В каком историческом здании находится склиф. Основные направления педагогической работы кафедры
Содержание
- 1 В каком историческом здании находится склиф. Основные направления педагогической работы кафедры
- 1.1 Врачебная, научно-педагогическая и общественная деятельность Н.В. Склифосовского
- 1.2 Педагогическая деятельность Н. В. Склифосовского Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»
- 1.3 Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Решетова П.С., Семенов П.А.
- 1.4 Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Решетова П.С., Семенов П.А.
- 1.5 TEACHING ACTIVITIES N.V. SKLIFOSOVSKY
- 1.6 Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность Н. В. Склифосовского»
- 1.7 Памятник любви графа и крепостной актрисы. Как создавался «Склиф»
- 1.8 Золушка-крестьянка
- 1.9 Жребий на приданое
- 1.10 Кстати
Врачебная, научно-педагогическая и общественная деятельность Н.В. Склифосовского
Николай Васильевич Склифосовский – один из самых известных, искусных и деятельных врачей и ученых России. Вся его жизнь была посвящена медицине, открытия, сделанные Николаем Васильевичем, двигали ее вперед, а операции, проведенные Склифосовским с удивительным мастерством, спасали большое количество жизней. Его считают образцом истинного врача – человека, преданного своему делу, бесстрашного, смелого в поисках новых путей лечения, чуткого в отношениях с больными и учениками.
Н.В. Склифосовский родился 25 марта 1836 года в бедной дворянской семье. Среднее образование получил во 2 Одесской гимназии, окончил ее с серебряной медалью. После окончания курса медицинского факультета Московского университета и приступил к клинической практике.
Как хирург Н. В. Склифосовский пользовался заслуженной мировой славой. Можно сказать, что во второй половине XIX в. среди хирургов он был наиболее крупной фигурой. Как истинный ученик и последователь Пирогова, Н. В. Склифосовский тщательно изучал анатомию, уделяя много времени вскрытию трупов.
Благодаря постоянному практическому изучению основ хирургии Н. В. Склифосовский блестяще владел оперативной техникой. Уже в доантисептическое время он проводил с успехом такие крупные операции, как удаление яичника, когда эти операции не производились ещё во многих крупных клиниках Европы. Он один из первых ввёл у нас лапаротомию (чревосечение) — вскрытие брюшной полости.
Он шёл не только в ногу с веком, но как учёный и хирург часто опережал его. Он один из первых сделал операцию гастростомии (иссечение желудка), применил пуговку Мерфи. Склифосовскому принадлежит большая заслуга в разработке техники операций на мочевом пузыре, первый в России ввёл глухой шов мочевого пузыря, операцию зоба, иссечение рака языка с предварительной лигатурой (перевязкой) язычной артерии, удаление гортани, операцию мозговой грыжи и др.– эти операции положили начало развитию «полостной» хирургии. Разработал и предложил аппарат специальной конструкции, позволяющий поддерживать наркоз в течение всей операции – резекции верхних челюстей при раке. Оперируя на верхней челюсти при врожденном расщеплении твердого неба, Склифосовский впервые применил местное обезболивание раствором кокаина.
Наконец, сложные операции по пластической хирургии также нашли в Н. В. Склифосовском не только мастера хирургической техники, но и автора новых методов операций. Одна из таких операций при ложных суставах под названием «замка Склифосовского» или «русского замка», с успехом произведённая им, описывается в русских и заграничных учебниках. Н. В. Склифосовский оперировал во всех областях хирургии; он был одинаково блестящим хирургом как в мирной, так и в военно-полевой хирургии. В военных кампаниях он приобрел практический опыт, работая в перевязочных пунктах, военно-полевым хирургом, хирургом-консультантом, ведущим хирургом русской армии. Это явилось следствием исключительной одарённости Н. В. Склифосовского и его неустанных занятий в секционной, операционной, на поле боя, в библиотеке, в заграничных и отечественных клиниках. Это явилось следствием широкого внедрения в практику всех достижений науки. Неудивительно, что даже крупнейшие хирурги называли Н. В. Склифосовского «золотыми руками».
Имя Н. В. Склифосовского как крупнейшего учёного было известно всему миру. Развивая и расширяя рамки хирургии, дав ряд новых методов оперативной техники, он выступил в хирургии как новатор, тесно связавший теорию с практикой. Оценив по существу все преимущества антисептического метода, Н. В. Склифосовский не ограничился применением карболовой кислоты, а сменял антисептические средства соответственно аппробации их наукой. Нужен был очень сильный авторитет, какой имел Н. В. Склифосовский среди учёных Европы, среди профессоров, врачей и широкой публики, чтобы внедрить новые методы антисептики в России.
Н. В. Склифосовскому принадлежит более 110 научных работ, посвящённых самым разнообразным разделам хирургии:
а) гинекологии (которая в то время была отделом хирургии и лишь начинала практически отмежёвываться от неё); Н. В. Склифосовский посвятил диссертацию и ряд работ этому разделу;
б) новым методам операций, впервые применявшимся в России (операции зоба, гастростомия, холецистостомия, шов мочевого пузыря, резекция мозговой грыжи и др.);
в) костной и костно-пластической хирургии: резекции суставов, челюсти, операциям по поводу ложных суставов и др.;
г) вопросам военно-полевой хирургии, которую Н. В. Склифосовский, как участник четырёх войн, знал очень хорошо.
Николай Васильевич преподавал в Киевском университете, Медико-хирургической академии в Петербурге. Н. В. Склифосовский охотно обучал студентов различным техническим приемам исследования и правилам ухода за хирургическими больными. При этом он всегда подчеркивал необходимость строго оберегать психику больного от излишних волнений, особенно в момент обследования, но не в ущерб выяснению характера самого заболевания. Склифосовский советовал своим ученикам: «Режь только то, что видишь». В одном из отчетов встречаются такие слова: «В основу оперативной техники профессор Склифосовский кладет главным образом 2 положения – рассекать только то, что видишь или можешь осязать вполне ясно, и затем всякое сечение делать на основании знания анатомии».
Н. В. Склифосовский не был кабинетным учёным. Он стремился нести свет науки в широкие массы врачей-практиков, организовывать научную работу в клиниках.
Его клиника стояла высоко как в практическом и лечебном, так и научном отношениях. Он первый ввёл клинические опыты с историями болезни по образцу отчётов заграничных клиник. Такая же отчётность была у Н. В. Склифосовского и после войны (Плевна и др.), где им были обработаны наблюдения на большом количестве случаев: через руки Склифосовского прошло 10 000 раненых. Развивая взгляды Н. И. Пирогова, внёс значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии (приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей и т. д.).
Занимаясь всю жизнь научной хирургией, Н. В. Склифосовский сделал много для организации науки в России. Он был образцом служения родине: он — член-учредитель Общества русских врачей, член Московского хирургического общества, в котором принимал активное участие; он был членом-учредителем и председателем 1-го и 6-го съездов хирургов. Большое значение до Великой Октябрьской социалистической революции имели Пироговские съезды.
Н. В. Склифосовский был организатором, почётным председателем и активным участником этих съездов. Особенно ярко организационная деятельность Н. В. Склифосовского выразилась в блестящем проведении в Москве 12-го Международного съезда хирургов в 1897 г., а также в организации медицинского образования как в Московском университете, где он был 8 лет деканом медицинского факультета, так и в Петербурге — в должности директора Института усовершенствования врачей.
Н. В. Склифосовский принял большое участие в создании клинического городка на Девичьем поле в Москве, где в дальнейшем и расцвели клиники Московского университета (ныне 1-го Московского ордена Ленина медицинского института).
Как истинный учёный Н. В. Склифосовский придавал большое значение медицинской печати, обмену опытом и наблюдениями хирургов. Н. В. Склифосовский был редактором первых в Москве специальных научных хирургических журналов того времени: «Хирургическая летопись» и «Летопись русских хирургов». Соредактор журнала «Летопись хирургического общества» в Москве (с 1891), учредитель и председатель 1-го съезда российских хирургов (1900).
Съезды, заседания научных обществ и журналы много способствовали развитию хирургической мысли и образованию хирургов.
Придавая большое значение усовершенствованию врачей, Н. В. Склифосовский с жаром взялся за дело организации Института усовершенствования врачей в Петербурге. Как из Одессы не хотели отпустить ещё молодого хирурга Склифосовского и предлагали ему профессорское содержание «не в пример прочим», так неохотно отпускала Н. В. Склифосовского и Москва. За 7 лет заведывания Институтом усовершенствования врачей Н. В. Склифосовский построил новые здания, перестроил операционные, увеличил штаты, оклады и т. д. За это время Институт вырос в учреждение, каким могла гордиться Европа. Ларгье де Венсель писал: «Вы стоите во главе учреждения, которому другие народы Европы завидуют».
НИИ скорой помощи в Москве(1923) не случайно носит его имя – спасение жизней и здоровья, открытие новых методов проведения операций, осуществляемые этим научно-исследовательским институтом, были целью и для Николая Васильевича, чья жизнь служит доказательством существования лучших человеческих качеств – самоотверженности, преданности и сострадания.
Педагогическая деятельность Н. В. Склифосовского Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»
Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Решетова П.С., Семенов П.А.
В статье освещается хронологическое становление педагогической деятельности Н.В. Склифосовского, а также достижения и новаторский подход в области хирургии .
Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Решетова П.С., Семенов П.А.
TEACHING ACTIVITIES N.V. SKLIFOSOVSKY
The article highlights the chronological development of teaching activities N. V. Sklifosovsky, accomplishments and innovative approach in the field of surgery .
Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность Н. В. Склифосовского»
УДК 378.147 ББК 63
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.В. СКЛИФОСОВСКОГО
П.С. РЕШЕТОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия ПЛ. СЕМЕНОВ, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
В статье освещается хронологическое становление педагогической деятельности Н.В. Склифосовского, а также достижения и новаторский подход в области хирургии.
Ключевые слова: хирургия, врачебная деятельность, новаторство, медицинское образование.
Актуальность. Николай Васильевич Склифосовский (1836-1904 гг.) — великий врач-новатор, крупнейший педагог. Его достижения в науке, хирургической практике, руководителя ряда медицинских учреждений в стране — суть ступени в неустанном труде, в самосовершенствовании, которые, в свою очередь, обогащали его творческий потенциал, предоставляли реальные пути в новые неизведанные области врачебной деятельности для решения проблем, предоставляемые самой судьбой.
Н.В. Склифосовский воздал в свое время крупнейшую клиническую школу, его имя находится в одном ряду с такими знаменитыми учеными-медиками XIX века как: Н.И. Пирогова, Е.О. Мухина, И.В. Буяльского, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, чьи труды создавали большой авторитет в отечественной медицине.
Многолетний постоянный труд во время военных действий сделал возможным успешное решение вопросов о выборе в наибольшей степени целесообразных хирургических доступов к различным органам, а также разработку и внедрение в практику рациональных приемов ведения операций, что в итоге дало свои результаты. Дело Н.В. Склифосовского стало подлинно передовым в области разработки и реализации принципиально новых для того времени и эффективных методов хирургического лечения болезней. У него действительно получилось приобрести ценнейшее качество в его врачебной деятельности — универсальность
профессиональных возможностей как врача-хирурга [1].
Усиленный труд в период различных военных конфликтах и личностные качества Н.В. Склифосовского, как жизнестойкость [4, 5,
6], волевой характер, упорство в работе позволили ему выработать собственную технику операций, которая приобрела черты истинного мастерства, отличалась новаторским путем, обеспечивала минимизацию затрат времени и была в высшей степени эффективной по конечному результату.
Н.В. Склифосовский считал себя учеником Н.И. Пирогова и продолжал его идеи по внедрению асептики и антисептики, развитию военно-полевой хирургии. Внедрение асептики и антисептики в хирургическую практику (наряду с обезболиванием и открытием групп крови) относится к одним из фундаментальных достижений медицины XIX века. До появления антисептики хирурги практически никогда не шли на риск операций, связанных со вскрытием полостей человеческого тела, так как вмешательства в них сопровождались почти стопроцентной летальностью от хирургических инфекций. [3].
В течение нескольких лет он находился за рубежом. Посещал передовые медицинские клиники и учился новым методам в области хирургии как челюстно-лицевой, так и гинекологической.
С 1871 по 1880 гг. Н.В. Склифосовский работает в Санкт-Петербурге — в императорской медико-хирургической академии заведующим кафедрой хирургической патологии и терапии, и является руководителем хирургического отделения 2-го военно-сухопутного госпиталя. В академии Николай Васильевич организует институт полевых хирургов, который имел цель в подготовке врачей-хирургов к работе в военно-полевых условиях. В этот период Н.В. Склифосовский много оперирует,
разрабатывает и оттачивает технику различных операций и реализует их у пациентов:
экстирпация гортани по поводу рака; резекция обеих половин верхней челюсти с последующим протезированием (протез изготавливался из твёрдого каучука); операции на мочевом пузыре и разработка глухого шва мочевого пузыря; операции по поводу ущемлённой грыжи и удаление мозговой грыжи; операции при переломах костей конечностей; операция соединения отломков костей при ложных суставах бедра («русский замок», или «замок Склифосовского») и ряд других [1].
В 1880-1893 года Н.В. Склифосовский был руководителем факультетской клиники и деканом медицинского факультета
императорского Московского университета; одновременно он был консультантом Московского военного госпиталя. В это же время Н.В. Склифосовский значительно расширил охват оперативных вмешательств и диапазон исследований в хирургической науке. Полученный опыт и результаты научного труда явились началом для новых его целедостижений в деле хирургического лечения больных, обучения студентов на медицинском факультете императорского Московского университета [2].
Н.В. Склифосовский с радостью обучал практическим навыкам студентов, потому что хотел выработать у них разнообразные умения для будущей работы. Не забывал он и о своих коллегах — делился с тактиками и основными правилами по уходу за больными после операций [1].
В 1883 г. был одобрен его проект на строительство клинического городка на Девичьем Поле. Здесь были задуманы корпуса клиник Московского университета. К 1897 г. городок был построен, благодаря упорству, вере в успех и большому авторитету в обществе Н.В. Склифосовского [1].
Н.В. Склифосовский привносил большой вклад в развитие высшего медицинского образования. И продолжал свои инновационные [7] и оригинальные идеи реализовать в жизни уже в Санкт-Петербурге, после того как в 1893 году ему предложили стать директором Клинического института Великой княгини Елены Павловны.
Первостепенной задачей института стало восполнить пробелы и дать знания всем врачам страны, чтобы они освоили новые методы диагностики и лечения, профилактики и реабилитации, которые отвечают требованиям современной науки. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире
клинический институт для усовершенствования врачей. Здесь Н.В. Склифосовский руководит кафедрой хирургии и хирургическим отделением. Свои знания, опят и энергию Николай Васильевич направляет в дальнейшее развитие учреждения [2].
Н.В. Склифосовский создает все условия, чтобы финансирование учреждения
повышалось. В течение нескольких лет появляются новые отделения в клинике, реорганизация и совершенствование работы были ключевой задачей. Увеличиваются площади помещений, а это приводит к расширению диапазона оперативных вмешательств, которые выполняли в институте. Также улучшаются гигиенические условия института. Благодаря достижениям науки, были открыты новые кафедры, такие как гинекология, нервные болезни, офтальмология [2].
Как новатор и передовой учёный Н.В. Склифосовский в 1888 г. впервые в России успешно внедряет в хирургическую практику методы и технику рентгенологического исследования. Все это время Николай Васильевич читает полный курс лекций по хирургическим болезням. Весь опыт и знания он передавал своим слушателям: хирургическое лечение болезней, приемы и виды ухода за пациентами до и после операций и многое другое [1].
Также он уделял большое внимание практическим занятиям студентов. Клиника Н.В. Склифосовского стала для них прекрасным местом обучения. Занимался со студентами в свободное время от лекций, а по воскресеньям часто делал вместе с ними обход больных в отделениях. Кураторы, которые находились на обходе, должны был докладывать о своих больных. Студенты посещали перевязки, делали перевязки своим больным, делали записи в дневниках (картах), были ассистентами на операциях, активно принимали участие в ночных дежурствах и следили за состоянием больных, которые находились после операции, а в случаи необходимости оказывали помощь [2].
Многие выпускники продолжали свое становление в профессии как врачи-хирурги. За 9-летний период заведования кафедрой хирургии Н.В. Склифосовский создаёт школу высококвалифицированных хирургов. Это не только расширило хирургическую помощь в стране, но и значительно привнесло вклад в развитие хирургической науки [1].
Таким образом, педагогическая деятельность Н.В. Склифосовского была уникальна, нова и направлена на: улучшение медицинского
образования, информированность врачей-специалистов в области хирургии и совершенствование оперативных приемов.
1. Крачун, Г.П. Профессор Н.В. Склифосовский (1836-1904): истоки достижений на жизненном пути — в медицине, в развитии высшего медицинского образования в России /Г.П. Крачун // Современные проблемы науки и образования. -2013. — № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8556 (дата обращения: 09.03.2016).
2. Крачун Г.П. Вклад профессора Н.В. Склифосовского (1836-1904) — выдающегося отечественного врача-хирурга, уроженца Приднестровья — в выполнении первых в России полостных операций /Г.П. Крачун // Склифосовские чтения: материалы научно-практической конференции с международным участием, 16 ноября 2012 г. — Тирасполь, 2012. — 160 с.
3. Максимова О.Г. Тернистый путь Н.И. Пирогова к медицинскому халату, асептике и антисептике / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков // Сборник научных работ международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Светя другим, сгораю сам», посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. — Челябинск: изд-во «ЧелГМА». — 25.02.2011. — с. 14-16
4. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов /Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2014. — № 2 (37). — С. 84-86.
5. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. — 2014. — Т. 2. -№ 5 (37). — [Электронныйресурс]- URL: http://w eb.snauka. ru/issues/2014/05/34519.
6. Соболева Е.В. Hardiness in the psychologist / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014. — № 1 (14). — С. 91-94.
7. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Н.А. Паточкина, Е.В. Соболева // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. — 2014. — С. 80-82.
TEACHING ACTIVITIES N.V. SKLIFOSOVSKY*
P.S. RESHETOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia P.A. SEMENOV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
The article highlights the chronological development of teaching activities N. V. Sklifosovsky, accomplishments and innovative approach in the field of surgery.
Keywords: surgery, medical practice, innovation, medical education.
* Научные руководители: ст. преп., к.псих.н. Соболева Е.В., доц., к.м.н. Пешиков О.В.
Памятник любви графа и крепостной актрисы. Как создавался «Склиф»
Как ни парадоксально, но «Склиф» был назван так случайно. Сам Склифосовский там никогда не работал. И его имя было бы логичнее дать другому известному медицинскому заведению — хирургическом городку на Девичьем Поле (впоследствии 1-му Московскому медицинскому институту), в основании которого он как раз и принимал участие. Но тот увековечил имя физиолога И. М. Сеченова. А Склифосовскому «достался» бывший Странноприимный дом графа Шереметева. И то не сразу.
— В 1920-е гг. общественно значимым учреждениям любили присваивать имена выдающихся революционеров, — рассказывает Татьяна Капустина, зав. музеем в Московском НИИ СП им. Склифосовского. — Поэтому Институт неотложной помощи в 1923 г. сначала побывал Институтом им. Лежара (известный тогда французский хирург передовых взглядов), потом им. 5-летия советской медицины и лишь с третьей попытки — им. Склифосовского. Но многие москвичи по-прежнему называли его Шереметевской больницей, в память о графе-основателе.
Золушка-крестьянка
Создание Странноприимного дома связано с романтической историей любви между графом Николаем Петровичем Шереметевым и его крепостной актрисой, Прасковьей Ивановной Ковалёвой, получившей на сцене псевдоним Жемчугова. Естественно, она была не первая в его достаточно большом «гареме». Но завоевала графское сердце настолько, что стала законной супругой. А для того времени это было неслыханным. Николай Петрович занимал очень высокие посты при дворе и был личным другом императора Павла.
Влюблённые обвенчались в 1801 г. в церкви Симеона Столпника на Арбате, которая стоит и поныне (когда в советское время уничтожали Старый Арбат, эта церковь уцелела только благодаря факту венчания дворянина с крепостной). Однако семейное счастье было недолгим: через две недели после рождения первенца, 23 февраля 1803 г., Прасковья Ивановна, давно страдавшая туберкулёзом, скончалась. Только после похорон, оправившись от беспамятства, граф вынужден был открыться царю, что у него есть сын, и тот признал его законным наследником титула и состояния. В завещательном письме сыну Шереметев написал: «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашёл украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность… Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки. »
Жребий на приданое
Чтобы хоть как-то «успокоить страждущий свой дух», безутешный граф целиком отдаёт себя устройству больницы для бедных, начатому ещё при жизни жены. Как-то приревновав Парашу, которая постоянно отлучалась из семейного гнезда, он приставил к ней соглядатая и вскоре выяснил, что она ездит на Сухаревскую площадь, где в то время был дешёвый рынок и строился супругами «гошпиталь», и из окна кареты раздаёт страждущим деньги, которые он ей давал на булавки. После смерти Прасковьи Ивановны Шереметев серьёзно расширил больницу, для чего привлёк талантливого итальянского архитектора Дж. Кваренги. Изящные фасады, полукруглая колоннада на входе в здание, роскошное убранство церкви.
Странно-приимный дом стал памятником ещё и П. И. Ковалёвой-Жемчуговой. Когда французы в 1812 г. пришли в Москву, они приняли больницу за барскую усадьбу и начали было грабить. Но, увидев в помещениях русских раненых, бесчинства прекратили и разместили тут же своих раненых.
К слову, подобного медучреждения в то время не было нигде в мире. В Шереметевскую больницу везли всех тяжёлых пациентов, которые не могли заплатить за лечение. Сам Шереметев в Уставе больницы строго заложил принцип безвозмездности оказания помощи.
И не просто задекларировал, но и профинансировал деятельность лечебницы на сто лет вперёд. Позже историки подсчитали: за время существования Странноприимного дома графа Шереметева его помощью воспользовались примерно 2 млн человек, на что было израсходовано свыше 6 млн рублей! С процентов от положенной в банк суммы в течение ста лет выдавалось приданое бедным невестам.
Ежегодно, в день кончины Прасковьи Ковалёвой (кстати, по новому стилю он приходится на 8 марта), в белом Столовом зале Странноприимного дома собирались девушки и тянули жребий на приданое. Венчали их в домовой церкви Святой Живоначальной Троицы, которая сейчас восстановлена и занимает центральную часть 1-го корпуса НИИ скорой помощи.
Кстати
Николай Васильевич Склифосовский заслуживает, чтобы о нём помнили не только в связи с легендарным «Склифом». Девятый сын небогатого дворянина, в раннем детстве оказавшийся в Одесском доме сирот (отец был не в состоянии прокормить всех 12 отпрысков), он стал выдающимся хирургом своего времени. Участ-вовал в трёх военных кампаниях, в том числе в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Оперировал на поле битвы. Иной раз сутками не отходил от операционного стола, а чтобы он не упал без сил, медсёстры подносили ему глоток вина. Ему принадлежит изобретение «русского замкà», или «замкà Склифосовского», — соединения переломанных костей, благодаря которому они быстрее заживали. Он одним из первых ввёл в русскую хирургию принципы антисептики. Тогда для многих медиков было в диковинку, что раны перед операцией и после надо обеззараживать. В этом Склифосовский опередил европейских коллег, которые долгое время посмеивались над его оказавшимися революционными методами.
Источники:
http://studopedia.ru/10_74548_vrachebnaya-nauchno-pedagogicheskaya-i-obshchestvennaya-deyatelnost-nv-sklifosovskogo.html
http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-deyatelnost-n-v-sklifosovskogo
http://aif.ru/society/history/moskovskiy_sklif_byl_sozdan_kak_pamyatnik_lyubvi_grafa_i_krepostnoy_aktrisy