3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком году установили памятник медный всадник. Памятник Петру I (Медный всадник)

Памятник Петру I (Медный всадник)

Описание

Памятник «Медный всадник» давно ассоциируется с городом Санкт-Петербургом, его считают одним из главных символов города не Неве.

Медный всадник. Кто изображен на памятнике?

Один из самых красивых и знаменитых конных памятников в мире посвящен Российскому императору Петру I.

В 1833 году великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным была написана знаменитая поэма «Медный всадник», которая и дала второе название памятнику Петру I на Сенатской площади.

История создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге

История же создания этого грандиозного монумента относится к эпохе правления императрицы Екатерины II, которая считала себя преемницей и продолжательницей идей Петра Великого. Желая увековечить память о царе-реформаторе, Екатерина повелевает воздвигнуть монумент Петру I. Являясь поклонницей европейских идей просвещения, отцами которых она считала великих французских мыслителей Дидро и Вольтера, государыня поручает князю Александру Михайловичу Голицыну, обратится к ним за рекомендациями для выбора скульптора, который способен был бы воздвигнуть монумент Великому Петру. Метры рекомендовали скульптора Этьен-Мориса Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года и был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшое вознаграждение – 200 000 ливров. Для работы над памятником, Этьен-Морис Фальконе, которому к тому времени уже было пятьдесят лет, прибыл с молодой семнадцатилетней помощницей — Мари-Анн Колло.

Императрице Екатерине II, памятник представлялся конной статуей, где Петр I должен был изображен в виде римского императора с жезлом в руке — это был общепринятый европейский канон, своими корнями, уходивших во времена прославления властителей Древнего Рима. Фальконе видел статую иной – динамичной и монументальной, равной по своему внутреннему смыслу и пластическому решению гению человека, создавшего новую Россию.

Остались записки скульптора, где он писал: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей».

Сегодня памятник «Медный всадник», который знают во всем мире, как символ Санкт-Петербурга – император с распростертой рукой на вздыбленном коне на пьедестале в виде скалы, для того времени был абсолютно новаторским и не имевших аналогов в мире. Немалых трудов стоило мастеру убедить в правильности и грандиозности своего гениального решения главную заказчицу памятника – императрицу Екатерину II.

Над моделью конной статуи Фальконе работал три года, где главной проблемой мастера была пластическая трактовка движения коня. В мастерской скульптора был сооружен специальный помост, с тем же углом наклона, который должен был быть у постамента «Медного всадника», на него взлетали наездники на лошадях ставя их на дыбы. Фальконе внимательно наблюдал за движениями коней и делал тщательные зарисовки. За это время Фальконе сделал множество рисунков и скульптурных моделей статуи и нашел именно то пластическое решение, которое и было взято за основу для памятника Петру I.

В феврале 1767 года в начале Невского проспекта, на месте Временного Зимнего дворца, возводят здание для отливки «Медного Всадника».

В 1780 году модель памятника была закончена и 19 мая скульптура была открыта на две недели для всеобщего обозрения. Мнения в Санкт-Петербурге разделились – одним конная статуя понравилась, другие критически отнеслись к будущему самому известному памятнику Петру I (Медному всаднику).

Интересен тот факт, что голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, ее вариант портретного изображения Петра I понравился Екатерине II и государыня назначила молодому скульптору пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

Отдельную историю имеет постамент «Медного всадника». По замыслу автора памятника Петру I, постаментом должна была быть естественная скала, по форме напоминающуюая волну, символизируя выход России к морю под началом Петра Великого. Поиски каменного монолита начались сразу с началом работ над скульптурной моделью и в 1768 году гранитная скала была найдена в районе Лахты.

Известно, что о находке гранитного монолита сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков. По легенде, бытовавшей среди местного населения, когда-то в гранитную скалу ударила молния расколов ее, откуда и появилось название «Гром-камень».

Для изучения пригодности камня для постамента в Лахту был отправлен инженер граф де Ласкари, который и предложил использовать цельный гранитный массив для монумента, он же сделал расчет плана транспортировки. Идея была такова – проложить в лесу дорогу от места нахождения камня и переместить его к заливу, а там по воде доставить к месту установки.

26 сентября 1768 года начались работы по подготовке для перемещения скалы, для чего ее сначала полностью откопали и отделили ту отколотую часть, которая должна была послужить постаментом памятника Петру I (Медного всадника) в Санкт-Петербурге.

Весной 1769 года «Гром-камень» при помощи рычагов установили на деревянную платформу и в течении всего лета готовили и укрепляли дорогу; когда ударили морозы и грунт промерз, гранитный монолит начали перемещать в сторону залива. Для этих целей была придумано и изготовлено специальное инженерное устройство, которое представляло из себя платформу, опирающуюся на тридцать металлических шаров, передвигавшуюся по обитым медью деревянным желобчатым рельсам.

15 ноября 1769 года началось перемещение гранитного колосса. Во время передвижения скалы, ее обтесывали 48 мастеров, придавая форму, задуманную для пьедестала. Этими работами руководил каменных дел мастер Джованни Джеронимо Руска. Перемещение глыбы вызывало большой интерес и на это действие специально приезжали посмотреть из Санкт-Петербурга. 20 января 1770 года, в Лахту пожаловала сама императрица Екатерина II и лично наблюдала за движением скалы, которую при ней переместили на 25 метров. По ее указу, транспортная операция по перемещению «Гром-камня» была отмечена отчеканенной медалью с надписью «Дерзновению подобно. Января, 20. 1770». К 27 февраля гранитный монолит достиг берега Финского залива, откуда по воде должен был отправиться в Санкт-Петербург.

Со стороны берега через мелководье была сооружена специальная дамба, уходившая в залив на девятьсот метров. Для перемещения скалы по воде было изготовлено большое плоскодонное судно – прам, которое передвигалось при помощи силы триста гребцов. 23 сентября 1770 года, судно пришвартовалось на набережной у Сенатской площади. 11 октября пьедестал для «Медного всадника» был установлен на Сенатской площади.

Отливка самой статуи проходила с большими трудностями и неудачами. Из-за сложности работ многие мастера-литейщики отказывались от отливки статуи, а иные запрашивали слишком высокую цену за изготовление. В итоге Этьен-Морису Фальконе самому пришлось изучать литейное дело и в 1774 году приступить к отливке «Медного всадника». По технологии изготовления статуя изнутри должна быть полой. Вся сложность работ заключалась в том, что толщина стенок в передней части статуи должна была быть тоньше толщины стенок задней части. По расчетам более тяжелая задняя часть придавало статуе устойчивость, имевшей три точки опоры.

Читать еще:  Как сурьмой красить глаза – потрясающий результат. Сурьма: древнейшая подводка для глаз

Изготовить статую удалось только со второй отливки в июле 1777 года, еще год велись работы по ее окончательной отделке. К этому времени отношения между императрицей Екатериной II и Фальконе испортились, венценосная заказчица была не довольна затягиванием сроков окончания работ над памятником. Для скорейшего завершения работ государыня назначила в помощь скульптору часовых дел мастера А. Сандоц, который занялся окончательной чеканкой поверхности памятника.

В 1778 году Этьен-Морис Фальконе, покидает Россию, так и не восстановив расположения государыни и не дождавшись торжественного открытия самого главного в своей жизни творения – памятника Петру I, который весь мир теперь знает как памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Этот монумент был последним творением мастера, больше он не создал ни одной скульптуры.

Окончанием всех работ по памятнику руководил архитектор Ю.М. Фельтен – пьедесталу была придана окончательная форма, после установки скульптуры, под копытами коня появилось выполненное по проекту архитектора Ф.Г. Гордеев, скульптурное изваяние змеи.

Желая подчеркнуть свою приверженность петровским реформам, императрица Екатерины II повелела украсить постамент надписью: «Екатерина II Петру I».

Открытие памятник Петеру I

7 августа 1782 года, ровно в день столетия вступления Петра I на престол, было решено приурочить торжественное открытие памятника.

На Сенатской площади скопилось множество горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные приближенные ее величества – все ожидали прибытия императрицы Екатерины II для открытия монумента. Памятник был укрыт от взоров специальной полотняной оградой. Для военного парада были выстроены гвардейские полки под командованием князя А. М. Голицына. Государыня в парадном облачении прибыла в шлюпке по Неве, народ приветствовал ее овациями. Поднявшись на балкон здания Сената, императрица Екатерина II подала знак, пелена укрывающая монумент упала и перед восторженным людом возникла фигура Петра Великого, восседающего на вздыбленном коне, триумфально простирающего свою десницу и взглядом устремленным в даль. Гвардейские полки под барабанную дробь двинулись парадом по набережной Невы.

Императрица по случаю открытия памятника издала манефест о прощении и даровании жизни всем приговоренным к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении более 10 лет за казенные и частные долги.

Были выпущена серебряная медаль с изображением монумента. Три экземпляра медали были отлиты из золота. Екатерина II не забыла о создателе памятника, по ее указу золотую и серебренную медали вручил в Париже великому скульптору князь Д. А. Голицын.

Медный всадник был свидетелем не только торжеств и праздников, которые проходили у его подножья, но и трагическим событиям 14 (26) декабря 1825 года – восстания декабристов.

К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Памятник Петру I был отреставрирован.

В наше время, как и прежде это самый посещаемый памятник Санкт-Петербурга. Медный всадник на Сенатской площади, часто становится центром для проведения городских торжеств и праздников.

В каком году установили памятник медный всадник. Памятник Петру I (Медный всадник)

Памятник Петру I, обращенный к Неве, является композиционным центром Сенатской площади. На этом месте еще в 1718 году стоял второй по счету в Петербурге Исаакиевский собор, построенный по проекту архитектора Г.И.Маттарнови.
При Екатерине II здание было разобрано, началось строительство нового Исаакиевского собора по проекту А.Ринальди, но дальше от берега Невы. На освободившемся месте постепенно сформировалась одна из центральных площадей Петербурга-Сенатская, в центре которой 7 августа 1782 года, к столетию восшествия Петра I на престол был торжественно открыт памятник царю-основателю города.

Открытие монумента было организовано с большим размахом как всенародный праздник, при огромном стечении войск, чинов всех классов, простого люда. Вслед за торжествами, которые продолжались до позднего вечера, последовала широкая амнистия.

Автор этого монумента-Этьенн Марис Фальконе (в России-с 1766 по 1778 год) приехал в Россию по рекомендации французского просветителя Дени Дидро, с которым Екатерина II вела переписку.

Этот памятник, над которым Фальконе работал двенадцать лет, стал главным произведением французского скульптора.

А.С.Пушкин назвал монумент «Медным всадником» в своей одноименной поэме и сегодня он является одним из символов Петербурга.
В бронзе и камне воплощен, прежде всего образ царя-реформатора. Об этом можно прочесть в «Историческом известии о изваянном конном изображении ПЕТРА ВЕЛИКОГО, сочиненном коллежским асессором и библиотекарем императорской Академии наук Иваном Бакмейстером» 1786 года, где со слов самого Фальконе автор указывает: «Намерение художника было-изобразить не столько победителя и завоевателя; но паче творца своего народа и законодателя своей державы». Это памятник не только императору Петру I, но всей Петровской эпохе.
Петр изображен на вздыбленном коне, который стремительно поднялся на гребень отвесной скалы. Голова царя, увенчанная лавровым венком, гордо поднята. Властному взгляду соответствует энергичный жест правой руки. Гордая осанка раскрывает могучую волю и уверенность.
Всадник облачен в широкую, легкую одежду, не стесняющую свободы движений. Одежда не является исторической, а создана фантазией скульптора и представляет собой сочетание античной одежды с русской народной. На Петре длинная рубаха ниже колен, с вышивкой по подолу и на рукавах. На грудь и плечи императора накинута широкая полоса ткани- наподобие плаща. Лавровый венок победителя и короткий меч у пояса свидетельствуют о том, что царь не раз одерживал победы на полях сражений.
Держа поводья в левой руке, всадник сидит на коне не в седле, а на звериной шкуре.

Могучий конь, подчиняясь воле всадника, гарцует над обрывом, встав на задние ноги. В ногах коня извивается бронзовая змея (работы скульптора Ф.Г.Гордеева). Она считается аллегорическим изображением зла-темных реакционных сил, стоявших на пути Петровских реформ. К тому же змея играет и функциональную роль, соприкасаясь с хвостом лошади, служит третьей точкой опоры. Для придания статуе устойчивости-толщина стенок ее передней части сведена к минимуму, а хвост массивен и тяжел. Для балласта в круп и хвост коня введено четыре тонны железа.

Соблюдены все основные принципы монументальной пластики. Памятник имеет круговую точку обзора и по разному воспринимается в различных ракурсах. По героической трактовке образа памятник, несомненно, относится к стилю классицизм. Вместе с тем, присущая для него динамика, является неотъемлемой чертой барокко.
Знаток искусства, французский философ, писатель -просветитель Д.Дидро, который побывал в России в 1773 году по приглашению Екатерины II и осмотрел модель памятника в мастерской Фальконе в своем письме к скульптору дал высокую оценку произведению.

В письме есть такие строки: «Герой и конь составляют вместе прекрасного Кентавра, коего человеческая и мыслящая часть удивительно спокойствием своим противополагается части яростного животного».

На работу по созданию малой модели потребовалось три года. В конце мая 1770 года малая модель была отлита в гипсе и выставлена на всеобщее обозрение в мастерской скульптора. Подобная демонстрация осуществлялась в Петербурге впервые «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «С 19 числа сего мая по утру с 11 до 2, а после обеда от 6 до 8 часов впредь две недели показываема будет публике модель монумента блаженные и вечные славы достойныя памяти Государя императора ПЕТРА Великого в состоящем на месте бывшаго зимнего деревянного дворца, что на Невской перспективе, строении».

Петербургская мастерская скульптора находилась на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. В течение двух недель здесь побывало много народа. Оценки были самые разные, но не все сразу поняли и приняли образный язык Фальконе.

В России хронологически по времени установления Памятник Петру I был первым конным монументом. Как известно, только в начале XVIII века, в годы царствия Петра в Россию пришёл из Европы такой вид искусства, как светская скульптура.

Все статуи, созданные до «Медного всадника» не были установлены (работы Б.К.Растрелли «Конная статуя Петра I» и «Анна Иоановна»). Простому обывателю было трудно сразу понять все особенности монументальной скульптуры, люди недоумевали по поводу огромных размеров всадника и коня. Непонимание было продиктовано так же сменой художественных стилей, с которым по времени совпало создание памятника. Барокко ушло в прошлое, складывался классицизм. Классицистическая образная система исключала барочную пышность, поэтому люди искушенные опасались, не слишком ли просто одет царь, соответствует ли ему простой лавровый венок и тому подобное.
Модель головы императора была создана талантливой ученицей Фальконе Мари-Анной Колло. Есть предположение, что ваятельница в процессе работы обращалась к гипсовой маске, снятой Б.-К.Растрелли с лица Петра I. статья www.hellopiter.ru

Читать еще:  Первый год жизни ребенка. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей

При создании монумента Фальконе, использовал три важнейших принципа: знание классики, творческое воображение и тщательное изучение натуры.
Во время работы над памятником скульптору позировал генерал П.И.Мелиссино, который ростом и фигурой походил на Петра Великого. К натуре Фальконе обратился и при создании коня. Первоначально он досконально изучил классическую конную статую римского императора Марка Аврелия, отлитую во II веке , но отказался от прямого подражания античности.

Во дворе мастерской был сооружен помост с нужным наклоном. Из царских конюшен и конюшен графа А.Г.Орлова были отобраны два скакуна-Бриллиант и Каприз. Берейтор А.Телечников и другие наездники взлетали по помосту на конях, вздыбливая их, а скульптор делал бесчисленные наброски.
После того, как была завершена большая модель, возникла трудность, так как среди русских литейщиков некому было поручить сложную отливку конной статуи в бронзе. А иностранные мастера запрашивали очень высокую цену. Тогда Фальконе сам принялся за изучение литейного дела.

В августе 1775 года работа над статуей приблизилась к стадии отливки. В подготовительных работах и формовке участвовал Емельян Хайлов, переведенный с Литейного двора, который в момент отливки совершил настоящий подвиг. статья www.hellopiter.ru

Форму помещалась в специальном котловане. С плавильной печью она соединялась наклонными трубами, которые постоянно подогревались, чтобы не лопнули во время поступления в них расплавленного метала.

Один из костров погас, труба остыла и когда по ней потек металл-дала трещину. Возник пожар и угроза того, что бронза не заполнит всю форму. Фальконе потерял сознание, остальные в панике покинули мастерскую. Хайлов погасил огонь, залепил трещину глиной и обернул трубу свой суконной одеждой, предварительно намочив её. Опасность миновала, но бронза заполнила форму не полностью, поэтому голова и шея коня, а так же часть фигуры всадника были отлиты лишь через два года. Хайлов серьезно пострадал, получив сильные ожоги он потерял один глаз. Лишь много времени спустя Екатерина II, узнав о его подвиге, произвела бывшего литейного пушечного мастера в подпоручики артиллерии (звание только для дворян) и повелела выдать герою 2500 рублей золотом из казны.
Задолго до отливки статуи начались поиски природного камня для изготовления постамента. Били снаряжены две поисковые экспедиции, первая из которых нужного камня не нашла, а вторая отыскала вполне подходящий камень на острове Котлин (Кронштадт). Но доставить кронштадскую глыбу не представлялось возможным. Тогда объявили общенародный конкурс на поиск и доставку камня, разместив объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях».

В сентябре 1768 года на объявление откликнулся крестьянин из Лахты Сергей Вишняков, который сообщал, что в лахтинских лесах лежит гигантский Гром-камень, «лучше которого для пьедестала не сыскать».

Назывался Гром-камнем потому, что по преданию во время грозы громом у него был отбит угол, образовалась трещина в 15 вершков. По словам крестьянина есть предание, что Петр I не раз всходил на эту глыбу для обозрения окрестностей, а так же наблюдал отсюда морские баталии. В Лахту отправили экспедицию, которая подтвердила, что камень вполне подходит по своим параметрам.
Размеры камня около 13 метров в длину, 8 метров в высоту и 6 метров в ширину и вес-около 1800 тонн, внушали ужас и сомнения, что его вообще можно сдвинуть с места. Четыре месяца ушло на очистку камня от земли, после чего его обнесли лесами.

На краю котлована установили блочные ворота, затем вырыли подземный желоб длиною в сто саженей (216 метров). Вокруг камня и по пути к Финскому заливу было выкорчевано много леса, в 1768 году была проложена дорога, укрепленная сваями. Затем соорудили надежную деревянную платформу. На нижней стороне ее по краям укрепили продольно идущие бронзовые желоба, на которых платформа должна была катиться по бронзовым шарам, уложенным в желоба-рельсы. Как только платформа двигаясь, переходила с одной пары «рельсов» на впереди лежащую, задние желоба снимали и укладывали к началу пути. Гром-камень был надежно закреплен на платформе и закреплен. Платформу тянули за канаты лошадьми и вручную с помощью воротов. Во время движения на каменной громаде трубил горнист и два барабанщика дробным боем подавали сигнал тем, кто тянул.

Сорок каменотесов не прекращали работать, отсекая грани. Вместе с ними на камне так же была установлена небольшая кузница для ремонта и заточки инструментов. На берегу залива устроили специальную пристань.

Камень двигали к воде девять месяцев. Двенадцать верст Гром-камень везли по воде. С этой целью на Адмиралтействе было построено специальное судно длиной почти 54 метра, шириной 32 метра и высотой 3,6 метра. В сентябре 1770 года Гром-камень прибыл к месту назначения на Сенатскую площадь.

В память о благополучной доставке Гром-камня Екатерина II велела вычеканить медаль с надписью: «Дерзновению подобно. Генваря 20 1770».
Надпись на постаменте «Петру Первому Екатерина II»-лаконичное выражение политического значения памятника. Екатерина называла себя «дщерь петрова» и считала себя последовательницей петровских преобразований.
Установка монумента и его открытие проходили без участия Фальконе. Во время работы над памятником скульптор встречал противодействие со стороны президента Петербургской Академии Художеств И.И.Бецкого, который возглавлял все работы. Ко времени отливки монумента так же осложнились отношения Фальконе и императрицей. К тому же пожилой скульптор серьезно заболел.
После отъезда Э.М.Фальконе из Петербурга руководство по установке памятника было поручено архитектору Ю.М.Фельтену.

Медный всадник

Медный всадник: история и современность

Петр I — наиболее значимая фигура в российской истории последних веков. Он стал основателем нескольких городов и «прорубил» окно в Европу. Он стал «злым гением» для Швеции, покорившей значительную часть мира. Он попытался старую Русь, ходившую в лаптях, сделать европейским государством. Удалось не все, и не в той мере, как он хотел. Дело Петра было продолжено Екатериной I, дочерью Елизаветой Петровной и Екатериной II — немкой, сделавшей для страны больше, чем многие русские.

Петру I за его заслуги перед Россией и в соответствии с императорским статусом было поставлено много памятников, из которых наиболее известным является Медный всадник, разместившийся по заказу Екатерины Великой на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Важно подчеркнуть, что монумент и сам по себе является значимым событием в мировой архитектуре, и расположен среди зданий, сыгравших в судьбе страны значительную роль.

Современная панорама памятника:

Как создавался медный всадник

Инициатором возведения столь грандиозного медного, а точнее, бронзового, памятника стала императрица Екатерина ii. По ее распоряжению князем А. Голицыным приглашения взять работу на себя были отправлены Дидро и Вольтеру. Важно отметить, что с последним Екатерина долгое время переписывалась лично и очень ему доверяла.

Профессора лично не стали заниматься решением данного вопроса, но посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. По рекомендации Вольтера, скульптор отличался тонким вкусом и умом. И не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд.

Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре. Он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой всадника, изображавшей русского царя. Он согласился на оплату 200 тыс. ливров и переехал в Россию.

Читать еще:  Как спасти белую вещь постиранную с красным. Что делать если при стирке окрасилась вещь

Ему пришлось столкнуться с тем, что единства мнений по поводу памятника и облика великого Петра I нет. Екатерина хотела видеть его на коне, И. Бельский, возглавлявший Императорскую Академию искусств, предпочитал более «классическое» воплощение — без лошади. Единственное, что хотели видеть все — жезл или скипетр в руке. Дидро предлагал вообще отойти от канонов создания памятников и отдать предпочтение фонтану. Штелин отдавал предпочтение аллегориям, но не вокруг фонтана, а вокруг Петра I. Скульптуры должны ассоциироваться с Благоразумием, Трудолюбием, Правосудием и Победой. А под ногами самодержца должны были пасть пороки человека, олицетворяющие лень, нежелание учиться, стремление к обману себе подобных и зависть к окружающим

Этьен Фальконе отказался реализовывать любой из предложенных вариантов. Он полагал, что скульптура должна быть одна, и обязана олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца.

Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. Модель лошади создавалась по эскизам, зарисованным с жеребцов Каприз и Бриллиант. В задачу гвардейских офицеров входило ставить коня на дыбы и удерживать его в таком положении, как можно дольше.

Фальконе не удалось вылепить голову Петра I так, как этого хотелось Екатерине. В итоге эта работа была перепоручена помощнице мастера Мари-Анн Колло. Ей удалось получить нужное сочетание мужественности, воли и разума. Девушка, прибывшая в Россию вместе с Фальконе, в одночасье стала членом Императорской Академии искусств за свою работу. А от императрицы ей пожалована пенсия в размере 10 тыс. ливров. Получать деньги Мари должна была пожизненно. Федору Гордееву — скульптору из России — поручено создать змею, попираемую Петром.

К середине 1778 года гипсовая модель готова. Екатерина II не одобрила облик, предложенный Фальконе, но не отобранный ею лично.

Как отливался Медный всадник

Важно подчеркнуть, что памятники таких размеров ранее не делались и не отливались. Никто из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. При этом за отливку с Фальконе запрашивали значительные суммы денег.

По итогам поисков к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся отливкой пушек. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора имеет значительные размеры, но при этом опирается только на три точки. Значительная часть статуи для облегчения веса должна была стать полой, а толщина стенок не должна превышать сантиметра.

Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась бронза. Практически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был испорчен. На подготовку новой модели ушло почти три года. Отливка завершилась успешно. Автор не смог избежать искушения и оставил надпись на плаще о том, что над данной скульптурой работал Этьен Фальконе.

Как проходила установка монумента

По первоначальному замыслу скульптора постамент предстояло вытесать в форме волны, используя природный камень. Но найти обломок скалы высотой более 11 метров долго не удавалось. В итоге решили обратиться к горожанам, и в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали просьбу указать, где можно найти нужный камень, чтобы установить памятник.

Вскоре поступила информация от крестьянина Семена Вишнякова, что подходящая скала обнаружена в непосредственной близости от деревни Лахта. Обломок получил название Гром-камня.

Его доставка стала целым событием. Первоначально на специальных платформах перекатили к водам Финского залива. От места находки к воде прокопали специальные желоба, в которые уложили шары из медного сплава. По шарам и катили платформу с камнем. Далее уже по воде на выстроенной только для камня барже везли к Сенатской площади. Во всех операциях, связанных с доставкой, было занято свыше 1000 человек.

Процесс извлечения Гром-камня из земли был начат 15 ноября 1769 года и только осенью 1770 года его удалось погрузить на борт баржи, специально для этого выстроенной на верфях города. 25 сентября 1770 года камень был перевезен на Сенатскую площадь.

Размах операции был столь велик, что за ее ходом следили даже в Европе. Ранее ничего подобного в современной истории не было (если не считать Египетские пирамиды). Екатерина II для наиболее активных участников учредила награду «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»

Важно подчеркнуть, что Екатерина II так и не одобрила проект памятника. Ее отношение к скульптору ухудшалось с каждым годом и днем. До конца 1778 года Фальконе, не завершив работу, покидает Россию. Вместе с ним уезжает и Мари-Анн Колло. Далее операцией по установке руководил Федор Гордеев.

Открытие монумента

Зрители были приглашены на открытие Медного всадника 07 августа 1782 года. По различным причинам скульптор Фальконе так и не получил приглашения на парад по случаю окончанию отливки и монтажа памятника.

В честь данного события был проведен военный парад под руководством князя Голицына. Екатерина почтила своим присутствием балкон Сената. По взмаху руки императрицы с монумента удалена ткань, Петр I предстал перед изумленной публикой.

Если говорить о технических параметрах Медного всадника, то его вес превысил 8 тонн, высота непосредственно Петра I, восседающего на лошади, 5 метров. С лицевой стороны на постаменте высекли посвящение «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такая же надпись, но уже на латыни, была сделана на реверсе памятника.

Важно подчеркнуть, что название Медный всадник не появилось сразу. Тем более что скульптура отлита из сплавов бронзы. Устоявшееся современное название неофициально присвоено скульптуре только после выхода в свет произведения А. С. Пушкина «Медный всадник».

Медный всадник: мифы, небылицы и легенды

Среди наиболее востребованных у туристов мифов можно выделить следующие:

— Петр I отлично управлялся с лошадьми, сам не раз скакал во главе войск. Любил и похвастаться своей выправкой и выездкой. Один раз, приняв на грудь лишнего, решил показать, что может перепрыгнуть через Неву. Первые два раза ему это удалось. Но на третий раз он опрометчиво произнес фразу «Все мое и божье» по время прыжка. Наказание от господа последовало немедленно. И всадник, и конь окаменели там, где стояли. Так и появился памятник;

— Петр I тяжко заболел. В бреду ему показалось, что шведские войска штурмуют его любимый город — Санкт-Петербург. Петр в горячке сел на коня и хотел ехать шведам наперерез, но ему не дала этого сделать змея, опутавшая ноги лошади. А памятник был поставлен там, где змея стала спасительницей всадника — русского императора.

Некоторые летописцы приписывают Петру I фразу о том, что городу некого бояться, пока он взирает на город со своего места Сенатской площади. И эта легенда отчасти сбывается. В памятник не попадали снаряды в годы Великой Отечественной Войны, не смотря на то, что его не убирали с постамента. Все, что могли сделать горожане, это обложить его мешками, засыпанными песком и землей.

Согласно еще одной легенде памятник Петру I в Санкт-Петербурге смотрит в сторону монумента, возведенного в Стокгольме в честь Карла XII. А знатоки говорят, что в свою очередь рука шведского правителя направлена в сторону его непримиримого врага — великого Петра I.

Изначально вокруг памятника была выставлена ограда. За несколько веков от нее ничего не осталось. Нынешние власти Санкт-Петербурга всерьез раздумывают над тем, чтобы ограждение восстановить и даже выставить охрану. Слишком много туристов желает оставить на постаменте сообщение о том, что и они здесь были с указанием даты и года.

На сегодняшний день побывать в Санкт-Петербурге — городе на Неве и не увидеть Медного всадника, Петра I в бронзе на Сенатской площади, значит не видеть вообще ничего.

Источники:

http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/pamyatniki/711-mednyy-vsadnik.html
http://www.hellopiter.ru/The_copper_horseman.html
http://biletsofit.ru/blog/mednyj-vsadnik

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×