Якутский народный эпос. Якутский героический эпос олонхо нюргун боотур стремительный
Содержание
- 1 Якутский народный эпос. Якутский героический эпос олонхо нюргун боотур стремительный
Якутский народный эпос. Якутский героический эпос олонхо нюргун боотур стремительный
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 590 129
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 895
Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!
ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО
НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ
На обширных пространствах северо-востока России живет немногочисленный народ тюркского происхождения — якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек.
Сегодня среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства.
Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития.
Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в. и закончился около XIV–XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов — курыканы упоминаются в орхонских надписях VI–VIII вв.
Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои — в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве. Это вообще был разнородный элемент — не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские — через смешанные браки.
Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» (тарелка), «хобордоох» (сковорода), «чааскы» (чашка).
Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть.
Этот сложный исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.
Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них.
В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII–XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом «благородном разбойнике» Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам. Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятельности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях и пр.
Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.
Олонхо — общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.
Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: «бесчисленное множество». Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания.
«Взаимопроникаемость» и возможность сокращения или увеличения объема олонхо без особого ущерба для его содержания и логики развития событий составляют характерную особенность якутского эпоса, как следствие сходства сказаний.
Якутские олонхо — эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике.
Как указано выше, предки якутов, курыканы, имели общение с древними тюрками в VI–VIII вв. Из исторических преданий якутов и бурят видно, что последним монгольским племенем, с которым сталкивались якуты (вероятно, в северном Прибайкалье), были буряты. Это могло происходить не позднее XV в. Между этими довольно удаленными датами и надо искать первоначальные истоки олонхо. Учитывая, что в олонхо имеются отзвуки связей с древними тюрками, вполне возможно, что эти «истоки» восходят к концу первого тысячелетия, где-то около VIII–IX вв.
Стадиально якутский эпос относится к позднеродовому периоду. О том, что это эпос родового периода, свидетельствуют, например, мифология олонхо, отражающая патриархально-родовые отношения, пережитки анимистических взглядов, сюжеты (борьба с чудовищами), пережитки общеродового дележа добычи (сохранившиеся в некоторых олонхо), экзогамный брак. Об этом же говорят лук и стрелы как оружие боя и орудие труда (на охоте). А на то, что это эпос позднеродового периода — времени «военной демократии» у тюрко-монгольских народов Сибири указывает характер скотоводческой деятельности героев — преобладание развитого скотоводства, особенно коневодства: богатырь верхом на коне, конь его главный друг и помощник. Наоборот, его противник часто рисуется на быке в санной упряжке или верхом на чудовищном звере. Рыболовство и охота — в тени, на втором плане (герой охотится только в начале своей жизни). Родовое общество фактически разделено на героев (родовых аристократов и вождей) и их челядь — домашних рабов, которые принадлежат к неполноценным членам семьи и общества. Герой — вождь всего своего племени, младшие богатыри ему безусловно подчиняются. Есть признаки начавшегося разделения труда — выделен кузнец и кузнечное ремесло. Кузнецы куют железные предметы труда и боя. О том, что олонхо — эпос позднеродового периода, говорит и довольно высоко развитая и стройная религиозная система. Выделился «олимп» — сонм добрых божеств во главе с Юрюнг Аар Тойоном (Белый Великий Господин). Добрым божеством противостоят злые подземные божества (мир дуалистичен) во главе с Арсан Дуолаем. Его люди — абаасы творят зло и насилие.
Герои якутского народного героического эпоса «Нюргун Боотур Стремительный»
Разделы: Литература
- Выделять общие черты героев-айыы, героев-абаасы, углубить представление о характеров героев олонхо.
- Содействовать развитию нравственного сознания ребенка, его творческого воображения.
- Прививать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование для урока:
- компьютер (мультимедиа);
- презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point (Приложение 1);
- эпиграф урока на плакате;
- раздаточный материал (опорные схемы).
- урок-презентация;
- лекция учителя;
- выступление учащегося;
- работа с учебником и текстом и словарем.
- Организационная часть.
- Основная часть.
- Заключение.
- Домашняя работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Слово учителя (краткая беседа): Устное народное творчество родилось в глубине веков, передавалось из уст в уста, от одного поколения к другому. Оно выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев. Мы в этом году изучили один из видов устного народного творчества – Олонхо.
Олонхо – это общее название героического эпоса якутов , состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.
Якутское олонхо – эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на прежней родине и тесно общались с древними предками тюркско-монгольских народов Алтая и Саян.
Являясь центром национальной культуры прошлого, олонхо оказало большое влияние на зарождение и развитие литературы и искусства. Одним из первых глубокий и научный анализ героического эпоса якутов – олонхо дал Платон Алексеевич Ойунский (10 октября 1893 – 31 октября 1937) , один из первых якутских ученых советского времени, филолог, этнограф, фольклорист, литературовед. Много лет жизни он посвятил своду в единый сюжет героического эпоса «Нюргун Боотур Стремительный» одного из лучших и наиболее популярных якутских олонхо.
Слово учителя: Так, дорогие ребята! Давайте из этого выявим тему и цель урока.
Слово учителя: Если вы помните, Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» – величайший памятник якутского народного творчества, воссозданный на рубеже 19201930-х гг. основоположником якутской советской литературы П.А. Ойунским. Олонхо – традиционно устный жанр якутского фольклора. Песни, рассказывающие о подвигах богатырей (боотуров), из поколения в поколение на протяжении долгого времени передавались якутскими сказителями-олонхосутами. В красочных мифологических образах олонхо запечатлены образ жизни, традиции, нравственные принципы, особенности мировосприятия, а также древнейшая история якутов – скотоводческого народа южного происхождения, что объясняет, почему оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с эпическими сказаниями других тюркских народов, в настоящее время живущих далеко от якутов.В 2005 году по решению ЮНЕСКО олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» было признано «Шедевром устного нематериального наследия человечества». Издание включает текст олонхо в переводе В.В. Державина и посвященные ему статьи якутских ученых и адресовано литературоведам, культурологам, лингвистам, этнографам, а также широкому кругу читателей.
(Слайд 4) Создатели олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
— Кто расскажет о создателе олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»?
Выступление учащегося: К.Г. Оросин. Отец К. Оросина Григорий Васильевич, мать Екатерина Оросины постоянно жили зимой в местности Конду, летом в Куорэлээйи на реке Ньимиидэ или в Кулааде.
В семье Григория Оросина родились 4 сына: Константин, Иннокентий, Иван, Нил и дочка Екатерина. Все дети Оросиных обзавелись семьями. По рассказам старожителей, Григорий Оросин был выше среднего роста, плотный, медлительный, веселый, остроумный, основательный, благожелательный человек. Он не был грозным тойоном, но в то же время был твердым, настойчивым человеком. Мать Екатерина была красивой, тихой, скромной, умела вести хозяственные дела.
Все сыновья Григория Оросина – Константин, Иннокентий, Иван, Нил стали влиятельными людьми. Будучи состоятельными людьми, по мере своих сил старались жить нуждами и заботами своего наслега. Оросины часто приглашали знаменитых и известных певцов, олонхосутов и сказителей, и слушали длинными вечерами. Иногда устраивали соревнование олонхосутов и маленький Константин с детства увлекался народными песнями, сказками и олонхо. В их доме была атмосфера творческого духа.
Константин Оросин женился на средней дочери богача Ивана Куукума(Слепцова) из Баяги. У Ивана Куукумы были 4 дочери и 4 сына. К. Оросин взял в жены среднюю дочь Матрену. В 1883г. у них родилась единственная дочь Евдокия. Потом они удочерили дочь Егора Петровича Шестакова Александру. Свою дочь Евдокию отдали на обучение Э.К. Пекарскому, а после 4 года училась у В.М. Ионова в городе. В 1916 году Евдокия вышла замуж за жителя Мэнэ Иннокентия Родионовича Стручкова. Умерла после Великой Отечественной войны, после нее не осталось ребенка.
Олонхо К.Г.Оросина «Нюргун Боотур Стремительный» записан в 1895 г. по просьбе Э.К. Пекарского и переведен на русский язык Г.У. Эргисом, и был впервые опубликован отдельной книгой Якутским книжным издательством в 1947 г. Именно эта книга попала в руки французского исследователя Жака Карро. Всемирно известное издательство «Галлимар» в 1994 г. выпустило книгу на французском языке под общим названием «Небесные воины земли якутской (страны саха)», где были опубликованы три произведения якутских авторов: «Эллэй Боотур» Г.В. Ксенофонтова, «Улуу Кудангса» П.А. Ойунского и олонхо К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный».
Слово учителя: Мы все знаем об основоположнике якутской советской литературы П.А. Ойунском. Кто нам даст маленькую информацию о великом якутском писателе?
Выступление учащегося: Слепцов Платон Алексеевич – Платон Ойунский (10.11.1893 –31.10.39) – основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятель, одни из первых организаторов и руководителей Советской власти в Якутии.
Родился в Таттинском улусе. В 14 лет поступил в сельскую школу. После окончания ее переехал в г. Якутск, где учился в учительской семинарии.
Воссозданный им народный эпос «Дьулуруйар Нюргун Боотур» («Нюргун Боотур Стремительный») (свыше 36 тысяч стихотворных строк) стал ныне достоянием всероссийского и мирового читателя благодаря талантливому переводу на русский язык выдающегося русского поэта В. Державина.
Он отдавал много сил и энергии развитию письменности и печати на родном языке, книгоиздательского дела, народного образования науки и культуры в республике. В то же время П. А. Ойунский был сам очень крупным олонхосутом. Здесь необходимо заметить, что все без исключения первые писатели и поэты (как дореволюционного, так и советского времени) были большими знатоками, любителями и ценителями олонхо.
Что касается П.А. Ойунского, то о нем известно, что в юные годы он уже становился профессиональным олонхосутом. Мальчик часто убегал к своему соседу Пантелеймону Слепцову, большому знатоку олонхо, затейнику и песеннику. Часами сидел маленький Платон у мудрого деда и слушал его импровизации. К 8-9 годам он и сам начал сказывать олонхо и петь песни своим сверстникам. Чуть позже мальчика стали охотно приглашать к себе домой взрослые, хозяева юрт. Все находили, что у него хороший голос и незаурядный дар слова.
Все это было в обычае у дореволюционных якутов: талантливые дети сначала слушали певцов – олонхосутов, потом сказывали своим сверстникам, затем близким, соседям или родным. А когда подрастали и получали некоторую известность, их приглашали баи. По этому же пути шел и подросток Платон Ойунский.
П.А. Ойунский – один из авторов идеи образования автономной республики -первого в истории Якутии государства, получившего широкую поддержку всего населения Ленского края.
Именем П.Ойунского названы Якутский академический драматический театр, Литературный музей и одна из улиц г. Якутска. В 1966 году учреждена Государственная премия им. П.А. Ойунского, присуждаемая за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры.
В годы культа личности П.А. Ойунский был необоснованно репрессирован и умер в тюрьме. Полностью реабилитирован 15 октября1955 г.
Олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» было полностью переведено на русский язык В.В. Державиным и Якутское книжное издательство выпустило его в 1975 г. отдельной книгой. Именно это олонхо было переведено на словацкий язык Милосом Крно. Оно было выпущено в 1984 г. издательством «Татран» в г. Братиславе, в Югославии, общим тиражом 2000 экземпляров. Издание было богато проиллюстрировано рисунками югославского художника Мирослава Кипара.
Слово учителя: Книги «Нюргун Боотур Стремительный» изданные в разные годы.
По размерам олонхо П.А. Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из числа записанных (в нем свыше 36 000 тысяч стихотворных строк). В народе же бытовали олонхо и большего размера. Раньше олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. Причем за основу измерения объема олонхо принималось исполнение в течение одной ночи. По словам олонхосутов самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей.
(Слайд 6-13) Работа со слайдами 6-13 идет выборочно. Учащиеся по выбору дают полную или краткую характеристику героев олонхо.
— Дорогие ребята, какие миры изобржаютсяа в олонхо? Кто в них живет? Особенности образов олонхо?
Выступление учащегося: Краткое характеристика героев трех миров олонхо.
— Молодцы, а теперь посмотрим кто же живет в мире олонхо. (Слайд 6-7)
— Кто это? Кто нам даст полную характеристику о главном герое олонхо Нюргун Боотур?
Выступление учащегося: Рассказ о главном герое олонхо Нюргун Боотур.
— Сравните пожалуйста эти рисунки, какой из рисунков наиболее подходит к данному образу?
— Кто это? Какова роль Туйаарымы Куо в развитии сюжета?
Выступление учащегося: Рассказ о Туйаарыме Куо.
— Сравните эти рисунки, какой из рисунков наиболее подходит к данному образу?
Выступление учащегося: Краткая характеристика богатыря абаасы Уот Усутаакы (нечистая сила).
Выступление учащегося: Краткая характеристика красавицы нижнего мира Кыыс Кыскыйдаан Куо.
(Слайд 6-13) Задания по слайдам 6-13:
- Найдите из текста сравнения, гиперболу в описании богатыря Нюргун Боотур и богатыря абаасы Уот Усутаакы (нечистая сила)?
- Какой бывает красавица среднего мира и красавица нижнего мира?
Работа по группам (класс делится на 4 группы).
Найдите из текста описание данных персонажей. Что вы узнали? Какова роль этиз персонажей в развитии сюжета? (Краткое сообщение групп о выбронном персонаже.)
Используя словарь Э.К. Пекарского сделать лексическую анализ имен героев олонхо Дьулуруйар Нюргун Боотур (Нюргун Боотур Стремительный) и Тимир Джигистэй (каждой группе дается карточки с именами героев выше названных).
— Подведем итог ко всему сказанному. Что же объединяет этих героев?
— Используя компьютерную анимацию составить родословную Нюргун Боотура и Уот Усутаакы.
3. Заключение.
4. Домашнее задание.
Иллюстрация к олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
- Р.Е.Герасимова, М.А.Попова, Ф.В.Ядрихинская. Педагогика олонхо: Вчера. Сегодя. Завтра. – Якутск: ИПКРО им. Донского-II, -2008. -172с.
ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО.
НЮРГУН БООТУР СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ.
На обширных пространствах северо-востока России живет немногочисленный народ тюркского происхождения – якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек.
Сегодня среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства.
Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития.
Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в. и закончился около XIV–XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов – курыканы упоминаются в орхонских надписях VI–VIII вв.
Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои – в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве. Это вообще был разнородный элемент – не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские – через смешанные браки.
Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» (тарелка), «хобордоох» (сковорода), «чааскы» (чашка).
Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть.
Этот сложный исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.
Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них.
В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII–XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом «благородном разбойнике» Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам. Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания «жизни и деятельности» предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях и пр.
Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо.
Олонхо – общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными.
Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: «бесчисленное множество». Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания.
«Взаимопроникаемость» и возможность сокращения или увеличения объема олонхо без особого ущерба для его содержания и логики развития событий составляют характерную особенность якутского эпоса, как следствие сходства сказаний.
Якутские олонхо – эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике.
Как указано выше, предки якутов, курыканы, имели общение с древними тюрками в VI–VIII вв. Из исторических преданий якутов и бурят видно, что последним монгольским племенем, с которым сталкивались якуты (вероятно, в северном Прибайкалье), были буряты. Это могло происходить не позднее XV в. Между этими довольно удаленными датами и надо искать первоначальные истоки олонхо. Учитывая, что в олонхо имеются отзвуки связей с древними тюрками, вполне возможно, что эти «истоки» восходят к концу первого тысячелетия, где-то около VIII–IX вв.
Стадиально якутский эпос относится к позднеродовому периоду. О том, что это эпос родового периода, свидетельствуют, например, мифология олонхо, отражающая патриархально-родовые отношения, пережитки анимистических взглядов, сюжеты (борьба с чудовищами), пережитки общеродового дележа добычи (сохранившиеся в некоторых олонхо), экзогамный брак. Об этом же говорят лук и стрелы как оружие боя и орудие труда (на охоте). А на то, что это эпос позднеродового периода – времени «военной демократии» у тюрко-монгольских народов Сибири указывает характер скотоводческой деятельности героев – преобладание развитого скотоводства, особенно коневодства: богатырь верхом на коне, конь его главный друг и помощник. Наоборот, его противник часто рисуется на быке в санной упряжке или верхом на чудовищном звере. Рыболовство и охота – в тени, на втором плане (герой охотится только в начале своей жизни). Родовое общество фактически разделено на героев (родовых аристократов и вождей) и их челядь – домашних рабов, которые принадлежат к неполноценным членам семьи и общества. Герой – вождь всего своего племени, младшие богатыри ему безусловно подчиняются. Есть признаки начавшегося разделения труда – выделен кузнец и кузнечное ремесло. Кузнецы куют железные предметы труда и боя. О том, что олонхо – эпос позднеродового периода, говорит и довольно высоко развитая и стройная религиозная система. Выделился «олимп» – сонм добрых божеств во главе с Юрюнг Аар Тойоном (Белый Великий Господин). Добрым божеством противостоят злые подземные божества (мир дуалистичен) во главе с Арсан Дуолаем. Его люди – абаасы творят зло и насилие.
Кроме Верхнего мира (небес) и подземного, Нижнего мира, существует Средний мир, т. е. собственно земля. В Среднем мире живут люди, а также духи различных предметов, называемые «иччи». В олонхо каждое живое существо, каждый предмет имеет свой дух «иччи». Особенно значительна богиня Аан Алахчын Хотун – дух земли. Она обитает в родовом священном древе Аар-Лууп-Мас («Великое Дуб-Дерево»). Богиня земли помогает герою и его людям, ходатайствует перед богами в пользу людей, благословляет идущего в поход героя, вселяет в него силу, дав выпить молоко из своей груди. Герою, находящемуся в походе, очень нужны духи-«иччи» различных мест, горных проходов, рек, морей. Ему приходится их одаривать, чтобы они благополучно пропустили его через свою территорию, не устраивали ему разных помех.
В олонхо описывается изначальная жизнь человека с первого появления его на земле. Человек, появившись на земле, начинает организовывать жизнь на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути. Препятствия эти создателям олонхо представляются в виде чудовищ, заполонивших прекрасную страну. Они разрушают ее и уничтожают на ней все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ и создать на ней изобильную, мирную и счастливую жизнь. Таковы высокие цели, стоящие перед первым человеком. Поэтому им должен быть необыкновенный, чудесный герой с предопределенной свыше судьбой, специально посланный:
Чтоб улусы солнечные
Чтоб людей от гибели
Во всех олонхо первый человек – герой.
Герой и его племя божественного происхождения. Поэтому племя героя называется «айыы-аймага» («родственники божества»). Под именем племени «айыы-аймага» подразумеваются предки якутов – создателей олонхо.
Соответственно своему высокому назначению, герой изображается не только самым сильным, но и красивым, статным. В олонхо внешний облик человека отражает его внутреннее содержание. Поэтому герой Нюргун Боотур Стремительный:
Строен станом, словно копье,
Стремителен, как стрела,
Был он лучшим среди людей,
Сильнейшим среди людей,
Красивейшим среди людей,
Храбрейшим среди людей.
Не было равных ему
В мире богатырей.
Но герой, прежде всего, могущественный богатырь, ведущий смертельную борьбу. Поэтому он рисуется еще величественным и грозным:
Огромен он, как утёс,
Грозен лик у него,
Выпуклый лоб его
Толстые жилы его
Выступают по телу всему;
Бьются, вздуваются жилы его –
Это кровь по жилам бежит.
Впалые у него виски,
Чутко вздрагивают нервы его
Под кожею золотой.
Нос его продолговат,
Нрав у него крутой.
Образы олонхо резко контрастны. Если герой – добрый защитник людей, спасающий всех попавших в беду, то представители племени «абаасы-аймага» (букв.: «родственники черта») рисуются как злые и безобразные чудовища – это однорукие и одноногие циклопы. Они наделены всеми мыслимыми пороками (злобой, жестокостью, похотливостью, нечистоплотностью). Богатыри абаасы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин. Похищение женщин в олонхо показывается как символ всех обид, оскорблений и унижений людей. При всем этом богатыри абаасы носят бесспорные человеческие черты. Отношения их между собой строятся по типу человеческих племенных отношений. Арсан Дуолай носит признаки главы патриархального рода. В ходе событий герои вступают с ними в переговоры. Переговоры эти похожи на переговоры между представителями враждующих племен. Герои с богатырями и шаманками абаасы совершают различные сделки: временно мирятся, дают друг другу клятву не нападать во время перемирия. Иногда герои побежденных ими богатырей абаасы не убивают, а отпускают с миром, взяв слово больше не нападать на людей, или обращают их в рабов. Интересны в этом отношении брачные сделки между побежденными богатырями айыы и могущественными шаманками абаасы – победительницами их. Шаманки абаасы похотливы, кроме того, у них нестерпимо желание выйти замуж за богатыря айыы. Для этого они готовы предать даже родного брата – главного противника героя. Пользуясь этой их слабостью, побежденный ими богатырь айыы дает обманное обещание жениться на шаманке-победительнице и совершает с ней различные сделки против ее брата. Соглашение это шаманка абаасы выполняет, а богатырь айыы нет. Иногда богатыри айыы и абаасы становятся побратимами, что носит, однако, временный характер, так как постоянная дружба и побратимство с абаасы в олонхо считаются невозможными. Все это говорит о том, что в образе богатырей абаасы, пусть в мифологизированном и фантастическом виде, отражены черты реальных древних племен, с которыми некогда воевали предки современных якутов.
Вокруг героев и богатырей абаасы группируются все остальные персонажи олонхо: родители и родственники, добрые и злые божества и духи, шаманы и шаманки, вестники, рабы, «стражи» разных мест и множество других второстепенных персонажей.
Источники:
http://www.litmir.me/br/?b=189129&p=1
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572199/
http://jakut.ru/