10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли рисунок внутри учреждения граффити. Выявление причин побуждающих к созданию граффити

Научная исследовательская работа «Граффити»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Граффити – уличное искусство или вандализм Выполнили: Радаев Алексей и Василенко Михаил ученики 8 «А» класса Руководитель учитель изобразительного искусства: Самошина Светлана Анатольевна город Кузнецк 2014 год

Проходя по улицам нашего города, Кузнецка, я часто вижу много надписей и рисунков на заборах, стенах зданий и других местах. Одни из них портят вид города, но некоторые рисунки весьма необычны и привлекательны. Так ли это тревожно? Относиться к данному проявлению можно по-разному. Но, испытывая либо восхищение, либо неприязнь, вряд ли кто-то задумывался о том, что перед ним — образец искусства. Так ли это важно? Граффити находит свое выражение в закрепленных правилах и нормах человеческого поведения. Однако изучению видов граффити уделяется еще очень мало внимания. Так ли это интересно?

Гипотеза Задачи Цель исследования изучить литературу по данной теме, в частности, кодекс граффитистов; рассмотреть сущность основных понятий «граффити», формы и стили граффити; граффити — грань между элитарной и массовой культурой, а, значит, положительное или отрицательное отношение к этому искусству будет обуславливаться личностными предпочтениями людей. выявить понимание обществом современных видов культуры через их отношение к граффити. определить происхождение и особенности граффити как вида искусства; провести исследование по выявлению отношения к граффити в зависимости от возраста, страны, от уровня знаний

Методы исследования: — изучение и анализ научной и популярной литературы, — сравнение и обобщение полученной информации, — социологический опрос, — аналитические и сравнительные методы, — знакомство с общественным мнением по изучаемой проблеме.

Цель анкетирования: выявить, насколько дети владеют знаниями о граффити и вандализме. Для подтверждения актуальности выбранной темы мы обратились к ученикам нашей школы.

Знаете ли вы, что такое вандализм? Можете ли вы рассказать о граффити и его стилях ?

Отличается ли граффити от вандализма? Хотели бы вы узнать больше о граффити?

Никто из опрошенных не смог ответить точно, что такое граффити и вандализм; не знают, чем они отличаются. Результаты анкетирования уровня знаний

Гра́ффи́ти (в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал. graffito, множ.graffiti)— изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

Наскальные рисунки – это «граффити» наших далеких предков. Причина появления надписей на стенах -потребность передачи различной информации

«Родина» граффити как искусства- США. Явление писать граффити обрело популярность, когда молодой 17-летний грек Demitrios из Верхнего Вашингтона — района Манхэттена ставил тэг «Taki 183» по всему Нью-Йорку, в особенности в подземке.

Граффити в эпоху средневековья В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI-XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве В Киеве граффити — один из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи, в отличие от Новгорода

История советского граффити началась в 1985 году — одновременно с модой на брейк- данс, так как это-часть культуры хип-хоп. Первые райтеры оформляли фестивальные декорации, которые — при всей их незрелости — потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров.

Граффити и музеи — понятия. совместимые Уже в 80-х годах прошлого века к граффити-работам начали проявлять интерес владельцы галерей. Но для того, чтобы работы экспонировать и в других городах, было необходимо перенести некоторые «полотна» на холсты.

ГРАФФИТИ КАК ИСКУССТВО Каждый вид искусства имеет виды и жанры, у граффити тоже есть формы и стили. Формы: Tagging. — Tag — подпись райтера, его прозвище, которое выполняется им с использованием одного цвета. Bombing. — рисуется на транспорте и в очень быстром темпе Writing. слова, рисунки, выполняемые райтерами в различных стилях на стенах (вагонах). Scratching выполняются с использованием точильного камня на стеклах в транспорте

ГРАФФИТИ КАК ИСКУССТВО Стили Throw up. Blockbusters Wild Style Computer Roc Style Messiah Style FX (Daim style, 3D).

ГРАФФИТИ КАК ИСКУССТВО Bubble («пузырь»). Световое граффити 3D-граффити — это рисунки, выполненные мелом или красками на асфальте или на стенах Стили

Область применения граффити в оформлении одежды и аксессуаров в оформлении машин в оформлении магазинов в полиграфии

ГРАФФИТИ КАК ВАНДАЛИЗМ Вандализм — одна из форм разрушительного поведения человека. Большая советская энциклопедия определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей».

ГРАФФИТИ КАК ВАНДАЛИЗМ Цель вандалов- обезображивание улиц нашего города. Места их действия -от тихого ухоженного дворика до безупречно чистых стен домов и проспектов. Копируя «тэги»» из игры, они тем самым унижают прежде всего себя неумением фантазировать Вандалы разрушают, а граффитисты создают.

Исследование текста «Кодекса чести» граффитиста: Цель исследования: определить цели граффитистов, исходя из полученных данных, выявить их влияние на общество. Выдержки из «Кодекса…»: 1.Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях, представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п. 2. Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях. 3. Никогда не рисуй на работах других райтеров, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе. 4. Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.

Результаты исследования текста «Кодекса чести» граффитиста: Граффити положительно влияет на жизнь общества. Граффити – уличное искусство, грань между элитарной и массовой культурой. Граффитисты уважают закон. Граффити может заниматься каждый человек. Граффити выражает особое мировоззрение, как в отдельной субкультуре. Граффитисты положительно относятся к другим людям.

Что же думает об этом общество? Социологическое исследование зависит ли отношение к граффити от возраста и места проживания человека Отношение к граффити зависит ли от возраста? В анкетировании респондентами являлись : дети детского сада, школьники с 1по 11 класс, учителя ,родители, учащиеся техникумов и Вузов нашего города. Ваше отношение к граффити? Чем отличается граффити от вандализма?

Отношение к граффити зависит ли от возраста? ( результаты) Знаете ли вы что такое граффити? Что такое вандализм? В детском саду дети не знают о граффити и вандализме Начальная школа: «да» — 20-30%, «нет» — 70-80%. Среднее звено- «да»-56 «нет»-.34 9-11-е классы — «да» -99,2% Родители- «да»-76, «нет»-26. Бабушки и дедушки-«да»-38, «нет»-62(о граффити); «да»-99, «нет»-1(о вандализме).

Отношение к граффити подростков России и других стран /исследование посредством сети ИНТЕРНЕТ/ Другие страны Россия Подростки других стран относятся к граффити также как и в России, но в % отношении положительных ответов больше. результаты

ПОВТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В 7 «А» И «Б» КЛАССАХ Цель: меняется ли отношение к ГРАФФИТИ от уровня знаний об этом искусстве после проведения урока изобразительного искусства Уровни знаний начало эксперимента конец эксперимента кол-во учеников % кол-во учеников % Высокий уровень знаний 0 0 % 49 учеников 89 % Средний уровень знаний 25 учеников 47 % 6 ученика 10.9 % Низкий уровень знаний 30 учеников 52,9 % 0 0 %

Читать еще:  На какой неделе беременности чувствуется шевеление ребенка. Причины повышенной активности. Когда женщина начинает ощущать шевеления плода

Заключение 1.Граффити – уличное искусство, а не вандализм. 2.У граффитистов своё особое мировоззрение. 3.Граффити положительно влияет на жизнь общества. 4.Граффити может заниматься каждый человек. 5. Отношение к граффити как к искусству зависит и от возраста, и от уровня знаний об этом современном виде искусства. Выводы Гипотеза граффити — грань между элитарной и массовой культурой, а, значит, положительное или отрицательное отношение к этому искусству будет обуславливаться личностными предпочтениями людей. В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась

Практическое значение: Может использоваться : На классных часах На уроках изобразитель- ного искусства На родительских собраниях

Мы можем изменить отношение общества к граффити, отделив его как направление современного молодежного искусства от бездарного хулиганства .

В научной исследовательской работе «Граффити — уличное искусство или вандализм?» представлен материал по истории возникновения граффити в западных странах и в России, виды и стили граффити, социологическое исследование общества и сети Интернет об отношении к граффити. В данной исследовательской работе сделали исследование кодекса граффитистов; проведено анкитирование учеников школы и учителей, разновозрастное анкетирование. В результате чего доказали, что граффити является уличным искусством, а не вандализмом.

  • Самошина Светлана Анатольевна
  • Написать
  • 7093
  • 11.12.2014

Номер материала: 183531

  • 11.12.2014
  • 7515
  • 10.12.2014
  • 1778
  • 10.12.2014
  • 520
  • 10.12.2014
  • 721
  • 10.12.2014
  • 7818
  • 10.12.2014
  • 430
  • 10.12.2014
  • 2426

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Граффити – что это такое?

Граффити (Graffiti от итал. graffito — надписи) — это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.

Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.

Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Древние римляне также не были лишены чувства юмора, и зачастую делали карикатурные граффити с изображениями власть имущих. Тогда это направление использовалось как инструмент и для признания в любви, и для передачи своих мыслей и для политической риторики. В Помпеях отображалось извержение вулкана Везувия, различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое. Как становится ясно из этого списка – направление было очень многогранным. Благодаря этим же надписям удалось раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи. Учитывая невысокий уровень образования у большей части народа, многие надписи оказались серьезной помощью в понимании устной речи.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Граффити использовалось даже там, где не было никакой связи с цивилизацией. Древние племена Майя, в одном из своих крупнейших городищ – Тикаль, оставили множество отлично сохранившихся рисунков. Долгая и богатая история появления граффити имеется и у восточных славян. В Новгороде сохранились 10 примеров работ, относящихся к одиннадцатому веку. Большая часть посланий этого народа несет молитвенный посыл, хотя, иногда можно найти и какие-то шуточные сообщения. Стоит отметить, что зачастую наносились и народные заклинания, ведь люди тогда были весьма суеверными.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.

Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.

Знаменитое граффити времен Второй Мировой “Kilroy was Here”, 1940-е (современная интерпретация)

Читать еще:  Ребенку 8 месяцев болит горло лечить. Как быстро вылечить красное горло у ребенка народными средствами. Полоскание горла "морской водой

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.

Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.

Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.

В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.

Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.

Борьба с уличными художниками происходила и в Европе. Был выпущен закон, запрещающий продажу аэрозольной краски лицам, не достигшим 16 лет. И, несмотря на то, что самая жесткая борьба с граффити наблюдалась в Великобритании, именно здесь появился известнейший художник по прозвищу “Бэнкси”, которого прозвали арт-террористом. Самое интересное, что после долгих лет борьбы, его работы занесли в культурное достояние Великобритании. Художник обрел мировую известь, он выставляется во всех странах, стоимость его работ достигает миллионов долларов. Но, даже несмотря на это – его личность до сих пор не раскрыта.

Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одним из первых известных художников принято считать Жан Мишель Баския, который начинал свою карьеру с настенных рисунков. Он оставлял короткие фразы с глубоким смыслом по всему Нью-Йорку, за что и получил известность. Проект был закончен фразой “SAMO IS DEAD”, после чего в жизни художника начался новый этап. Они, совместно с Энди Уорхолом использовали трафаретную технику для нанесения изображений на стены.

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Виды и стили классического граффити

Определенные техники нанесения получили собственные названия. “Tag” (тег) – основная техника, которая подразумевает подпись райтера, нанесение его имени. Отсюда же происходит техника “граффити теггинг”, которая является одной из самых популярных на данный момент. Надпись может иметь инициалы или сообщения, буквы, каллиграфию. “Pissing” – одна из разновидностей теггинга, которая подразумевает наполнение пустого огнетушителя краской, после чего им наносится рисунок. Сложность этой техники заключается в том, что она слишком массивная, что часто делает ее небрежной.

“Троу-ап”, он же “бомбинг” – рисуется быстро, с одним или несколькими цветами. Здесь главное быстро нанести рисунок, подчас жертвуя его качеством. “Masterpiece” – сложное исполнение имени райтера. “Roller” или “blockbuster” – массивные работы, выполняющиеся в печатной манере. При их создании используются ролики и валики, с помощью такой техники краска ложится на всю поверхность стены или объекта. “Wildstyle” – один из сложнейших видов граффити. Для него характерны замысловатые формы букв, переплетенные воедино, с засечками. Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как “capping”, которое подразумевает покрытие одного изображения другим. Этот метод используется для порчи чужих работ и не приветствуется среди граффити райтеров.

Граффити – это отдельный мир, где люди общаются на собственном языке. Они несут послания, отражают реальность, заставляют задуматься или улыбнуться. Любить это направление или быть против него – индивидуальный выбор каждого.

Психология граффити

Почему несмотря на развитие технологий и появление огромного количества средств коммуникаций и средств для самовыражения, люди до сих пор пишут на стенах. Многие склонны рассматривать граффити как вандализм — одна из форм разрушительного поведения человека. Большая советская энциклопедия (1971) определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». В социально-психологических и социологических исследованиях понятие «вандализм» имеет более широкое значение. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Как констатируют многие исследователи (А. Гольдштейн, Дж. Говард и др.), вандализм — преимущественно мужской феномен. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет. Несмотря на это современное граффити является висьма оригинальной формой девиантного поведения среди подростков и молодёжи и вполне может претендовать на звание искусства. При правильном подходе любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности в обществе.

Читать еще:  Этнокультурное воспитание и развитие дошкольников, средства и методы этнокультурного воспитания. Методическая разработка по этнокультурному образованию в доу

В нашей стране этот феномен почти не изучен, социальные и психологические исследования граффити не проводились. В то же время граффити выполняет и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи — разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Не случайно некоторые авторы отмечают психодинамическое значение граффити (Е.Л. Эйбл, Б.Е. Бекли и др.). Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление — от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому существуют классификации (виды) граффити. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Беркли (1977) различают публичные и личные граффити; М. Кокорев выделяет содержательные, разрушающие, надписи, сделанные в стиле «хип-хоп». Существует несколько эмпирических классификаций. Причины, побуждающие к созданию граффити:
— утверждение личностной и групповой идентичности;
— протест против социальных и культурных норм;
— злобные реакции;
— мотивы творчества;
— сексуальные мотивы;
— развлекательные мотивы.

Несмотря на разнообразие существующих концепций и классификаций, все исследователи сходятся на определении граффити как средства коммуникации. В качестве основополагающих черт граффити в этом отношении называют публичный и неофициальный характер явления. Как неофициальная форма массовой коммуникации, граффити находится за рамками социальных институтов и цензуры, является своего рода альтернативой официальному дискурсу. В связи с этим отмечается, что места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, маргинальные зоны городского пространства, скрытые за парадным фасадом города. Местами скопления граффити являются подземные переходы, бетонные барьеры автотрасс, территория железнодорожных вокзалов и т. п. Отмечается также, что граффити легко нарушают культурные табу и социальные условности, в них десакрализованы и снижены темы смерти, любви и секса, декларируется приверженность девиантному образу жизни, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Некоторые ученые настаивают на том, что содержание граффити это, как правило, вызов миру общепринятого, что граффити аккумулируют вытесненные из доминирующей культуры нормы и ценности (см., например: [Gonos, Mulkern, Poushinski 1976]).

Можно выделить следующие основные зоны распространения граффити в современных российских городах: улица (стены зданий, подземных переходов, гаражей, таксофонные кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт; подъезды и лестницы (включая двери квартир, почтовые ящики и т. д.); интерьеры публичных (чаще всего учебных) учреждении.

Кроме того, в больших городах существуют так называемые «стены» своего рода галереи граффити, места скопления рисунков и надписей. Причины их возникновения могут быть различными. Еще в 1980-е годы в Петербурге таких «специальных» мест было несколько (например, Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, стены двора дома № 10 по Пушкинской улице), но все они оформились как граффитийные локусы лишь постольку, поскольку были основными местами сборищ «неформальной» молодежи. В 1990-х годах появляется, по сути, первая специальная «стена» бетонная ограда и подножие виадука близ станции метро «Ладожская» теперь известная всей петербургской молодежи и функционирующая именно как поле для уличных надписей и рисунков.

Выбор орудия письма во многом предопределяется тем, в каком месте делается надпись. Так, большинство наших уличных граффити выполнено маркером, реже краской. Играет роль и уровень «технической оснащенности» пишущих. Следует отметить, что в России, в частности в Москве и Петербурге, граффити нового поколения, выполненных спреем, значительно меньше, нежели в таких столицах граффити, как Берлин, Париж или Нью-Йорк, где экзотическая настенная каллиграфия граффитоманов уже стала естественной частью городского пейзажа. Но стоит лишь свернуть в один из питерских дворов-колодцев и присмотреться, можно заметить, что стены покрыты паутиной надписей, сделанных мелом или маркером, предшественниками эпохи спрея.

Важно отметить еще одну общую закономерность выбора места писания: как правило, оно не воспринимается пишущим как «свое». Очевидно, что постройки и части построек, общественный транспорт осмысляются как собственность города, и своими для авторов граффити они никак не являются. Возможно, граффитистами может руководить осознанное или неосознанное желание сделать это пространство хотя бы частично своим (ср. историю надписей мальчика Taki 183), что можно сравнить с животным территориальным инстинктом, основным проявлением которого в природе является расставление «меток». Подростки часто пишут и рисуют в подъездах собственных домов, но здание, городская постройка, с их точки зрения, являются собственностью «взрослого мира» и относятся к чужому пространству. Точно так же и надписи и исправления школьников в собственных учебниках и книгах один из способов символического опровержения чужих взрослых знаков. Характерно, что в собственной квартире, комнате граффити, как правило, не выполняются, за редким исключением.

В последнее время писание в публичных местах перестало активно обсуждаться и осуждаться в обществе и считаться чем-то зазорным и маркирующим поведение человека как анти, или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального явления и восприниматься как почти неотъемлемый элемент общегородского экстерьера. Граффити становится массовым культурным явлением. И приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.

Большинство новичков в граффити культуре хотят получить признание у более известных и продвинутых художников, от которых они учатся всем аспектам граффити — от расписывания поездов в депо до создания собственного стиля. Взаимоотношения учитель/ученик довольно обычны в мире современного граффити. Для новичка “лучший способ чему либо научится изучить ключевые аспекты всей истории искусства граффити, от простого к сложному” (Chalfant & Cooper 32) Слава может прийти к художнику несколькими путями — художник может получить широкую известность с помощью средств массовой информации (интервью, фотографии в газетах, работы в клипах и т.д.). Taki 183 был первым, кто достиг славы таким путем. Художники, которые достигли славы называются Королями. Они могут быть ‘King of Style’; ‘King of the Insides’; ‘King of the Line’ и др. Слава все время меняется, меняется соответственно и король. Возможно это и привликает современную молодежь в эту культуру. Хотя стиль, цвет, размер и форма немаловажны, сам процесс работы с поверхностями стоит на первом месте. 1970-е годы были выдающимися для граффити — это были годы изобретений. Это были годы, когда начиналась история современного граффити и ее развитие до наших дней.

Сегодня постепенно граффити утрачивают значение протеста, альтернативности официальной культуре и актуализируя свой диалогический потенциал, максимально расширяют «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города: всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. При этом, с одной стороны, практически исчезает разница между интраграффитийным и экстраграффитийным уровнями коммуникации, а с другой стороны, отчасти расплывается грань между санкционированной и самостийной публичной письменной речью. Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации.

Источники:

http://infourok.ru/nauchnaya_issledovatelskaya_rabota_graffiti-183531.htm
http://crossarea.ru/graffiti/graffiti-chto-jeto-takoe/
http://graffitizone.kiev.ua/articles/177/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector