Упражнения для разбивки участников на группы. Упражнения, использующиеся для деления группы
Содержание
17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно
Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени урока.
Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,
- по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
- группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
- группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
- группы, объединенные по темпераменту членов;
- И т.д.
Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.
Как разделить учеников на группы на уроке?
- по ряду парт в классе;
- по номеру варианта (I и II вариант);
- соседи по парте;
- по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
- по половому признаку — мальчики, девочки;
- по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
- по дате рождения (четное, нечетное число);
- по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
- расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
- по считалочке (см. считалки на английском языке);
- по жребию. В корзине могут находиться:
- листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
- предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
- геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
- изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
- изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
- названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
- а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
- Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
- Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
- Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
- Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
- Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
- Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
- И другие способы.
Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.
Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.
Проблемы деления на группы
Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.
С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:
- озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
- следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
- ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
- уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и «трудным» детям.
Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.
Уважаемые читатели! Если вам известные другие способы деления детей на группы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.
При подготовке статьи использовались материалы Игора Вачкова, Андрея Уварова, Ирины Зобниной, Ирины Дербиной. Фото: Алсу Иксанова.
Упражнения на разделение группы на несколько подгрупп
Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызываются 4 добровольца; если на 5 подгрупп — 5 добровольцев и т. д.
Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?».
Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы — 2-х цветов. (Для группы из 15 человек- по 5 листочков каждого цвета и т. д.) Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.
Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы — атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм. Сейчас заиграет музыка, и мы начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединяться в одну молекулу, а потом несколько молекул- в клетку, клетки- в организм», Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 молекулы», «2 организма». Участники разделены на две группы.
разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятий перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков- это первая команда, а второй цвет- вторая. Упражнения-разминки
Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии. Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе проводится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно, эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т. д. В этих упражнениях, ведущий, обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников повторять все за ведущим.
Цель: активизировать, «разогреть» членов группы, создать у них определенное эмоциональное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.
Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.
«Пустой стул» (15 мин.)
Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» — встают за их стульями. Один стул должен остаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул.
Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, зелеными глазами и т. д.). Причем, если участник обладает названными признаками, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, кото- рым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье- нибудь место. Оставшийся без стула участник, становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать: «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.
«Молекулы» или «Броуновское движение» (10 мин.)
Все участники собираются тесной кучкой возле ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал. Что означает- «тишина и замри», два сигнала — «выстроится в круг с закрытыми глазами», и три сигнала — «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры под музыку. Все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 . )!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).
«Счет на 3» (10-15 мин.)
стимулировать работоспособность и сплоченность группы.
Участники встают в круг. Задача — по очереди вслух вести счет. Человек, который называет число, кратное трем или имеющее в своем составе цифру «3», хлопает в ладоши и одновременно подпрыгивает. Он не должен ничего говорить. Группа ведет счет до того момента, пока кто-то из участников не делает ошибку, при этом он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока оставшееся число участников не начинает считаться без ошибок. Группа аплодирует победителям. «Зарядка» (5-10 мин.)
Цель: поднять работоспособность группы.
Водящий выходит из группы. Вся группа встает в круг и выбирает человека, который будет задавать ей движения. Он должен эти движения менять, а группа подстраиваться под него. Когда водящий входит в комнату, его задачей является обнаружение человека, который подает команды. «Разоблаченный» участник становится водящим.
Цель: отработка рефлексивных навыков.
Упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит предложение, начинающееся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.
Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по английскому в этом семестре».
«Ты мне нравишься тем. » (20 мин.)
Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч од
ному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится. » и называя понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников. Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно
сделать в парах.
«Комплимент» (10 мин.)
Выстраиваются 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех лор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
«Все равно ты молодец, потому что. » (15 мин.)
Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем- нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр., его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что. ».
«Мы с тобой похожи тем, что. » (20 мин.)
Участники выстраиваются в 2 круга- внешний и внутренний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что. » (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что. » (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т. д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участников внешнего круга.
«Берлинская стена» (30 мин.)
Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5-7).
Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебрать- ся на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведение игры в один или два этапа. То есть «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков». Завершив игру, ведущий обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А так же оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могли быть избраны группой.
«Лабиринт» (30 мин.) Цель:
найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих, бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.
конец поля начало поля
Задача группы: Условия:
На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминирована» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники, всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.
участникам дается 5 мин. на обсуждение страте- гии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.).
Примечание: если всей группе удается перейти на другую сто
рону за 10-15 мин., то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода из сложных ситуаций.
«Постройка моста» (50 мин.)
Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы.
Разделите группы на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая- остается с другим ведущим в комнате. Первой группе дается следующее задание: участники должны изображать миссионеров, а оставшаяся группа- туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерии. У них в племени недавно началась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести же их до больницы невозможно, т. к. до нее по дороге -105 км; а напрямую-5 км, но путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить их строить мост, т. к. если построить им самим, они все равно не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги, ширина моста- половина ширины листа бумаги с 5-миллиметровым отступом в большую сторону. Кроме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку — 20 минут. Команде туземцев сообщаются следующие правила: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины- линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок.
В течение 7 минут, участники обсуждают правила, распределяют роли и вырабатывают план действия. После завершения игры ребят просят поделиться своими впечатлениями. В зависимости от результатов можно сделать вывод о работе в нецелевых группах, т. е. группах, у которых нет намерений следовать целям других людей. Даже желающих им добра. Кроме того, делается вывод о необходимости учитывать интересы и желания других людей, без чего не может возникнуть понимание и совместная продуктивная деятельность.
Комментарий: чаще всего участникам не удается построить та
кой мост. Это нормально.
«Групповой портрет» (10-15 мин.)
Цель: диагностика групповой динамики, дать возможность
участникам осознать, какое место в группе они занимают и что это место значит для них, выяснить переживает ли каждый участник себя как часть группы. Участникам предлагается представить свое место в группе, исходя из модели автомобиля. Дается небольшое количество времени на то, чтобы каждый придумал, какой частью автомобиля он является. Затем первый участник встает и говорит (к примеру) — «Я- правое колесо», второй говорит — «Я- корпус автомобиля» и пристраивается к первому, и так дальше делает вся группа.
Десять способов деления группы на подгруппы
Алексей Бушманов
27.11.2017
Комментариев нет
Часто в работе скрам-мастера возникает необходимость разделить группу на подгруппы. Предлагаем вашему вниманию 10 практических способов как это можно сделать:
1. Расчет
Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д. в зависимости от того, сколько требуется групп.
2. Сегментация круга
Предложите участникам встать в круг или (если участники сидят рядами или по кругу) пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, то круг просто разбивается на нужное число сегментов.
3. По цвету
Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например, по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Критериями выделения групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие, как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т.д.
4. Сортировка
Участники встают в шеренгу. По сигналу ведущего за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мастер») и другим признакам. После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.
5. Стрельба глазами
Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбиты по парам. А дальше – по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.
6. Атомы и молекулы
Участники разбредаются по залу под негромкую «космическую» музыку. Ведущий: «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову». Через некоторое время ведущий останавливает музыку и произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две группы – из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре, либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).
7. Лидеры
Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо – в зависимости от того, сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому ведущий должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.
8. Любое число
Еще одна игра, которая может быть использована для деления на группы. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству участников. Ведущий командует, например: «Иван!» Иван называет число. Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После того как команда поиграла, ведущий говорит, что проверить как команда синхронизировалась и называет число, которое, по его замыслу, означает необходимое количество игроков в одной подгруппе. Таким образом, можно выделить из группы все подгруппы по одной.
9. Собери открытку
Перед игрой готовятся открытки по количеству будущих команд. Одну открытку ведущий разрезает на столько частей, сколько человек должно быть в одной команде. Предварительно перемешав разрезанные открытки, ведущий раздает их участникам. По сигналу команды организуются, составляя картинки.
10. Кто на новенького?
Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Учитель просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе работы он взаимодействовал меньше всего, «пообщаться» с этим человеком глазами, невербально «договориться» и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или двух партнеров, с которыми также оба члена пары общались пока недостаточно.
Источники:
http://pedsovet.su/publ/70-1-0-5488
http://lawbook.online/kniga-trudovoe-pravo-rossii/uprajneniya-razdelenie-gruppyi-neskolko-23909.html
http://agilemasters.ru/2017/11/27/desyat-sposobov-deleniya-gruppy-na-podgruppy/