Владимир Даль — о создании великого толкового словаря, дружбе с Пушкиным и других интересных фактах. План-конспект урока (6 класс) на тему: Библиотечный урок “Владимир Иванович Даль – человек, который собирал слова
Урок литературы в 6 классе по теме: “В.И.Даль и фольклор”
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Открытый урок литературы в 6 классе, посвященный жизни и творчеству В.И.Даля: “В.И.Даль и фольклор”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Итомлинская сш
Открытый урок литературы в 6 классе,
посвященный жизни и деятельности В.И.Даля
«В.И. Даль и фольклор»
Учитель русского языка и литературы
Рамазанова Тамара Сергеевна
Открытый урок литературы в 6 классе, посвященный жизни и творчеству В.И.Даля
Учитель русского языка и литературы МОУ Итомлинской сш
Тема: «Владимир Иванович Даль и фольклор»
1. Почтить память великого соотечественника;
Познакомить учащихся с его жизнью и деятельностью;
определить место и значение «Толкового словаря живого велико-
русского языка» в русской лексикографии;
2. Побудить учащихся к чтению сборника «Пословицы и поговорки
и прибаутки русского народа и к овладению богатством языка,
воплощенным в пословицах и поговорках; способствовать
активному включению пословиц и поговорок в речь учащихся.
3. Воспитывать интерес к чтению, культуре.
Оборудование: презентация к уроку, русские народные костюмы,
выставка книг В.И.Даля, словари, хлеб-соль, рушник,
стенд, посв. жизни и деятельности В.И.Даля , магнитофон
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались с вами, чтоб вспомнить человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Я говорю о В.И.Дале, чье 210-летие со дня рождения отмечается в этом году в ноябре месяце. И вот сейчас на дворе ноябрь, и мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем со словарями, поупражняемся в произношении скороговорок. Но не будем заглядывать вперед, начнем по порядку.
2. Музыка. Входят трое ведущих с хлебом и солью на рушнике.
1. В Итомле, в поселке во славном,
Во палате этой белокаменной,
Собирались гости званые,
Гости званые и желанные.
2. Дорогие гости, здравствуйте!
Не всех зовем по имени,
А всем низко кланяемся!
3. Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Каравай мы вам подносим
И его отведать просим!
Ведущие кланяются и, проходя по комнате, угощают всех хлебом и солью.
1. О, гости достопочтенные!
Пройдет пусть встреча светлая
По сказкам века прошлого.
2. Скрепите ум силою своею,
Поострите сердца мужеством,
Быть вечеру великому.
1. А потому пора уже
К беседе приступить…
2. О великом муже Земли Русской,
О создателе Словаря толкового
Живого великорусского языка,
О Владимире Ивановиче Дале.
3. Так отправимся же в путешествие
По следам деяний Далевых.
Во время рассказов групп показывается презентация.
Слово предоставляется 1 группе. Рассказ о годах жизни В.И.Даля.
1. В.И.Даль родился 10 ноября 1801 года в Луганске, на Украине. Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю свою долгую жизнь, выбрав себе впоследствии литературный псевдоним Казак Луганский.
2. Отец его, датчанин Иоганн Христиан Даль, ученый, владевший многими языками, был приглашен в Россию Екатериной II и определен придворным библиотекарем. В Луганске он служил лекарем горного ведомства. Русское имя Иван Матвеевич было получено Иоганном Христианом Далем вместе с русским подданством в 1799 году в Луганске, через год после приезда.
3. Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование Володя Даль получил дома. Мама не была полиглотом, как отец, однако, она в совершенстве владела кроме немецкого, русским, французским и английскими языками.
4. Владимир Даль не сразу пошел по стопам отца. После окончания морского кадетского корпуса он служил мичманом на Черноморском, затем, после повышения в чине, на Балтийском флоте.
Учитель: Морская служба оказала большое влияние на В.И.Даля, еще учась в Морском корпусе, он создал свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона.
Морская работа была очень интересной, поэтому он включает в свои сборники морские загадки Сейчас мы попробуем их с вами отгадать. Чтобы не было шума, каждая команда записывает отгадку на листе бумаги, а затем проверим.
1. Велика телега, об одном колесе: сама катится, а вокруг света обвозит. ( Корабль, колесо-штурвал).
2. Еду, еду – следу нету; режу, режу – крови нету. ( Корабль или лодка на воде)
Морская тема прослеживается и в пословицах:
1. Иди в море на неделю, а хлеба бери на год.
2. С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.
3. Кто в море бывал, тот лужи не боится.
4 Два быка бодаются, вместе не сойдутся. (день и ночь)
Слово предоставляется 2 группе. Рассказ о службе Даля в качестве медика.
1. Он оставляет флот и поступает в университет на медицинский факультет. Судьба его сводит с Пироговым, выдающимся русским хирургом.
2. По окончании университета Даль участвует в русско-турецкой войне, вместе с русской армией он совершает переход через Балканы, непрерывно оперируя в палаточных госпиталях и непосредственно на полях сражений
Учитель: Общаясь с солдатами, Даль слышал от них много интересных слов и выражений, записывал их.
Слово предоставляется 3 группе. Даль – сказочник.
1.Особенно дороги нам страницы жизни Даля, связанные с Пушкиным. Друг Пушкина, Даль делил с поэтом все тяготы нелегких путешествий по дорогам России. Вместе они ездили по местам движения Пугачева. Не исключено, что именно Пушкин подал мысль Далю взяться за словарь. Восхищенный сказками Даля, Пушкин подарил ему рукописный текст одной из своих сказок с дарственной надписью “Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин”. Сейчас мало кто знает, что первая сказка нашего детства “Курочка Ряба” принадлежит сказочнику Казаку Луганскому (Далю).
2. В трагические январские дни 1837 года Владимир Даль как близкий друг поэта и как врач принял деятельное участие в уходе за смертельно раненным Пушкиным. К Далю были обращены слова умирающего Пушкина: “Жизнь кончена. ” Ему благодарный поэт вместе с перстнем-талисманом передал черный сюртук, простреленный пулей Дантеса
Учитель: Сказки Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру, справедливости, любви к правде и добру. Его сказки очень похожи на русские народные, и мы сейчас в этом убедимся. А вот всем вам известную сказку «Репка» Владимир Иванович тоже рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка». Давайте посмотрим ее инсценировку и назовем отличие ее от народной сказки. Какая группа запишет больше этих отличий.
Инсценирование сказки «Коломенская желтая репка»
Слово 4 группе. Даль – создатель словаря.
1 . На творчестве Даля положительно отразилось хорошее знание им современной жизни – ведь никто из писателей XIX века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. Прекрасные душевные качества, одаренность, общительность, разносторонность интересов Даля привлекали к нему людей. Поэтому он близко сходится с Пушкиным, Гоголем, Некрасовым, Тургеневым, Жуковским.
2. Нам теперь представляется наибольшей ценностью “Толковый словарь живого великорусского языка», которому В.И.Даль посвятил 53 года. Поэт Михаил Матусовский написал об этом словаре такие строки:
3. То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.
Незыблема его первооснова на много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.
И можно различить сердцебиенье живого языка.
Сидят теперь четыре института над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.
Учитель: Да, слово состоит из веток и корней, и в словаре Даля каждое самое обычное слово становится необычным. Давайте обратимся к словарям Владимира Ивановича.
1.Как расположены слова в словаре?
На одном из словарей Даля было написано «Словарь называется ТОЛКОВЫМ, потому что объясняет подробности значения слов и понятий». Попробуем по толкованию-объяснению догадаться, о каком слове идет речь. (на экране)
- Проем в стене для света. (Окно)
- Скошенная и засохшая трава в корм скоту. (Сено)
- Протоптанная, проторенная дорожка, пешеходная. Лаз животного, зверя. (Тропа). И т.д.
Словарь пословиц и поговорок.
Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что для объяснения значений слов Даль использует пословицы и поговорки. Но кроме этого, Даль работал над созданием Словаря пословиц и поговорок.
Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц.
1.Собери рассыпавшуюся пословицу. Кроме пословиц и поговорок В.И.Даль собирал и скороговорки, считая их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку называли еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».
Мы с вами сейчас проведем конкурс на лучшее произношение скороговорки .
Предлагаю скороговорки В.Даля:
- Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
- Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
А теперь, какие скороговорки нашли вы?
Учитель: Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, ставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят.
В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?
В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?
В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?
В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.
Ребята играют, меняют воробья.
Учитель : После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко».
Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.
Чтобы выяснить, насколько вы запомнили все, о чем сегодня говорили, подведем итоги:
- Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
- Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов)
- Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)
- Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)
- Назовите сказки В.И.Даля.
Закончить наше мероприятие мне хотелось бы стихотворением С.Я.Маршака
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Учитель: Мы сегодня на уроке говорили об ученом, писателе и великом подвижнике В.И.Дале, главным подвигом в жизни которого было создание «Толкового словаря живого великорусского языка».
- Собиратель слов. Брошюра для библиотекарей.
- Даль В.И. «Толковый словарь»
- Даль В.И. «Старик-годовик». Сказки, загадки, пословицы, игры.
– В.И.Даль. Страницы жизни. Пособие для учителей. ТОИУУ. 2000 год Авт.-сост. Лебедев Н.М., Беляева Н.В.
– Стихотворения С.Я. Маршака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме “Русская литература конца XIX – начала XX века”. Материал содержит основные тезисы, фотографии.
Целью веб-квеста – знакомство с историей и культурой Каталонии и творчеством великого каталонского художника Сальвадора Дали.
лекция с элементами беседы. анализ стих.
Конспект урока может быть использован при изучении романа “Герой нашего времени” в 9 – 10 классах.
Презентация к уроку.
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.
Данная презентация содержит материал к вводному уроку литературы в 5 классе по теме “Фольклор” и материал для изучения темы “Загадки".
Владимир Даль – о создании великого толкового словаря, дружбе с Пушкиным и других интересных фактах
Этнограф, литератор Владимир Иванович Даль известен для многих только созданием «Толкового словаря живого великорусского языка», в этой статей разберем доселе неизвестные интересные факты из жизни медийной личности XIX века. Российский ученый преодолел чуму за Дунаем, заслужил почетное звание хирурга, знал 12 языков, собирал материал для magnum opus (главного детища) 53 года.
Датчанин с русскою душой
Отец В.И.Даля – датчанин, но вот сам российский лексикограф никогда не ощущал себя этой нации. Для него на первом плане была Российская империя и великий русский язык. Позже для интереса Владимир Даль все-таки съездит в Данию, об этом он напишет в своих мемуарах. Дания не впечатлила писателя, а только еще больше проявилась сильная любовь его к России.
Луганский казак
Сейчас у современного человека с Луганском ассоциируются довольно неприятные события, творящиеся на Украине за каменноугольный Донбасс, но когда-то прославил казачий Луганск великий российский ученый – В.И.Даль. Да, с детства он уже знал несколько языков, был грамотен в области медицины и ботаники, но его тянуло именно к литературному искусству. Первый сборник «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» был представлен русскому народу под псевдонимом Казак Луганский, именно под этим именем пришел Даль показывать свои творения А.С.Пушкину, которому очень понравились сказки. С тех пор зародилась между Далем и Пушкиным крепкая дружба. А псевдоним в скором времени был сменен на настоящее имя писателя.
Интересный факт из периода работы военным врачом
С 1830 по 1831 годы во время войны с поляками В.И. Даль проработал в 29-летнем возрасте военным врачом (до этого выучился на медика в Дерптском университете). Но однажды случилась удивительная история по образованию глазной хирург Владимир Даль стал командиром пехотного полка за свои инженерные знания, иначе погибли бы несколько десятков русских солдат!
Даль придумал, как из подручных средств (деревянных бочек, досок, канатов) построить переправу, чтобы перебраться на другой берег Вислы и спастись от окружения поляков. За подобную заслугу Николай І наградил Даля почетным Владимирским крестом, но вот только военное руководство не оценило подвиг военного врача и вынесли выговор за отклонение от служебных обязанностей.
Даль и Пушкин
После знакомства Даль и Пушкин стали постоянно видеться, делиться своими достижениями, давали друг другу советы. Кстати, Владимир Даль на 2 года младше Александра Пушкина! Интересный факт из жизни обоих литераторов, как однажды в 1836 году Даль приехал Пушкину и употребил в своей речи слово “выползина”. Пушкин удивился, так как доселе никогда не слышал этой лексемы. Оказалось, что “выползина” – это шкура, которую сбрасывают пресмыкающиеся.
И вот в следующий раз приходит Пушкин к Далю и говорит: “Как тебе моя выползина! Я из этой выползины не скоро вылезу, такое в ней напишу!” Отчасти пророчество великого поэта сбылось, именно в этом сюртуке он был ранен на дуэли с Дантесом. Чтобы не причинять боль Пушкину, “выползину” пришлось распороть.
Так как по образованию Даль медик, он приехал к раненому Пушкину. Вокруг поэта собрался целый консилиум светских врачей, но вот Даля в их число не пригласили. Но вот Александру Сергеевичу было важно именно мнение друга, он спросил у Даля, сможет ли выжить. Владимир Даль ответил: «Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты». Только вот позже Даль проводил вскрытие тела Пушкина. На последок поэт на смертном одре протянул Владимиру Ивановичу свой перстень-талисман с крупным изумрудом на память, а ведь этот перстень был для Пушкина талисманом, он помогал ему творить. Даль замешкался, но принял подарок. А позже рассказывал, что когда смотрит на перстень, хочет работать и творить. Также Даль пытался вернуть изумрудный перстень жене Пушкина Наталье Николаевне, она отказалась и еще отдала ему пробитый пулей сюртук, ту самую “выползину”.
Разговорный русский язык лучше высокопарного
Владимир Даль с детских лет отмечал, что простая разговорная речь удивительно краткая, легкая понятная. И всегда думал, почему нельзя говорить на языке крестьян. С возрастом лингвист убеждал, что русскую речь портит именно иностранщина, поэтому всячески старался не употреблять заграничные слова.
Magnum Opus
С 17 лет Владимир Даль начинает неосознанно собирать материал для создания “Толкового словаря живого великорусского языка». Однажды он ехал из Петербурга, ему было холодно, потому что в мичманская одежда не приспособлена для сильных морозов. Ямщик видя, что юноша ежится от холода, приободряющим голосом ему говорит:
– “Замолаживает!” – указывает пальцем на затянувшееся тучами небо.
Даль удивился, и переспросил:
– “Как замолаживает?” – так как не понял, что имеет в виду ямщик.
Тогда ямщик объяснил, что замолаживает – это когда небо становится пасмурным, что говорит о приближающейся оттепели. Именно этим он хотел приободрить юношу, мол, скоро станет теплее. Тогда Даль достал замершими руками записную книжку, где написал новое слово и его значение. Так в течение 53 лет Даль записывал в записную книжку новые услышанные слова, местные поговорки и прибаутки. Его труд состоит из 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.
- Владел двенадцатью языками(кроме немецкого, французского, греческого и латыни, но особенно ему нравились тюркские языки). Так что Даль считается первым российским тюркологом.
- Увлекался спиритизмом. Рассказывал, что однажды он смог вызывать дух Жуковского, который помог ему с решением личных проблем.
- Был интересующийся человек, знал и умел многое — играл на музыкальных инструментах, занимался токарством, создавал огромный по размеру словарь и изучал гомеопатию.
- Всю жизнь относился к Лютеранской церкви, но после первого удара причастился и принял благословение у православного батюшки.
- Был дружен с крестьянами, которые отказывались верить, что Даль светский человек. Всегда помогал своим врачеванием каждому человеку, независимо от сословия, да и домашних животных вылечивал.
- Дом, где последние годы прожил Владимир Даль, находится на Большой Грузинской, дом 4-6, с 9, это один из старейших зданий в России, где хранятся рукописи литератора и личные вещи. Во время ВОВ в 1941 году во двор залетела бомба, но она удивительным образом не взорвалась, позже оказалось, что в нее вложен чешско-русский словарь.
Владимир Иванович Даль – человек-легенда для российского общества, именно он законспектировал народные лексемы, поговорки, загадки, прибаутки, которые могли бы быть потеряны во времени. Сейчас “Толковый словарь живого великорусского языка» для нас исторический памятник всего народа, который собрал всего один человек, но великий во всех своих делах! Если интересные факты из жизни Даля в моей статье произвели на вас впечатление, читайте другие истории о литераторах, историках, композиторах из рубрики ” Интересное обо всем “.
Конспект урока по литературе на тему”Великие сыны Россиии А.С.Пушкин и В.И.Даль”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Великие сыны России. А.С.Пушкин и В.И.Даль.
Цели:1)проследить за пересечением судеб двух великих людей;
2)выяснить ,что их объединяет;
3)создать представление у обучающихся о В.И.Дале не только как о составителе
Словаря ,но и о человеке ,создавшем ,как и А.С.Пушкин, себе «нерукотворный
1)портреты А.С.Пушкина и В.И.Даля;
2)карта перемещения по России А.С.Пушкина;
3)выставка книг А.С.Пушкина и В.И.Даля;
4)запись «Метели» Свиридова;
2)эпиграф: « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
4)пословицы из сборника В.И.Даля:
Нет друга так ищи ,а нашел ,так береги;
Друзья прямые – братья родные;
Эка дружба! Топором не разрубишь!
Один ум – пол-ума ,три ума – полтора ума ,два ума- ум.
На мой взгляд, А.С.Пушкин и В.И.Даль…
Своим творчеством они…
Жизнь они посвятили…
2.Проверка домашнего задания
Сегодня наш урок вновь посвящен жизненному пути А.С.Пушкина .На прошлых
уроках мы говорили о детстве поэта ,о его лицейских годах, о пребывании его в
Петербурге ,говорили о тех людях ,которые окружали А.С.Пушкина. Вспомним
Обращаемся к кроссворду:
1.Назовите фамилию того ,кому посвящены строчки:»Товарищ ,верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья»?
2.Вспомните имя лицейского друга А.С.Пушкина ,о котором позже поэт напишет:
«Мой первый друг ,мой друг бесценный»?
3.Назовите прозвище лицейского друга А.С.Пушкина, чье имя Вильгельм?
4.Кто из друзей поэта сочинил слова гимна Лицея?
Ответы(Чаадаев ,Иван ,Кюхля ,Дельвиг )
Пушкин очень дорожил дружбой.Пущин,Чаадаев,Вяземский,Жуковский…
Был и еще один человек ,сыгравший немалую роль в жизни поэта.
III Подготовка к восприятию нового материала
Посмотрите внимательно на кроссворд :в одном из вертикальных столбцов
– Что вам известно об этом человеке?(ответы)
Почему-то ,когда мы слышим «Пушкин»,сразу представляем юношу-лицеи-
Ста или опального поэта…А при имени Даль лишь вспоминаем 4 словаря
На книжной полке.
Обратимся к портрету – Даль в молодости. Хорошо схвачены поворот
И наклон головы:Даль словно увидел или услышал что-то интересное.
Худое вытянутое лицо улыбчиво и спокойно – и в то же время чутко,
напряженно.Слегка вьются мягкие светлые волосы .Глаза большие ,умные,лучистые.В них светится удивление.Так смотрят на мир люди,которым все интересно и ново,которые любят и умеют видеть и узнавать.
– Как вы представляете себе Даля по этому портрету?(ответы)
А теперь послушаем краткую справку о В.И.Дале( рассказывает заранее подготовленный ученик).
В.И.Даль родился 10 ноября 1801 года в г.Луганске в семье врача.Детство его прошло в Николаеве ,откуда в 13 лет он переехал учиться в Петербургский морской корпус.По окончании учебного заведения ,получив 1-ый офицерский чин.Даль около 5 лет прослужил во флоте,сначала на Черном ,а потом на Балтийском морях.Не обладая подходящим для морской службы здоровьем,Даль ,отслужив обязательный срок ,вышел в отставку и поступил в Дерптский университете на медицинский факультет.После защиты диссертации был направлен врачом в армию в Турцию,затем участвовал в войне 1831года с Польшей ,а потом в 1832 году был переведен в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя .Через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору. В 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой .На этой должности Даль пробыл 10 лет, и,лишь выйдя в отставку и поселившись в Москве ,он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни-« Толкового словаря».Литературный псевдоним Даля-Казак Луганский. Он подарил миру популярнейший словарь ,сборник пословиц и поговорок ,сказки ,многочисленные труды по этнографии.
Даль был от природы оберуким ,то есть с равной ловкостью владели правой ,и левой рукой .Таким же оберуким был и в отношении своей судьбы: чрезвычайно одаренный хирург ,выдающийся писатель ,чиновник-администратор, составитель словаря.
Наверное ,ребята ,вы сейчас думаете :при чем же здесь А.С.Пушкин ? Какая связь между Далем и поэтом?Вот на эти вопросы сегодня и будем искать ответы на уроке: мы должны будем проследить ,каким образом связаны судьбы этих двух великих людей,выяснить,что их объединяет,кроме того,мне бы хотелось.чтобы вы после этого урока имели более полное представление о Дале не только как о составителе словаря,но и о человеке,создавшем,как и А.С.Пушкин,себе нерукотворный памятник.
Итак,перевернем еще одну страницу в биографии поэта.
Объяснение нового материала.Запись темы урока в тетрадь.
1.Рассказ учителя с элементами беседы.
Вы прослушали справку о жизни В.И.Даля,а перед вами на доске карта перемещений А.С.Пушкина(с ней работали на предыдущих уроках).Если вы были внимательны,то заметили совпадения мест пребывания этих двух людей.Назовите эти города.(Петербург,Оренбург)
Совершенно верно,именно здесь и происходили встречи Даля и Пушкина.А им предшествовало огромное желание В.И.Даля увидеть поэта.
Находясь в Дерпте, Даль расспрашивал о поэте Николая Языкова:
На что Языков отвечал:
-Не знаю.Это невозможно передать.Он – Пушкин.
Начав писать стихи,Даль сравнивает их с пушкинскими и вздыхает.
К Пушкину тянется нить и от Василия Андреевича Жуковского,с которым
Даль познакомился в доме профессора Ивана Филипповича Мойера.
– Какой он,Пушкин?-спрашивает вновь Даль уже у В.А.Жуковского.
И Жуковский отвечает,как и Языков,разводит руками:
-Это нельзя передать.Он-Пушкин.
-Он один Вольтер ,и Гете, и Расин ,-добавляет Языков.
– Шекспир!- продолжает Жуковский, вытаскивая из портфеля рукопись
привезенного в Дерпт пушкинского « Бориса Годунова».
К 1832 году становится известным имя Казака Луганского, автора книги
« Русские сказки»(псевдоним Даля).В это время Даль служил в Петербурге в военно-сухопутном госпитале.
В Петербурге в это же время находился и А.С.Пушкин . В.А.Жуковский обещал Далю устроить свидание с поэтом ,и Даль несколько недель жил
в напряжении ,которое охватывает человека ,когда вот-вот должно произойти что-то главное ,сбыться мечта. Но сначала Пушкина не было(уезжал в Москву),потом самому Жуковскому было не досуг. Даль не выдержал и отправился к Пушкину сам.
Точных сведений о том ,о чем они говорили ,не имеется .Скорее всего началась беседа с «Первого пятка» Даля. Пришел услышать мнение старшего и признанного собрата. Сказки не могли поразить Пушкина : он знал подлинные народные сказки ;но его поразил язык :Пушкин увидел образцы народных сокровищ.
(Звучит отрывок одной сказки )
Каяться и зарекаться хорошо ,коли помнишь слово свое и зарок, и, сделав раз худо станешь вперед от худа бегать ;а коли клятва твоя и божба крепка только до вечера ,а с утра опять принимаешься за то же – так и в добром слове твоем добра мало.
Дятел красноголовый лазил день-деньской по пням и дуплам и все стучал роговым носом своим в дерево…Стучал так , что только раздавалось во все четыре стороны по лесу.К вечеру ,глядишь ,голова у красноголового разболится , лоб словно обручем железным обложило ,затылок ломит ,не в силу терпеть .
– Ну ,- говорит ,- полно,не стану больше долбить по – пустому ;
завтра посижу себе смирно ,отдохну ,да и вперед не стану – что в этом проку.
Закаялся и зарекся наш дятел ,а а наутро ,ни свет ни заря ,как только пташки в лесу проснулись да защебетали, дятел наш опять пошел долбить и барабанить по сухоподстойным пням .
День прошел ,настал вечер – опять головушку разломило – -и опять он закаялся – с вечера до утра ,а утром опять принимается за то же.
– Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке вашей !Что за золото. Ваше собрание –это еще совершенно новое у нас дело, оно давно занимает меня.
Пушкин посмотрел на Даля ,произнес тихо ,словно сам себе:
-Нужен верблюд…Собрание ваше -не простая затея ,не увлечение .Дело на всю жизнь .Вам можно позавидовать- у вас есть цель .Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки пред изумленными современниками и
потомками .Однако запасы тяжелёхонько. Нужен надежный верблюд, что бы нести их в будущее.
Эта встреча произошла осенью 1832 года. С этого момента по 1837 год для Даля –«пушкинское пятилетие», годы дружбу двух великих сынов России.
С этого началась их дружба.
Обращаемся к пословицам, записанным на доске Пожалуй, им в своих взаимоотношениях и следовали Даль и Пушкин. С первой встречи они уже не забывали друг о друге.
В 1833 году они оказываются в Оренбурге. 19 сентября 1833 года Даль сопровождает Пушкина в Бердскую слободу к казачке Бунтовой, которая расскажет поэту о Нижнеозерской крепости ,о присяге Пугачеву, о том, как после поражения проплывали по Яику мимо родных станиц тела восставших.
Спустя месяц после поездки ,Пушкин подарит Далю написанную в Болдино «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому- сказочник Александр Пушкин.»
1837 год. Петербург. Пушкин у Даля ,приехавшего ненадолго в столицу. Даль собирает лубочные листы и показывает их Пушкину. Александр Сергеевич смотрит тетради Даля с записанными им словами и говорит: «Зовемся писателями ,а половины русских слов не знаем»…
Они договариваются о следующей встрече ,но никто не знает ,что принесет день 27 января 1837 года.
И вот 27 января 1837г.
-Что же произошло в этот день?(дети отвечают)
Страшная весть –Пушкин ранен ,Пушкин умирает- расползлась по столице. Даль узнает об этом на следующий день и тут же спешит на набережную Мойки ,в дом 12,последнюю квартиру Пушкина.
(Следующий текст читается на фоне музыки Свиридова «Метель»)
«Пушкин протягивает Далю руку ,грустно улыбается:
Даль слушает пульс – удары явственны ,не слишком часты .Он садится возле дивана, теперь Даль не уйдет отсюда до конца. Доктор Даль. Писатель Даль. Друг Даль. Последнюю ночь они проводят вдвоем .Даль поит его из ложечки холодной водой, подает ему миску со льдом. Пушкин жадно хватает кусочки льда ,трет виски ,приговаривает: «Вот и хорошо, вот и прекрасно!» Снова ловит руку Даля. Пульс напряженный -120 ударов в минуту.
-Какая тоска,- произносит тихо.- Сердце изнывает…
Часы на камине бьют два .Впереди у Пушкина 3/4часа.Пульс почти исчез .Пушкин ищет руку Даля, неожиданно сжимает сильно :
-Ну подымай же меня ,пойдем, да выше ,выше. Мне было пригрезилось, что я с тобою лезу вверх по этим книгам и полкам,высоко- и голова закружилась.
Всматривается Далю в лицо.
-Что это, я не мог тебя узнать?
– И снова пожимает Далю руку:
Какое счастье ,страшное, горькое ,-и все-таки счастье быть с Пушкиным в последних его грезах.
-Ну пойдем же ,пожалуйста , да вместе!Подними меня.
Пушкин ,будто проснувшись, широко раскрывает глаза,произносит ясно,
От неожиданности Даль переспрашивает:
На память о Пушкине достались Далю перстень ,который поэт называл талисманом ,и простреленный черный сюртук с небольшой дырочкой против правого паха.
Так « погиб поэт ,невольник чести». Это был 1837 год. Еще 35 лет проживет другой великий сын России- В.И.Даль,в память о друге он продолжит работу над словом.
2.Работа с классом.
Чтение стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
– Какие строки в равной степени можно отнести и к Пушкину ,и к Далю?
-Запишите после всего услышанного о Пушкине и Дале ,какие ассоциации у вас вызывают имена этих двух людей(обучающиеся работают в тетрадях ,разделив страницу пополам:Даль и Пушкин;),что у них общего в творчестве?
Слабым обучающимся предлагаются карточки-подсказки,из которых они должны выписать нужные слова.
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/11/14/urok-literatury-v-6-klasse-po-teme-vidal-i-folklor
http://writervall.ru/vladimir-ivanovich-dal-interesnye-fakty/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temuvelikie-sini-rossiii-aspushkin-i-vidal-284946.html