0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность моделирования как метод педагогического взаимодействия в детском саду. Метод игрового моделирования как элемент деловой игры

Игровое моделирование как инновационная технология в образовании

Дата публикации: 29.11.2018 2018-11-29

Статья просмотрена: 1216 раз

Библиографическое описание:

Бейсембаева А. К. Игровое моделирование как инновационная технология в образовании // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 273-275. — URL https://moluch.ru/archive/234/54247/ (дата обращения: 16.02.2020).

Статья посвящена игровому моделированию как новой технологии в образовательном процессе. Проводится анализ понятий «модель», «моделирование», «игра» с целью определения сущности игрового моделирования.

Ключевые слова: модель, моделирование, игра, игровое моделирование.

В направленности современной дидактики четко прослеживается тенденция активного применения в образовательном процессе педагогической инноватики. Среди универсальных педагогических технологий, позволяющих совмещать традиционные методы обучения и инновационные процессы в современном образовании, выделяют игровое моделирование, которое предлагает построение абстрактных моделей в педагогической науке для решения теоретических и эмпирических задач образовательного процесса.

Проблема использования игрового моделирования в образовательном процессе рассматривается в различных аспектах. Такие исследователи как А. Дахин, С. Рубенштейн, К. Ушинский изучали ее с позиции педагогики. В трудах Л. Выготского, А. Леонтьева, Э. Берна и др. игровое моделирование представлено с позиции психологического подхода. В свою очередь, великие мыслители древности — Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, Аристотель — заложили философские основы метода игрового моделирования. О. Финк, Х. Гадамер, И. Кант также описывали философский подход в применении игры в обучении и воспитании.

Чтобы определить сущность игрового моделирования как технологии в образовательном процессе, рассмотрим основные определения понятий «модель», «моделирование», «игра», «игровое моделирование».

В работе Е. С. Полат модель рассматривается как вариант организации учебного процесса, представленный в виде схемы [3]. В трудах М. В. Ядровской модель понимается как схема организации процесса [7].

Ясвин В. А. в книге «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» рассматривает возможности применения модели в целях изучения образовательной среды. Автор указывает: «. под моделью подразумевается искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация и т. д.), аналогичное другому явлению (предмету, процессу, ситуации и т. п.), исследование которого затруднено или вовсе невозможно» [8, с. 32].

Игра в педагогической науке представлена как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [6].

Согласно словарю педагогических терминов, игра — это особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение задач и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике игры подразделяются на: дидактические, игры — драматизации, процессуальные, игры с правилами, режиссерские, сюжетно-ролевые и деловые игры [5].

Также стоит отметить определение данного понятия, представленное в словаре «Профессиональное образование»: «игра форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию» [1].

Ушинский К. Д. в своих трудах определял игру ребенка как серьезное занятие, посредством которого он познает и преобразует действительность.

Первая в педагогической науке обозначила обусловленность игры с трудовой деятельностью Крупская Н. К. Автор в своих исследованиях доказала, что у детей нет особой грани между данными видами деятельности. Игра способствует подготовке детей к труду.

Далее, исследования в данной области продолжил А. С. Макаренко, который утверждает, что хорошая игра подобна хорошей работе; их связывает как интеллектуальное так и физическое усилие, упоение творчеством, чувство долга [2].

На современном этапе развития образования, игровой деятельности в учебном процессе отводится все больше времени, что создает условия для развития игровой технологии.

Педагогическая технология в целом всегда имеет четко обозначенную цель обучения и соответствующий ей результат.

Основываясь на вышеобозначенных определениях понятий, процесс моделирования возможно характеризовать как деятельность по получению нового знания, при помощи искусственно созданной системы. Данный метод базируется на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.

Моделирование — это своеобразный метод обучения, основанный на исследовании каких-либо явлений, процессов или различных систем путем построения и изучения их моделей, использования моделей для определения и характеристик реальных предметов, явлений, систем.

Панфилова А. П. определяет «игровое моделирование» как «метод, позволяющий преподавателю не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, изменять их мотивацию, но и приобретать инновационный практический опыт по решению интеллектуальных, творческих, тупиковых и кризисных проблем» [4, с. 3].

Согласно работам В. А. Ясвина, суть процесса игрового моделирования состоит в том, что в ходе него возможно получить сведения о реальных явлениях, посредством проектирования на него имеющихся знаний, которые были получены при знакомстве с соответствующей моделью.

В ходе изучения вопроса игрового моделирования исследователями были выделены следующие правила технологии игрового моделирования:

‒ поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

‒ адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации: в одних случаях — играть самого себя, в других — взять на себя воображаемую роль;

‒ вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни [4].

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе игровое моделирование является важным инструментом развития как познавательных процессов, так и их познавательной активности обучающихся в ходе освоения ими учебных дисциплин.

Читать еще:  Почему тесты могут, не показывают беременность при ее наличии? Что может приводить к отрицательному результату? Почему тест не показывает беременность при задержке

Метод игрового моделирования в обучении детей дошкольного возраста

Любовь Романова
Метод игрового моделирования в обучении детей дошкольного возраста

каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п). Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Игровое моделирование — наглядно-практический метод обучения, в основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются другим предметом, рисунком, схемой, значком. А мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память. Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя

при этом интерес к занятию.

Следовательно, актуальность в том, что:

—данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью;

—дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес, моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему;

—использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания, а ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй, черти!»;

—графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель игрового моделирования:

-Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Задачи игрового моделирования:

-заменять реальные предметы схематическими изображениями и знаками;

-обеспечить успешное освоение детьми знаниями об особенностях объектов природы, их структуре;

-развивать речь, используя моделирование, творчество и фантазию детей;

-развивать умения точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели;

-содействовать с помощью моделирования овладению детьми важными компонентами учебной деятельности, операциям : сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

Преимущества метода игрового моделирования

Психические процессы: внимание, память, мышление, речь

Познавательные умения: наблюдать, видеть, слушать, думать, владеть символами

Личностные качества: самостоятельность, общительность, творческое воображение, инициативность

Интеллектуальные качества: анализ, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, умозаключение

Этапы работы игрового моделирования:

—Подготовка развивающей среды и материала с учетом знаний, умений и навыков детей.

—Изучение научной литературы, которая характеризует интеллектуальное, познавательное и творческое развитие дошкольников.

—Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме.

—Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми.

Модель построения педагогического процесса

-словесные, дидактические, речевые игры

-и/у со схемами и моделями

-составление с детьми схем, мнемотаблиц и т. д

-игры детей с моделями, наглядными схемами,

-пиктограммами, составление детьми схем, мнемодорожек и т. д

Загадки дружно отгадать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что забыли, закрепить.

Чтоб не трудно было догадаться,

Картинки-подсказки будут появляться.

Ребёнок учится играя,

Об этом скажет вам любой.

Он лучше всё запоминает,

Когда играет он с тобой!

Виды моделей

Воспроизведут конструкторские особенности,

Модели глобуса, экосистемы,

Части объектов и их пропорции

Графики, схемы, связи, явленья,

Планы участка, маршруты, отношения.

Передадут нам без сомненья

Игровое моделирование в обучении

Если хочешь посчитать сколько звуков в слове,

Стоит, где звук в начале, середине иль в конце.

Нарисовать захочешь куклу, крокодила,

Птенца в разбитом ты яйце.

Знак любой отобразить иль черту объекта,

А еще явленья, а потом предмета.

Не сомневайся без обмана

Тебе поможет пиктограмма.

Запомнить, чтоб стихотворенье,

Пересказать произведенье, сказку,

Мир окружающий узнать быстрей,

Развить мышление, из текста информацию.

Система методов, приемов нам поможет,

Копилку знаний наших подытожит.

Чудо это не рыба, не птица,

А мнемодорожка и мнемотаблица.

И в математике мы тоже

Играть в модели просто можем.

Логически мыслить, сравнить, обобщить.

Развития уровень выявить.

Знаете коллеги точно вы

Какие игры нам нужны.

В применении широк метод моделирования,

Он и лепке, рисовании, конечно конструировании!

Есть огромная страна-театром названа она.

Как накрыть столы к обеду,

Как построить нам ракету,

Как цветочки поливать,

За погодой наблюдать,

На прогулку собираться,

Почти все мы повторили,

Может, что-то и забыли.

Но хотим сказать одно-

Схемы, графики, модели нам совсем не надоели,

Скажем Вам от всей души в помощь нам они даны!

МОДЕЛИРОВАНИЕ – СИЛА, МОДЕЛИРОВАНИЕ – КЛАСС,

СТАТЬ УСПЕШНЕЕ В УЧЁБЕ ЭТОТ МЕТОД УЧИТ НАС!

Теория скучна порой нудна увы,

Но иногда дает толчок,

Чтоб многое узнали мы,

На практике всем доказать

Что надо метод изучать.

Коллег своих мы приглашаем

Перенести теорию в реаль.

Покажут нам они модель как применяем,

Используем в работе что, зачем и как!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Метод моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Статья. «Метод моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель Ясырева Надежда Ивановна.

Роль вязаного театра в обучении и воспитании детей дошкольного возраста Начну с того, что рукоделие — это моя жизнь, мое хобби. Мне очень нравится всегда что-то мастерить, делать своими руками. Но именно вязание.

Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста Тема «Виды игр, их роль в жизни, воспитании, обучении детей дошкольного возраста.» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников,.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования Введение Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Читать еще:  Почему понтий пилат казнил. Сочинение Понтий Пилат и Иешуа (встреча, разговор,спор, диалог) в романе Мастер и Маргарита

Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста Слайд 1 В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение.

Макет по правилам дорожного движения для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста Цель: изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: -Закрепить правила дорожного.

Использование сказок при обучении математике детей дошкольного возраста Математика в сказке. Чернышева Т. Н., Ротманова О. В — Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано.

Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста Математическое развитие детей необходимо осуществлять и на занятиях, и в различных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим.

Технология моделирования при обучении пересказу Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Педагогические технологии. Деловая игра

Класс: 5

Недостаточно только получить знания;
надо найти им приложение.
Недостаточно только желать; надо делать.

1. Педагогические технологии

Одной из главных целей современного образования является обновление его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

Любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся.
Как правило, технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, педагогическая технология – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогические технологии обуславливают содержание, методы и средства обучения, находящегося во взаимосвязи и взаимодействии (по О. В. Долженко).

Мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

В педагогические технологии обучения входят:

• цели обучения;
• содержание обучения;
• средства педагогического взаимодействия;
• организация учебного процесса;
• ученик, учитель;
• результат деятельности.

Что же включает в себя понятие педагогических технологий?
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковый словарь).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы, способы деятельности, участие личность в деятельности.
Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» – более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

К современным педагогическим технологиям относятся:

• коллективные способы обучения;
• технологии личностно-ориентированного образования;
• технология знаково-контекстного обучения;
• игровые технологии;
• активные методы обучения;
• витагенное обучение с голографическим методом проекций;
• проблемное обучение;
• информационные технологии;
• программированное обучение;
• интегрированное обучение;
• модульное обучение;
• Вадьдорфская педагогика Р. Штейнера;
• технологии авторских школ;
• технология опережающего обучения с использованием опорных схем;
• технология развивающего обучения;
• метод проектов;
• Дальтон-технология;
• технология «открытых форм»;
• этнопедагогическая технология;
• дистанционное образование.

Любая педагогическая практика подразумевает использование технологии коллективных способов обучения.
Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

• наличие сменных пар (групп) учащихся;
• их взаимообучение;
• взаимоконтроль;
• взаимоуправление.

Далее дано описание понятия “деловая игра” и методическая разработка урока.

2. Деловая игра

Одной из технологий с помощью которой можно формировать коммуникативную компетенцию является – технология “Деловая игра”
Деловая игра — метод имитации принятия решений в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Один из методов активного обучения. (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

– принцип имитационного моделирования конкретных условий. Моделирование реальных условий профессиональной или учебной деятельности во всем многообразии социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения
– принцип игрового моделирования содержания и форм деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
– принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств
деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды взаимодействия лиц;
– принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
– принцип двуплановости. Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
– принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности.

Читать еще:  Расклешенные пуховики. Расклешенные женские пуховики. С чем носить расклешенный пуховик

Цели использования:

  • cпособствует моделированию проблемы и дает возможность рассмотреть разные варианты решения и найти наиболее эффективные пути решения, обучает прогнозированию;
  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования;

Признаки деловой игры

  • Моделирование деятельности, выполнение определенных заданий, ролей, нахождение путей решения проблемы.
  • Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  • Распределение ролей между участниками игры.
  • Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  • Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  • Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  • Коллективная выработка решений участниками игры.
  • Многоальтернативность решений.
  • Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Структура деловой игры

  • Имитационная модель
  • Цепочка решений
  • Проблемное содержание среды
  • Команды
  • Роли игроков, игротехники
  • Правила
  • Система оценивания

Этапы деловой игры

  • Подготовительный
  • Основной, несколько стадий, зависящих от решений игроков
  • Заключительный, оценивание

Методическая разработка урока – “деловая игра”, “Food”, 5 класс

Ниже представлена авторская разработка урока, с использованием технологии “Деловая игра” в 5 классе, УМК “Английский в фокусе 5” В. Эванс, Дж Дули, О. Подоляко и другие, “Просвещение”. Материал предлагает проведение урока по теме «Еда». Данную разработку можно использовать для проведения уроков по данной теме во всех параллелях, особенно в 7 и 9, усложняя лексику и задания урока. Все задания сформированы по 4 видам речевой деятельности – аудирование, письмо, монолог, диалог.

Тема: “Food”

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Food”, закрепление навыков монологической и диалогической речи, аудирования, чтения.

Задачи:

  • Образовательные: развивать и закреплять лексические навыки, речевые умения (монологическая и диалогическая речь), навыки аудирования, чтения с извлечением информации.
  • Развивающие: развитие мотивации к изучению иностранного языка, навыка языковой догадки, интеллекта, памяти, совершенствование внимания.
  • Воспитательные: cоздание условий для формирования ясных представлений школьника о здоровом питание; воспитание умений работать в парах, группах, самостоятельно.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, видеоролики, компьютер и т.д.

Оформление доски:

An apple a day the doctor away.
Appetite comes with eating.
Don’t live to eat, but eat to live.

Вступление: организационный момент, вступительная беседа учителя, объяснение задач урока:

– What are these idioms about?

Учащиеся высказывают предположение:

  • food
  • healthy food
  • junk food

– Well, you are right. Today we’ll discuss the problems of food. Our lesson is unusual. It is the business game.

We’ll divide ourselves into three groups.
The 1st group will protect healthy food .
The 2nd group are their opponents will protect junk food.
The 3rd group’s members are experts. (Opinion about groups’ working and sum up the business game).

Основная часть

1 задание: “I know new words”. Активизация изученной лексики.
Разделите данные слова на две категории:

1 группа – здоровая еда ;
2 группа – вредная еда.

Список слов: оlive oil, cake, grapes, sugar, fish, salt, pepper, chocolate, pasta, chicken, milk, lemonade, sausages…

2 задание: “I like …”. Монологическое высказывание.
Расскажите о своей:

1 группа – любимой полезной еде.
2 группа – менее полезной любимой еде

Вопросы к заданию:

  • What is your favourite food?
  • What kind of food is it?
  • Why do you like it?

3 задание: “I can listen ”. Аудирование
Прослушайте и посмотрите и выполните задание:

1. Ответьте на вопрос:

  • What food can we eat once in a while (изредка)?
  • What kind of food can we eat every day?

1 группа – What makes you smile?
2 группа – What ‘s a lovely treat?

4 задание: “I can read”. Чтение

Прочитайте текст и заполните таблицу:

In Great Britain most people celebrate their birthdays on the day of the month they were born. Birthdays are celebrated with family and friends. People send invitations for the party. A birthday cake with candles is served. We have a table full of food, crisps, sandwiches, chocolates biscuits, ice cream and small sausages. We eat grapes, bananas and drink Coke and juice.
We decorate the house with balloons and play party games with my friends.
It is traditional to bring or send birthday cards and gifts to the birthday person. Many people send flowers. Other presents can be clothing, books, toys or CDs. Parties for children are usually celebrated at home. At children`s parties, children wear birthday hats and get souvenirs from the birthday child.

Источники:

http://moluch.ru/archive/234/54247/
http://www.maam.ru/detskijsad/metod-igrovogo-modelirovanija-v-obucheni-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654320/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector