0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Творческое задание по социологии анализ сказки. Социальная мобильность героев сказок

Социальная мобильность героев сказок

Социальная мобильность героев сказок. Вид социальной мобильности, совершенной в сказке. Характеристика измененного социального статуса. Характеристика исходного социального статуса героя. Сказка Шарля Пьеро «Золушка». Старуха из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка». Герой сказки А.Н. Толстого «Приключения Буратино» Карабас-Барабас. Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас». Личностные черты и качества; социальные «лифты», способствующие данной мобильности.

Слайд 28 из презентации «Жизнь человека в обществе» к урокам обществознания на тему «Структура общества»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке обществознания, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Жизнь человека в обществе.ppt» можно в zip-архиве размером 1671 КБ.

Структура общества

«Структура современного общества» — Охарактеризуйте статус лица по нижеприведённым отрывкам. Социальная группа. Социальная роль. Статусный образ. Социальная стратификация. Статусные символы. Социальная структура. Социальный статус Социальные группы Социальная стратификация. Социальная страта. Социальная структура и стратификация по Веберу.

«Порог бедности» — Related children under 18 years. Доля российского населения. Телевизоры. Потребление бедных. Бедность. Доля расходов на питание. Новые форматы потребления. Развитие международного туризма. Потребление кошек. Черта бедности. Всемирный банк. Число жилых комнат. Прощай, нищета. Раунд. Среднее значение национальных линий бедности.

«Элементы социальной структуры общества» — Социальная структура общества. Тенденции развития социальных отношений в России. Стратификкация. Дифференциация населения. Классы или страты. Словарь терминов. Социальная группа. Социальная структура. Структура общества. Социальные «лифты». Люмпены и маргиналы. Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки.

«Понятие социальной структуры» — Племя. Молодежь. Стратификационные общности. Название. Основные формы этнических общностей. Референтные группы. Виды и функции малых групп. Изучение малых групп. Групповая динамика. Этнические общности. Существующая группа. Общности. Социометрия. Виды. Лидерство в социальной группе. Социальные общности.

«Жизнь человека в обществе» — Социальная стратификация – разделение общества на слои – страты. Социальная мобильность героев сказок. 7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России? Повторительно – обобщающий урок. Социальный подъем индивида — восходящая мобильность. 1) армию 2) церковь 3) школу 4) все перечисленное. В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение. 4.Вертикальная мобильность.

«Детская бедность» — Индекс детского благополучия. Макроэкономическая ситуация. Концепция Национального исследования. Дети. Программы, выбранные для анализа политики. Государственные социальные расходы. Ожидаемые результаты. Данные статистического анализа. Тест по математике. Данные анализа политики. Национальное исследование по детской бедности.

Всего в теме «Структура общества» 18 презентаций

Социальная структура и социальные отношения

Урок обществознания в 11 классе.

1) закрепить знания учащихся о социальной стратификации, социальной мобильности, социальных «лифтах», способствующих социальным перемещениям человека,

2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами, тестами;

3) формировать отношение к проблемам социального неравенства, вырабатывать гражданскую позицию.

Читать еще:  Обувь для походов. Походная пара. Выбираем обувь для похода. Если нет денег на специальную обувь

Оборудование: презентация (Приложение 1), пакет документов.

Тип урока: повторительно — обобщающий урок.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели урока.

«Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или, по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?» А вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает» [5].

— О чем эта притча?

Учитель: Мы продолжаем изучать социальную структуру, отношения; и сегодня на повторительно-обобщающем уроке должны повторить и закрепить ваши знания по этой теме. Запись в тетрадях даты, темы урока.

Сообщений целей урока.

III. Словарный диктант.

Учитель: Проверим знание обществоведческих терминов (термины и определения — на слайде, учащиеся их объясняют). Отвечаем грамотно, полным ответом.

Социальная стратификация — разделение общества на слои — страты.

Социальное неравенство — неравномерное распределение доходов, власти, престижа, образования, прав и обязанностей между различными группами населения.

Социальный статус — положение и место человека в обществе.

Генетически унаследованный статус — приписываемый.

Статус, достигаемый индивидом в процессе своей жизни, — достигаемый (приобретаемый).

Мобильность — совокупность социальных перемещений людей в обществе.

Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Переход индивида из одной социальной группы в другую — вертикальная мобильность.

Социальный подъем индивида — восходящая мобильность.

Социальное падение индивида — нисходящая мобильность.

«Социальные лифты» — пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх.

Индивид, утративший свой социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, занимающий промежуточное положение между устойчивыми группами — маргинал.

Люмпены — люди, опустившиеся на дно жизни (бомжи, бродяги и др.)

IV. Чтение образца эссе.

Философия «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред» (Монтень)

Мы всегда критично относимся к чужому эссе, послушайте внимательно образец эссе.

«Такое понятие, как добро, является ключевым в сфере отношений между людьми в гражданском обществе. К нему также можно отнести гуманность, справедливость, уважение к другим людям. Все эти качества определяют степень нравственности конкретного человека, уровень его культуры.

Читать еще:  Как ухаживать за малышом после роддома. Первые дни после роддома: всё, что нужно знать молодой маме

Вообще, социализация любого человека начинается с освоения им социальных норм, присущих данному обществу. Это обычаи, традиции, политические, эстетические, религиозные нормы.

Усвоение моральных норм также является важной ступенькой социализации личности. Воспитание нравственных принципов человека, его культуры происходит сначала в образовательных учреждениях, где учитель указывает на должное поведение учеников, предпринимает какие-либо санкции в отношении учеников, нарушающих дисциплину.

Именно в школьном коллективе у человека вырабатываются такие качества как добро, понимание, ответственность за свои поступки. Социализация личности, освоение ею социальных норм (в т.ч. моральных) продолжается в течение всей жизни человека и проявляется во всех сферах его деятельности, чем бы он не занимался. А степень его культуры оказывает влияние на окружающих людей и порой на все человечество в целом.

Так, например, в науке нравственность играет немалую роль. Ученый, создавая что-либо новое, должен задумываться не только над положительным эффектом своего открытия, но и на возможные отрицательные последствия. Так, некий ученый, создатель атомной бомбы, после проведения испытаний своего изобретения осознал жестокость этого оружия, по отношению ко всему человечеству. Именно поэтому во всей своей последующей деятельности он проводил активную агитацию против использования атомного оружия в мире.

Этот пример показывает, к каким последствиям может привести негуманная деятельность людей с низкой культурой. И это соблюдение моральных норм отражается не только при взаимодействии людей (общение, национальные взаимоотношения), но и жизни общества в целом.

Поэтому любой человек, по моему мнению, должен соблюдать нравственные принципы, включающие такие понятия, как добро, уважение, справедливость, гуманность.

Ведь при таком условии человек будет чувствовать себя комфортно и будет развиваться гармонично с обществом, не нарушая социальных норм, а наоборот, способствуя общему развитию данного общества и его культуры в особенности.

В силу выше приведенных аргументов я полностью согласна с высказыванием Монтеня.» [3].

Вспомним критерии оценивания эссе — задания С 9. [2]. Приложение 2.

V. Домашнее задание.

Написать эссе «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон.

Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело — принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

1) Выполнение заданий части А, В. [1].

Физминутка (релаксация, зарядка для глаз).

Все мы родом из детства, а в детстве мы все любим сказки. И прежде чем мы будем выполнять следующее, немного сказочное задание, сядьте удобнее, расслабьтесь, выполним физминутку — зарядку для глаз.

2) Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок. [4].

Работа выполняется в парах с помощью «мозгового штурма». Затем представители каждой пары рассказывают о своих сказочных персонажах, опираясь на заполненную таблицу.

  • Сказка Шарля Пьеро «Золушка».
  • Старуха из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка».
  • Герой сказки А.Н. Толстого «Приключения Буратино» Карабас-Барабас.
  • Принцесса из сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас».
Читать еще:  Несчастна та страна, которая нуждается в героях" (Б. Брехт)

Социологический анализ сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Автор: vika1108 • Октябрь 20, 2018 • Доклад • 765 Слов (4 Страниц) • 833 Просмотры

Социологический анализ сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Краткое содержание сказки.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

Старик два раза закидывал невод — ничего не было, в третий раз вытянул золотую рыбку. Рыбка попросила отпустить её. Старик отпустил. Пришел домой рассказал жене. Жена сказала попросить корыто. Дала рыбка корыто. Старуха сказала попросить избу. Дала рыбка и избу. Захотела старуха стать столбовою дворянкой. Стала она дворянкой и послала старика служить в конюшню.

Захотела стать царицею. Сделала её рыбка и царицею. Захотела стать владычицей морской, чтобы рыбка ей прислуживала.

Передал старик рыбке просьбу рыбке, но ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился — глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто.

Социологический анализ-это разделение целого на составляющие части и элементы с целью выделения и рассмотрения социологических явлений.

1)Начать свой социологический анализ хотелось бы с социальных статусов , встретившихся в сказке: все персонажи и их перевоплощения в другой статус носят приобретённый характер, например, старуха сначала была обычной крестьянкой, затем столбовой дворянкой, а после царицей. Единственным персонажем в сказке, чей статус является предписанным – золотая рыбка.

2)Рассмотрим социальную мобильность . Социальная мобильность — это процесс изменения человеком своего общественного статуса. Социальная мобильность может быть вертикальной, когда статус человека повышается или понижается, и горизонтальной, когда человек перемещается, например, на другую должность без повышения или понижения статуса. В сказке представлены примеры вертикальной (восходящей) мобильности :

А) Переход старухи в социальный статус дворянки из статуса крестьянки.

Б) Переход старухи в социальный статус царицы из статуса дворянки.

Так же в сказке представлен и пример вертикальной (нисходящей) мобильности – старуха, из статуса царицы вернулась в статус крестьянки.

3) Социальные роли — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус.

А) Старик – муж, слуга.

Б) Старуха – жена, дворянка, царица.

4) Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Именно из-за неспособности старика обеспечить свою семью и начинаются проблемы в их жизни, недовольство своим положением. В таких скудных жизненных условиях неизбежен конфликт между мужем и женой, а тем более в ситуации, когда старик отказался от возможности выйти из такого нищенского состояния (отказался взять выкуп с рыбки).

Источники:

http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/ZHizn-cheloveka-v-obschestve/028-Sotsialnaja-mobilnost-geroev-skazok.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604437/
http://ru.essays.club/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8-115165.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector