4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аборигены северного урала — народ манси. Народы южного урала

Аборигены Северного Урала — народ Манси

Манси — народ, составляющий коренное население Северного Урала Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Жилище манси, посёлок Тресколье

Нянькур — печь для выпекания хлеба

Лабаз, или Сумьях для хранения пищи

Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции «Манси — лесные люди» туристической компании » «Команды Искателей Приключений»

Этот фильм снят по материалам экспедиции «Манси — лесные люди» «Команды Искателей Приключений (Екатеринбург). Авторы — Владислав Петров и Алексей Слепухин с большой любовью рассказывают о нелегкой жизни манси в постоянно меняющемся современном мире.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по рекам Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово «мамонт» предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).

Читать еще:  Мазь от потертостей между ног. Как избавиться от потертости между ног. Как Хлорофиллипт лечит ранки, натертости, ожоги, раздражение после депиляции и трещинки

Источники: 12,13 и 14 фото взяты из серии «Суйватпауль, весна 1958 года», принадлежат семье Юрия Михайловича Кривоносова, известнейшего советского фотографа. Он много лет работал в журнале «Советское фото».

Аборигены северного урала — народ манси. Народы южного урала

На первый взгляд эти родственные народы трудно различить: и ханты, и манси относят к уральской расе и считают коренными народами древнего Урала.
Похожи обские угры и внешне: у них низкий рост – около 155–160 сантиметров, субтильное телосложение, выраженные монголоидные черты (у женщин они выражены ярче, чем у мужчин, приплюснутые в переносице носы с приподнятым кончиком, черные волосы, черные, карие или зеленые глаза, широкий рот с узкими губами и подбородок, который или выступает средне или «убегает».
Но все-таки это два разных народа.

Расселение и род занятий

Манси (вогулы) раньше жили на западных склонах Уральских гор, но начиная с XI века были вытеснены оттуда сначала коми, а затем и русскими, и были вынуждены отступить св Зауралье. Главным занятием вогулов были и остаются охота, рыбалка и (у оседлых) скотоводство. Основное жилье у манси – чум, крытый берестой или шкурами, зимой – рубленые избы с земляной крышей, отапливаемые чувалом – очагом, сложенным из жердей, обмазанных глиной.
Ханты всегда жили восточнее Уральских гор, расселялись по долинам рек Иртыш, Васюган, Обь, Конда. Занимались охотой, рыбалкой, оленеводством, которое, возможно, переняли в своих соседей – ненцев. Жили в чумах, но на местах постоянной охоты или рыбалки ставили и деревянные избушки или делали землянки и полуземлянки, которые закрывали сверху дерном и землей.

Происхождение

И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири.
Антропологи считают, что манси сформировались в I тысячелетии в результате смешения угров с автохтонными племенами Урала – об этом говорит сочетание в культуре манси обычаев степняков и таежников. Самоназвание народа – манси значит «человек» и происходит от праугорского слова mańćɜ, что означает «мужчина».
Ученые Вячеслав Григорьевич Моисеев и К. де ла Фуенте в статье «Популяционная история коренного населения Сибири» говорят о том, что антропологически и культурно манси схожи с селькупами (остяками-самоедами), живущими по соседству, и с саамами–лопарями, живущими на севере европейской части России, а генетически схожи с группами юкагиров, живущих на Чукотке.
История племен ханты тоже насчитывает около тысячи лет. Это народ образовался от смешения пришлых угров и аборигенных племен. Самоеды: нганасаны, ненцы и селькупы называли хантов «чужими» – «ярган». Ханты называли себя – хантэ, что значило – человек. Генетики наблюдают родство хантов с приуральскими народами и с народами Горного Алтая и Средней Азии.
Но как единый народ ханты оформился из отдельных племен только при советской власти.

Организация

Народ манси разделяется на две социальные группы – фратрии. Одна называется Пор, вторая – Мось; группы имеют культурные различия. Во группе Пор преобладают традиции охотников и рыболовов Урала, тотемом группы считают медведя, а в группе Мось преобладают традиции степняков, ее члены считают своим предком прародительницу Калтащ. Невест манси всегда брали из другой группы.
Социальная организация манси была сложной – у них были свои князья, которые владели дружинами, свои воеводы. Мансийский письменный язык существует с 1931 года – на основе латинского алфавита, и с 1937 года – на основе кириллицы.
Ханты более раздроблены этнически, у них существует не менее 13 диалектов, что осложняло создание письменности. Например, у них есть прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское наречия. Письменность для некоторых диалектов была создана только в 1950-х годах.
Этнографы выделяют три крупные группы хантов: восточные, северные и южные, которые по большей части смешались в русским и татарским населением Прииртышья. Восточные ханты имеют палеосибирский характер культуры и наименьшее присутствие в их крови угорского компонента. А южные имеют ряд черт степняков – это культ коня и коновязи, танцы с саблями.

Религия

И тот и другой народы одухотворяют природу и верят в реинкарнацию людей. Их основными богами считаются верховный бог Нумии-Торум, его сын Полум-Торум, который заведует животным миром, Мир-суснэ-хум, надзиратель над миром людей, Калтащ-эква — богиня земли и Хотал-эква — богиня солнца. Есть боги луны, огня, грома: духи обитают в реках и в лесу, на горах и в небе. Мир разделен на три сферы – нижняя верхняя и мир людей.
Манси поклонялись Золотой бабе – некоему идолу, которого сказочник Бажов изобразил в виде Огневушки-поскакушки, и чтили Великого небесного лося. В каждом доме и в каждом поселении существовали свои тотемы в виде стрекоз и птиц. Манси верили в «Лесную деву» – Мис нэ, которая приносит охотнику удачу и почитали старика Йибы-ойка (филина). Они почитали выветренные скалы Урала, как живых существ и праздновали «День медведя». Особо выделяется в их фольклоре легенды о Всемирном потопе.
Существовало у манси и реликтовое верование в великанов, которых они называли Мēӈквы. Якобы это были громадные охранники, стоящие на страже у языческих капищ, они агрессивны по отношению к людям, и охотники предпочитали обходить их стороной и всячески избегать встречи с ними.
Верования ханты включали в себя культ северного оленя, культ коня и коновязи, шаманизм был развит слабо. Шаман не участвовал в празднике медведя, который у ханты справляли более скромно.
Поскольку обширные места обитания народа ханты покрыты тундрой и болотами, было распространено поклонение антропоморфной лягушке —как некоему первопредку. Живым считалось все, что могло двигаться – снег, вода, дождь. Большим почетом пользовался «хозяин» Оби – «Старик Обский», его идол описывали так: «доска некая, нос аки труба жестяна, очеса стеклянны, роги на голове малы» (статья этнографа Е. Т. Карпушевой «Глобальная идея о глубинном родстве всего живого»).
Ханты верили, что утопленники могут являться людям в виде русалок – человекорыб. Языческие капища ханты устраивали в скрытных местах, куда не допускали посторонних, а идолов в случае вынужденной миграции увозили с собой.

Читать еще:  Как нужно правильно кормить из бутылочки новорождённого. Как кормить малыша из бутылочки

Манси. Исчезающий этнос.

Некогда отважные воины Зауралья, слава о которых в XV веке доходила даже до московских князей — сегодня лишь небольшая группа, растворившаяся среди жителей Ханты-мансийского округа, да горстка диких охотников на севере Свердловской области.

Куда же подевалось былое могущество предков и потомков грозного владыки Асыки? Неужели от непобедимых когда-то вогуличей отказался их главный бог Нум-Торым? Что же стало с народом, сопротивляющегося христианству вплоть до XX века, и так по-настоящему и не принявшего «истинного единого бога»?

Если верить исследователям народов северного Урала, то народность манси путем смешения местных племен уральского неолита и угорских племен, пришедших с юга через Западную Сибирь и с Северного Казахстана. Только никто не уточняет, когда это случилось. Непонятно также, что погнало казахов со своих земель в заснеженные дали.

Становление народа

А вот аборигены, с которыми породнились переселенцы, вероятно, обитали на западном Урале еще в 6-4-ом тысячелетии до нашей эры. И именно на западном склоне гор изначально заселились племена манси, это подтверждают некоторые археологические находки на территории современного Прикамья. Например, вблизи поселка Всеволодо-Вильва Пермского края были обнаружены капища манси в пещерах. Историки-землекопатели нашли останки медвежьих черепов, осколки черепичной посуды, наконечники для копий.

Начиная с X—XI века нашей эры манси стали двигать коми-пермяки и новгородцы. Последние-то и дали гордым оленеводам севера обидное прозвище «вогулы», что означает «дикие». Сейчас уже никто не скажет, оказывал ли мансийский народ жесткое сопротивление или отступал без боя. Частые упоминания о вогулах в летописях началось уже тогда, когда они поселились на ПМЖ за Уральскими горами. И что интересно, в древних документах, вогулов вспоминают как жестоких разорителей окрестных земель, диких людей, совершающих лютые жертвенные обряды.

И кто теперь разберет, был ли это «черный пиар» или «чистая правда». Ведь с одной стороны, в XII-XV веках все друг на друга нападали, и все друг друга грабили (ну почти), а методы насильственной христианизации порой мало отличались от языческих обрядов. Ну, подумаешь, черепки косолапых когда-то, где-то находили. Так ведь мишек охотники, скорее всего, из практической необходимости убивали, чай, не на курорте жили, и почему бы частью с богами не поделиться? А с другой стороны слишком уж много повсюду оказалось «разбросано» остатков мансийских орудий. Так, может, оборонялись? Опять же было от кого.

Русская колонизация

По всей видимости, охотники из манси были очень знатные. Настолько, что их соболиные шкуры не давали покоя ни москвичам, ни новгородцам. Да и маловато стало им со временем ясака (узаконенного налога) с одних лишь вятичей, зырян, да пермян. Да и не лишним было бы славянам освободить путь на Сибирь, где несметные богатства прячутся.

Был еще один нюанс. Поговаривали, что пермяки, ближайшие соседи манси, поклоняются идолу из чистого золота. Об этом еще в некоторых скандинавских преданиях сказывалась. А первый святитель Перми Великой Стефан по прозвищу Храп, в конце XIV века подтвердил, что молятся они некоей Золотой Бабе.

«Лета 6888 (1380) приде Стефан на место, глаголемое Усть-вымь и тамо водворися, зане бысть то место ему во всем по обычаю паче иных мест тогда бысть лесно и нача жити при древес и келью и дом молитвенный устроих себе и людем не бысть бо тогда близ того места за полпоприща. Бысть же близ того места их, пермян, нечестивая кумирница. К ней же пермяны часто приходяху места деюще, еже что хощет и почитающе его яко бога», — читаем мы в Вымско-Вычегодской летописи.

Читать еще:  Обнаружили следы кетоновых тел в моче. Кетоновые тела в моче: что это значит, определение повышения

Уж очень захотелось московским князьям завладеть реликвией. Но нужно было конфискацию идола выставить, как благо, да и дальнейшие поборы не лишним было бы поставить на поток, желательно без лишнего кровопролития. Для этого нужно было обратить язычников в свою веру. Пермяки новой религии не особо сопротивлялись, но понимали ее все же по-своему. А пока просветители разжевывали, что да как, Золотая баба мигрировала за каменный пояс и получила у манси новое название Сорни-Най.

Тогда начали подумывать святители о крещении вместе с пермяками и вогулов заодно. Честь такая должна была выпасть на епископа Питирима. Вот только гордым охотникам инициатива эта не пришлась по душе, и решили они не дожидаться, когда «счастье просветления» их настигнет.

«Лета 6963 (1455) приездил владыко Питерим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святей вере чердынцев. Тово лета шли на Пермь безвернии вогулечи, Великую Пермь воевали, Питерима идуще с Перми поимали и убили в месте зовемый Кафедраил на реке Помосе», — сообщается в той же летописи.

Не повезло, в общем, Питириму, пал он от руки князя мансийского Асыки.

Борьба с неверными

С тех пор бои славян с вогулами стали происходить с завидной периодичностью. Через десять лет после трагической гибели епископа, москвичи направили в поход на вогульские земли зырян да пермяков. Те наказ выполнили по совести, даже привезли в Белокаменную нескольких пленных князей Пелымского княжества (в смысле, Вогульского). Не привезли главного — идолицы. А коли так, то великий московский князь Иван пленных отпустил с миром.

Еще через два года, в 1467-ом захватили чердынские воеводы и самого князя Асыку. Да только не доехал он до столицы Московии, в Вятке сбежал пелымский коныс (князь). А в 1481-ом он сам в Чердыни объявился.

Но не один, с войском: «Лета 6989 пришедшу Асыка князь с пелынскими вогуличи на Пермь Великую и приступиша на Чердыню, Чердынь не взял, а Покчу пожегл и князя Михаила Ермолича и княжат его посекли повосты розорив».

Вскоре Иван Третий отправил рать против Асыки на Югру, на Обь Великую с воеводами Федором Курбским (тот тоже тешил себя надеждой найти золотую идолицу) и с Иваном Салтык-Трава.

«Приидоша на вогуличи месяца июля в 29 день, и бой был, и побежали вогуличи, Асыка и сын его Юшман», — говорится в Вологодско-Пермской летописи.

Через год в Москву прибыли с поклоном вогульские князья Пыткей — зять Асыки, и сын Асыки Юшман. Вроде бы, москвичи добились своего, сам Асыка сгинул. А за ним стал уходить дальше в Сибирь и его народ, вместе с Сорни-Най.

Через сто лет «окно в Сибирь» стал рубить Ермак. В битве с ним погиб новый Пелымский князь Патлик вместе со своей дружиной. Но в новую веру народ так и не вступил. Попытка крещения вогулов была предпринята также при Петре Первом. Под страхом смертной казни манси должны были сдать всех болванов и украсить себя крестами. Вместо этого люди предпочти покинуть родные жилища, уходя на север. Оставшиеся соглашались сжечь деревянных истуканов, но не одевали кресты. Те, кто одевал кресты, не могли поднять руку на идолов. Не везло митрополиту Филорету Лещинскому, выполнявшему указ реформатора.

Формально манси все же стали считать православными. А на самом деле они бегали от христиан вплоть до XX века. Теряли свой народ в борьбе. Смешиваясь с аборигенами новых земель.

Манси сегодня

Сейчас численность народности манси по разным оценкам насчитывает от шести до 11 тысяч человек. После переписи 2002 года вогулов было зафиксировано 11432 человека. При этом наблюдается тенденция сокращения этноса. Большая часть представителей этого народа проживает в Ханты-Мансийском автономном округе, часть в Тюменской области, Красноярском крае и других окрестностях.

И лишь сотня-полторы представителей этого гордого народа обитает в родных для них местах — на севере Свердловской области. Примерно половина из них ведет оседлый образ жизни в городке Ивдели. Остальные скрываются в юртах в лесах и горах. Они охотятся на медведей, ловят рыбу, почитают как прежде своих богов. Вот только их покровительница Сорни-Най, кажется, навсегда утеряна.

А исследователи тем временем продолжают изучать малочисленную этническую группу. Одни ищут потомков манси далеко за Обью, где будто бы в последний раз видели Золотую бабу. Другие пытаются отыскать связи между древними манси и гуннами, которыми руководил славный воин Атилла, совершивший поход на Рим в V веке нашей эры.

И вновь здесь упираются в идолицу из золота — уж не украденная ли это статуя Юноны? Третьи ищут следы манси даже в Тибете, вспоминая о Золотой статуе Будды. Четвертые ищут сходство манси с современными венграми. Для историков современные манси — что-то вроде американских индейцев, которых становится все меньше.

Источники:

http://volnomuvolya.com/aborigeni_severnogo_urala_narod_mansi.html
http://russian7.ru/post/khanty-i-mansi-zagadka-proiskhozhdeniy/
http://turfront.ru/pub-59

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector