1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

1 крещение руси. Что мы узнали? Как происходило Крещение Руси – поиск истинного пути

Содержание

Крещение Руси князем Владимиром

Содержание

  1. Язычество Древней Руси
  2. Поиск новой религии
  3. Крещение князя Владимира
  4. Крещение Руси
  5. Значение и результаты крещения Руси
  6. Что мы узнали?

Бонус 🎁

  • Тест по теме

Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.
Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов.

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 988 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь.

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Крещение Руси

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Что мы узнали?

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

Как на самом деле крестили Русь

Наивно было бы полагать, что простой народ с радостью и воодушевлением встретил введение на Руси новой, никому не ведомой религии. И еще наивней было бы думать, что русские люди добровольно, без принуждения отдали на поругание и предали забвению тысячелетние верования предков.

Без объяснения причин

В дохристианские времена, во всем мире и на территории современной России, в частности, процветало многобожие-политеизм. А попросту говоря – язычество. Само это слово ведет свое происхождение от старославянского «языцы», что значит «народы». А точнее народы не принявшие христианство. Иным словом идолопоклонники.

Читать еще:  Сергей Безруков: «Я люблю русскую культуру. Но когда она доводится до китча — березка, балалайка, медведь, — это перебор

Хотя, если разобраться по сути, христиане и есть самые настоящие идолопоклонники! Повсеместное поклонение кресту, иконам и мощам святых (и кто только удумал расчленять тело усопшего) прямое тому подтверждение. И что бы там не говорили священники, типа «поклоняемся мы не куску дерева, а тому что на нем изображено», внятного ответа на вопрос, чем отличается христианство от язычества, вы не получите. «Язычество богомерзко», — и все тут.

От Велеса до святого Власия

Судите сами. Язычники поклонялись верховному богу и целому пантеону «младших богов», каждый из которых отвечал за свою сферу деятельности. Главный богПерун был громовержцем, Хорс и Дажьбог – олицетворением солнца, хранителем скота считался Велес , бог Сварог помогал кузнецам, богиня Лада оказывала покровительство всем влюбленным.

Христиане поклоняются единому Богу ( в трех лицах ), окруженному целой армией ангелов и архангелов, вкупе со святыми, так же являющимися покровителями разных дел и начинаний. Пророк Илия , к примеру, благоволит к водителям, архангелы Рафаил и Гавриил , вместе с евангелистом Лукой – неравнодушны к врачам, Андрей Первозванный охраняет моряков, святой Власий заботится о домашних животных, а Николай Чудотворец вообще универсален!

И язычники и христиане иступленно поклонялись своим богам. Первые – деревянным идолам, вторые – таким же деревянным иконам. Кто сказал, что язычники тупо молились на «кусок» дерева, а не тому божеству, которое он изображал? Христианские священники. Откуда они это взяли? Придумали, чтобы показать невежество идолопоклонства по сравнению с «одухотворенным» христианством. Иного объяснения нет, так же как нет объяснения тому, почему деревянные иконы считаются святыми, а деревянные идолы богомерзкими.

Далее, для своих обрядов и те и другие имели определенные, намоленные места: святилища-капища и церкви-храмы. Язычники и христиане приносили жертвы своим богам, с той только разницей, что у одних это были животные, а у других продукты. Но единственное, до чего не додумались «темные» язычники, так это съедать тело своего бога (просфора) и запивать все это дело его же кровью (кагор). Позор «необразованным» язычникам и слава продвинутым христианам!

Огненное зарево победы

Так в чем же разница между язычеством и православием? А разницы нет никакой. Просто одна религия победила другую и низвела ее в положение изгоя. Христианство стало «истиной последней инстанции» и самозабвенно принялось искоренять языческие традиции, обычаи и обряды, которые ассоциировались у новообращенных с «бесовскими игрищами» и «нечистой силой».

Если в Греции и Италии время сберегло каменные и мраморные изваяния, немые свидетельства древних религий, то на Руси самым распространенным строительным материалом было дерево. Благо лесов, в отличии от Европы, у нас всегда было предостаточно. И поэтому безжалостное время и всепоглощающий огонь, щедро разожжённый подвижниками новой веры, бесследно уничтожили людские жилища и языческие храмы, деревянные изображения богов и берестяные грамоты, писаные древнеславянскими рунами.

А уж сколько крови было пролито и жизней загублено! Жертвы одних только крестовых походов (1096 — 1272 гг.) и инквизиции (1229 – 1835 гг.) исчисляются сотнями тысяч. И это только «на глазок». В реальности их вообще никто не считал. До того ли, когда речь идет о торжестве веры в «человеколюбивого бога».

На Руси происходило примерно тоже самое. С той только разницей, что разгул казней и пыток при внедрении новой веры в летописях попросту не описан. А все потому, что писали эти летописи, причем через столетия от описываемых событий, служители нового бога — монахи. Согласитесь, что они не могли и не стали бы свидетельствовать против самих же себя. Да и кто бы позволил им это сделать.

Крещение Руси никоим образом нельзя рассматривать в отрыве от личности самого крестителя князя Владимира и политической обстановки в целом.

Владимир был сыном великого князя киевского Святослава Игоревича от ключницы Малуши — рабыне его бабки, княгини Ольги. Сама же Ольга, несмотря на то, что первой из правителей Руси приняла христианство (около 955 г.) была женщиной властной, умной, жестокой и крайне мстительной. Достаточно вспомнить, как она закапывала в землю и сжигала людей живьем, мстя за смерть своего мужа, князя Игоря.

Вот у такой, с позволения сказать «благочестивой» особы, будущий креститель Руси воспитывался вместе со своими старшими братьями – Ярополком и Олегом. В отличии от «сына рабыни», их мать Предислава была княжеского рода. И хотя Владимир, согласно языческой традиции, мог наследовать князю-отцу, но братья (и окружающие тоже), при каждом удобном случае напоминали ему о его «нечистом» происхождении.

Показателен такой случай. Однажды Владимир, тогда еще князь новгородский, посватался к дочери полоцкого князя Рогволда – Рогнеде. Но она, презрительно обозвав его «робичичем» (сыном рабыни), предпочла Ярополка.

Пришло время и гордячка жестоко поплатилась за оскорбление. Владимир захватил Полоцк и желая унизить и обесчестить княжеский род, на глазах родителей изнасиловал Рогнеду, после чего сделал ее одной из многочисленных жен.

Это случилось за 10 лет до Крещения Руси, во время междоусобицы, жертвами которой пали сыновья Предиславы. Путь на киевский престол был открыт.

К моменту Крещения, христианство было уже хорошо известно на Руси. Взять хотя бы, к примеру, бабку Владимира княгиню Ольгу, киевских князей Аскольда и Дира или первых христианских мучеников на Руси – варягов Федора и Иоанна. Однако государственной религией оно не стало. А все потому, что никто его силой не навязывал и культ предков не запрещал, как это было в Римской и Византийской империях. Там императоры, объявив христианство государственной религией, методично разрушали древние храмы, уничтожали статуи и присваивали накопленные сокровища. А в 353 году император Констанций II принял эдикт, вводящий смертную казнь за все виды «идолопоклонства» и жертвоприношений. Попробуй тут не поверь в «бога единого и всемогущего».

Как уже говорилось выше, матерью Владимира была простая рабыня. И хоть он мог наследовать отцу, но его статус был ниже статуса братьев.

Читать еще:  Картотека опытов и экспериментов для детей «опыты с водой. Картотека (младшая группа) на тему: Занимательные опыты и эксперименты для детей второй младшей группы

После их гибели (по наущению Владимира), будущий креститель Руси столкнулся с мощной оппозицией, начиная от родственников умерщвленного им полоцкого князя Рогволда и заканчивая старшим сыном Ярополка Святополком прозванного в летописях Окаянным. Впрочем, и кроме них врагов у Владимира хватало. Достаточно вспомнить, сколько жен и девушек он обесчестил в порыве похотливой страсти. И за них, поверьте, было кому отомстить. Кроме того, многие считали его правление не законным, учитывая низкое происхождение и вероломство по отношению к братьям: стравив их друг с другом, Владимир предусмотрительно бежал в Норвегию.

Как в такой обстановке сохранить власть, а значит и жизнь? Ответ прост: надо найти верного и сильного союзника. И не где-нибудь «за семью морями, за семью горами», а рядом, на «расстоянии вытянутой руки», что бы помощь подоспела вовремя. Исходя из этого, становится понятным, почему князь отказал хорезмским посланникам и волжским булгарам предлагавших ислам, хазарским иудеям и легатам Папы Римского, сватавшим католицизм.

Лучше всего целям Владимира соответствовала Византия. Авторитетна, сильна, богата и находится рядом. Кроме того, 18 лет назад (970 г.), византийцы испытали на «собственной шкуре» силу русского оружия под предводительством князя Святослава – отца Владимира, а это значит, что теперь они будут сговорчивее. Не лишне было бы вспомнить и христианку-бабку Ольгу, к которой сватался сам византийский император Константин VII Багрянородный, но получил мягкий и хитроумный отказ.

Желая породниться с императорской фамилией, Владимир был готов не только сам обратится в новую веру, но крестить свой народ. Византии этот союз был также выгоден, ибо она получала на востоке предсказуемого и, как ей казалось, управляемого соседа-единоверца вместо необузданного варварского государства, от которого можно было ждать чего угодно, но только ничего хорошего.

В крещении сила

Все так и случилось, как задумывалось. Сначала крещение самого Владимира (точное место неизвестно, хотя считается, что это произошло в Корсуне), а затем его брак с Анной Византийской (988 г.) стал громким актом международного признания Руси на самом высоком уровне. Теперь власть Владимира стала более чем бесспорна и легитимна, ибо его супруга была не только единственной сестрой братьев-соправителей Византии Василия II и Константина VIII, но и по представлениям того времени считалась почти что небожительницей. Кто теперь осмелится «поднять хвост» на киевского князя? Ради такой выгодной партии Владимир был готов заключить договор хоть с самим чертом, лишь бы остаться у власти и передать ее по наследству своим детям. Дело осталось за малым: обратить в новую веру своих подданных.

Долгие годы, язычники и христиане на Руси существовали относительно мирно. Но когда у угоду князю нужно было отказаться от старой веры и принять новую, народ забеспокоился, возроптал.

Справедливости ради следует отметить, что Крещение Руси происходило не в один день и даже не в один год и в разных уголках государства было встречено по-разному. Нередко приходилось прибегать к методу кнута и пряника, а порой и к откровенному обману.

Так в Киеве это мероприятие прошло сравнительно мирно. Огромная толпа народа собралась по приказу князя на берегу Днепра, в месте впадения речки Почайны. Затем дружинники, недвусмысленно помахивая копьями «пригласили» людей зайти в воду. И тут уж за дело взялись священники, совершив над ничего не понимающими киевлянами обряд крещения. Волей-неволей пришлось выдержать его до конца: на другой берег не переплывешь – широко, а на этот берег не выйдешь – охрана не пустит. Вот и пришлось торчать по саму шею в водах Днепра, который имитировал Иордан.

А вот в вольном Новгороде все было не так «чинно и благородно». Крещение сопровождалось восстаниями, которые были подавлены с беспримерной жестокостью. В Ростовско-Суздальской земле, сохранявшей определенную автономию, христиане оставались в меньшинстве вплоть до XIII века.

Языческие обряды в христианстве

Как не старался Владимир, а искоренить языческие обряды и праздники ему не удалось. Они существуют и поныне. Игрища на Ивана Купалу и Масленицу, святочные и троицкие праздники приобрели вид безобидных забав и развлечений, а потому были терпимы церковью.

Нелегкий труд волхвов возложили на свои плечи священники. Теперь они обращались к Богу с молитвами об урожае и дожде, прекращении засухи и об исцелении больных. Освящали дом и хлев, скотину и обильные урожаи. Об этом, кстати, ярко свидетельствуют медовый (14 августа), яблочный (19 августа) и хлебный (29 августа) спас.

Это, по своей сути, языческое благодарение Бога, церковь умело взяла «на вооружение» присвоив этим праздникам другие названия соответственно: вознесение Животворящего Креста Господня, Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор и перенесение в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Так же к языческой культуре относится украшение христианских храмов елками на Рождество и ветками березы на Троицу. Та же обрядность прослеживается и в погребении усопших. Причитание заменили отпеванием, тризну – поминальной трапезой с блинами. Даже обычай выноса тела вперед ногами имеет языческие корни. Согласно поверьям наших предков, покойный заметал свой след волосами и дух его не мог найти дорогу назад. То же самое означает и бросание родственниками комьев земли в могилу, и завешивание в доме зеркал. С этими и многими другими обрядами древности священники даже не собирались бороться, а плавно интегрировали их в христианское богослужение, тем самым создав особый симбиоз веры, известный во всем мире как православие .

Крещение Руси

Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Читать еще:  В каком году напечатана горе от ума. История текста «горя от ума» и принципы настоящего издания

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Читайте также:

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Всё это брехня! Князьку Владимиру захотелось стать царьком с единовластием, типа тогдашнего «Путина», вот он и замутил этот хайп, предварительно убив своего брата Ярополка.

Незнание или поверхностное знание,не глубокое -приводит вот к таким абсурдным рассуждениям,как у Антропова С. Почитайте литературу о Крещении Руси,хотя бы.

Источники:

http://obrazovaka.ru/istoriya/kreschenie-rusi-kratko.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5bebde5957c26000aedc3012/5ce115cd56848d00b3ee4243
http://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×