Жил был человек маленький. Анализ стихотворения Рождественского «На Земле безжалостно маленькой…
Содержание
История одного видео: кто он – маленький мальчик из 1970-х, прочитавший взрослое стихотворение Рождественского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Многим пользователям Рунета, безусловно, не раз попадалось видео, где маленький мальчик читает стихотворение стих Роберта Рождественского «Жил да был человек маленький». Вот это видео
Видео действительно очень трогательное, и у многих возникает вопрос – кто этот малыш, и как сложилась его жизнь. Кто-то утверждает, что это Валентин Карманов, а кто-то называет имя Александр Чернявский. На самом деле парень в кадре — Валентин Карманов, а своим появлением в кадре он обязан одному из лучших режиссеров прошлого века Ролану Быкову.
В 1973 году Ролан Антонович искал подходящего ребёнка для съёмок в фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Кадры с мальчиком, читающим стихотворение Роберта Рождественского про «маленького человека» — часть кастинга. Обоих мальчиков – и Валентина, и Александра – можно увидеть в короткометражке «Приглашаются на главную роль». Его стоит посмотреть полностью. В нём и желание стать космонавтом, и детские слёзы и многое-многое другое. Сплошная милота. На второй минут фильма – маленький Саша, который и стал героем картины, на кастинг которой пришёл. А Валентин читает стихотворение на 7 минуте.
Это же стихотворение мальчик прочитал в фильме «Возврата нет». Позже Валентин снялся ещё в 5 картинах. Последние его съёмки были в 1980 году. И на этом кинокарьера мальчика завершилась. Но в 2013 году уже взрослый Валентин Карманов появился в передаче Первого канала «В наше время» и снова прочитал Рождественского – не так эмоционально, как в детстве, но точно не хуже.
А Саша Чернявский, которого выбрал Ролан Быков для своего фильма, после съёмок в фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» в кино больше не появлялся. Известно, что в 2010 году он с друзьями создал группу «Все свои», но в настоящее время группа уже не существует.
И для любителей поэзии, публикуем стихотворение Роберта Рождественского, которое так эмоционально читал Валентин Карманов.
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую.
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война.
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
. А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Анализ стихотворения Рождественского «На Земле безжалостно маленькой…»
Стихотворение «На Земле безжалостно маленькой…» Роберта Рождественского повествует о судьбе, казалось бы, маленького человека. Жил да был маленький, невзрачный, серенький человечек. У него всё было маленькое: маленькая должность в маленькой конторе, маленькая зарплата, маленький портфель и маленькая квартирка, даже, наверное, и не квартирка, а комната в рабочем общежитии или в коммуналке. И был бы этот человек до конца жизни очень маленьким и незаметным, если бы в дверь его дома не постучалась война…
Маленькому человеку в армии всё дали такое, какое он привык иметь в довоенной жизни: всё привычное, родное, маленькое… Автомат у него был маленький, и шинель у него была маленькая, и фляга с водой – маленькая, маленькие кирзовые сапоги… И задача перед ним ставилась как будто бы маленькая: отстоять участок фронта величиной два метра на два… Но, вот когда он выполнил свой священный долг перед Родиной и народом… когда его убили и он упал в грязь, искривив рот ужасной гримасой боли и смерти… тогда не нашлось в целом мире столько мрамора, чтобы поставить ему монумент на могилу такой величины, какой он заслужил…
Воспевание ратного подвига простого русского солдата – вот главная и единственная тема этого мужественного стихотворения. Данное стихотворение не имеет классической формы. В нём нет изысканных красивых метафор в духе Блока или Гумилёва, но за его формальной простотой скрывается грубая и жестокая правда жизни. Автор показал нам жизнь такой, какая она есть. И большое ему за это спасибо!
Я бы хотел здесь коснуться вскользь темы, которую я еже поднимал в своих статьях, опубликованных на прекрасном сайте «Древо Поэзии»: почему хороший современный поэт никогда не добьется того же уровня общественного признания, какого добивались достойные авторы прошлого. Дело в том, что людей сейчас живёт гораздо больше, чем раньше. Тем более, что грамотных и читающих людей раньше было очень мало – просто единицы. В основном это были представители дворянства и разночинной интеллигенции. А в наше время грамотны все.
Во всяком случае, мне хочется в это верить. Несомненно, что сделать себе имя гораздо легче среди ста благосклонных читателей, чем среди ста тысяч или среди миллиона. Если Вы в 19 веке были вхожи в аристократические гостиные Москвы и Санкт-Петербурга и если Вы там завоевали своего читателя, то считайте, что Вы завоевали всю Россию. А если Вы ещё и камергер Двора Его Императорского Величества или, на худой конец, камер-юнкер (как Александр Сергеевич Пушкин), то вы сделаете своим читателем самого Государя Императора Всероссийского, а это давало безграничные литературные возможности.
В наше время надо иметь доступ в СМИ: на телевидение, в редакции толстых журналов и литературных газет. А это не всегда получается… Вот и выходит, что во времена «Серебряного» и «Золотого Века» русской поэзии сделать себе литературную карьеру достойному автору было легче, чем сейчас. Тем более, что тогдашние читатели знали толк в литературных колбасных обрезках, как говорится… Не то, что сейчас.
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО «БАЛЛАДА О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ».
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО «БАЛЛАДА О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ».
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье изложен филологический анализ произведения Р.И. Рождественского – «Баллада о маленьком человеке». Целостный анализ литературного поэтического произведения, выявление его содержательной, художественной формы, представляет сложность в восприятии и понимании.
Ключевые слова : Анализ стихотворения, маленький человек, Родина.
В статье «Анализ стихотворения Р.И. Рождественского «Баллада о маленьком человеке» рассматривается подход к анализу небольшого по объему произведения. Автор заостряет внимание на следующих вопросах:
Историческая справка и популярность стихотворения.
Содержание стихотворения, динамика мыслей и чувств поэта, композиция стихотворения.
Поэтическая образность стихотворения.
Характер поэтической стилистики.
Анализ может быть перенесен на урок литературы, как дополнительный материал для работы с учащимися.
«Баллада о маленьком человеке» написана в 1969 году. Роберт Рождественский пишет о «времени войны»: Великой Отечественной, возможно, о войне с Японией (1945). Стихотворение о правдивой жизни, грубой и жестокой. Автор открыто показал нам жизнь такой, какая она была в то время.
Произведение Роберта Рождественского известно. Популярность приходит тогда, когда Валя Карманов читает стих «Баллада о маленьком человеке» на пробах Ролана Быкова к фильму «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Приглашаюся на главную роль» (1973). Еще этот стих в его исполнении прозвучал в кинокартине Алексея Салтыкова «Возврата нет» (1973).
В 1979 году на стихи Р.И. Рождественского Муслим Магомаев написал музыку.
Это стихотворение повествует о судьбе, казалось бы, маленького человека. Жил да был неизвестный, невзрачный, серенький человечек. Всё в его жизни было маленькое: маленькая должность, маленькая зарплата, маленький портфель и маленькая квартира, даже, наверное, и не квартира, а комната в рабочем общежитии или в коммуналке. С его мнением никто не считался, прав и свободы не было.
И был бы этот человек до конца жизни очень маленьким и незаметным, если бы в дверь его дома не постучалась война… Которая тоже «небольшая казалась».
Маленькому человеку на фронте всё выдали такое, какое он привык иметь в довоенной жизни: всё маленькое…
«Автомат ему выдали маленький. / Сапоги ему выдали маленькие. / Каску выдали маленькую / и маленькую — / по размерам — / шинель».
Когда он выполнил свой священный долг перед Родиной и народом… Он упал, искривив рот от нестерпимой боли. Тогда не нашлось в целом мире столько мрамора, чтобы поставить монумент такой величины, какой он заслужил.
Воспевание ратного подвига простого русского солдата – вот, что донёс до нас Р.И.Рождественский. Нет по настоящему достойной награды за великий героизм, проявленный на войне.
Имя главного героя сознательно поэтом не называется. Солдат безымянный. Неизвестный. Место гибели так же не названо в произведении. Он мог погибнуть где угодно: в схватке с противником, или же его застрелили свои, как предателя Родины. В 1960 – е годы официально в нашей стране неизвестных солдат не считали героями, приравнивали к преступникам, совершивших ужасное против своей отчизны, своего народа. По существу, Р.Рождественский в лице своего героя реабилитирует неизвестных солдат, на именах которых лежит клеймо «изменник Родины».
Данное стихотворение не имеет классической формы.
Стихотворение состоит из 2-х строф (всего 25 строк). Первая строфа (18 строк) — многостишие. Вторая строфа (7 строк) – семистишие. По типу: белый стих, так как отсутствует рифма. Перед нами акцентный стих. Ритм создаёт автор с помощью ударных слов.
Системные уровни «Баллады о маленьком человеке»:
«… жил да был человек маленький. / У него была служба маленькая. / И маленький очень портфель. / Получал он зарплату маленькую. ».
«Автомат ему выдали маленький. / Сапоги ему выдали маленькие. / Каску выдали маленькую / и маленькую — / по размерам — / шинель».
«И однажды — / прекрасным утром — / постучалась к нему в окошко / небольшая, / казалось, / война. ».
«. А когда он упал — / некрасиво, неправильно, / в атакующем крике вывернув рот, / то на всей земле / не хватило мрамора, / чтобы вырубить парня / в полный рост»!
Главное изобразительное средство в данном произведении – литота. Таким образом, он оправдывает название – «Баллада о маленьком человеке».
На Земле / безжалостно маленькой / жил да был человек маленький. / У него была служба маленькая . / И маленький очень портфель . / Получал он зарплату маленькую. / И однажды — / прекрасным утром — / постучалась к нему в окошко / небольшая, / казалось, / война. //
Автомат ему выдали маленький. / Сапоги ему выдали маленькие. / Каску выдали маленькую / и маленькую — / по размерам — / шинель. //
Слово «маленький» в разных формах используется 9 раз.
В стихотворении представлены:
— метафора: «постучалась война», «вывернув рот», «вырубить парня»,
— эпитеты: «прекрасным утром», «в атакующем крике».
— умолчание: «Получал он зарплату маленькую. И однажды —»; «казалось, война. Автомат ему выдали маленький; «по размерам — шинель… А когда он упал …».
— повтор: «Автомат ему выдали маленький. / Сапоги ему выдали маленькие. / Каску выдали маленькую…».
— эпифора: «На Земле безжалостно маленькой / жил да был человек маленький. / У него была служба маленькая ».
«Автомат ему выдали маленький. / Сапоги ему выдали маленькие. / Каску в ыдали маленькую / и маленькую . »
Звуковая организация текста представлена аллитерацией:
« На Зем л е / безжа л остно ма л енькой / жи л да бы л человек ма л енький. / У него бы л а с л ужба ма л енькая. / И ма л енький очень портфе л ь. / По л уча л он зарп л ату ма л енькую. »
«Маленький человек» для Р.И.Рождественского — обычный персонаж наделенный героическими качествами. Вывод автора в том, что «маленькие люди» малы только в социальном положении, а не в их внутреннем мире. И в этом я полностью согласна с Р.Рождественским. Каждый человек, прежде всего личность, которой можно гордиться.
Скатов, Н.Н. Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. / Н.Н.Скатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 656 С.
Казарин, Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. Учебник для ВУЗов. / Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 432 С.
Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии. / В.М. Жирмунский. – СПб : Азбука, 2001. – 496 С.
Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. / О. И. Федотов . – Москва: Флинта, 1997. — 336 С.
Богомолов, Н.А. Основы теории стиха. Краткое введение в стиховедение. / Н.А. Богомолов / МГУ, 2004. – 59 С.
Козьмин, Б.П. Писатели современной эпохи: Биобиблиографический словарь русских писателей XX века. / Б.П. Козьмин. — М.; ДЭМ, 1991. — 288 C .
© Калькова А.В., 2016
A.V. Kalkova . The analysis of verse R. I. Rozhdestvensky «The Ballad of the little man».
The article presents a philological analysis of the artworks of R. I. Rozhdestvensky – «The Ballad of the little man.» A holistic analysis of a literary text, identifying its content, artistic forms, is the difficulty in perception and understanding.
Key words: Analysis of the verse, the little man ,the Motherland.
Калькова Александра Вячеславовна – магистрантка 2 курса; Магистерская программа: Русский язык и литература. Институт филологии и межкультурной коммуникации Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан).
Kalkova Aleksandra Vyacheslavovna – the undergraduate 2 courses; Magister program: Russian language and literature. Institute of Philology, Khakas State University (Abakan).
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/040316/28682/
http://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-rozhdestvenskogo-na-zemle-bezzhalostno-malenkoj.html
http://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-ri-rozhdestvenskogo-ballada-o-malenkom-cheloveke-2618560.html