Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста. Воспитание любви к родному городу у детей младшего дошкольного возраста Формирование любви к родному городу
“Формирование любви к родному краю у детей младшего дошкольного возраста”
проект (младшая группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТ «Формирование любви к родному краю у детей младшего возраста» Воспитатель младшей группы МБОУ « Ушьинская СОШ» Могутова В.Г.
Цель проекта: ф ормирование у детей младшего дошкольного возраста чувство любви к родному краю, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущения своей неразрывности с природой и людьми родного края, желанием сохранять и преумножать богатство своей малой родины
Задачи проекта: воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице; знакомство детей с историей родного края; воспитание уважения к труду; развитие интереса к национальным традициям, профессиям; формирование бережного отношения к природе и всему живому.
Гипотеза При знакомстве детей с родным краем, создаются благоприятные условия, при которых расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи эстетического воспитания и детского творчества.
План мероприятий 1 неделя (1 занятие) Знакомимся с родным краем 1 неделя (2 занятие) Знакомимся с природой родного края 2 неделя (1 занятие) Знакомимся с людьми нашей малой Родины 2 неделя (2 занятие) Заключение
… «Знакомимся с родным краем» Просмотр документального фильма про историю и особенности родного края. Беседа с детьми на тематику родного края, обсуждение просмотренного фильма.
… «Знакомимся с родным краем»
… «Знакомимся с природой родного края» р азгадывание загадок про диких животных севера. рассматривание картин с изображением « Диких животных родного края ». л епка понравившегося животного.
… «Знакомимся с природой родного края» …Люблю тебя, мой край родной И не ищу красы иной…
… «Знакомимся с людьми нашей малой Родины» Изучение профессий родного края. Совместная с детьми постановка сценки на тематику « Вот такая работа» Знакомство детей с народными традиционными музыкальными инструментами родного края.
… «Знакомимся с людьми нашей малой Родины»
… «Знакомимся с людьми нашей малой Родины»
… «Подведение итогов проекта» Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшего воспитания и формирования у детей любви к родному краю. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитывает положительное и бережное отношение к нему . В ходе реализации проекта были выполнены поставленные задачи. С детьми был изучен как теоритический материал, так и проведены увлекательные, а главное познавательные практические занятия. В процессе данных мероприятий, со стороны детей присутствовала активность, интерес к тематике занятий. Благодаря проведенной работе у детей расширились представления о родном крае, появился интерес к познанию нового в данном направлении, расширился словарный запас.
… «Заключение» Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы. Таким образом, у детей дошкольного возраста можно сформировать чувство любви к родному краю в результате ознакомления с природой, животным миром, народным промыслом, если правильно осуществить подбор материала, который способствую воспитанию патриотических чувств, когда знакомство с родным краем является составляющей частью общей системы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра.
Описан опыт работы по организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг.
Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает.
Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождени.
Одной из форм по формированию представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность. Проектная деятельность выступает, как технология развития исследователь.
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста. Воспитание любви к родному городу у детей младшего дошкольного возраста Формирование любви к родному городу
Автор: Кошман Анна Юрьевна
Организация: ГБДОУ ДС № 111 комбинированного вида Выборгского р-на
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
«Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
К.Д. Ушинский
Аннотация.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость и любознательность.
Формирование у детей гражданского отношения к Отечеству и понимание того, что Отечество начинается с уголка, где человек родился, где будет выполнять основную социальную роль члена своей будущей семьи. Статья направлена на воспитание у детей чувства патриотизма через любовь к семье, родному дому, родной природе, родине и на формирование чувства настоящего гражданина, истинного патриота, заботливого семьянина.
Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Совокупность обязательных требований к учебным планам на определённой ступени образования, то есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, определяет содержательную сторону реализации воспитательного процесса среди детей, в том числе и касающуюся патриотического воспитания дошкольников.
ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами.
Любая страна, нация нуждается в наличии эффективной системы патриотического воспитания граждан. При этом методы и формы видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России.
Современная ситуация в России характеризуется социальной дифференциацией общества, определенной девальвацией духовных ценностей, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства, традиций, обычаев России как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. Упал престиж воинской службы. Стала более заметной утрата у подрастающего поколения патриотического сознания. Поэтому важно уберечь детей от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству, его народу. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего у детей чувства патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Одной из актуальных проблем современности является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Тема «Формирование чувства патриотизма у дошкольников через воспитание любви к родному краю, к семье.» направлена на формирование у детей гражданского отношения к Отечеству и понимание того, что Отечество начинается с уголка, где человек родился, где будет выполнять основную социальную роль члена своей будущей семьи.
Семья формирует культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность. Родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути, где с малых лет детям должно прививаться стремление к добру и верности, бескорыстию и милосердию, формирование духовно-нравственных ценностей. К сожалению, в нашей стране есть семьи, мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих детей. Это связано с ухудшением социального положения семей. В результате:
- утрачиваются традиционные нравственные ценности, составляющие основу образа жизни;
- во многих семьях не достает духовной близости между родителями и детьми;
- в большинстве случаев дети не получают элементарных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства;
- старшее поколение людей утрачивает роль носителей актуальных ценностей молодому поколению.
Решение этих проблем особенно актуально в условиях ДОУ, куда поступают дети из разных семей, в том числе и тех, где отсутствует общепринятая модель семейных отношений. Поэтому одна из главных задач в моей работе – привитие воспитанникам чувства патриотизма через любовь к семье, родному дому, родному краю, родной природе, родине. Работая с детьми младшего школьного возраста, строю занятия в следующей последовательности: сначала воспитание любви к родителям, членам семьи, родному дому, затем к природе родного края, к малой родине, к Отечеству.
Родной дом – сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя:
- семью, где ребенок родился и вырос;
- атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;
- дом, где он живет; его первых друзей;
- родную природу.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная улица, детский сад, родной город, позже не только малая, но и большая многонациональная родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. В проведенных беседах «Моя семья – моя крепость», «Взаимоотношение в семье», в конкурсах «Семейный очаг», « Где любовь и совет, там и горя нет», в празднике «День Матери» я учила детей любить и уважать родителей, помогать им, стремиться беречь и заботиться о них. Благородное чувство преданности другому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. И для того, чтобы эти чувства стали началом любви к родному краю, нужно чтобы их дети осознали, что их родители – труженики, вносящие вклад на благо родины.
В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать, целесообразно начать воспитание детей с определения особой роли матери в жизни ребенка, формировании его личности. С этой целью я с детьми провожу конкурс рисунков «Моя мама лучшая на свете», конкурс загадок о членах семьи, беседы о маме с заучиванием наизусть стихов, пословиц, поговорок.
Родной дом – это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Для того чтобы воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и порядок в нем необходимо формировать у каждого из них личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.
Необходимо обращать внимание ребенка и на то, что одним их средств воспитания любви к родному дому являются песни о маме, о родной природе, родине, написанные специально для младших школьников. Вместе с тем дети с удовольствием слушают песни из репертуара взрослых, такие как «Отчий дом», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза» и др.
Принцип – через малое к большому – следует сохранять при воспитании любви к своему поселку, городу. В ходе занятий я объясняю детям, что их район, город, лес, река, парк – частица Родины. Знакомя воспитанников с малой родиной, я обращаю их внимание на достопримечательности, памятники погибшим воинам. При этом подчеркиваю, что люди из других сел и городов приезжают к нам в Санкт-Петербург, чтобы увидеть памятники и поклониться воинам-героям, отдавшим свои жизни за нашу Отчизну. Такие занятия, проведенные с детьми как, беседы «С чего начинается родина», «Блокада Ленинграда», инсценировка «Пусть мой район будет чист» пробуждают у воспитанников гордость за свой родной край.
Важным средством воспитания детей через любовь к родному краю является приобщение дошкольников к традициям народа. На групповых занятиях «Служу Отечеству», «Урок мира», «День учителя», «День воспитателя» я рассказываю детям о таких традициях как, чествование лучших тружеников и мастеров своего дела, празднование профессиональных праздников, праздников урожая, дней Призывника.
Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы. Дети должны знать о военных страницах истории нашего края. На таких занятиях как, «День Защитника Отечества», «Наши воины-земляки в годы войны», «Армейский магазин» я рассказываю воспитанникам о героизме людей, боровшихся за мир и независимость своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к ее богатствам.
Расширять интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для патриотических чувств. Я считаю, что организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию ещё большей любви к родителям, воспитанию любви к родному краю. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Результатами педагогической деятельности по воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного чувства патриотизма, считаю умение воспитанников:
- понимать, что Отечество начинается с того уголка, где человек родился;
- осознавать себя гражданами и патриотами своей Родины;
- изъявлять желание защищать свою малую родину, Отчизну;
- уважать традиции старшего поколения;
- понимать сущность социальных ролей.
- образом, формированию чувства настоящего гражданина, истинного патриота, заботливого семьянина способствует воспитание детей через любовь к семье, родному краю, родине, Отчизне.
Список литературы:
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2010 г.
- Ривина Е.К. «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами 2002 г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2002 г.
- Синова И.В. «Герб, гимн, флаг России» 2010 г.
- Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» 2007 г.
- Васькин В.В. Детская энциклопедия «Российская государственная символика» 2002 г.
- Гризик Т.И. «Познаю мир»(знаки и символы) 2000 г.
Воспитание у дошкольников любви к малой Родине
Шипилова Анастасия Юрьевна
Воспитание у дошкольников любви к малой Родине
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина страны, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача как воспитателя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Стать патриотом, интернационалистом, гуманно относиться к людям – зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Основной из задач дошкольных образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, к ним относятся: чувство красоты, любви, доброты, воспитание на примерах истории культуры родного края и страны.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Если в дошкольный период сформировано это чувство, то в школьный период становится возможным то, что В. А. Сухомлинский определял «как личное отношение к Родине».
Патриотическое воспитание – приоритетное в воспитательном процессе нашего ДОУ и осуществляется по направлениям:
• работа с семьей и другие.
Свою работу по патриотическому воспитанию я начала прежде всего с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:
1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений.
2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
3. Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу.
4. Способствовать формированию понятия о том, что у каждого ребенка есть семья, учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении.
5. Подвести детей к пониманию того, что образ жизни людей меняется с течением времени.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, станице. Чтобы любить свою родную станицу, её надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить станицу в целом, поэтому знакомство с ней я начинаю с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провожу беседу о нашем садике, знакомлю детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организую обзорную экскурсию по детскому саду, знакомлю детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказываем о труде людей, работающих в нашем детском саду.
Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родной станице, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», закрепляем во время дидактических игр, например «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы – пассажиры». И других.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей мы начинаем с бесед, с рассматривания картин о семье. К работе подключаем родителей, совместно с которыми оформили альбом «Моя дружная семья», создали мини музей, где оборудовали избу с печкой, столами, люлькой, домашней утварью и русской народной казачей одеждой.
На следующем этапе знакомлю детей с русскими народными казачьими традициями и обычаями. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.
В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Осень золотая», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День рождения детского сада», «День смеха»,»Выпускной», «Дни рождения детей», «Пасха». На занятиях по рисованию дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Выясняем, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого проводим анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Ставропольского края.
В своей работе мы эффективно используем взаимодействие с учреждениями станицы: с домом культуры, с библиотекой, со школой, со школьным музеем боевой славы.
Рассказываем детям, что в станице Стодеревской, как и в других населённых пунктах, есть памятники, их ставят тем людям, которые прославили свою страну и отдали за нее жизнь. Что каждый год 9 мая все жители нашей станицы приходят к этим памятникам, чтобы почтить память своих героев-земляков и возложить цветы к памятнику. Объясняем детям, что возле памятника есть «вечный огонь», который горит, не угасая, днем и ночью – это символ памяти о тех людях, кто защищал и погиб за нашу Родину. Дети не остаются равнодушными к этим рассказам и изъявляют желание в праздничный день возложить цветы к памятнику воинам-землякам.
Большое значение в патриотическом воспитании детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Так дети нашего детского сада принимают активное участие в праздниках станицы и детского сада: день защиты детей, юбилей детского сада, День поля, День работника сельского хозяйства, День матери – все эти праздники запомнились яркими красками, оригинальными костюмами и радостным настроением.
Расширяя знания детей о понятии Родина, объясняем и подводим к тому, что это не только станица, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем наш район, наш край и нашу Россию. На занятиях по теме «Наша Родина – Россия» дети узнают, что лес, и реки, и моря, и горы – все это большая наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием: будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми, – что наши дети показали и доказали, приняв участие в военно – спортивной игре «Зарничка – 2019» .
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа проводится мной систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родной станице и своей стране.
Работа по этой теме позволяет достичь следующих результатов: у детей расширияется словарный запас, дети умеют составлять большие по объему и более последовательные рассказы, улучшается память, расшираются знания о родном станице.
Я уверенна, что у детей нашего садика зародились первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своей станице, своей Родине.
Источники:
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/15/formirovanie-lyubvi-k-rodnomu-krayu-u-detey-mladshego
http://www.1urok.ru/categories/19/articles/15643
http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-vospitanie-u-doshkolnikov-lyubvi-k-maloi-rodine.html