27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние новейшей литературы на современную молодёжь. Исследовательский проект «классика и молодежь

Молодежь и книга. Влияние литературы на духовно-нравственное формирование молодежи в XXI веке

Фамилия, имя, отчество (полностью) Смирнова Ирина Юрьевна

Название места работы/учёбы МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

Наименование муниципального образования Наименование населённого пункта село Новый Порт

Сегодня, в век компьютеров, суперумных гаджетов, роботов, нано- технологий одной из главных проблем является проблема духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания молодёжи.

Наше общество нацеливает молодёжь на успешность, самодостаточность, умение заработать деньги. Таковы требования рыночной экономики. Средства массовой информации пропагандируют нормы современной жизни внушая молодежи, что такие пороки как гордость, гнев, чревоугодие, зависть, уныние, сребролюбие, блуд вовсе и не грехи. В результате в процессе становления личности мы получаем человека-потребителя, абсолютно равнодушного к чужой боли, чужим проблемам, человека, вдруг забывшего, что никакое богатство не сможет заменить честность, доброту, порядочность. Современный молодой человек, развитый в умственном плане, владеющий определёнными научными знаниями, в духовном и эмоциональном плане оказывается на самом низком уровне.

Основной целью школьной библиотеки является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой сфере жизни. Нравственное воспитание подрастающего поколения – первостепенная задача общества, так как нравственность — наивысшая мера человечности. Школа и библиотека должны объединить усилия в формировании нравственных ценностей.

Меня, как библиотекаря интересует, насколько эмоционально юные читатели воспринимают художественный текст, как глубоко его понимают, сопереживают ли литературным героям. Способность читателя, а тем более юного читателя к переживанию радости, гнева, печали является важным в духовной жизни человека. Эмоциональное воображение дает возможность читателю понять мир чувств литературных героев, прожить с ними их жизнь, представить себя любым персонажем из книги, оторваться от реальности и пережить невероятные приключения. Отсюда вывод – чтение развивает воображение. «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну» (Д. Мартин).

В нашей библиотеке часто проходят громкие чтения с остановками для ответов на возникшие по ходу чтения художественного произведения, вопросы, для обсуждениия поступков литературных героев. И даже те ребята, кто не любит читать, проникаются интересом к участи героев книги, жаждой узнать, что будет потом, как закончится сюжет.

Особый интерес вызывают книги, в которых рассказывается о судьбах таких же подростков, как и наши дорогие читатели (Железняков В.К. «Чучело», Каверин В. «Два капитана»), книги о Великой Отечественной войне (Кузнецов А. «Бабий яр», Кассиль Л. «Улица младшего сына», Бакланов Г. «Навеки девятнадцатилетние», Черкашин Г. «Кукла» и др.) о дружбе и любви (Щербакова Г. «Вам и не снилось», Гроссман Д. «С кем бы побегать», Сабитова Дина «Три твоих имени», Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим»), исторические сюжеты.

Для привлечения учащихся к чтению духовно-нравственной литературы проводятся книжно-иллюстративные выставки, посвященные жизни Сергия Радонежского, Александра Невского, великим просветителям Кириллу и Мефодию. В дни православной книги в библиотеке проходят обзорные беседы, круглые столы, громкие чтения евангелистской тематики русских писателей И. С. Шмелёва («Лето Господне», «Богомолье»), Л. Андреева («Гостинец»), А. П. Чехова («На Страстной»), Н. С. Лескова («Фигура»), Л. Н. Толстого(«Свечка»), Ф. М. Достоевский («Мальчик у Христа на ёлке»),

Составлены рекомендательные списки литературы «100 произведений, которые должен прочитать каждый школьник», «Что читают мои одноклассники», «Любимые книги моей семьи», «Любимые сказки для детей и взрослых».

В нашей библиотеке, так же, как и в любой другой, имеется фонд православной литературы, который используется в выставочной работе, когда речь идет об этнокультурных традициях русского народа. А, как известно, культура русского народа неразрывно связана с православием. Всем хорошо известные и отмечаемые православные праздники: День Наума Грамотника 14 декабря, 25 января – День святой Татьяны, отмечаемый как День студентов, 24 мая – День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, он же День славянской письменности и культуры. Всегда к этим праздникам проводится целый ряд мероприятий в школе. Это выставки художественной и православной литературы, обзорные беседы, громкие чтения, викторины, флэш-мобы, и др.

Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков может помочь хорошая книга. Есть много современных авторов, как российских, так и зарубежных пишущих для подростков.

Вот некоторые из них: Эдуард Веркин «Облачный полк»; Ольга Громова «Сахарный ребенок»; Владислав Крапивин «В ночь большого прилива»; Тамара Крюкова «Ведьма»; Марк Леви «Похититель теней»; Борис Алмазов «Посмотрите – я расту»; Николай и Светлана Пономаревы «Боишься ли ты темноты?» и «Фото на развалинах»; Михаил Самарский «Радуга для друга», Евгений Ельчин «Сталинский нос»; повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». Это книги современных авторов о человеколюбии, нравственных проблемах, о понимании смысла жизни, о переживаниях героев, их борьбе за справедливость и честность, их благородстве, готовности прийти на помощь своим друзьям и их самоотверженности.

Читать еще:  Какой лишний день придумал барон мюнхгаузен. Усадьба Дунте: до некогда уединённого райского уголка сейчас легко добраться

Детская книга должна давать детям надежду, что все может быть хорошо, что есть хороший выбор. Книга помогает разобраться, где есть добро, милосердие, сострадание, что такое покаяние и что такое самолюбие, праздность, гнев, зависть, гордость. Найти и порекомендовать хорошую книгу подростку задача библиотекаря и учителя литературы. Руководителями чтения подростка могут стать и читающие родители, ведь приобщить к чтению они могут личным примером.

За последние два-три года наблюдается повышенный спрос на классическую литературу, не входящую в школьную программу. Это Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»; Толстой Л.Н, «Анна Каренина», «Воскресение»; Фадеев «Молодая гвардия», Шмелев «Лето Господне».

И, конечно же, произведения Пушкина А. С., Лермонтова М. Ю., Гоголя Н. В., Толстого Л. Н., Достоевского Ф. М., Чехова А. П., Шолохова М. — позволяют юному читателю не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с героями их книг, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды.

Современные подростки предпочитают посмотреть фильм, снятый по мотивам литературных произведений, а не прочитать само произведение так как на чтение тратится много времени. Но тот, кто прочитал книгу не пожалел о потраченном времени. Вот что говорят ребята прочитавшие книги о войне:

«Любая книга о войне учит нас ценить жизнь, защищать самое дорогое, верить, надеяться. Мы узнаем о таких качествах, как доброта, самопожертвование, умение дружить. Каждый уважающий себя человек обязан прочитать хотя бы одну книгу о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.!»

Ребята считают, что чтение книг о войне необходимо каждому человеку для того чтобы знать историю своей страны, знать, какой ценой был оплачен мир, в котором мы все живем, чтобы помнить о героях войны, об их подвигах.

Чтение книг о войне учит быть человечным даже в самых трудных и страшных ситуациях, учит придерживаться своих принципов до конца, учит любить, верить, надеяться, учит людей объединяться ради одной великой цели –Победы.

В наши дни необходимо читать книги о войне, особенно о Великой Отечественной чтобы воспитывать дух патриотизма, гордость за свою страну, а главное, чтобы нынешнее поколение не забывало, благодаря кому оно живет на этой земле под мирным небом. Это необязательно художественная литература, но и документальная, чтение которой позволяет выработать свою точку зрения на происходящие события.

Молодежь читающая, знающая традиции, историю и культуру своей страны – высокий потенциал для будущего России.

Помни, юный гражданин,

Книга – роста витамин!

Великий русский писатель А. М. Горький писал: «Всему хорошему в жизни я обязан книгам».

Сегодня, как никогда, важно приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры. Русская классическая литература, устремленная к гармонии и поискам смысла жизни, к разрешению вечных вопросов, даёт возможность использовать богатейший материал для формирования культуры личности. Например, по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков помогают книги «Живой» Б. Можаева, «Привычное дело» В. Белова, «Прощание с Матерой» В. Распутина. Они утверждают идеалы разума, красоты, гармонии, говорят об ответственности человека за каждый свой шаг на земле.

Современной молодежи необходимо читать причем читать лучшее из классики, для того, чтобы понимать самих себя, кем ты являешься, чего хочешь добиться. Нравственные проблемы личности прослеживаются в произведениях таких писателей, как Чингиз Айтматов, Б. Васильев, В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев и многих других.

Но самое главное, что даёт книга, — мудрые советы.

Подросток, наблюдая за мыслями, чувствами, переживаниями и поступками литературных персонажей, учится не совершать их ошибок в своей жизни, старается брать пример только с положительных героев.

Книги учат молодое поколение размышлять, воображать, переживать и сочувствовать. Иногда они просто помогают им приятно провести время, а иногда становятся незаменимыми друзьями и советчиками. Книги учат правильно поступать в той или иной ситуации, они как будто просят своих читателей быть лучше, помогают ориентироваться в жизни.

Важную роль в становлении личности подростка играют книги о выдающихся людях как нашей страны, так и других стран мира. История человечества за тысячелетия своего существования накопила много жизненного опыта, и этот опыт неплохо было бы изучить нашим детям. Серия книг «Жизнь замечательных людей» откроет подробности биографий выдающихся личностей.

Чтение книг о выдающихся людях помогает читателям достойно идти жизненными дорогами, формировать свой характер, достигать своей цели. Эти книги становятся отличным мотиватором для тех, кто встретился с преградами на пути к мечте. Книги воспитывают нравственные качества человека, учат мыслить и рассуждать, помогают развивать внутренний мир.

  • Книга учит мыслить.
  • Книга учит говорить.
  • Книга учит понимать людей.

Лучшими стихами, посвященными детскому и подростковому чтению я считаю стихи Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе». Краткое изложение баллады в стихотворении В. В. Радина:

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Закончить свои размышления хочу словами А. М. Горького: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

  1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/авт. сост. Е. М. Зуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. — 336 с.
  2. Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб., 1997.
  3. Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами – первейшим инструментом развития природных дарований/Школьная библиотека – 2000. — № 5 – с.58-62
Читать еще:  Гербер праздник удмуртов история. Как проходит национальный удмуртский праздник Гербер? Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал

Исследовательская работа “Классика и современность: вечный спор”

Автор: Горбунов Андрей Владимирович
Место работы/учебы (аффилиация): СОШ № 10 г.Троицк Челябинской области, 7 класс
Научный руководитель: Брагина Наталья Юрьевна, учитель музыки

Аннотация:

В современной музыкальной культуре встречается прямое противопоставление «музыка классическая — музыка современная», где место классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями.

Актуальность работы заключается в необходимости изучения вечного спора между классической и современной музыкой.

Гипотеза исследования: классическая и современная музыка актуальны в современном мире.

Цель работы: предоставление полной и объективной информации об использовании возможностей классической и современной музыки.

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Провести анкетирование обучающихся 7-9 классов, определив степень интереса к классической и современной музыке;
  3. Проанализировать музыкальные произведения, сравнив выразительные средства музыки.

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная), несущая определенную смысловую нагрузку, в подростковой среде часто не востребована.

Современная музыка, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи, так как помогает расслабляться, или, наоборот, сконцентрироваться, а иногда и найти верное решение в определенной проблеме. Она воздействует на подростков через средства массовой информации (телевидение, радио, печать), социальные сети. Классическая же музыка, оказывая духовно-нравственное воздействие на человека, развитие интеллектуальных способностей и возможностей человека, в подростковой среде часто не востребована.

В исследовании мы провели опрос среди учащихся 7-9 классов, цель которого выявить отношение к классической музыке среди подростков.Опрос позволил сделать вывод:

  1. Несмотря на то, что большая часть респондентов положительно относятся к классической музыке и считают ее значимой и нужной в современном мире, ограничиваются прослушиванием ее только на уроках музыки и на занятиях в школе искусств. В повседневной же жизни отдают предпочтение различным направлениям популярной музыки.
  2. Важные выразительные средства музыки: форма, художественный образ, восприятие.
  3. Современные ритмы популярной музыки более просты, построены на акцентировании и пульсации, тем самым создают поверхностное восприятие. И напротив, в классической музыке, выразительные средства постоянно меняются, заставляя слушателя вникать в произведение, определяя идею произведения и мысль композитора.
  4. Классическая и современная музыка актуальны в современном мире, оказывают огромное влияние на подрастающее поколение: одна помогает расслабиться или эмоционально зарядиться, вторая помогает развить интеллектуальные способности и моральные качества. А музыкальные предпочтения зависит во многом от воспитания.

Содержание работы:

Автор предпочел не показывать работу на сайте.

Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи

Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости [2].

Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации.

Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе.

Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения [3].

Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира [1]. Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой, могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или иной ситуации.

Таким образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций, позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции, получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с героями литературных произведений [4]. Однако не все эти функции выполняются в полной мере.

Отсюда возникает проблема несоответствия роли, которую общество отводит художественной литературе как особому виду искусства в процессе формирования нравственных и эстетических идеалов молодого поколения, и реального места художественной литературы в жизни современной молодежи в условиях многообразия каналов трансляции ценностей и идеалов.

Читать еще:  Трикотажные шапки. Шапки спицами: схемы вязания, новинки. Модные вязаные спицами женские шапки на весну, осень, зиму: описание со схемой

Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить свое будущее и будущее всей страны, представляет особый исследовательский социально-психологический интерес.

В 2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга».

Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей.

Была поставлена цель — выявить механизм формирования идеалов посредством художественной литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи.

Объектом исследования выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов). Возрастной интервал представлен тремя группами: 15—17 лет, 18—22 года, 23 года и более. Из них — 103 юноши (40,1 %) и 154 девушки (59,9 %). В опросе принимали участие учащиеся различного профиля — гуманитарный, технический, естественнонаучный.

Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1 % опрошенных подтвердили, что любят читать. При этом треть респондентов (29,7 %) читают постоянно, каждый день; более половины ответивших (54,7 %) читают от случая к случаю, не ежедневно; 14,1 % читают очень редко, не чаще чем раз в неделю; лишь 1,6 % не читают вовсе.

В контексте данного исследования наибольший интерес представляет художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют значительный интерес к произведениям художественной литературы. В системе других видов искусства художественная литература занимает третье место по популярности после музыки и кино.

Среди книг, прочитанных за последние полгода старшеклассниками, чаще всего назывались произведения школьного курса: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др. Из произведений, не входящих в программу, было названо большое количество произведений современных зарубежных писателей (Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Стефани Майер и т.д.).

Что касается студентов, то они проявляют большой интерес к произведениям русской классической литературы. В списке прочитанных за последние полгода книг представлены произведения из школьной программы по литературе (Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.), что, возможно, свидетельствует о желании студентов перечитать и переосмыслить некоторые произведения школьного курса с точки зрения своих новых личностных позиций. В то же время респондентами были перечислены внепрограммные произведения программных авторов («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «В круге первом» А.И. Солженицына, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова), что говорит о сохранившемся интересе к произведениям русских классиков.

С другой стороны, студенты проявляют значительный интерес к произведениям зарубежной литературы, как классической, так и современной. Наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуются следующие произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Над кукушкиным гнездом» К. Кизи, «Три товарища», «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка и др.

На каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом жизненная позиция. Об этом свидетельствуют изменения жанровых предпочтений в зависимости от учебного профиля. Так, например, учащиеся гуманитарного профиля наибольший интерес проявляют к зарубежной классике (54,9 %), к русской классике (52 %) и современной зарубежной литературе (48 %), в то время как учащиеся технических специальностей предпочитают, в первую очередь, фантастику (51,1 %), приключенческую литературу (38,6 %), «фэнтэзи» (34,1 %) и русскую классику (31,8 %). Что касается учащихся естественнонаучного профиля, в отличие от предыдущей категории, русскую классическую литературу они ставят на первое место, а затем уже приключенческую литературу и фантастику.

С возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными нравственными проблемами: 52,9 % учащихся отметили, что обращают внимание на проблемы, затронутые в произведении, для 70 % респондентов очень важно, читая художественную литературу, иметь возможность задуматься над этими проблемами.

Стоит отметить, что молодые люди, уделяющие значительную часть времени чтению художественной литературы, чаще проявляют способности к творческой деятельности в области литературы. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, позволяющие утверждать, что существует связь между активным чтением и творческой деятельностью: желанием и способностью писать сочинения, стихи, рассказы, эссе (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,157, уровень значимости p = 0,05).

Однако основной целью настоящего исследования было выявление механизма формирования идеалов молодежи посредством художественной литературы. Было показано, что этот процесс осуществляется не напрямую, через подражание внешнему облику и манере поведения героя, а в скрытой, опосредованной форме, путем сопоставления, идентификации с героями литературных произведений и их действиями в ситуациях, аналогичных собственным жизненным обстоятельствам.

Источники:

http://yamal-obr.ru/articles/molodezh-i-kniga-vliyanie-literaturi-na-/
http://eee-science.ru/item-work/2019-1183/
http://psychojournal.ru/article/1087-vliyanie-hudozhestvennoy-literatury-na-formirovanie-idealov-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector