7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Среда должна инициировать развивающие игры. Организация педагогом предметно-игровой среды как условия развития личности ребенка. Особенности создания речевой среды

Выступление на педсовете: «Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка»
консультация на тему

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, однообразном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющимся, динамичном. Во многом педагог несет ответственность за качество окружающей среды, которая используется как средство для психического и физического развития личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 «Маячок» г. Волжска РМЭ

Выступление на педсовете:

« Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка »

Выступила: Петрова Т.Н.

Воспитатель II категории

г. Волжск. 2012 г.

Человек – самое уникальное и прекрасное творение природы и социума. А самое главное и ценное в человеке – его индивидуальность, представляющая из себя целостное сочетание биологической и личностной составляющих.

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности. Ребенок – великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Вся жизнь воспитателя и его деятельность посвящена нуждам подопечных, пониманию их интересов, принятию их проблем. Нужно стремиться, чтобы каждый день, проведенный ребятами в детском саду, стал для них событием, наполненным ощущением радости и счастья.

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, однообразном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющимся, динамичном. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка. Во многом педагог несет ответственность за качество окружающей среды, которая используется как средство для психического и физического развития личности.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации игровой среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.

Игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Не отказываясь от концептуальных основ построения развивающей среды в группе детского сада, принципов, разработанных В.А.Петровским, можно опираться и на дополнительные, но значимые для воспитателя принципы построения развивающей среды детства:

  • Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка . Известно, что у дошкольников есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении и потребность в познании. В зависимости от периодов дошкольного детства одна из этих потребностей становится приоритетной и акценты в создании развивающей среды расставлены в соответствии с этим приоритетом.
  • Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
  • Принцип уважения к мнению ребенка. Конечно, развивающую среду проектирует и создает воспитатель, но он обязательно расспросит родителей о предпочтениях и интересах ребенка.
  • Принцип опережающего характера содержания образования. Каждому воспитателю известно, что в группе всегда есть несколько детей, которые опережают в развитии своих сверстников. Чтобы не “тормозить” их дальнейшее продвижение , 10-15% материала подбирается более сложного, ориентированного на детей следующей возрастной группы.
  • Принцип динамичности-статичности среды. Обстановка, окружающая среда – это оболочка, “одежда”, из которой ребенок быстро вырастает. Она не может быть постоянной. Примерно один раз в два месяца развивающая среда претерпевает изменения, иначе она перестанет стимулировать развитие ребенка и даже будет его “тормозить”.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации развивающей среды группы. Этот принцип дает возможность отойти от привычного и обыденного. Дает возможность дарить детям маленькие праздники и приключения каждый день. Ведь зачастую даже название той или иной игры вызывает желание в нее играть. Необычные уголки и центры будят воображение ребенка, побуждают к активной деятельности.

В своей группе я стараюсь создать максимально комфортные условия для игр. Для этого группа делится на ряд функциональных центров.

Эмоциональный центр. Включает «Музыкальный», «Уголок театральных встреч» — это модифицированные уголки изобразительной деятельности, музыкальный и театральный. Центр предназначен для эмоционального эстетического развития детей.

Познавательный центр . Включает уголки экспериментирования, природы, библиотеку. Здесь можно увидеть «Книжную выставку», экологическую выставку. Предметный мир этого центра обеспечивает реализацию познавательных потребностей дошкольников в активной и разноплановой деятельности.

Двигательный центр. Включает «Поляну игр», «Спортивный уголок». Предметная среда этого центра побуждает детей к двигательной активности, позволяет выполнять разнообразные движения, испытывая от этого радость.

В группу с помощью родителей приобрели развивающие игрушки и дидактический материал.

В приказе об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20 июля 2011 года № 2151 утверждены требования к игрушкам для детей дошкольного возраста.

Игрушки для детей дошкольного возраста должны соответствовать техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

  1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знакомой символической функции мышления.
  2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры.
  3. Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой.
  4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
Читать еще:  Латинские выражения о войне. Латинские пословицы с переводом

Для каждого вида игрушек отвели специальное место. Для машин выделили полочки – это гараж. Строительный материал поместили рядом с ковром, чтобы удобно было сооружать различные постройки. Атрибуты для дидактических игр (разборные матрёшки, геометрические мозаики, разного рода кубики, разнообразные лото, игровой материал по цвету и величине) разместили в отдельном шкафу. Книги, серии сюжетных картинок, иллюстрации находятся в одном месте — на книжной полке. Оборудовали в игровой зоне уголки такие как: «Парикмахерская», «Уголок ряжений», «Кухня», «Гараж», «Строители». Творческая сюжетно-ролевая игра в данном случае основана на трансформации предметов, явлений из реального пространства в игровое.

Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует игровую активность. Среди разнообразных способов стимулирования можно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:

-обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;

— поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;

-создание условий для реализации творческих идей на практике.

-использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;

-использование личного примера творческого решения проблем;

— создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей.

Эстетически оформленная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Таким образом, можно сказать, что роль педагога в процессе создания игровой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Отклонения психического развития детей. Задержка психического развития.».

Развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она с.

описан системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОО и определение путей совершенствования работы в да.

Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ.

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст.

Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников

Дата публикации: 06.01.2017 2017-01-06

Статья просмотрена: 2176 раз

Библиографическое описание:

Космачева Т. А. Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 461-464. — URL https://moluch.ru/archive/135/37856/ (дата обращения: 16.02.2020).

В статье рассматриваются вопросы о роли педагога в организации предметно-пространственной среды в контексте с фактором развития самостоятельности дошкольников, представлены результаты оценки предметно-игровой среды ДОО и анкетирования педагогов об определении их готовности к созданию эффективной игровой среды с целью уточнения конкретных теоретических знаний воспитателей, выявлено отношение каждого педагога к поставленной проблеме, его позиции, определение реальных трудностей; даны рекомендации педагогам по поставленной проблеме исследования.

Ключевые слова: дошкольники, предметно-пространственная среда, самостоятельная игра

Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов образования. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребенка и на создание условий, способствующих его социальной адаптации. Современные требования, введение нового Закона РФ «Об образовании» и Федерального государственного стандарта дошкольного образования с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, предлагают педагогическому сообществу осознанно переосмыслить подходы в организации воспитательно-образовательного процесса [5].

Преобладающим видом самостоятельной деятельности дошкольника является игра, в которой ребёнок развивается как личность. Успешность дальнейшей социальной адаптации дошкольников целиком зависит от тех сторон психики, формирование которых происходит в самостоятельной игре. Именно поэтому в последнее время актуальной становится проблема внедрения в систему дошкольного образования современных игровых технологий.

Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Посредством игровых действий, игрушек и предметов ребёнок воссоздаёт ситуации реальной жизни взрослых в понятной ему форме — форме игры. Игра для ребёнка — это способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретения опыта общения и новых знаний. Постигая при этом смысл человеческой деятельности и социальных отношений, ребёнок постепенно начинает ориентироваться в них, понимает своё положение относительно мира взрослых, своё место в нём, осознаёт свои возможности, самого себя [6, с. 374].

Венгер Л. А. говорил о самостоятельной форме игры как условии обеспечения формирования у детей специфических способностей: способности действовать в воображаемой ситуации, способности к взаимодействию со сверстниками, способности действовать по правилам. То есть все эти способности формируются в игре лишь в ее самостоятельной форме.

Поэтому, одна из задач педагогов — научить ребёнка самостоятельно играть, чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность посредством игры узнать мир социальных отношений взрослых и осознать свое место в нем.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную форму игры дошкольника, источником его социального опыта выступает окружающая предметно-игровая среда, от которой во многом зависит характер игры и эмоциональное состояние ребёнка. Организованная предметно-пространственная среда (ППС) в дошкольном учреждении может выступать как мощным стимулом развития дошкольника, побуждая его к положительным действиям, так и преградой для проявления индивидуальных творческих способностей. [2, с. 3] Неправильно организованная предметно-игровая среда может формировать искажённые представления об окружающем мире и о нравственности, подрывая гуманное начало формирующейся личности.

Перед каждым педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации встаёт вопрос создания эффективной предметной среды, стимулирующей развитие дошкольников и способствующей реализации условий для обеспечения различных видов деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театральной). Данная позиция делает актуальной проблему создания ППС, оптимальной для становления самостоятельных форм игры детей. Эмоционально комфортная, эстетически оформленная среда, должна выступать фактором, обуславливающим личностное совершенствование, возникновение новых увлечений, культурных потребностей каждого ребёнка, являться регулятором его поведения в целом.

По данным С. Л. Новосёловой, Е. О. Смирновой, В. А. Петровского, такая среда включает три блока:

− общий дизайн помещения (интерьер групповых комнат, эстетика оформления окружающей обстановки и т. д.);

− организация пространства жизнедеятельности детей должна включать функциональные зоны — игровую, место для конструирования, организации изобразительной деятельности и др. С целью реализации личностно- ориентированного подхода необходимо создавать зону, в которой будут располагаться предметы, игрушки, принесённые детьми из дома;

Читать еще:  Танцевальная ритмика в раннем развитии детей о раннем развитии. Парциальная программа "танцевальная ритмика" рабочая программа на тему Ритмика, элементы музыкальной грамоты

− наличие игрушек, игр, предметов, пособий. Их набор должен отвечать эстетическим, педагогическим, гигиеническим требованиям, а именно побуждать к общению, деятельности, определять её содержание, способствовать обогащению всех сфер личности (познавательной, эмоциональной, деятельностной и др.), стимулировать проявление самостоятельности, творческой активности детей, обогащать эстетический вкус [3, с. 36–37].

С введением ФГОС ДО на современном этапе связаны модернизация российского образования и изменения в системе управления дошкольным образованием. Организация развивающей предметно-пространственной среды является одним из условий выполнения ФГОС. Анализ нормативно-правовых документов позволил выделить следующие направления преобразования ППС с учётом ФГОС ДО.

Первое направление — построение ППС с учётом комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Второе направление — создание ППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности, в том числе и игровой.

Реализация игровой деятельности обеспечивается — через создание условий для развертывания детьми самостоятельных творческих игр (режиссёрские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные, игры со строительным материалом и т. д.) и игр с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные).

Третье направление — создание ППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности, возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу

Четвёртое направление — создание ППС интегрированных видов деятельности детей. Само это определение и подходы к реализации являются инновационным [2, с. 5–6].

Целевые ориентиры дошкольного образования — активность, инициативность, самостоятельность — составляют субъектную позицию ребёнка, которая становится главной в требованиях ФГОС ДО. В этом заключается новшество Стандарта ДО. Без социальной ситуации развития, которая включает в себя пространственно-временные, социальные и деятельностные условия, достичь целевых ориентиров невозможно [4, с. 31]. Поэтому на данном этапе дошкольного образования приоритетным направлением становится создание предметно-пространственной развивающей среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, способной обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности [1, с. 14].

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть «содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [7, с. 23].

Таким образом, предметно-пространственная среда, организованнаявдошкольной образовательной организации, станет фактором активизации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста при следующих условиях:

педагоги дошкольной организации осознают значение предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельных форм игровой деятельности дошкольников, способны к ее организации с учетом инноваций;

если организация предметно-пространственной среды основана на принципах насыщенности, вариативности, полифункциональности, доступности, трансформируемости и безопасности, заявленных в ФГОС ДО;

если содержание предметно-пространственной среды соответствует возрастным возможностям детей, уровню развития их игровых умений, а также детским игровым интересам.

Проверке данных условий была посвящена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проведена оценка предметно-игровой среды ДОО и анкетирование педагогов об определении их готовности к созданию эффективной игровой среды с целью уточнения конкретных теоретических знаний воспитателей, выявлено отношение каждого педагога к поставленной проблеме, его позиции, определение реальных трудностей.

Проведённый анализ ППС показал частичное её соответствие требованиям ФГОС ДО: недостаточно атрибутов, изготовленных дошкольниками совместно с педагогами, однообразие в подборе игрового материала и атрибутики для режиссёрских игр, нехватка полифункциональных материалов, предметов-заместителей, тематических модулей для обозначения игрового пространства.

Анкетирование воспитателей показало, что педагоги нуждаются в повышении своего мастерства в организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельной игры дошкольников.

В связи с этим, было рекомендовано:

  1. Провести консультацию для воспитателей о необходимом соответствии предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО.
  2. Провести консультацию для родителей воспитанников с целью привлечения их к обогащению предметно-пространственной среды (например, изготовлению атрибутов для игры, элементов костюмов, предметов-заместителей).
  3. Активизировать самостоятельную игровую деятельность детей (например, через создание проблемных ситуаций).

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы станет разработка и апробирование модели формирующего этапа исследования.

  1. Волохова Н. Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. Образовательные ситуации / Н. Н. Волохова. — Волгоград: Учитель, 2016. — 154 с.
  2. Дыбина О. В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: Методическое пособие / О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Л. А. Рахманова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с.
  3. Ежкова Н. С. Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников / Н. С. Ежкова. — СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 144 с.
  4. Слепцова И. Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И. Ф. Слепцова. — М.: Обруч, 2015. — 224 с.
  5. Хохлова, Н. А. Педагогические условия социальной адаптации детей дошкольного возраста в процессе интегрированного образования: диссертация. кандидата пед. наук: 13.00.01 / Хохлова Н. А.; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева].- Чебоксары, 2012.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 12–13/710
  6. Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям «Счастливый ребёнок». Научный руководитель — доктор пед. наук, проф. С. А. Козлова. — М.: Школьная Пресса, 2011. — 480 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.

Средовой подход: роль предметной и игровой среды в воспитании и обучении детей в условиях детского сада

Предметно-игровая среда является составной частью развивающей среды дошкольного детства. С учетом современных философских размышлений под такой средой понимается совокупность предметов, представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою «вторую жизнь» в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. Поэтому с психологической точки зрения от того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических и психологических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.

В стандарте дошкольного образования описаны следующие требования к данной среде (в рамках психологического подхода к ее организации):

«3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

  • 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
    • • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;
    • • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
    • • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
    • • учет возрастных особенностей детей.
  • 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункционалыюй, вариативной, доступной и безопасной.
  • 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы [1] .
Читать еще:  Если произошла отслойка плаценты. Отслойка плаценты на ранних сроках беременности: причины, последствия, и есть ли шанс сохранить малыша

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

  • 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • 3) Полифункциональность материалов предполагает:
    • • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
    • • наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • 4) Вариативность среды предполагает:
    • • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
    • • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • 5) Доступность среды предполагает:
    • • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвали- дов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
    • • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
    • • исправность и сохранность материалов и оборудования.
  • 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования».

С педагогической точки зрения развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, должна учитывать его индивидуальные и возрастные особенности (А. В. Запорожец, С. Л. Новоселова) [2] . Она включает в себя два важных направления:

  • • предметное пространство, которое включает в себя среду, насыщенную играми, игрушками, пособиями, оборудованием и различными материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей;
  • • социальное окружение детей предполагает общественные, материальные и духовные условия, необходимые для осуществления их разнообразной деятельности. При этом родители и педагоги должны обеспечивать познавательную и эмоциональную стороны совместной деятельности и способов действия, которые формируются у ребенка в процессе исследования и освоения им данной среды и ее трансформации. Поэтому считается, что современная среда должна обладать качествами интерактивности.

В последнее время к проблеме формирования предметной среды обращаются многие авторы, раскрывающие:

  • • ее многообразие, системный характер, особенности и специфику;
  • • дидактические функции, культурологическую роль и роль в формировании средовой модели организации образовательного процесса;
  • • особенности интеграции линий воспитания и обучения дошкольников в условиях группы;
  • • специфику учета индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей ребенка, направленного на обеспечение его нрава на свободу выбора вместе с обеспечением оптимального баланса совместной и самостоятельной деятельности детей.

Так, учеными доказано, что статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. С другой стороны, среда должна отвечать не только критериям функционального комфорта, но и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности. Так, в разработанной В. А. Петровским, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, К. П. Стрелковой концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», определены основные принципы ее организации в дошкольных учреждениях [3] :

  • • дистанция позиции при взаимодействии;
  • • активность и самостоятельность;
  • • стабильность-динамичность;
  • • комплексирование и гибкое зонирование;
  • • эмоциогенность среды;
  • • индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;
  • • эстетическая организация среды;
  • • открытость-закрытость;
  • • половые и возрастные различия.

Развивающая предметная среда детей должна отвечать также принципам амплификации [4] детского развития и обеспечения права на игру, быть универсальной и предполагать сомасштабность и целостность всех элементов игровой среды. В качестве таковых С. Л. Новоселова выделяет: архитектурно-ландшафтные и предметно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения [5] . При этом в зависимости от вида детского учреждения, приоритетов воспитания и обучения, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит. Благодаря этому ее можно воспринимать как особую образовательную среду. Так, по определению В. А. Левина [6] , образовательная (развивающая) среда — это система влияний и условий формирования личности ребенка и детского коллектива, а также возможностей для их развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. При этом одной из задач педагогов становится выработка у ребенка в условиях данной среды способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой культуры.

Учитывая эту направленность, современными методистами и учеными определены типы взаимодействия ребенка дошкольного возраста и образовательной среды, влияющие на характер самоопределения личности [7] . В частности, такие типы, как «личность для среды» и «среда для личности», неадекватный и адекватный типы, описанные Е. А. Лазарем.

Неадекватный тип характеризуется несоответствием требований среды уровню развития личности и включает такие виды взаимодействия, когда личность противостоит «обедненной» среде, пытаясь ее изменить; когда масштабы среды превосходят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выступает компенсацией жизни.

Адекватный тип взаимодействия среды и личности характеризуется гармонией между образом жизни и средой, удовлетворенностью личности в своей среде. Он предполагает выработку у ребенка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой культуры, отраженных в предметно-развивающей и игровой среды группы и детского сада в целом.

Поэтому организовать образовательную среду в детском саду необходимо таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы». Такая среда нового типа — это процесс создания или преобразования среды и ее освоение, как подчеркивал в свое время

Д. Б. Элысонин [8] . Она создается только в результате деятельности, а освоение ее ребенком осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий в процессе воспитания и обучения в детском саду.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/04/vystuplenie-na-pedsovete-organizatsiya-predmetno-igrovoy-sredy-kak
http://moluch.ru/archive/135/37856/
http://studme.org/273899/pedagogika/sredovoy_podhod_rol_predmetnoy_igrovoy_sredy_vospitanii_obuchenii_detey_usloviyah_detskogo_sada

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector