3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Теоретические основы развития художественно- творческих способностей дошкольников

Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Теоретические основы развития художественно- творческих способностей дошкольников

Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.

2. обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы
  • сравнивать их между собой и расчленять на части
  • видеть в них общее и различное
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький).
  • в точном словесном указании направления. (Над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в ДОУ.

Опыт работы на тему «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей»

Екатерина Николаевна Вишнякова
Опыт работы на тему «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей»

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. В мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Художественное конструирование — это творческая работа ребёнка с бумагой и природным материалом, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.

Цель моего опыта — развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через художественное конструирование.

Я определила для себя задачи: формирование практических навыков работы с материалами и инструментами, познание свойств различных материалов, формирование пространственных представлений, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие творческих способностей.

Стремительно происходящие изменения в жизни общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Но, проблема в том, что создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству сложно. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И. П. Павлов и И. М Сеченов. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка, физическое совершенствование ребёнка, эстетическое развитие. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Читать еще:  Сколько грамм молока съедает. Сколько грамм смеси должен съедать новорожденный ребенок

Актуальность художественного типа конструирования состоит в том, что позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальности мира. В художественной композиции, максимально используя не только знаковые, но и символические средства. Проанализировав авторские разработки и различные материалы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения художественного конструирования с использованием различных материалов для развития творческих способностей дошкольников.

Свою работу с детьми я проводила по двум направлениям: проведение специально организованного обучения и создание условий для самостоятельных практических действий детей. Каждое педагогическое мероприятие проводила с использованием современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, игровые, проектные, социально-личностные). При организации занятий по обучению детей художественному конструированию соблюдала следующие условия: учет возрастных и индивидуальные особенности детей, интерес к деятельности и конкретное практическое применение, постепенное усложнение технических и изобразительных средств обучения, положительная оценка результатов детского труда, эмоциональный настрой.

В работе с детьми я использовала наиболее эффективные методы и приемы: создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, активизация речи детей., динамическая пауза, практическая деятельность детей, рефлексия деятельности детьми.

На первых занятиях я использовала показ с подробным объяснением своих действий с предметами, тем самым побуждая детей думать вслух, мастерить и проговаривать свои действия, используя пословицы и поговорки. Проводила занятия с природным материалом (шишки, кора, листья, косточки, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, крупа, семена овощей и цветов, бросового материала (коробки и баночки разных размеров, бумаги (обычная, гофрированная, салфетки, газеты, картон, фольга, ткань, проволока, вата, целлофан, поролон.

С первых занятий я приучала детей к аккуратности в работе, следила, чтобы технология обработки быта несложной, а время, на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремления к самостоятельности. Перед обучением детей проводила беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с рассматриванием коллекций и книг. Так были созданы различные коллекции — «Ткань», «Фантики», «Бумага». Собраны книги и пособия — «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка журналов «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки иллюстраций, фотографий поделок.

Для того, чтобы поддержать интерес к изготовлению поделок, в группе организовала предметно-развивающую среду: «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке: разнообразные материалы для ручного труда, образцы поделок, альбомы для рассматривания, дидактические игры.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Развитию мелкой моторики способствуют такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели хороший результат.

Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит», «Угадай на ощупь», «Из чего сделано».

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с природой, воспитания бережного отношения к ней и формирования трудовых навыков, способствует развитию сенсомоторики, внимания, любознательности, творчества.

Природный материал в качестве строительного, я использовала для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строили дорогу, домик, мосты. Начиная со средней группы, мы делали игрушки из веток, коры, листьев, каштанов, шишек, ореховой скорлупы, желудей, семян. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма.

Работу по изготовлению игрушек из природного материала я начинала с легких конструкций («Кораблик» (Из скорлупы грецкого ореха, палочки и пластилина, «Цветы»(из кленовых носиков, шпажки и пластилина, «Черепаха»(из скорлупы ореха и пластилина) и по мере овладения детьми навыками мы переходили к более сложным поделкам.

Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры. И вряд ли мы задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Совместный процесс работы с бросовым материалом объединяет ребёнка и родителей, ребёнка и других детей, оптимизирует общение между ними. По мере накопления опыта работы с различным материалом, знакомством с их свойствами, ребёнок приобретает творческую самостоятельность. Происходит развитие личностных качеств, формируется положительная самооценка, развивается мелкая моторика рук, художественный вкус, образное мышление. Из губок мы делали «Кораблик», из коробок – «Домик», из спичечных коробков – машинки.

При оценке детских работ, стараюсь отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаю значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами мы украшали группу, раздевалку, дарили подарки родителям.

Использовала в работе проекты: «Осеннее дерево», «В гостях у сказки», «Ковер», «Торт», композиции из природного материала «Дружба зверей», «Ферма», и т. д. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, что будет являться конечным результатом творческой работы. При выполнении коллективных работ происходит нравственно-эстетическое воспитание детей, умение договариваться, уступать друг другу, помогать, планировать содержание, композицию, радоваться успехам своим и товарищей.

Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми. Большое внимание уделяю работе с родителями. Они принимают активное участие в проектах, конкурсах, выставках праздниках, изготовление атрибутов, костюмов, игрового оборудования, игр и пособий для занятий. Анализируя свою работу, я могу сказать, что систематическая работа по конструированию является непременным условием развития творческого воображения, способностей, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты: дети приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручного труда, научились свободно действовать с различными материалами, добиваться результатов, занимать себя практической деятельностью в свободное время, самостоятельно экспериментируя с материалами.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки, приобретенные на занятиях, позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня наблюдается устойчивый интерес к продуктивной деятельности.

Читать еще:  Какого числа день полиции в россии. День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (День полиции) Когда день милиции в году

Но моя работа на этом не заканчивается. Я планирую ставить новые задачи, искать нетрадиционный материал и использовать его в работе. Продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды в группе, оптимизировать методы и приемы, формы методической работы.

Для меня как педагога работа по развитию творческих способностей детей помогла совершенствовать свои творческие способности, накопить практический опыт, благодаря чему я участвовала в конкурсах, где занимала призовые места. «Шляпа осени» (победитель, «Светофорик» (лауреат, Дидактическая игра по развитию речи (победитель, «Царевна лягушка» (лауреат, «Ступеньки мастерства» (лауреат). Так же мне нравиться делать разные вещи для души, это топиарии, домовята, парящие чашки, насыпушки, мельницы из джута. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие.

Конструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольников Мастер-класс по теме: «Конструирование из бросовых и подручных материалов как средство развития творческих способностей дошкольников» Актуальность:.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Конструирование из снега как средство развития познавательных способностей детей В этом году я работала со второй младшей группой, дети 3-4 лет. Дождавшись снега, мы с детьми приступили к работе. Что же мы делали? Мы.

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» Русский народный фольклор — это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Опыт работы «Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников» Подготовила: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» г. Калача-на-Дону Волгоградской области СЛАЙД №1 С начала.

Опыт работы «Сенсорные книги как средство развития математических способностей дошкольников» СЛАЙД 1 От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития,.

Педагогический опыт «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Гуревичевой М. А.

Статья «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Коршунова Е.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад №12», г. Ангарск.

Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач современного образования.Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на развитие таких качеств личности у детей, как любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение.
Кроме того, в последнее время запросы современных родителей направленны на художественно-эстетическое образование детей и поэтому стала необходимость включения в образовательный процесс разных форм, технологий направленных на развитие детской инициативы в продуктивной детской деятельности.

За долгие годы опыта работы с детьми в направлении творчества отвожу значительное место художественному конструированию, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития творческих способностей детей. Художественное конструирование в силу его созидательно – преобразующей природы, носит подлинно творческий характер. В его русле создается условия для развития воображения и интеллектуальной активности дошкольников.

В процессе работы с детьми на занятиях по художественному конструированию и из анализа детских работ обратила внимание, что у детей недостаточно сформирован уровень ручных умений и навыков, самостоятельности в выборе средств воплощения, исформированноститворческого воображения. Передо мной стояла задача, как организовать свою работу, через какие интересные формы совместной деятельности, чтобы ребенок смог раскрыть свой творческий потенциал, развить творческие способности и самореализоваться в творческой деятельности.

Поэтому мной была выбрана одна из форм неорганизованных занятий – как мастерская, гдевзаимодействие с ребенком выстраивается в сотрудничестве партнерстве (детско-взрослого сообщества.)

Такая форма помогает педагогу гибко проектировать работу с детьми, подбирать содержания, учитывать интересы, склонности предпочтений каждого ребенка. К тому же такая форма работы мобильно подстраивается в режимные моменты образовательного процесса ДОУ и не ограничивает инициативу ребенка во времени, и не имеет временного конца, то есть ребенок может возвращаться к продукту творчества в течение всего дня.

Поэтому целью моей работы в мастерскойстала «самореализация детей старшего дошкольного возраста в творческой художественной деятельности».

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

Развитие способности к восприятию эмоционального отношения к миру.

Развитие способностей к исполнительству, осуществление художественного замыслав конструктивной деятельности.

Развитие умения планировать свою творческую деятельность, развивать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Развитие творческих способностей.

В основу системы работы по художественному конструированию стали идеи следующих исследователей: обэтапности развития творческих способностей в разных видах деятельности (Л.А.Венгер); разные типы продуктивной деятельности (И.А.Короткова); технология сотрудничества (О.С.Газман), интеграция разных видов деятельности(Д.И.Воробьева) и исследования в направлении художественного конструированияЛиштван, А.Р. Лурии, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьякова, О.А. Сафонова и др.

Свою работу в мастерской выстраиваю на следующих принципах:

Принцип самоактуализации – поддержка способностей детей в творческой деятельности.

Принцип сотворчества – совместная деятельность взрослого и ребенка.

Принцип индивидуальности – учет индивидуальных способностей возможностей и их развитие.

Принцип выбора – без выбора невозможно развитие индивидуальности.

Принцип творчества и успеха – позволяет развивать свои индивидуальные возможности, способности.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы, направленные на развитие творческой задачи:

Проблемно-поисковые (поиск разных способов моделирования с бумагой: во что можно превратить? Как это сделать? На что похожа линия, пятно?)

Приемы вживания в образ (через пластическое перевоплощение в образ)

Погружение в воображаемую ситуацию (Представь, что ты оказался в сказочно лесу и т.д.)

А также мной используются приемы такие как:

На привлечение к творческой деятельности

Запаздывающий прием, где педагог не показывает сразу готовые решения творческой задачи

Читать еще:  Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте. Доктор комаровский о том, что делать с капризным ребенком

Эмоциональная поддержка к практической деятельности

А также разные игра направленные на творческую задачу (Например, «Скульптор и глина»)

Организация работы творческой мастерской реализуется в разных режимных моментах детского сада:

В утренний отрезок времени, Вечерний отрезок времени, осуществляется в проектной деятельности, и через совместную самостоятельную деятельность детей.

В работе использую разные формы совместной деятельности с детьми:

Такие как: Игра – путешествие; Коллективная работа; Игра – соревнование; Игра экспериментирование.

Содержание работы с бумагой включает в себя следующие направления:

Конструирование (предметноплоскостное, предполагает создание предметно плоскостных изображений, например, кошка дом птица)

Объемные (Создание объемных поделок из бумаги – цилиндры, конусы, рельефная полоска)

Сюжетная (Создание сюжетных композиций отражающие реальные сказочные события – «космос», «пейзаж» и другие)

Декоративные (Включающие в себя орнаменты и узоры, которыми можно украсит интерьер, разные предметы)

Работу с детьми строю поэтапно:

На первом этапе дети знакомятся с разными свойствами бумаги через разные органы восприятия: рассматриваем бумагу, свойства бумаги, узнаем какой материал – прозрачный, переливается, плотный, блестящий.

С помощью слуха осваиваем разную тональность звучания материала – бумаги.

С помощью тактильного восприятия чувствуем фактуру материала – гладкая, шерстяная шершавая.

Органы обоняния позволяют почувствовать запахи бумаги.

Работая с бумагой узнаем разные способы работы с ней. Что можно сделать с бумагой? (Рвать, мять, катать, обрывать, рисовать, создавать чеканку)

Исследование бумаги разной фактуры позволяет нам сравнивать бумагу с другими материалами такими как ткань, природный материал и другие.

На втором этапе дети осваивают простейшие способы вырезывания (Силуэтная, симметричная, ленточная, многофигурная)

Совместно с детьми находим разные способы рационального быстрого вырезывания.

На третьем этапе с детьми осваиваем разные способы создания и преобразования бумаги (изучаем моделирующую её функцию)

Дети изготавливают объемные поделки в виде конусов цилиндров игрушек.

На четвертом этапе дети знакомятся с разными техниками работы с бумагой (Обрывная, мятая, рельефный завиток, коллаж).

Такая работа позволяет ребенку увидеть не ограниченные свойства бумаги сочетать смешивать техники, создавать разнообразные композиции иобъемные поделки.

Для реализации творческих задач в мастерской предлагают детям разные типы развивающих заданий в продуктивной деятельности, исходя из возможностей и способностей каждого ребенка. Такие задания подбираются от простых к более сложному, помогают овладеть детям обобщёнными способами анализа, учат наглядному моделированию, способствуют развитию образного мышления, познавательных способностей, активизируют мышление в процессе труда развиваются самостоятельные поисковые решения и творческоевоображение. Детям, вновь пришедшим в студию, предлагаются простые типы работ: работа по образцам требующая анализа (как это сделано,и как сделать работу внеся свой замысел.) Такие задания обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности. Для детей, имеющих определенные навыки в творческой деятельности, предлагается работа с незавершенными продуктами, требующие дополнения и работу с готовыми шаблонами и трафаретами(во что можно превратить недостроенный макет, пятно, начатый контур). Для детей, имеющих определенный опыт в творческой деятельности, владеющими разными изобразительнымитехниками, способными самостоятельно планировать свою творческую деятельность, предлагаем следующие типы работы: по графическим схемам, схемы выкройки, технологические карты, собственные эскизы детей. По данным моделям ребенок создает свой продукт творчества. А также задания по словесному описанию или по заданным условиям,носящим проблемный характер:например, создать поделку по прочитанной сказке, рассказу или создать платье, головной убор «Королеве осени».

Свою работу с детьми выстраиваю в направлении личностно – ориентированного взаимодействия. Направленный на решение познавательно – творческих задач. Совместно с детьми включаюсь в творческую деятельность, становлюсь живым образцом планомерной творческой работы. Совместно с детьми проектирую условия художественной творческой деятельности, обсуждаем творческие замыслы. В процессе творчества поддерживаем интерес и инициативу,возможности каждого ребенка его успешность, предоставляя возможность для самостоятельной работы каждому ребенку. Таким образом вырабатываем собственное новое отношение – «ребенок – взрослый» — от наблюдения к соучастию, эпизодическому участию, партнерству, сотрудничеству.

Безусловно для осуществления планомерной развивающей работы с детьми мною создаются необходимые условия развивающей среде группы. Это наличие мобильной мебели; для организации педагогического процесса подобраны разные предметы для индивидуального самостоятельного творчества ребенка; полочки для выставочных незаконченных работ; выставочные стены в помещении группы приемной комнат; детям предлагается разнообразный изобразительный материал, бумага разной фактуры, шаблоны схемы выкройки, схемыподсказки, технологические карты. Развивающая среда обогащена разными видами конструкторов. В работе используются авторские игры: Б.Никитина, Е.Даниловой, Воскобовича, Перельмана,которые стимулируют активный самостоятельный поиск способов воплощения замыслов и развивают творческие способности воображения, фантазию, способности к моделированию художественного конструирования. Так же использую в своей работе конструкторы плоскостные: («Мировые головоломки», «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)

Свои творческие идеи, замыслы дети реализовывают в познавательно — творческих проектах через разные формы: Игра путешествия, коллективная работа, игры соревнования, игры экспериментирования. Такие творческие проекты развивают познавательно — творческий интерес к художественной деятельности у детей и развивают такие качества личности как активность, инициатива, самостоятельность.

Моя работа в мастерской не ограничивается работой с детьми. Наши родители активные участники творческих встреч. В совместно детско- взрослом сообществе проживаются разные проекты: «С любовью к России», «Архитектурная фантазия», «Сказка в гости к нам пришла», а также родители принимают активное участие в садовских конкурсах по художественному направлению.

Таким образом стабильная систематическая работа в данном направлении позволила мне повысить качественно уровень творческого развития детей в художественном конструировании. Позитивные результаты моей работы показали, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления. Дети умеют работать в коллективе, самостоятельно работают по образцам, схемам чертежам. Значительно повысился уровень ручных умений, работы с бумагой. А также работами детей оформляются холлы детского сада, групповые помещения, организовываются персональные выставки. Дети становятся участниками творческих конкурсов различного уровня. Свой опыт я оформила в пособие для педагогов, гдеразработаны диагностический пакет выявления способностей к художественному конструированию. Разработан тематический план работы с детьми, технологические карты работы с бумагой, описана методика поэтапного освоения работ с бумагой. Содержание данного пособия практико-ориентировано, апробировано в практической деятельности ДОУ; содержит современные личностно-ориентированные подходы в образовании (методы и приемы развивающего общения с ребенком); выделены художественные способы решения творческой задачи.

Источники:

http://doshkolnik.ru/konstruirovanie/15345-tema-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-na-temu-hudozhestvenoe-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/hudozhestvennoe_konstruirovanie_kak_sredstvo_razvit_152051.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector