приходит коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей мира нового.
Двенадцать – ключевое число поэмы. С этим числом можно связать много ассоциаций. Прежде всего, это двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. В итоге получается какое-то пограничное число, так как конец старого года, или дня, и начало нового – это предопределение своеобразного рубежа. У Блока таким рубежом стало падение старого мира.
Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи.
В революции А. Блок видел не только положительные, но и отрицательные черты. Революционеры шли на все, даже на грабежи и убийства:

Зажигайте этажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Единственное событие поэмы – убийство Катьки – говорит о том же. Все происходит как стихийный акт.
В финале поэмы сквозь метель идут двенадцать красногвардейцев. Позади них плетется “голодный пес”, олицетворяющий старый мир, а впереди – Иисус Христос с “кровавым флагом”.
“Кровавый флаг” ассоциируется не только со цветом революционных знамен, но и с пролитой в поэме кровью Катьки.
Очень сложным является образ Иисуса Христа. Этот образ практически невозможно раскрыть. Даже сам Блок не смог объяснить, почему он поместил в конце поэмы этот образ.
Благодаря символике, небольшая поэма получилась весьма емкой.
Блок уместил сущность революции в своей поэме и сделал это с большим мастерством. Он тонко изобразил революционную эпоху.
Я не могу сказать однозначно, поддерживал ли Блок революцию, но считаю, что критики, которые говорили о том, что Блок прославлял революцию, были не правы.

Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать”

Поэму Блока ” Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не предавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Александр Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным, казалось бы, ничего не значащим сцену. Блок употреблял в своей поэме множество символов: это и имена, и числа, и цвета.

Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении “белого”

Я думаю, что “черное небо”, нависшее над городом, сродни “черной злобе”, скопившейся в сердцах “двенадцати”. Здесь угадывается давняя обида, боль, ненависть, по отношению к “старому” миру.

Злоба, грустная злоба.

Черная злоба, святая злоба…

В поэме также фигурирует красный

Символично также число двенадцать. Двенадцать – число апостолов Христа, число присяжных заседателей в суде, число человек в отрядах, которые патрулировали Петроград. Главные герои поэмы немыслимы в не данной эпохи, эпохи революции.

Двенадцать идущих, зачатки нового сознания, противопоставлены воплощению ” старого” мира – “буржую на перекрестке” , “барыня в каракуле”, “писателю – витие”. “Двенадцать” символизируют, я думаю, саму революцию стремящуюся избавиться от прошлого, идущую стремительно вперед, уничтожая всех своих врагов.

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь…

“Нищий пес голодный” символизирует в поэме “старый”, уходящий мир. Мы видим, что этот пес везде преследует “двенадцатью” так же, как прежний мир преследует новый строй, революцию. Из этого можно сделать вывод, что сторонники нового времени еще не могут избавиться от пережитков прошлого. Блок так же не дает прогнозов, каким будет будущее, хотя и осознает, что оно не будет радужным:

Читать еще:  Рубенс родился. Рубенс Питер Пауль - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Впереди – сугроб холодный,

-Кто еще там? Выходи!

Только нищий пес голодный

-Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Образ Христа также символичен в поэме. Иисус Христос – вестник новых человеческих отношений, выразитель чистоты, святости и очистительного страдания. Для Блока его “двенадцать” – настоящие герои, так как они являются исполнителями великой миссии, совершают святое дело – революцию.

Как символист и мистик, святость революции автор выражает религиозно. Подчеркивая святость революции, ее очистительную силу, Блок ставит перед этими “двенадцатью” незримо идущего Христа. По мнению Блока красногвардейцы несмотря на стихийность их движения, впоследствии, перерождаются и становятся апостолами новой веры.

Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз-

Впереди – Иисус Христос.

Литературная символика способна тонко выразить симпатию героя или личный взляд на что-то важное. Блок использует ее во всей полноте. Поэма “Двенадцать” полна загадок и откровений, она заставляет задуматься над каждым словом, каждым знаком, с целью правильно расшифровать его.

Это произведение хорошо иллюстрирует творчество А. Блока, по праву занимающего свое место в ряду символистов.

Похожие сочинения:

Тема революции в поэме А. Блока Двенадцать Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” I. От стихов о Прекрасной Даме к теме судьбы Родины. II. “Слушайте музыку Революции…” 1. Противостояние света и тьмы в поэме. 2. Историческая.

РОЛЬ СИМВОЛОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового.

Библейские аллюзии в поэме А. А. Блока “Двенадцать” России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после.

Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? Какова роль числа “12” в символике поэмы А. Блока “Двенадцать”? В начале сочинения рассмотрите символику числа двенадцать. Как известно, двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с.

Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”) Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”) Великий поэт “серебряного века” Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних.

ВПЕРЕДИ – ИИСУС ХРИСТОС (по поэме А. Блока “Двенадцать”) Поэма “Двенадцать” – одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит борьба старого и нового, борьба.

Тема революции в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Эта поэма стала самым первым произведением об Октябрьской революции – она была написана спустя всего лишь три месяца после событий Октября. За последовавшие после поэмы три года своей жизни Блок.

БОРЬБА ДВУХ МИРОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и.

Смысл названия поэмы Блока “Двенадцать” План I. Поэтическое осмысление революционных событий. II. Гимн революции или отражение “страшного мира”? 1. Библейская символика поэмы. 2. Блоковские апостолы революции. 3. “Лес рубят – щепки летят”. III. Бездуховность носителей.

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Поэма А. Блока “Двенадцать”, написанная в 1918 году, явилась неожиданностью для современников. Многие поэты и писатели того круга, к которому относился.

Читать еще:  Живописец с картиной последний день помпеи. История создания картины: "Последний день Помпе́и" Карла Павловича Брюллова

ПОПЫТКА ОСМЫСЛИТЬ СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” ПОПЫТКА ОСМЫСЛИТЬ СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока – художника, прошедшего путь “среди революций”, чутко уловившего и противоречия.

Прием контраста в поэме А. А. Блока “Двенадцать” План I. Поэма “Двенадцать” – поэтическое осмысление революционных событий. II. Прием контраста – излюбленный прием Блока. 1. Язык живописи в трех контрастных цветах. 2. Контраст персонажей в поэме Блока. 3.

Христианские мотивы в поэме Блока “Двенадцать” Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто.

ЧТОБЫ ОТВЕСТИ БЕДУ (по поэме А. Блока “Двенадцать”) Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто.

Символика образа вьюги в поэме Блока “Двенадцать” План I. Выразительная символика поэмы Блока “Двенадцать”. II. Образ вьюги, пронизывающий все произведение. 1. Ветер перемен. 2. Образ, несущий угрозу и ощущение нестабильности. 3. Настроение общества и неуправляемая стихия. 4.

ПОЭМА А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ”;. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ “Двенадцать” – первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. В поэме постоянно присутствует образ бурной стихии. Ветер: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер! На всем божьем.

ПОЭМА А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” – ЛЕТОПИСЬ РЕВОЛЮЦИИ ПОЭМА А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” – ЛЕТОПИСЬ РЕВОЛЮЦИИ Поэма А. Блока “Двенадцать” неразрывно связана с духовными исканиями поэта, с его трагедиями и прозрениями. Она является одним из первых и самых значительных.

Образ Христа и загадка финала поэмы Блока “Двенадцать” План I. Неоднозначность толкования поэмы Блока “Двенадцать”. II. Вперед, к туманной цели! 1. Где же враг? 2. “Неугомонный не дремлет враг!”. 3. Образ Христа: богохульство или буржуазный предрассудок? 4. Новые.

Особенности композиции поэмы А. Блока “Двенадцать” И опять идут двенадцать… А. Блок Поэму “Двенадцать”, написанную в начале 1918 года, А. Блок всегда считал одной из своих самых больших удач, хотя многие ее не приняли. Поэт, творящий.

СТИХИЯ РЕВОЛЮЦИИ И РАЗУМНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (поэма А. Блока “Двенадцать”) Революция сродни шторму. Это стихия, меняющая мир. Старое время остается в прошлом, перестает существовать. На смену ему приходит новое время подобно тому, как день сменяется ночью, а старый год –.

Особенности композиции поэмы Блока “Двенадцать” План I. Блок – яркий представитель символизма. II. Композиция – один из важнейших художественных приемов в арсенале поэта. 1. Разнообразие звучания 12 частей поэмы: А) ломаный, порывистый ритмический рисунок; Б).

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” И была роковая отрада В попиранье заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве.

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ А. БЛОКА “ДВЕНАДЦАТЬ” Поэма А. Блока “Двенадцать” является одним из первых значительных поэтических откликов на события 1917 года. В ней Октябрьская революция осмыслена во всей ее сложности.

ВЕЛИКАЯ СТИХИЯ РЕВОЛЮЦИИ (поэма А. Блока “Двенадцать”) Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков.

Сюжет поэмы А. А. Блока “Двенадцать”, ее герои, своеобразие композиции Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РАССКАЗЕ А. И. КУПРИНА “ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была свойственна громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь.

Читать еще:  Как делать большие цветы из бумаги. Большие цветы из гофрированной бумаги своими руками

“ДВЕНАДЦАТЬ” А. А. БЛОК ДВЕНАДЦАТЬ Это не публицистические рассуждения о революции, не выверенные разумом ее картины, тут не найдете ее авангарда, вождей и рабочей, матросской, крестьянской массы. Это короткая поэма из.

Какое значение в творчестве А. А. Блока приобретает понятие стихии? Какое значение в творчестве А. А. Блока приобретает понятие стихии? Создавая развернутое рассуждение на предложенную тему, используйте материалы работ З. Г. Минц и Д. Е. Максимова о главных категориях мировоззрения.

Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике А. А. Блока В третью книгу автобиографической трилогии “вочеловечения” Александра Блока входят циклы “Страшный мир”, “Возмездие”, “Ямбы”, “Арфы и скрипки”, “О чем поет ветер”, “Итальянские стихи”, “Кармен”, “На поле Куликовом”, “Соловьиный сад”, “Родина”.

Идейно-художественное своеобразие поэмы ДВЕНАДЦАТЬ Идейно-художественное своеобразие поэмы Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах.

Тема России в лирике А. Блока

Школьное сочинение

  • 1. Образ России в лирике А. А. Блока
  • 2. Образ России в лирике А. Блока

Все похожие сочинения (3) ↓

Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: “. стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”.

Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении “Русь” она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: “Россия, как Катерина в “Страшной мести”, находится во власти колдуна”.

Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная “нищая” страна с “утлым” жильем и ветром в голых прутьях.

В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. “Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине. Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства”, — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге “Шахматово. Семейная хроника”.

Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— “дикой вольности сестра”, краса ее “разбойная”, ей свойственны порыв к мятежу, бунту:

Эй, встань, и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги!

Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле “На поле Куликовом” звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта “быть светлым”, выбрать мужественную позицию и понять, что “настал твой час”.

Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Жена — самый близкий человек, “половина”, которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — “жизнь или смерть”, “счастье или погибель”. Образ ее одухотворен, высок — “. в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда”.

Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, “песни ветровые”, дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Источники:

http://mysoch.ru/sochineniya/blok/_story/dvenadcat/simvolicheskie_obrazi_i_ih_smisl_v_poeme_dvenadcat_/
http://goldsoch.info/simvolicheskie-obrazy-i-ix-smysl-v-poeme-bloka-dvenadcat/
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=16&bookid=64

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: