14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели воспитания — это что такое? Методы воспитания. Сущность воспитания в современной педагогике

Тема: Сущность воспитания. Цель воспитания

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание рассматривается как в широком, так и в узком смысле. Воспитание имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Его сущность определялась в разных экономических формациях по-разному. О воспитании говорили как о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. воспитание считали частью социализации человека. В последствии воспитание определяли как процесс управления развитием человека, а так же как процесс целенаправленного формирования личности и т.п.

Воспитание – это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности, иначе – деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры.

Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия и организации деятельности с целью привития определённых качеств ребёнку и самореализации личности.

В последнее время в науке на первый план выходит процесс образования. В понятие образования включают как воспитание, так и обучение личности, но в национальных традициях России приоритетное значение играет воспитание. В понятии «воспитание» в классической педагогике принято выделять 2 основных аспекта:

1. Социальный (в широком смысле). Воспитание – общественное явление воздействия общества на личность, т.е. влияние на человека всех формирующих его факторов (социализация)

2. Педагогический (в узком смысле). Воспитание – это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребёнка и формированию у него определённых личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды деятельности и социальных отношений.

Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания:

  1. Целенаправленность
  2. Многофакторность
  3. Длительность и непрерывность
  4. Неравномерность
  5. Двусторонность
  6. Деятельностный характер
  7. Динамичность
  8. Диалектичность
  9. Воспитание – индивидуально-творческий процесс
  10. Целостность и системность воспитания

Субъекты

Цель↔Содержание↔Методы и формы↔Результат

Движущими силами воспитания являются противоречия. Принято выделять внутренние и внешние противоречия.

Внутренние – между потребностями и возможностями личности; между поведением и сознанием; между внутренними и внешними требованиями (борьба мотивов) и проч.

Внешние – между стихийным и целенаправленным влиянием; между требованиями школы и семьи и др.

Преодолевая противоречия, личность развивается. Сущность воспитания отражает внутренние связи и отношения, которые характеризуют воспитание и проявляются в закономерностях и принципах.

Закономерности воспитания – это наиболее существенные, необходимые, стабильные, объективные связи между различными факторами, характеризующими процесс воспитания.

Главная характеристика закономерностей – объективность.

1. Процесс формирования личности (воспитание) социально обусловлен. Зависит от совокупности объективных и субъективных факторов окружающей среды.

2. Формирование личности происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения.

3. Воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности (мотивы, установки, отношения).

4. Неравномерность развития ребёнка и формирования его личности.

5. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития.

6. Воспитательный процесс осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение личности.

Из закономерностей воспитания следуют принципы воспитания. Они определяются из закономерностей и целей воспитания, а также возникают из обобщённого педагогического опыта. Совокупность принципов обеспечивает успешность содержания методов и форм воспитания.

Принципы воспитания – это основные положения, которые определяют главные требования к процессу воспитания.

В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы:

  1. Целенаправленность
  2. Систематичность и последовательность воспитания
  3. Гуманистический характер воспитания
  4. Сознательность и активность
  5. Возрастной индивидуальный подход воспитания, природосообразность воспитания
  6. Связь воспитания с жизнью и трудом
  7. Воспитание в коллективе
  8. Культуросообразность воспитания

Цель воспитания – идеал, к которому стремится общество и отдельный воспитатель.

Цель воспитания – осознанное представление о конечном результате в педагогической деятельности, ожидаемый образ результата.

Проблема целей воспитания заключается в их изменчивости. Цели воспитания могут зависеть от: исторических процессов, общественных условий, особенностей национальной культуры, так как она будет отражать педагогическую политику и традиции.

Цель современного воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Идеальная цель — формирование разносторонней и гармонично развитой личности, т.е. развитой морально, интеллектуально, эстетически и т.д.

Читать еще:  Урал батыр эпос на русском краткое содержание. «Сказание о Урал-батыре»

Идеальная цель служит стратегией или даже педагогическим манифестом, который показывает то, к чему надо стремиться.

Реальные цели воспитания зависят от ряда подходов, которые использует педагог в своей педагогической деятельности:

  1. Личностный
  2. Аксиологический (ценностный)
  3. Деятельностный
  4. Культурологический и др.

Проявляется в отношении к учащемуся, как к уникальной личности, не зависимо от его особенностей и развития. Ребёнок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. В процессе воспитания педагог воспринимает ребёнка таким, какой он есть, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.

Ценности – это такие идеи и убеждения человека, которые приняты в качестве нормы и идеала.

Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка, ориентацию воспитательного процесса на формирование общечеловеческих ценностей (В. А. Караковский ).

Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчествои т.п. значимы для людей во все времена.

Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности. Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность – это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности.

Такая организация педагогического процесса, в ходе которого ребенок формируется как субъект культуры, субъект исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности (О. С. Газман).

Культура личности – это степень совершенства, достигнутая в освоении той или иной отраслью знаний и деятельности.

— это определённый уровень творческих сил и способностей человека,

— это гармония интеллекта, эмоций, убеждений и воли; это гармония с самим собой, окружающими

людьми, жизнью, обществом, природой.

Мир цивилизованного человека – это, прежде всего, мир культуры. Показателями культуры личности можно считать:

· Сформированность взглядов, убеждений, ценностей, мировоззрения

· Уровень владения разнообразными методами деятельности

· Уровень социализации и творческой активности

· Способности к самостоятельному выбору жизненных критериев коррекции своего поведения

· Умение реализовывать свои права и обязанности, руководствоваться общечеловеческими ценностями

с самим собой

Культураóгармония обществом

Этот подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений. Обучаясь, воспитываясь, школьник усваивает основы культуры, которая помогает ему включиться в процесс освоения общественной и мировой культуры. Эти основы называются базовой культурой –это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.

На основе базовой культуры создаётся возможность саморазвития всех сторон личности, которые позволяют сформировать культурную личность.

Культура личности

Субъективные возможности Объективные возможности

(желания, интересы и т.д.) (особенности среды, семья, школа)

Сущность воспитания и его особенности

Воспитание есть основополагающая категория педагогики, являющаяся базисом для обеспечения основного пласта формирования личности.

При этом специфика воспитания заключается в том, что воспитательному воздействию подвержены все люди, независимо от уровня развития, и они же воздействуют сами. Педагогика призвана упорядочить этот процесс, сделать его безопасным и эффективным. Рассмотрим детально, в чем заключена сущность воспитания, его особенности и предназначение.

Сущность воспитания

Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.

Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1 ).

Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.

Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания.

Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.

Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.

Читать еще:  О профессии художника детям дошкольного возраста в детском саду «Кто такой художник? Конспект занятия по изодеятельности.

Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:

  • взаимодействие;
  • сотрудничество;
  • воспитательные отношения;
  • педагогическая ситуация;
  • социальная обстановка.

Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды. Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.

Назначение воспитания

Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:

  • формирование полноценной, всесторонне развитой личности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности социально приемлемых, культурных норм поведения и жизнедеятельности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности нравственных и эстетических качеств;
  • обеспечение наличия факторов, способствующих развитию воли, целеустремленности, осознанности и эмоциональной устойчивости личности;
  • приобщение воспитуемого к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности согласно потребностям государства;
  • распознавание и развитие индивидуальных способностей, склонностей и потребностей человека в разных сферах;
  • формирование среды, способствующей реализации различных видов познавательной деятельности в целях расширения мировоззрения, повышения уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие адаптивной способности личности в отношении изменяющихся условий социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.

Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.

Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.

Содержание воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.

Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.

Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:

  1. Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
  2. Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
  3. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей. Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций. Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
  4. Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
  5. Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
  6. Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.

Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.

Цели и задачи воспитания

Сущность воспитания

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Читать еще:  Омолаживающие маски для лица с медом — лучшие рецепты в домашних условиях. Польза масок из меда. История великой Клеопатры. Противопоказания к использованию медовых масок

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены; развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://studopedia.ru/11_237922_tema-sushchnost-vospitaniya-tsel-vospitaniya.html
http://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/suschnost-vospitanija-i-ego-osobennosti/
http://spravochnick.ru/pedagogika/celi_i_zadachi_vospitaniya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector