Васильев константин алексеевич прощание славянки описание картины. Прощание славянки
Содержание
Судьба и творчество
Константина Васильева
Газета “Советская Россия” (22.08.1987) опубликовала строки из письма читательницы Лебедевой из Подмосковья: “Мне было очень приятно узнать о выставке в Коломне картин художника Константина Васильева. Но. выставка закрылась и теперь, может быть, больше никогда не откроется вновь. Картины находятся в плачевном состоянии. Если Союз художников не может помочь спасти гибнущие картины, то, я уверена, энтузиасты соберут необходимые средства для реставрации. Я очень хочу, чтобы мои дети могли видеть это чудо”.
И энтузиасты нашлись. Они-то и добились, чтобы в Москве, в зале Союза художников СССР открылась выставка К. Васильева. Отзывы посетителей этих выставок были не только содержательными, но и эмоциональными. Это были отзывы-впечатления, отзывы-характеристики, отзывы-пожелания. Например: “В его картинах бьется живое сердце художника”, “Ни на кого не похожий”, “Необычный, свежий, искренний, поэтический талант”, “Феноменальное явление”, “Живописное чудо”, “Несомненно, все это — проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на земле. Он оставил о себе большую память состоявшегося художника, внес свой вклад в культуру человечества” (дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР А. Леонов).
О каком же чуде идет речь и как сложилась судьба художника Константина Васильева?
Малая родина
Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года на юге страны в городе Майкопе. Его отец — Алексей Алексеевич — в Великую Отечественную войну был партизаном. После войны отца направили налаживать производство на один из заводов под Казанью. Вот там-то, в поселке Васильево, и прошли детство, юность и зрелые годы художника. Поселок располагался в живописном месте: его окружали богатые леса, где тихая Свияга соединяла свои воды с величавой Волгой.
Мать Константина — Клавдия Парменовна — была женщиной незаурядного природного ума. Все свое свободное время она отдавала детям. Костя на всю жизнь запомнил, как они с матерью ходили на берег Волги, любовались рекой и древним Свияжском. Девятилетний мальчик любил слушать рассказы матери о том, как давным-давно, когда Иван Грозный осаждал Казань, он повелел выстроить здесь крепость. И была она заготовлена в Нижнем Новгороде, потом пригнали ее плотами и построили в две недели на Столовой горе среди заливных лугов — “Казанскому хану как бельмо на глазу. ”.
Уже тогда, слушая рассказы матери, Костя не мог не рисовать. Он делал множество зарисовок крепости в своем альбоме. А потом, став художником, Васильев часто бывал здесь и с высокого берега Волги, с Лысой горы, смотрел на Свияжск, где, по преданию, стоял царь Иван Грозный. Появилось желание написать картину. И в 1967 г. художник пишет ее и называет “Свияжск”. На полотне — город-крепость в разливе рек. Ощущение такое, будто художник сам побывал здесь в то далекое-далекое время.
Клавдия Парменовна сумела собрать хорошую домашнюю библиотеку. Это дало ей возможность познакомить детей и с русским устным народным творчеством, и с классической литературой, и с шедеврами мировой литературы и искусства. Пройдут годы — и это принесет свои плоды: Васильев напишет целую серию картин “Русь былинная”. Это будет не простое любование стариной, которое порой сводится лишь к стилизации. Нет! Это подлинный, глубинный интерес к историческому прошлому своей страны, стремление найти в нем и понять истоки того мужества, стойкости и патриотизма, коими всегда был славен русский народ.
Одна из картин этой серии называется “Вольга и Микула” (1974). Она написана по мотивам одноименной былины. Однажды славный богатырь Вольга Святославович выехал с дружиною своею во чисто поле и услышал в поле пахаря-оратая: “Как орет в поле оратай, понукивает. А у оратая-то сошка поскрипывает. Да по камешкам омешики 1 почирикивают. ” “Едет Вольга к оратаю день, едет другой, едет и третий и, наконец, увидел его, этого пахаря. ” Вот этот момент встречи Вольги и Микулы Селяниновича изобразил Васильев. Смелый композиционный прием художника выделяет фигуру пахаря Микулы — подлинного хозяина своей земли, труженика, который и пашет, и сеет, и кормит, и защищает, когда приходит нужда.
Постоянный интерес Васильева к литературе, в особенности к произведениям устного народного творчества, приводит его к более глубокому осмыслению мировой классики, эпоса разных народов, северных саг, мифов Древней Греции.
Появляются иллюстрации художника к его любимым литературным и музыкальным произведениям: рисунки к романам и повестям Ф.М. Достоевского, П.И. Мельникова-Печерского, Габдуллы Тукая (известного татарского поэта); серия иллюстраций к тетралогии Р. Вагнера “Кольцо нибелунга”, созданной по мотивам скандинавских сказаний.
К 1971 г. относится картина Васильева “Валькирия над сраженным воином”. В скандинавской мифологии Валькирии — это воинственные девы, дарующие победу в битвах. После сражения они отбирали храбрейших из павших воинов, чтобы унести их в обиталище богов и героев — Валгаллу. Картина, созданная художником, впечатляет.
Творческие успехи
Из рассказа матери: “В одиннадцать лет Костю приняли в художественную школу при Институте имени Сурикова. Поучился немного, а тут у мужа случился инфаркт, осталась я одна с детьми. Пришлось забрать Костю из школы — помощник был нужен. Потом в Казанское художественное училище приняли его — без экзаменов сразу на старший курс”.
Здесь, в училище, Константин впервые услышал о знаменитом золотом сечении, к которому прибегали античные художники, создавая свои неповторимые творения. И с тех пор, приступая к каждой новой работе, всегда начинал с того, что мысленно пытался определить на холсте ту основную точку, куда должны были стягиваться, как к невидимому магниту, все сюжетные линии картины. Став художником, Васильев постоянно помнил об этом.
Константин Алексеевич Васильев (1942–1976)
Константин Алексеевич Васильев (1942–1976)
Творчество Константина Алексеевича Васильева по сей день вызывает множество споров. Одни вообще не считают его художником, другие, наоборот, восторженно отзываются о его работах. Например, космонавт А. Леонов, побывавший на выставке Васильева, так писал о нем: «Несомненно, все это — проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на земле… Приходится горько сожалеть о трагической судьбе художника и радоваться, что он оставил о себе большую память состоявшегося художника, свой вклад в культуру человечества».
Константин Алексеевич Васильев родился в Майкопе. Из-за войны родители были вынуждены переехать под Казань, в поселок Васильево.
Интерес к рисованию проснулся в мальчике довольно рано. Уже в одиннадцать лет он поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат им. В. И. Сурикова, а через несколько лет перевелся в Казанское художественное училище. Проучившись в нем несколько лет, Константин окончил его с отличием, приобретя специальность театрального декоратора. В качестве дипломной работы выпускник показал эскизы к драме А. Н. Островского «Снегурочка», в которых начинающему художнику удалось объединить историческую достоверность, условность, присущую эскизам, и лаконизм выразительных средств.
К. А. Васильев. «Нашествие», 1973
К. А. Васильев. «Прощание славянки», 1975
Первые же работы художника принесли ему популярность. Но это не остановило творческих исканий мастера. В поисках сюжетов для своих произведений он пробовал обращаться к народному фольклору: русским древним сказаниям, былинам, песням и скандинавским сагам. Например, в 1971 году Васильев написал полотно «Валькирия над сраженным воином». В древних скандинавских легендах, валькириями называли дев, способных приносить воинам победу в сражениях. После окончания битвы валькирии, согласно легенде, уносили самых храбрых воинов, погибших на поле боя, в Валгаллу — страну богов и героев.
Художник изобразил на картине именно этот момент: убитого воина, лежащего на поле. Рядом с ним его доспехи: шлем, щит и меч. Над телом воина на фоне мрачного неба рядом с белой лошадью возвышается грозная валькирия в шлеме, с копьем в одной руке и щитом в другой. Ветер развевает ее волосы и гриву лошади.
В 1973 году Васильев создал иллюстрации к поэме «Слово о полку Игореве» («Плач Ярославны») и к песне «Горят, горят пожары» (картина носит то же название). Следующей его работой стала картина на мотив одной из русских былин — «Бой Добрыни со Змеем» (1973–1974).
Примерно в это же время художник заинтересовался реальными историческими событиями и написал полотно «Нашествие» (1973), на котором запечатлел наступление войск фашистской Германии. Васильев выполнил композицию в мрачных, холодных серых, синих и свинцовых тонах. Слева, на переднем плане, он изобразил развалины какого-то здания, судя по иконам на обломках стен — церкви. Справа движутся ряды фашистских воинов. Написанная почти монохромно картина оставляет трагическое ощущение.
К 1975 году относятся его картины «Маршал Советского Союза Г. К. Жуков» и «Прощание славянки». Последняя работа является своеобразной иллюстрацией к одноименному военному маршу: художник изобразил на полотне женщину в синем одеянии с развевающимися по ветру волосами. Одной рукой она придерживает на шее платок, другой прижимает к себе девочку. На лице женщины — отчаяние, ее глаза с тоской следят за воинами, уходящими на войну.
В этом же году Васильев начал одну из последних своих работ — полотно «Рождение Дуная». Основой для него послужила одна из русских былин о Дунае Ивановиче. Разгневавшись, он случайно убил свою жену, богатыршу Настасью Микулишну, погубив вместе с ней и своего ребенка. В отчаянии богатырь бросился на свой меч и тоже погиб. Легенда гласит, что кровь погибших слилась и дала начало новой большой реке — Дунаю. Художника так заинтересовала эта легенда, что он выполнил несколько эскизов, вариантов и в заключение — два больших полотна. Васильев не оставлял работу над этими картинами до самой смерти.
Васильев Константин Алексеевич(1942—1976)
Русский художник, работавший над былинно-мифологическими темами.
Родился в оккупированном немцами Майкопе. Отец был в партизанах. После освобождения Кубани семья воссоединилась. Родители стали работать на заводе “Краснолит”, жили прямо в цехе. В 1949 Васильевы переезжают в Поволжье — в с. Васильеве в устье р. Свияги. В 1954 за серию работ двенадцатилетний Васильев проходит по конкурсу в художественную школу при Суриковском институте. В 1961 заканчивает Казанское художественное училище. Еще студентом он пробует себя в различных художественных манерах, но его главным творческим методом становится реализм. В 1963 Васильев выставляется в московском Манеже с графическим циклом портретов композиторов-классиков. В этот период работает учителем рисования в поселковой школе. Много занимается древней историей славян. Начиная с 1967 он пишет картины гл. обр. на былинные и сказочные сюжеты (“Рождение Дуная”, “Гуси-лебеди”, “Свияжск”). Интерес художника к прошлому, осмысление героизма и жертвенности предков легли в основу т. н. русского цикла: “Русалка”, “Жница”, “Плач Ярославны”, “Русский витязь”, “Вольга н Микула”, “Бой со змеем”, “Поединок”, “Садко и владыка морской”, “Илья Муромец и голь кабацкая”, “Человек с филином”, “Северная легенда”. В 1974 в преддверии 30-летия Победы Васильев создает военный цикл, проникнутый гордостью и верой в возрождение мощи народа-богатыря: “Нашествие”, “Прощание славянки”, “Тоска по Родине”, “Маршал Жуков”, “Над Берлином”, “Унтер ден Линден в огне”. За внешним символизмом бойцов, уходящих в смертный бой, указывается тема торжества победителей, крепкая, неотвратимая воля русского воинства. Безвременная кончина настигла К. Васильева по пути домой из соседнего Зеленодольска со второй его прижизненной выставки. (3 сентября 1942, Майкоп, Адыгейская АО — 29 октября 1976, Васильево, Зеленодольский район, Татарская АССР) — русский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы. Творческое наследие Васильева весьма многопланово и разнообразно и насчитывает более 200 произведений живописи и графики. Помимо работ указанной выше тематики, в нём присутствуют портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины батального жанра. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными. С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью. Учился в Казанском художественном училище (1957—1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере. Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», все — 1974). Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.). Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988). Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Похоронен в посёлке Васильево. Похоронили Константина в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.
Название : Эскиз к картине
Материал : Бумага, карандаш
Название : Освобождение Василисы Прекрасной
Источники:
http://art.1sept.ru/article.php?ID=201001207
http://design.wikireading.ru/13795
http://artpriced.ru/biografiya/vasilev_konstantin_alekseevich