15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тоталитарный человек в тоталитарном государстве. Личность и тоталитаризм по роману Мы (Замятин Е)

Презентация по роману Е.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве.

Ученица писала научную работу по роману Е.Замятина «Мы», защитилась » на отлично» на муниципальном уровне. Свою работу представляет в виде презентации, отражая главные моменты работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Судьба личности в тоталитарном государстве. (по роману Е.Замятина «МЫ») Подготовила выпускница 11-Л класса МБОУ «Лицей №1» Нечаева Наталья.

Слово о писателе. Е.И.Замятин известен в литературных кругах с 1914г. Несомненно, одним из самых грандиозных его творений становится роман «Мы». Человек сильной воли, Замятин не сломлен травлей РАПП, он остается верен своим взглядам и идеям, воплотившимся в романе-предупреждении.

История создания романа «Мы» Роман «Мы» написан в 1920г. Произведение, вызвавшее живой интерес, распространялось в списках. Его узнали и за границей. В 1924г. Замятин принимает предложение о переводе романа на английский язык и его публикации в Нью-Йорке. Вскоре появились переводы на чешский и французский языки. русский текст опубликован в 1952году,но снова в США. И лишь в 1988году, почти 70лет спустя после его написания, роман вышел в России.

Жанр романа. Замятин – писатель, которому удалось довольно точно разглядеть черты антипрогресса в первых годах советской власти. Жанр романа «Мы» — антиутопия. Основное его назначение – предупреждение. Антиутопия «Мы» имеет некоторые особенности: Отклонение от обычной псевдоточночти (затерянный во времени и пространстве мир.) Новый ход обезличивания: образы номинализируются, становясь различимыми по смыслу. Мужчины – нечетные числа, согласные буквы( R-13) ;женщины-четные,гласные(О-90, I- 330).

Модель Единого Государства. Е.Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного. Но оказывается, что это модель тоталитарной системы. «Идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы. Признаки тоталитарной системы: Всеобщая государственная идеология. Система насилия. Отсутствие реальных прав и свобод человека. Контроль над всеми сферами жизни общества.

Модель Единого Государства. Благодетель Идеология Аппарат власти Бюро Администрации Бюро Хранителей Бюро Медицинское Бюро Сексуальное Люди

Аппарат власти на страже тоталитарного механизма. Бюро администрации следит за соблюдением обязательного распорядка. Все нумера ведут строго регламентированную Часовой Скрижалью жизнь: в одно и тоже время встают,начинают и кончают работу, выходят на прогулку, отходят ко сну. Бюро хранителей Хранители – шпионы. Граждане Единого Государства живут в стеклянных,прозрачных домах,чтобы агенты всегда могли видеть, чем они заняты. Бюро медицины Коллектив этого органа лечит нумеров от болезней, мешающих счастью.Такой болезнью становится фантазия.В финале романа все жители Единого Государства подвергаются операции по выжиганию фантазии Х-лучами. Бюро сексуальное Следит за соблюдением материнской и отцовской норм. Семья заменена талонным правом: «Всякий из нумеров имеет право, как на сексуальный продукт, на любой нумер»

Личность и свобода. Итак, всеобщее счастье – не счастье каждого человека ,а его подавление, уравниловка, а то и физическое уничтожение. У нумеров не может быть индивидуальности, они лишены почти всего человеческого, кроме рассудка. В Едином Государстве все заменено: Музыка — марш Музыкального завода Литература – славословие режима и Благодетеля, здесь «приручена и оседлана , когда-то дикая, стихия поэзии» Воспитание детей подконтрольно Детско-воспитательному заводу, где внушают, что счастье – «идеальная несвобода» Таким образом, тоталитарная система – это послушание, преданность режиму человека, его беспрекословное подчинение, шаблонность мышления, суровое наказание за ослушание, неподчинение всеобщим нормам.

Читать еще:  Судьба человека автор и главный герой. Знакомство с Андреем Соколовым, у которого был реальный прототип

Состояние выбора. «МЭФИ». В Едином Государстве находятся люди, несогласные с режимом. Они называют себя «МЭФИ». Это отважные, решительные, волевые, сильные люди, способные на революцию, ради собственной свободы. Одним из членов является I- 330.

I-330 и Д-503. I-330 ставит Д-503 перед выбором. Служить «мы» или выбрать «дикую» свободу, как нравственную так и физическую.

Эволюция Д-503. Восхищение «мы» Символический жизненный идеал – прямая линия. Рационализм, логичность, четкость. Любовь к I- 330. Появление души Герой сломлен тоталитарной системой С приходом в жизнь Д-503 любви он освобождается от духовного, физического рабства, происходит переворот в сознании. Герой теряет веру в любовь, не выносит нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием «мы» К О Н Ф Л И К Т С Е . Г . И С А М И М С О Б О Й

Трагедия судеб. В Едином Государстве душа появляется не только у Д-503, не зря врач из Медицинского бюро говорит об эпидемии души. Судьбы всех героев, пытающихся вырваться из рабства, трагичны. Д-503 вырезает фантазию. I-330 погибает под газовым колоколом. R -13 погибает на Дне Единогласия. О-90 уходит в неизведанный мир «дикой свободы»

Способы передачи психологического состояния персоажей. Внешнее выражение: жесты, характер речи, мимика. Постоянные детали.«круглый»(О-90), «хлыст»( I -330), «каменный»(Благодетель) Метафора Сравнение Символика Оксюмороны Устаревшие слова и неологизмы Языковые средства.

Главная мысль романа. Одна из главных мыслей Замятина: что будет с человеком, если он, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказывается от свободы и ставит знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Когда индивидуальное сознание героев растворяется в «коллективном разуме» масс. Придаток машины, винтики, послушное стадо ЛЮДИ несвобода = всеобщее счастье

Значение романа. Предупреждение Предсказание

Личность и тоталитаризм по роману Мы (Замятин Е)

Роман написан в жанре антиутопии, и главной темой является драматическая судьба личности в тоталитарном обществе.

Автор показал, что общество не может существовать построенным по схемам, расчетам и планам, что человек не может быть лишь составной частью механизма со строго ограниченными функциями, потому что каждый сугубо индивидуален, духовен. Он живет в обществе других людей с их особенностями и сложными взаимоотношениями. А человечество, превращенное в механизм, теряет свою человеческую сущность.

В романе пред нами в фантастическом облике предстает механизированное общество. Мир Единого Государства включает в себя все стороны этого общества. В нем нет свободы, любви, настоящей музыки и поэзии, нет личности и души. Это общество единообразия, где нет даже имен, они заменены цифрами и буквами – нумерами. Государство нумеров подчинено Благодетелю, который заменяет для них Бога. Люди в этом государстве похожи на роботов, одновременно четко работающих и живущих.

Поскольку люди этого общества лишены индивидуальности, воспитывались с внушением определенных взглядов на мир, на свою несвободу, то поверхностно все кажется отлаженным в обществе послушных нумеров.

И даже если умы нумеров приведены в порядок и их мировоззрение соответствует диктатуре правителя, то их сердца чувствуют разлад между действиями, продиктованными холодным разумом и порывами живой человеческой сущности. Сущности, которую отобрали у нумера, отрывает его от коллектива, вне которого ему уже нет места. Механическое «искусство» не дает развиваться человеческой душе, но она пробуждается любовью.

Читать еще:  Пепельный цвет волос: фото оттенков. Краски для волос «Холодный русый». Палитра оттенков Шварцкопф, Лореаль, Гарньер, Палет, Syoss, ProNature, Color Time. Как покрасить волосы

Главный герой Д-503 — пример типичного нумера. Воспитанный в жестокости и подавлении личности, он мыслит логически, изъясняется математическими формулами, любит Благодетеля и тоталитарную систему, и полностью разделяет общественные взгляды на жизнь.

Но с первых страниц его записей у него заметно воображение, когда он говорит о будущем человека. Влюбившись, он способен совершать безумные поступки и, когда разум его протестует, он чувствует в себе силы, которые тянут его к другим, человеческим отношениям. Под действие своей любви Д-503 даже старинную музыку услышал по-другому и он уже задумался об этих сильных чувствах, благодаря которым улыбка любимой женщины способна пошатнуть взгляды на мир. Тем не менее, рассуждая о мире, он не отрицает сложившуюся тоталитарную систему, он считает ее единственно правильной.

Он просто ставит любовь выше сложившихся правил и идет за ней, нарушая правила и вспоминая о них лишь потом.

Однако автор показывает в романе возможность бунта. Он вводит в роман свободную личность I-330, которая видит все недостатки государства и не боится нарушать правила. Она стремится вывести людей за Стену, чтобы научить жить по-новому. Жители Единого Государства не могут жить в условиях дикой природы и поэтому не знают законов живого мира. Чтобы это исправить, они должны вернуться к Природе, истокам мира с его неукротимой энергией и душевностью.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id4837

Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы»)

Роман «Мы» советского писателя Е.И.Замятина написан в жанре антиутопии. Мировая антиутопическая литература весьма обширна. В истории литературы утопические романы и повести всегда играли большую роль, так как служили одной из форм осознания и оценки образа будущего. Антиутопия, вырастая, как правило, из критики настоящего, рисовала дальнейшее движение общества, набрасывала различные варианты грядущего.
Роман Евгения Замятина «Мы» долго оставался неизвестным советскому читателю, но публикация его даже за пределами Советского Союза вызвала ожесточённую травлю писателя в родной стране.
Антиутопия «Мы» рисовала образ нежелательного будущего и предупреждала об опасности распространения казарменного коммунизма, установления страшного государственного строя – тоталитаризма, уничтожающего личность во имя какой-то анонимной эфемерной коллективности.
Действие романа происходит в далёком будущем, в фантастическом Едином Государстве, которое возглавляет Благодетель. Люди в этом Государстве, изолированном от остального мира Зелёной Стеной – диким лесом, выходить в который жителям запрещено, живут как в казарме, повинуясь единому режиму. Все «в один и тот же час в одну и ту же минуту» встают, «в один и тот же час единомиллионно» начинают и заканчивают свой трудовой день. Лишь два часа в сутки в этом государстве являются «личными часами», все остальное расписано по минутам — приемы пищи, прогулки, учеба и т.д. Герой, от лица которого и ведется повествование (представляющие собой дневниковые записи этого героя) доволен, более того – счастлив. Ему и в голову не приходит, что каждый человек индивидуален и неповторим, и он говорит о людях так: «единое, миллионнорукое тело».
В этом Новом государстве все доведено до абсурда. У людей нет имен, а есть лишь нелепые наименования: Д503, О-90 и т.д. Существует некий контроль за сексуальной жизнью: людям дозволено вести половую жизнь раз в три дня – ни больше не меньше. Причем такая ячейка, как семья, упразднена. Есть только понятие «партнер», вступить с которым в связь можно, лишь предварительно на него записавшись и получив так называемый «розовый талон».
Другая нелепость: люди живут в прозрачных домах. Герой радостно комментирует: «… среди своих прозрачных, как бы сотканных из прозрачного воздуха стен мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом. Нам нечего скрывать друг от друга». Лишь в «сексуальный день» человек имеет право опустить шторы по своему «розовому талончику».
Материнство, отцовство – этих понятий в Едином Государстве нет. Женщина, выполнив свой долг перед государством – родив ребенка, сразу отдавала его на верную службу этому самому государству.
В этом государстве строго запрещается курить и употреблять алкоголь; показываться на улице после половины одиннадцатого. За человеком здесь постоянно ведется наблюдение: действует тайная полиция, именуемая «Хранители». Все носят униформу, питаются искусственной пищей.
Итак, поведение человека в Едином Государстве подчинено строжайшей регламентации, причем даже в мелочах. Люди полностью лишены прав на семью, личную жизнь, радость материнства. Нелепыми, смешными, ужасными представляются Д 503 традиции «древних»: «Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, т.е. неорганизованном, диком состоянии…», «… некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили». «А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставить безо всякого контроля сексуальную жизнь. Кто, когда и сколько хотел… Совершенно ненаучно, как звери…», «Возможно, что именно странные, непрозрачные обиталища древних породили эту их жалкую клеточную психологию. «Мой дом – моя крепость» — ведь нужно было додуматься!», «Мы прошли через комнату, где стояли маленькие детские кроватки (дети в эту эпоху тоже были частной собственностью)».
Лишь на какое-то время главный герой – Д503 – заболевает прекрасной болезнью «древних»: у него появляется душа. Под влиянием любви к инакомыслящей I-330 (она одна из противниц существующего строя) он взглянул на привычный мир новыми глазами, пережил подлинное счастье. Лишь на какое-то время Д-503 становится человеком и высказывает свое сокровенное желание: чтобы у него, как и у древних, была мать; и чтобы для нее он был «не строитель Интеграла, и не нумер Д-503, и не молекула Единого Государства, а простой человеческий кусок – кусок ее же самой – истоптанный, раздавленный, выброшенный…»
Но Д-503 слишком явно заражен и поражен этой болезнью – слепою, фанатичной преданностью Благодетелю, законам Единого Государства. Его приводит в трепет, ужасает мысль о том, что он «не в состоянии выполнять свои обязанности перед Единым Государством», что он предал Благодетеля.
И, в конце концов, излечившись от «души», предав свою любовь, рассказав Благодетелю «о врагах счастья», Д-503 вновь становится тем, кем был – жалким гвоздиком в огромнейшей государственной бездушной машине.

Читать еще:  Проблема раскаяния: аргументы из литературы. «Му-му», И

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источники:

http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/12/11/prezentatsiya-po-romanu-ezamyatina-my-sudba-lichnosti-v
http://www.kritika24.ru/page.php?id=4837
http://www.litra.ru/composition/download/coid/00383211206791641233

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector