1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стрит атр. Граффити делает веселее серые городские кварталы – потрясающая подборка интересных работ уличных художников

Как стрит-арт влияет на развитие городской среды и международного туризма?

Граффити и стрит-арт — неотъемлемая часть городского пространства. Мы встречаем их везде: и в центре, и на городских окраинах. Это направление искусства вызывает множество юридических и эстетических вопросов — власти пытаются взять эту сферу под контроль, а общество обсуждает их уместность в тех или иных местах. «Луне» стало интересно, как граффити и стрит-арт влияют на городскую среду и туристический поток, поэтому мы попросили Полину Штанько, сотрудницу Института исследования стрит-арта, написать об этом колонку и рассказать о граффити-туризме.

Зимой в Санкт-Петербурге проходила выставка-ретроспектива замечательного уличного художника Паши183, известного во всем мире как P183 или «Русский Бэнкси», которого, к большому несчастью, уже нет с нами. Паша183 по сей день остается моим любимым уличным художником, именно поэтому работать на этой выставке в качестве арт-медиатора было для меня честью. Рассказывая про творчество Паши, я также проводила интервью с посетителями, большинство которых были туристами. Был ключевой вопрос: какова основная цель визита в Санкт-Петербург?

Каково же было мое удивление, когда около 70% респондентов ответили, что приехали в Петербург, чтобы познакомиться с местным стрит-артом, а один молодой человек приехал из Москвы только ради выставки, посвященной Паше183, и его знаменитой «Аленки». Для меня это было большим откровением, поэтому сегодня я расскажу про граффити и стрит-арт и их влияние на развитие городской среды и международного туризма.

Работа Паши 183 «Алёнка»

Стрит-арт сегодня — это мощный инструмент по развитию и изменению городского облика. Применение инструмента разнообразно: можно бороться с серостью и однообразием жилой застройки или, например, указывать на городские проблемы — на ветхость историко-культурного объекта или проблемы экологии в городе. Удивительно, что именно в Санкт-Петербурге появились первые в мире Музей стрит-арта и Институт исследования стрит-арта, ведь основные точки притяжения туристов в Петербург — все еще Эрмитаж, Нева и разводные мосты. В отличие от некоторых других городов — Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, которые являются негласными столицами стрит-арта в России. Первый знаменит благодаря уличному художнику Никите Nomerz и его фестивалю МЕСТО , второй — благодаря художнику Тимофею Раде и его запоминающимся философским высказываниям на улице.

Работа Тимофея Ради «Я бы обнял тебя, но я просто текст», созданная в 2013 году в родном городе художника Екатеринбурге.

Ко всему прочему, граффити, стрит-арт и паблик-арт способствуют преобразованию малых промышленных городов в современные музеи под открытым небом и создают для них имидж туристически привлекательных городов. Яркие примеры — небольшой металлургический город Выкса с населением 53 тыс. человек, в котором уже на протяжении восьми лет проходит фестиваль Арт-Овраг , и нефтяной Альметьевск, где последние два года проходит паблик-арт программа «Сказка о золотых яблоках» , которую курирует Институт исследования стрит-арта. Таким образом, сегодня мы наблюдаем зарождение нового направления во внутреннем и международном туризме — граффити- или стрит-арт-туризм.

Работа уличного художника Kreemos для паблик-арт программы «Сказка о золотых яблоках» в Альметьевске. Фото: streetartinstitute.com

Граффити- или стрит-арт-туризм — это путешествие по городам, посещение тематических мероприятий в качестве уличного художника с целью создания работ в городской среде или в качестве зрителя с целью ознакомления с данными работами или охотой за ними — street art hunting. Граффити-туризм можно рассматривать как часть событийного туризма (стрит-арт и паблик-арт фестивали, граффити-джемы), а также как и часть культурно-познавательного туризма.

Вернемся к выставке-ретроспективе Паши183. Можно сказать, что один человек, который приехал в Санкт-Петербург ради выставки Паши183, — это скорее исключение, чем правило. В ответ на это можно вспомнить 2013 год и яркую поездку Бэнкси в Нью-Йорк, когда люди со всего мира ехали в американский мегаполис только ради того, чтобы сфотографировать работы художника. Люди в буквальном смысле охотились за ними, делились координатами нахождения работ, выкладывали фото в соцсети. Вот вам и культурно-познавательный граффити-туризм. А что касается событийного, то опять же можно упомянуть парк аттракционов Dismaland, созданный Бэнкси, посетить который хотело чуть ли не все население нашей планеты. Сайт продажи билетов рухнул в течение суток из-за большого наплыва желающих — до 6 миллионов визитов в минуту.

Но лично для меня ярким примером влияния стрит-арта и паблик-арта на развитие городской среды и международного туризма является столица Республики Беларусь – Минск. Стоит сказать, что сегодня в большинстве своём муралы унифицируют города, ввиду того, что их создают одни и те же художники, путешествующие из страны в страну, посещая различные стрит-арт фестивали, которые, как часто бывает, похожи друг на друга. А это в свою очередь означает, что разрушается уникальный облик города, а впечатлить людей, путешествующих с целью увидеть те или иные работы, уже устало сложнее. Но в случае Минска, уникальный городской облик благодаря стрит-арту начал только создаваться, а интерес туристов к белорусской столице все больше подогреваться.

«Городская девушка в вышиванке» от британско-австралийского художника Гидо ван Хельтена, созданная в 2015 году в рамках фестиваля Urban Myths. За неделю до начала создания работы художник изучал культуру Беларуси, побывав в нескольких музеях Минска, а также посетив города-музеи Несвиж и Мир. В частности в Музее народной архитектуры и быта в Строчицах, Минском районе художник общался с сотрудниками музея и просмотрел много книг, чтобы понять, как совместить в будущей работе старинные традиции с современными. Результатом творческих поисков стало изображение девушки в современной одежде, из-под которой выглядывает традиционная вышиванка. Для этой работы художник сфотографировал девушку в настоящей вышиванке, которой больше 150 лет.

Читать еще:  Оригинальные пословицы о дружбе. Пословицы и поговорки о друзьях, дружбе и товариществе

Минск — прекрасный город с многовековой историей, изучая которую, всегда откроешь для себя что-то новое и неизведанное. Но иностранный турист вряд ли целенаправленно поедет в Минск. Не каждый иностранец ответит, где находится Беларусь, а если и ответит, то задумается, какие яркие достопримечательности там есть. И это несмотря на то, что в Минске есть новые памятники архитектуры: Национальная библиотека Беларуси, реконструированный стадион Динамо, современный Музей Великой Отечественной войны. Большинство старых памятников были уничтожены во время Великой Отечественной войны и в процессе социалистического градостроительства: на месте исторических зданий возводились новые, в стиле сталинского ампира.

До недавнего времени у большинства людей, кто знает или слышал о Минске, город ассоциировался с советским прошлым, стерильной чистотой, отсутствием большого скопления туристов и бюджетным отдыхом. Но все изменилось в 2014 году, когда именно благодаря стрит-арту и муралам город начал преображаться, а способствовали этому два ярких фестиваля уличного искусства Vulica Brasil и Urban Myths .

Фестиваль Vulica Brasil запустили по инициативе посольства Бразилии в Минске, творческого объединения GataProduções и белорусского стрит-арт-сообщество Signal. Благодаря коллаборации известных бразильских художников, таких как OS GEMEOS, Tinho, SPETO, Рожерио Фернандес, с яркими белорусскими уличными художниками — Евгения Cowek, Евгения Mutus, Александра Kontra и другими на сегодняшний день создано более полусотни легальных объектов стрит-арта, включая инсталляции, муралы, малые архитектурные формы.

В свою очередь фестиваль Urban Myths, который запустило вышеупомянутое стрит-арт сообществом Signal, носит полулегальный характер: многие работы создаются без официального согласования с местными властями, поэтому рискуют быть закрашенными, а сбор средств на создание работ происходит с помощью краудфандинга. Отличительная черта фестиваля — тематика, связанная с мифологией и городскими легендами, которыми должными вдохновиться зарубежные художники. Только после знакомства с Минском, его историей и традициями, прошлым и настоящим уличные художники могут приступить к созданию эскиза — это важное условие участия в фестивале.

Работа греческого художника INO «Человек без идентичности» созданная в рамках фестиваля Urban Myths в 2015 году. Работа почти сразу попала в месячный топ-10 граффити мира по версии журнала StreetArtNews. INO Минск очень понравился, однако мнения минчан о работе разделились: одни восхищались, другие считали работу депрессивной, дав ей альтернативное название “Ангел смерти”. Ввиду негативных отзывов и петиций, как за, так и против, полученных исполнительным комитетом, в итоге работа была закрашена в 2018 году. Сам автор создавал мурал в течении 3х дней и посвятил работу всем невинно осужденным и наказанным.
У автора статьи есть другая интерпретация: работа отображает исключительную меру наказания — смертную казнь. Беларусь является единственной страной в Европе и СНГ, в которой применяется смертная казнь.

Вернемся к фестивалю Vulica Brasil. Все началось с индустриальной улицы Октябрьская, которая на сегодняшний день стала местом притяжения как жителей, так и гостей Минска. Но что же из себя представляла Октябрьская до появления фестиваля Vulica Brasil? Несмотря на то, что улица находится в относительном центре города, она всегда была промышленным и тихим местом, так как на протяжении всей улицы располагаются производства, одно из которых — станкостроительный завод «МЗОР».

Стоит также отметить, что, несмотря на свой индустриальный дух, это место находится недалеко от исторического центра Минска. Но именно благодаря появлению фестиваля Vulica Brasil тихая глухая производственная улица Октябрьская трансформировалась в яркое общественное пространство под открытым небом. Для жителей Минска появление ярких образов на городских стенах было в какой-то мере культурным шоком, но пережили они его без негативных последствий. Даже наоборот, жители начали проявлять любопытство и интерес к уличному искусству, а также к творчеству белорусских и бразильских художников, яркие краски и абстрактные образы которых вдохнули новую жизнь в промзону и оживили городскую среду.

Необходимо упомянуть, что все работы, созданные в рамках фестиваля, располагаются не только на Октябрьской, но также и на улицах Фабричная, Калинина и Энгельса — в шаговой доступности друг от друга, что дает колоссальные возможности для проведения экскурсий жителям и гостям столицы, а также удобство для самостоятельного изучения произведений.

В 2019 году в рамках нового сезона фестиваля Vulica Brasil организаторы разработали экскурсию по арт-объектам, созданным за последние 5 лет.

За годы проведения фестиваля была проведена колоссальная работа по изменению городской среды, а улица Октябрьская удивительным образом превратилась в художественную галерею. Создателям фестиваля удалось достигнуть главной цели — создать для Минска имидж интересного, прогрессивного, яркого города. Ведь именно благодаря фестивалю Vulica Brasil Минск по праву можно считать меккой белорусско-бразильского стрит-арта, а фестивальная улица Октябрьская стала популярным туристическим местом Минска.

Таким образом, на примере Минска мы увидели, что граффити- и стрит-арт-туризм — перспективное направление развития международного туризма, благодаря которому создаются новые достопримечательности и повышается культурный облик города, что вызывает интерес не только со стороны местных жителей, но и со стороны зарубежных туристов.

TOP-20 примеров впечатляющего стрит-арта с использованием городских объектов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Одна из новых андеграундных достопримечательностей Берлина.

Остроумный стрит-арт по мотивам комиксов из Франкфурта, Германия.

Павел Пухов из России оригинально украсил школьный двор.

Фанатская культура в стрит-арте москвича Павла Пухова.

Читать еще:  Новогодние подарки на 3 года. Что подарить ребёнку на Новый год. Диодные LED часы-браслет «Самурай»

Мимишный инопланетный стрит-арт от David Zinn.

Маленький кусочек Италии в стрит-арте из Филадельфии в США.

Сложная уличная инсталляция от Just Cobe из Фрайбурга, Германия.

Веселые филиппинские студенты не могли пройти мимо уродливых канализационных труб.

Серые коробки типовых домов от Evol Farringdon из Лондона (Великобритания).

Российский Симпсон в телефонном графити.

Игральные кубики на мостовой в Вене, Австрия.

Благодаря уличным художникам сказочные звездочеты поселились на стене одного из домов Бирмингема в Великобритании.

Любви покорны не только все возрасты, но и вообще все живое. Стрит-арт из Лейпцига, Германия.

Забавные столбики-монстры в Париже, Франция.

Прыжки в высоту в уличном арте из Испании.

Музыкальный арт из Вальпараисо, Чили.

Детский труд в стрит-арте великого и ужасного Бэнкси в Лондоне, Великобритания.

Российская действительность в стрит-арте Алексея Меньшикова из Пензы.

Телефонное граффити из Детройта, США.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: модераторам, участинкам блога, зарегистрированным пользователям

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Комментарии

Мне так понравилось, на сколько это все таки красиво, если с умом сделано.Музыкальный арт из Вальпараисисо меня просто поразил.

Да. остроумие, находчивость не занимать авторам работ. Очень все здорово и оригинально. Понравилось. В Белгороде недавно тоже был выкрашен один мост частично, отдекорирован в стиле Street art, как на картинке парижской в статье.

Это действительно очень интересно. К сожалению лично не встречал ничего подобного, а иногда так хочется увидеть что-то эдакое своими глазами, а не на картинке.

Отличные идеи! Думаю, если давать молодёжи простор для такого рода искусства, меньше будет неприкаянных подростков.
Особенно понравилась лестница в виде клавишей.

Да, кто бы у нас такими вот рисунками скрыл все строительные недостатки в нашем городе. Может быть, тогда городские власти сами стали задумываться об улучшении внешнего вида нашего города.

Мне понравилась идея с ящичками в Польше. Такие убогие, но поддерживающие друг друга в трудную минуту. Очень мило.

Ох, как же это все приходит людям в голову, как же они красят города. Но жаль что не все ценят и считают это как хулиганство.

Очень забавно. Хорошо, когда уличные рисунки не портят людям настроение, а наоборот, улучшают его. Можно только приветствовать такое веселье, если оно не портит архитектуру.

Я такого еще не видел. Очень впечатляет! Я считаю, что люди, которые этим занимаются, очень талантливы, и еще больше — они очень нужны нашему обществу, чтобы спасти город от обыденности и разрухи домов, столбов, стен, заборов и т.д. с помощью своих навыков!

Да, в наших городах такое не встретиш, граффити было в диковинку, которое пришло из запада. Может и это исскуство скоро дойдет.

Стрит-арт это здорово и восхитительно. Казалось бы, скучные и неприглядные объекты вдруг заметно преображаются, их интересно рассматривать. Недавно недалеко от моего дома так искусно разрисовали обычный забор из плит,- забавно и весело, на смену серой скуке.

Это выглядит красиво и элегантно такое еще мне не встречалось, думаю это бы порадовало унылого человека.

Унылые серые бетонные города прямо таки созданы чтоб их разукрашивать)
Меня впечатлили две будки из Польши. Такие трогательно-милые.

Способность вызвать улыбку, создать хорошее настроение и вообще настроить на позитив – это и есть основное достоинство, которое я вижу в творчестве уличных художников разных стран. Чувство юмора в творчестве – это здорово!

Сейчас направление уличного искусства активно развивается. Появляются новые техники и авторы. Подробнее: стрит-арт

История уличного искусства в России от Родченко и Малевича до Ради и Павленского

Игорь Поносов — художник и критик, которому московская уличная культура обязана многим. Он издал три альманаха про отечественные стрит-арт-практики, организовал множество выставок, в том числе и Паши 183, курировал проект «Стена» на «Винзаводе». Сейчас он готовит к выпуску свою книгу «Уличное искусство и город», которая станет первым изданием, рассказывающим об истории граффити и активизма в России — с экспериментами авангарда, советскими практиками, экспериментальными 90-ми, расцветом в 2000-е и протестной волной 2012-го.

Зарождение советского уличного искусства

Торец здания Моссельпрома, расписанный по эскизам Родченко с текстами Маяковского в 1920-е

Когда Казимир Малевич пребывал в Витебске, он создал эскиз и планировал разрисовать дом. В 2010 году местные художники перенесли этот эскиз на фасад дома № 18 на улице Ленина

В качестве самого первого прецедента я ставлю Малевича — у него был опыт оформления фасадов в Витебске, где он совместно с Лисицким и объединением УНОВИС сделал несколько фасадов в стиле супрематизм. Это было в 1920 году. А потом, через несколько лет, случился Моссельпром — мне показалось интересным его указать, ведь эта роспись восстановлена в 1990-е и сохранилась до сих пор, да и Родченко получил за нее в Париже премию «Искусство улицы». Так что Моссельпром — показательный и знаковый пример в контексте российского уличного искусства. Призывы выйти на улицу были и раньше — у Маяковского, Ильи Зданевича и других, но во многом это были лишь слова. Возможно, и были практические подтверждения, что художники того времени делали небольшие вещи на улице, но наиболее заметные изменения произошли в итоге с фасадами.

28 октября 1979 члены концептуалистской группы «Мухомор» провели акцию: весь день беспрерывно передвигались по всем линиям метро, вели дневник, фотографировали и документировали встречи

Здесь и далее фотографии с акции «Забег в сторону Иерусалима» группы «Гнездо», проводившейся в 1978-м году во дворе мастерской Михаила Одноралова в 1-м Зачатьевском переулке в Москве. Дистанция забега — 1 метр 41 сантиметр — была высчитана путем деления расстояния от Москвы до Иерусалима (2 790 км) на год забега (1978)

Читать еще:  Развод: причины, последствия и статистика. Как сохранить семью? Почему люди разводятся

Уже позже, в 1970-х, появились концептуалистские группы «Гнездо» и «Мухомор». Конечно, это не то чтобы традиционное уличное искусство в современном понимании и совсем не монументальная роспись, скорее это были осторожные попытки выйти на улицу, потому что в то время по-другому было никак. «Мухоморы» спускались в метро, где проводили целый день, назначая там встречи и фиксируя свои эмоции. Участники группы «Гнездо» устраивали акцию «Забег в сторону Иерусалима», где участвовали многие московские концептуалисты того времени. Это были не столь заметные попытки, нежели у акционистов 90-х, которые буквально ворвались в город для того, чтобы сообщить людям о чем-то новом. Во многом это стало одной из наиболее ярких попыток освоения или даже завоевания публичных пространств. В нашей стране, как и во многих других странах, уличное искусство оказывается связано с протестами и социальными изменениями (изначально я хотел и книгу назвать «Уличное искусство: От протеста до профанации»).

Начало граффити в 1990-х и расцвет в 2000-х

Один голландский документалист приезжал в Москву уже в 90-е — и снимал фильм о московской хип-хоп-сцене, там есть несколько граффити-художников «второй волны» среди которых фигурируют Мэйк, Шухер, Шаман и другие. Сейчас, конечно, при этом изобилии брендов граффити-красок смешно смотреть, как они с такой грустью рассказывают, как им достается какая-то некачественная и просроченная краска из Европы. Они говорят, что держат в руках последнюю партию, а потом, возможно, граффити в России на этом закончится. Тогда даже в голову никому не приходило, что можно использовать кисть и другие материалы — настолько были сильны субкультурные каноны. В нулевых начался бум — появились специализированные бренды, которые стали приходить в Россию, привозить качественную краску, проводить фестивали с крутыми европейскими гостями. Это превратилось в самую настоящую индустрию.

Здесь и далее: фестиваль стрит-арта на «Винзаводе» в мае 2006 года

Фестиваль стрит-арта на «Винзаводе» в мае 2006 года

Здесь и далее: проект «Стена», запущенный в 2010-м и просуществовавший на «Винзаводе» два с половиной года

Приехав в Москву в 2003-м, я увидел такое количество разных граффити, что это утратило какой-либо интерес с точки зрения распространения своего никнейма. Мне не хотелось интегрироваться в эту среду, я стал задумываться о том, какое развитие это может получить, и запустил сайт, где собирал разные формы уличного искусства (или нетрадиционного граффити), которые бы не содержали шрифт, — это могли быть рисунки, инсталляции, объекты. За год-полтора я собрал коллекцию и стал думать о том, чтобы издать книжку, это было в 2005-м. Через полтора года вышло уже второе издание, более качественное как в плане содержания, так и исполнения. Примерно в то время и стал появляться особый интерес со стороны СМИ. На тогда еще полузаброшенном «Винзаводе» прошла масштабная выставка-фестиваль. Магазины хотели устраивать какие-то коллаборации с уличными художниками. Помнится, я даже помог организовать выставку Паши 183 в кафе магазина «Республика» — там было странное оформление с розовыми стенами, совсем не под Пашины работы. Паша тогда распечатал фотографии, сделал видео, и пусть в том пространстве это и смотрелось странно, но это был важный опыт как для меня, так и для него. Еще мы делали какие-то коллаборации со скейтбордическими магазинами, расписывали виниловые игрушки. Все это во многом западные тренды, никак не подкрепленные местным контекстом, поэтому особо это не прижилось, но было интересно.

Все закончилось в 2008-м этой самой архивной выставкой, манифестирующей смерть уличного искусства. Помню, я нанял скрипачей, которые играли классическую музыку, кто-то принес цветы. Единственное, что гроба тогда не хватало, было грустно, но и хорошо одновременно, потому что я как-будто бы избавлялся от груза.

Что происходит сейчас

Сейчас в стрит-арте происходят определенные сдвиги, связанные в том числе и с политическими процессами. Появляется множество междисциплинарных проектов, например как наш «Партизанинг». Активисты используют улицу как медиа, а акционистские практики — в духе Павленского и Pussy Riot — дали определенный толчок к развитию. Но конечно, есть и коммерция, и интерес со стороны государства, этого никто не отменял.

Появилось много новых явлений, в том числе и пропагандистское граффити, которые заботят и возбуждают художников. Мне тоже очень интересно, во что это может трансформироваться — станет ли эта пропаганда подобием монументального соцреализма или просто останется мимолетным трендом, неприметным, как уличное искусство и граффити в его нынешнем состоянии.

Пропагандистское граффити связывает нас с проблемами и идеями прошлого — возможно, оно действительно является в некотором роде реинкарнацией монументального соцреализма. Его появление сейчас ставит вопрос, идем ли мы снова по тому же пути? Оно выносит эти вопросы на общественное обсуждение — в том числе и в фейсбуке. Появляются петиции с требованием это все закрасить. Я думаю, что такой публичный жест с определенным сообщением — это хорошо.

Граффити-фестивали на западный манер очень декоративны, они не задаются никакими вопросами и в общем-то неинтересны зрителю-горожанину. Многие их даже не замечают, потому что приравнивают эти образы к рекламе. Эти работы закрашивают, а на их месте появляется реклама — в некотором роде они сами подготавливают почву к этому. Хотя на месте пропагандистских граффити тоже может появиться все что угодно — но все равно они ближе к социальному контексту. Другой вопрос — о качестве их исполнения и визуальной составляющей, но анализировать это бессмысленно. Это не искусство, а пропаганда и агитация, причем достаточно дешевая.

Источники:

http://luna-info.ru/discourse/strit-art-i-gorod/
http://kulturologia.ru/blogs/271112/17453/
http://daily.afisha.ru/brain/1012-istoriya-ulichnogo-iskusstva-v-rossii-ot-rodchenko-i-malevicha-do-radi-i-pavlenskogo/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector