13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Живописец с картиной последний день помпеи. История создания картины: «Последний день Помпе́и» Карла Павловича Брюллова

Содержание

Трагедия города Помпеи и его последний день на карине Карла Брюллова

В горе мы одиноки, но именно трагедия обнажает все наши чувства, снимает все покровы и делает нас настоящими. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» — это несколько историй о людях, которые лицом к лицу столкнулись со смертью и жестокой стихией.

Как создавалась картина

В 79 году произошло извержение вулкана Везувий, повлекшее за собой гибель роскошного античного города. В 1833 мир увидел полотно «Последний день Помпеи», и описание картины будет неполным, если не рассказать о том, что произошло между двумя этими событиями.

С 79 года вулкан просыпался много раз, но не настолько разрушительно. В 18 веке у людей проснулся интерес к античности и начались раскопки древних городов. В 1822 году художник Карл Брюллов отправился в Италию. В основном, рисовал он картины из итальянской повседневной жизни, но тяготел к более масштабным полотнам. Так, в 1825 он создал копию рафаэлевской «Афинской школы». В 1827 вместе с братом-архитектором художник попал на раскопки города Помпеи. Все увиденное долго не отпускала автора. Так и родилась идея картины Последний день Помпеи. Самое первое упоминание художника о работе над картиной датируется мартом 1828 года. Тогда же Брюллов побывал в Неаполе снова, надеясь увидеть новое извержение Везувия, но, как назло, вулкан затих именно тогда, когда приехал Брюллов.

Следующие несколько лет Брюллов посвятил подготовке материала. Он изучал древнеримские обычаи, делал зарисовки в музее Неаполя, вдохновлялся шедеврами живописи Возрождения, не раз посещал разрушенный город. Кстати, некоторых персонажей на картине автор написал в тех же позах, в которых нашли останки в окаменевшем пепле на развалинах Помпей. На поиски композиции для нового полотна, а также на создание первых эскизов автора вдохновила малоизвестная картина Рафаэля «Пожар в Борго». Заказчиком картины стал юный князь Анатолий Демидов, а подтолкнула его сделать заказ графина Самойлова. К ней мы еще вернемся.

Описание картины

Полотно «Последний день Помпей» создано на стыке классицизма и романтизма. Композиция вполне в духе классицизма, ведь все эпизоды заключены в треугольник. Тем не менее, посвящена картина реальной трагедии народа, а не идеализированному образу, что делает ее произведением в стиле романтизм.

Новаторской ее делает решение Брюллова изобразить двойное освещение – от Везувия и молнии. Это получилось сделать двумя цветами: горячим красным и сине-зеленым.

Как в театре развязка приводит на одну сцену всех действующих лиц, так и гибель Помпей привела всех героев к воротам, за которыми ждет смерть.

Декорацией стали Геркуланские ворота, за которыми начиналась Улица гробниц, то есть, местное кладбище. Это символично, но именно с этого ракурса лучше всего было видно вулкан.

Итак, Последний день Помпей – это несколько историй, сплетенных воедино:

Здесь нет главного героя, но центральными персонажами являются знатная дама, погибшая при падении с колесницы и ее маленький сын, который, кажется, не понял, что потерял мать. Они символизируют падение античного мира и рождение на его осколках нового. Вероятнее всего, натурщицей была графиня Самойлова, которая много лет была любовницей Брюллова. Изобразил ее на картине Брюллов еще в нескольких образах:

  • Женщина с сосудом на голове;
  • Мать с двумя маленькими девочками;
  • Женщина с мужем и младенцем.

Также видна колесница, с которой эта дама упала, ее и возницу влекут подальше от катастрофы обезумевшие лошади.

На заднем плане есть еще одна лошадь, которая поднялась на дыбы. Это символ безумной стихии.

Один из самых сильных персонажей – юноша, уговаривающий мать бежать с ним. Это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту.

Не менее цепляют и двое юношей, несущих на руках своего отца ( обратите внимание, в ногах у них крутится собака) а также молодой жених с погибшей возлюбленной.

Еще одна семья на картине – молодая женщина с младенцем и муж, пытающийся прикрыть их плащом. Моделью для него послужил итальянский спортсмен Доминико Марини.

Автопортрет

Себя и свою возлюбленную автор изобразил среди людей, которые пытаются скрыться в гробнице. Среди них есть художник, пытающийся спасти самое ценное, кисти и краски, а также запомнить все увиденное. Это и есть Брюллов. Вероятнее всего, этим Брюллов рассказал о том, что художник всегда является соучастником всех событий. Среди других персонажей, толпящихся возле гробницы, примечателен вор, подбирающий чужое золото.

Тема религии на полотне тоже затронута. Так, трудно сказать, кому молится девочка, сидящая около мамы и сестры. Рядом с ними стоит христианский священник. Он, кажется, принял свою участь и чувствует себя в безопасности. На заднем плане же пытается убежать перепуганный языческий жрец, как символ ухода старого мира и язычества. Именно на фоне катаклизма так четко обозначается уход старого и возникновение нового. До падения римской империи еще несколько веков, но уже прекрасно видно, что античность догорает вместе с молниями и вулканом.

Триумфальное шествие полотна началось с Милана, в 1836 году картина приехала в Россию, и не могла не вызвать шквал эмоций. Поэмы, стихи, рецензии. «Последний день Помпеи» покорил Боратынского и Пушкина, Гоголя, написавшего внушительную статью, посвященную полотну.

Сегодня шедевр находится в Государственном Русском Музее, а несколько лет назад картина стала одной из звезд клипа группы «Ленинград». Шутка. Очень надеемся, что современников она будоражила и до выхода хулиганского видео.

«Последний день Помпеи» — загадочные лица картины Брюллова

Глядя на это полотно, погружаешься в одну из величайших трагедий человечества. Карл Брюллов увековечил в памяти людей гибель города у подножия вулкана. Что же таит в себе тот самый «Последний день Помпеи»?

Карл Брюллов был сыном известного французского скульптора, переехавшего в Россию. Привитая с детства любовь к искусству и красоте в дальнейшем указала жизненный путь ему и его братьям, трое из которых также стали художниками. Несмотря на творческую натуру, уже с самых первых шагов молодой Карл столкнулся с трудностями. Западные именитые художники считали, что он не сможет добиться успеха. Тогда, в самом начале своей деятельности, он и подумать не мог, что всемирную славу ему принесёт изображение события, произошедшего много веков назад.

В 79 году нашей эры произошло мощнейшее извержение вулкана Везувий. Как утверждают исследователи, это была серия разрушительных смертельных извержений огромной мощности. Несколько городов, в том числе Геркуланиум, Стабия и Помпеи, были полностью погребены под обломками, потоками лавы и упавшим с неба пеплом (его толщина достигала 7 метров). Накануне извержения многие люди спешно покидали Помпеи, но на момент трагедии в городе оставалось более двух тысяч жителей. О последнем дне накануне этого страшного события Карл Брюллов рассказал в своей картине, написанной в 1833 году.

Картина стала потрясением и открытием не только для России, но и Европы. В год написания её показывали в Риме, в 1834 картина покорила Париж. О появившемся шедевре не умолкали разговоры и слухи. Картиной восхищались и вдохновлялись Пушкин, Гоголь, Баратынский.

Под впечатлением от картины был и император Николай I, который назначил Брюллова профессором Императорской Академии художеств. В дальнейшем друзьями и почитателями творчества Брюллова стали Пушкин, Крылов, Глинка.

Однако рождению шедевра предшествовал долгий период работы над ним и изучения материала. Карл Брюллов лично посещал раскопки города Помпеи, видел руины погибшего города. Именно это вдохновило его на создание своего шедевра. Популярная в то время тематика судьбы людей и целых народов повлияла на масштабность и эпичность полотна. Карл Брюллов вспоминал позднее, что раскопки города не давали ему покоя, а находясь на их месте, он будто перемещался во времени, в далёкий и страшный день. Помпеи завладели сердцем художника, вызвав вдохновение и трепет.

Писалось всё тоже «с натуры». Как рассказывал Брюллов, он даже позицию для написания картины выбрал такую, чтобы видны были и городские ворота, и сам Везувий. Самой главной трудностью было передать дух античности – художник хотел сохранить классические формы в изображении, но словно взглянуть на них по-новому.

Художник сумел не только живо и ярко изобразить события прошлых веков, но и оставить частичку себя в шедевре. И действительно – если внимательно посмотреть на одного из персонажей, тоже художника с ящиком кистей на голове, увидим черты самого Брюллова. Навеки запечатлённой на полотне осталась и его возлюбленная, Юлия Самойлова. Она запечатлена в образах четырёх людей: матерей с дочерьми и малышом, девушки с сосудом и горожанки, падающей с колесницы.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • публицистика (963)
  • идеология (210)
  • политические деятели (900)
  • предательство и предатели (646)
  • лабиринты истории (432)
  • актеры и актрисы голливуда (365)
  • «заклятые друзья» (312)
  • героизм (145)
  • культура (114)
  • революция в россии (91)
  • революционные деятели (22)
  • гражданская война (16)
  • анархизм (6)
  • загадки истории (46)
  • донбасс (33)
  • телевидение (8)
  • сказки (3)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (660)
  • герои (125)
  • партизаны и партизанская война (2)
  • великие композиторы (149)
  • великие певцы (68)
  • великие писатели и поэты россии (522)
  • великие художники (444)
  • города и страны (741)
  • декабристы (40)
  • дети (270)
  • доброта (67)
  • драматурги (16)
  • древняя русь (144)
  • жзл (183)
  • живопись (1221)
  • портреты (200)
  • акварели (102)
  • история картин (63)
  • картины и иллюстрации (61)
  • живопись и поэзия (80)
  • иллюстрации (81)
  • история создания картин (158)
  • картины великих художников (363)
  • животные (520)
  • забытые имена (501)
  • зарубежные актеры кино (168)
  • зарубежные актрисы кино (243)
  • зарубежные писатели и поэты (273)
  • звезды из прошлого (1204)
  • звезды сцены (810)
  • знаменитости (2215)
  • известные личности (1812)
  • интервью (245)
  • интересно (286)
  • интересные истории (1272)
  • интересные факты (7445)
  • искусство (229)
  • истории (1382)
  • истории любви (791)
  • истории создания фильма (42)
  • история монархов (544)
  • история песни (45)
  • история Европы (385)
  • история Крыма (57)
  • история России (2001)
  • либералы и оппозия (238)
  • «творческая интеллигенция» (115)
  • экономика (91)
  • история СССР (1106)
  • катастрофы (61)
  • киноактеры и киноактрисы (524)
  • кинозал (156)
  • композиторы (183)
  • котики и кошечки с котятами (932)
  • котоматрицы (333)
  • кошки в живописи (54)
  • кошки и фото (69)
  • кошки и юмор (277)
  • кумиры (789)
  • звезды голливуда (152)
  • любовь (191)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (4660)
  • мир балета (161)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (2736)
  • интервью с актерами (63)
  • прототипы героев фильмов (33)
  • история создания фильма (418)
  • музыка из кинофильмов (119)
  • мультфильмы (94)
  • размышления о фильме (237)
  • рецензия на фильм (26)
  • экранизации (60)
  • мир театра (407)
  • мир цирка (28)
  • мифология (100)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (227)
  • музыка (1443)
  • авторы (295)
  • исполнители (266)
  • барды (45)
  • история создания опер (21)
  • джазовая музыка (48)
  • дирижеры (7)
  • история песни (239)
  • история создания (94)
  • классическая музыка (184)
  • поп-музыка (99)
  • ретро-музыка (507)
  • романсы (370)
  • танцевальная музыка (157)
  • образование (71)
  • отечественные актеры кино (775)
  • отечественные актрисы кино (554)
  • певицы (205)
  • певцы (259)
  • певцы и певицы бельканто (33)
  • политика (1156)
  • поэзия (338)
  • праздники (160)
  • притчи. (9)
  • психология (375)
  • Пушкиниана (210)
  • режиссеры (264)
  • религия (123)
  • русские писатели (127)
  • русские поэты (148)
  • русский язык (58)
  • грамматика (15)
  • садальский (145)
  • сатира (93)
  • сатирики (95)
  • собаки (118)
  • советские писатели (131)
  • советские поэты (133)
  • спорт (34)
  • СССР (62)
  • схемки (83)
  • танцовщицы (87)
  • танцоры (49)
  • танцы. танцевальные номера (53)
  • театр. театральные актеры и актрисы (449)
  • Украина (249)
  • фигурное катание (1)
  • фото (431)
  • художественная литература (390)
  • русские писатели (29)
  • прототипы героев книг (26)
  • русские поэты (38)
  • художники (500)
  • цветы (28)
  • цитаты (352)
  • афоризмы (69)
  • крылатые фразы (86)
  • чтобы помнили (1165)
  • актеры (98)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (497)
  • юмор (575)
  • юмор в живописи (7)
  • юмористы (43)

Фотоальбом

Метки

Цитатник

Без заголовка Дружба бабушки и телевизора куда сложней всего, что ждёшь от отношений женщины и па.

Нам одни на всех даны когда-то Общий мир и общая земля. Charles van den Eycken Ранее р.

Я помню чудное мгновенье. В день отъезда Керн Пушкин пришел с подарком, экземпляром 2-й гл.

Я помню чудное мгновенье. В день отъезда Керн Пушкин пришел с подарком, экземпляром 2-й главы «.

Живопись в России конца 19 века на примере картин, содержавшихся в альбомах к журналу «Нива» за 1891.

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» КАРЛА БРЮЛЛОВА

История создания картины: «Последний день Помпе́и» Карла Павловича Брюллова

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
(Александр Сергеевич Пушкин 08-09 1834)

Все работы художников Брюлловых. здесь

К. П. Брюллов
Последний день Помпеи. 1830—1833
Холст, масло. 465,5 × 651 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Последний день Помпе́и — картина Карла Павловича Брюллова, написанная в 1830—1833 годах. Картина имела небывалый успех в Италии, была удостоена золотой медали в Париже, в 1834 году была доставлена в Петербург.

Впервые Карл Брюллов посетил Неаполь и Везувий в июле 1827 года, на четвёртом году своего пребывания в Италии. Конкретной цели путешествия он не имел, но причин предпринять это путешествие было несколько. В 1824 году Помпеи посетил брат живописца — Александр Брюллов и, несмотря на сдержанность своей натуры, восторженно рассказывал о своих впечатлениях. Второй причиной посещения были жаркие летние месяцы и почти всегда сопутствующие им вспышки лихорадки в Риме. Третьей причиной была недавно стремительно возникшая дружба с княгиней Юлией Самойловой, которая тоже ехала в Неаполь.

Зрелище погибшего города ошеломило Брюллова. Он пробыл в нём четыре дня, не раз обойдя все закоулки. «Отправляясь тем летом в Неаполь, ни сам Брюллов, ни его спутница не ведали, что это нечаянное путешествие приведёт художника к самой высокой вершине его творчества — созданию монументального исторического полотна „Последний день Помпеи“» — пишет искусствовед Галина Леонтьева.

В 1828 году, во время следующего посещения Помпеи, Брюллов сделал много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение этого города. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Классическая тема, благодаря художественному видению Брюллова и обильной игре светотени, вылилась в работу, на несколько шагов вперёд отстоящую от неоклассического стиля. «Последний день Помпеи» отлично характеризует классицизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.


(деталь)

На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.


(деталь)

(деталь)

(деталь)

(деталь)

(деталь)

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!». Стихотворением откликнулся и А. С. Пушкин: «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…» (эту строку запрещала цензура). В России полотно Брюллова воспринималось не компромиссным, а исключительно новаторским произведением.

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.



Последний день Помпеи. 1827-1830 Эскиз 58 x 76 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источники:

http://topkartin.ru/kartiny/pompei
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5b309c6706459b00a99b1b31
http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post428543048/

Читать еще:  Картинная галерея. Сценарий мероприятия для видеолектория "Искусство" "245 лет со времени начала собирания коллеккции Эрмитажа
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector