0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Детство» Максима Горького как автобиографическая повесть. Повесть «Детство» произведение автобиографического характера

Медицинские интернет-конференции

Автобиографическая повесть М.Горького «Детство».

К 100-летию со дня публикации произведения

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Богатая на события жизнь М. Горького нашла отражение в автобиографической трилогии «Детство» (1913), «В людях» (1916), «Мои университеты» (1920).

Впервые повесть «Детство» была напечатана в газете «Русское слово», №196, от 25 августа 1913 года. Основываясь на собственных фактах биографии, Горький изобразил процесс духовного становления маленького человека.

Живость и достоверность изображаемого в повести достигается тем, что картины, герои, события несут на себе печать детского восприятия. Рассказ в повести ведется от первого лица, от имени главного участника событий — мальчика Алеши. Он вспоминает свое детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, бабушку. Бабушка была для Горького самым близким самым понятным и самым дорогим человеком. Он писал: «Ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». Под впечатлением воспоминаний о бабушке в маленьком герое повести пробуждается гуманное желание «быть добрым, нужным для людей». В процессе работы над повестью «Детство» у М. Горького была мысль озаглавить ее иначе — «Бабушка».

История формирования и роста человеческой личности показана в повести на фоне русской действительности 70 — 80-х годов XIX века. М. Горький писал: «. и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил. простой русский человек». Вместе с тем повесть проникнута мыслью о духовной силе народа, о «добром — человечьем», которое заложено в нем.

Повесть М.Горького включалась во все собрания его сочинений и имела большое воспитательное значение для советской молодежи. Именно это М. Горький высоко ценил.

Так, например, в 1925 году в письме к А.С. Макаренко он писал: «Мне хотелось бы, чтобы осенними вечерами колонисты прочитали мое «Детство», из него они увидят, что я совсем такой же человечек, каковы они, только с юности умел быть настойчивым в моем желании учиться и не боялся никакого труда. Веровал, что действительно: «учение и труд все перетрут».

Уже раннее творчество М. Горького поражает необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью суждений. Уже тогда в нем угадывался огромный талант художника восходящего класса – пролетариата.

Автобиографический характер повести «Детство» А.М. Горького. Образ автора-повествователя в произведении

Учитель: Алёшина Ольга Николаевна (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №

11», г. Череповец Вологодской области)

Тема: «Автобиографический характер повести А.М.Горького «Детство». Образ автора-повествователя».

Тип урока: урок-исследование

  • формирование понятия образ автора-повествователя в автобиографическом;
  • произведении на примере повести А.М.Горького «Детство».
  • раскрыть значение терминов: автобиографический рассказ, автор-повествователь;
  • систематизировать биографический материал об А.М.Горьком, собранный учащимися;
  • совершенствовать умение извлекать информацию из текста путем учебного исследования;
  • знакомить школьников со взглядами М.М.Бахтина на проблему автора и форм его выраженности в произведении;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
  • совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном.

Критерии достижения цели урока:

обучающиеся правильно объясняют понятия: автобиографический рассказ, автор-повествователь;

обучающиеся демонстрируют знания фактов биографии А.М.Горького, доказывают автобиографизм повести «Детство»;

обучающиеся правильно интерпретируют мысли М.М.Бахтина о проблеме автора и форм его выраженности в произведении;

обучающиеся правильно выражают свои мысли, эффективно работают в группе;

обучающиеся умеют оценить результат работы группы в соответствии с эталоном.

Условия обеспечения учебной деятельности:

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под ред. В.Я.Коровиной. — М.: «Просвещение», 2013

Электронная презентация с заданием к уроку.

Раздаточный материал с фрагментами автобиографии А.М. Горького.

Правила работы в группе (Приложение 1).

Рабочие листы по количеству групп обучающихся (Приложение 2).

С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1459231605.ppt (Презентация к уроку-исследованию)

Технологическая карта урока:

Формулировка темы урока

Учитель предлагает внимательно прочитать тему урока и назвать ключевые слова-термины, знание которых будет необходимым на уроке.

Учитель предлагает сформулировать определение этих терминов и сопоставить с образцом-определением на слайде презентации:

АВТОБИОГРАФИ́ЗМ -а; м. Отражение в литературном произведении сведений из жизни автора; близость героя произведения автору по взглядам, чувствам, характеру.

Читать еще:  45 какая свадьба что дарить. Сапфировая свадьба: сколько лет, что подарить? Годовщина свадьбы (45 лет совместной жизни): какая свадьба? Подарок от детей родителям

ПОВЕСТВОВА́ТЕЛЬ -я; м.

1. Тот, кто повествует, рассказывает; рассказчик.

2. Автор повествовательного произведения.

Учащиеся называют ключевые слова — термины автобиографизм, автор-повествователь.

Учащиеся пытаются сформулировать определения названных понятий, сопоставляют их с образцом на слайде презентации.

Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; умеют заменять термины определениями; выражают смысл ситуации различными средствами (при помощи схемы).

Постановка цели и задач урока

Учитель сообщает, что сегодня будет не обычный урок, а урок-исследование, и предлагает сформулировать цель урока и задачи, с помощью которых цель будет достигнута.

Ученики формулируют цель и задачи урока с опорой на ключевые слова, размещенные в таблице-подсказке на доске.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Актуализация полученных знаний и формулировка гипотезы

1)Учитель предлагает озвучить факты автобиографии А.М.Горького, о которых узнали в процессе выполнения домашнего задания.

2) Учитель предлагает учащимся сопоставить факты автобиографии Горького и события повести «Детство» и оформить результаты исследования в виде таблицы, помогает сформулировать гипотезу.

1)Учащиеся демонстрируют знание фактов автобиографии А.М.Горького.

2) Учащиеся с помощью учителя формулируют гипотезу: «В повести «Детство» события совпадают с фактами биографии автора»

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?); сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном;

выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Работа в группах

Учитель выдает раздаточный материал (фрагменты автобиографии А.М.Горького — см. Приложение № 1) и рабочие листы, следит за ходом работы в группах.

Учащиеся работают в группах (четверках) с выданными раздаточными материалами (автобиографией А.М.Горького — см. Приложение № 1) и текстом повести «Детство», заполняют таблицу примерами из текста повести (примерный вариант заполнения рабочего листа см. в Приложении № 2)

Выбирают знаково-символические средства для построения модели;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения

Учитель предлагает продемонстрировать собранный материал в процессе учебного исследования.

Учитель просит сделать вывод: оправдались ли наши предположения, выдвинутые в качестве гипотезы.

Учитель предлагает ответить на вопрос: Можно ли говорить о том, что фигура автора-повествователя в произведении «Детство» и реальный человек — писатель А.М.Горький — одно и то же лицо?

Учитель выслушивает разные мнения учеников и предлагает познакомиться с мнением русского литературоведа М.М.Бахтина по проблеме автора и героя, помещенным на слайде презентации к уроку.

Как вы поняли мысли М.М.Бахтина?

Как интерпретирует М.М.Бахтин образ автора в произведении?

Как помогает предложенный цитатный материал разобраться в проблеме автора повести «Детство»?

Как вы объясните несовпадение образа автора-повествователя в произведении «Детство» и личности писателя — А.М.Горького?

М.М.Бахтин говорил: «Когда автор творил, он переживал своего героя и в его образ вложил все свое принципиально творческое отношение к нему». Докажите, что образ главного героя повести Алёши Пешкова — это творческое переосмысление автором самого себя в детстве.

Выступает группа (или представитель), быстрее всех справившаяся с заданием. Остальные -дополняют.

Учащиеся делают вывод, что факты автобиографии Горького нашли отражение в повести «Детство».

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, высказывая свои мнения по поводу образа автора в повести «Детство» А.М.Горького.

Учащиеся знакомятся с идеями русского культуролога, философа М.М.Бахтина по проблеме автора и его выраженности в произведении.

Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся объясняют, как поняли мысли М.М.Бахтина, пытаются разобраться в проблеме автора в повести «Детство», говорят, что автор-повествователь, от лица которого ведется повествование и писатель А.М.Горький — не одно и тоже лицо; ссылаются на цитату М.М.Бахтина: «Первичный автор не может быть образом: он ускользает из всякого образного представления. Его место — в жизни, а в тексте присутствует не автор, а образ автора». Записывают в тетрадь тезисы со слада презентации к уроку.

Показывают на примерах из текста повести «Детство», как удается А.М.Горькому творчески переосмыслить факты своей биографии: анализируют (по крупам) эпизоды «Ученье» (стр. 63), «Наказание» (стр. 34 ), «Пляска бабушки» (стр. 46 ), «Пожар» (стр. 58 ), выявляют художественные образы и способы их создания.

Осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности.

Читать еще:  Удмуртские сказки. Перечень удмуртских сказок о животных, волшебные сказки, реалистические сказки

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности; осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации и условий общения.

Учитель предлагает сделать выводы по изучении темы урока, помогает учащимся сформулировать их.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Достигли цели урока?

Справились с задачами урока? В какой мере?

Что нового вы узнали на уроке?

Чем был полезен урок?

Учащиеся с помощью учителя формулируют выводы:

Повесть «Детство» — автобиографическое произведение, в котором писатель А.М.Горький отразил факты биографии.

Образ автора-повествователя не совпадает с личностью писателя А.М.Горького.

Герой-повествователь Алёша Пешков — творческое переосмысление автором самого себя.

анализируют достижимость цели урока и исследования,

отмечают, справились ли они с задачами урока,

выделяют положительные стороны и недостатки своей работы в группе,

планируют, с чего нужно будет начать следующий урок.

Оценивают достигнутый результат,

осознают качество и уровень усвоения,

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Письменное рассуждение по теме: «Является ли автор текста автобиографии и герой-рассказчик в повести «Детство» одним и тем же лицом?» (с опорой на материалы урока: записи в тетради, слайды презентации).

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по алгоритму выполнения задания.

Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся определять последовательность действий.

Алексей Максимович Пешков, псевдоним Максим Горький

Родился 14 марта 1869 года в Нижнем Новгороде. Отец — сын солдата, мать — мещанка. Дед со стороны отца был офицером, разжалован Николаем Первым за жестокое обращение с нижними чинами. Это был человек настолько крутой, что мой отец с десятилетнего возраста до семнадцати лет пять раз бегал от него. Последний раз отцу удалось убежать из семьи своей навсегда, — он пешком пришёл из Тобольска в Нижний и здесь поступил в ученики к драпировщику. Очевидно, у него были способности и он был грамотен, ибо уже двадцати двух лет пароходство Колчина (ныне Карповой) назначило его управляющим своей конторой в Астрахань, где в 1873 году он и умер от холеры, которой заразился от меня. По рассказам бабушки, отец был умный, добрый и очень весёлый человек.

Дед со стороны матери начал свою карьеру бурлаком на Волге, через три путины был уже приказчиком на караване балахнинского купца Заева, потом занялся окраской пряжи, разжился и открыл в Нижнем красильное заведение на широких началах. Вскоре он имел в городе несколько домов и три мастерских для набойки и окраски материи, был выбран в цеховые старшины, служил в этой должности три трехлетия, после чего отказался, оскорблённый тем, что его не выбрали в ремесленные головы. Он был очень религиозен, до жестокости деспотичен и болезненно скуп. Жил девяносто два года и за год перед смертью сошёл с ума, в 1888 году.

Отец и мать обвенчались «самокруткой», ибо дед не мог, конечно, выдать свою любимую дочь за безродного человека с сомнительным будущим. Мать моя на мою жизнь никакого влияния не имела, ибо, считая меня причиной смерти отца, не любила меня и, вскоре выйдя замуж второй раз, уже совершенно сдала меня на руки деда, который и начал моё воспитание с псалтири и часослова. Потом, семи лет, меня отдали в школу, где я учился пять месяцев. Учился плохо, школьные порядки ненавидел, товарищей тоже, ибо всегда я любил уединение. Заразившись в школе оспой, я кончил учение и более уже не возобновлял его. В это время мать моя умерла от скоротечной чахотки, дед же разорился. В семье его, очень большой, так как с ним жили два сына, женатые и имевшие детей, меня никто не любил, кроме бабушки, изумительно доброй и самоотверженной старухи, о которой я всю жизнь буду вспоминать с чувством любви и уважения к ней. Дядья мои любили жить широко, то есть много и хорошо пить и есть. Напившись, обыкновенно дрались между собой или с гостями, которых у нас всегда бывало много, или же били своих жён. Один дядя вколотил в гроб двух жён, другой — одну. Иногда и меня били. Среди такой обстановки о каких-либо умственных влияниях не может быть и речи, тем более, что все мои родственники — народ полуграмотный.
Восьми лет меня отдали «в мальчики» в магазин обуви, но месяца через два я сварил себе руки кипящими щами и был отослан хозяином вновь к деду. По выздоровлении меня отдали в ученики к чертёжнику, дальнему родственнику, но через год, вследствие очень тяжёлых условий жизни, я убежал от него и поступил на пароход в ученики к повару. Это был гвардии отставной унтер-офицер, Михаил Антонов Смурый, человек сказочной физической силы, грубый, очень начитанный; он возбудил во мне интерес к чтению книг. Книги и всякую печатную бумагу я ненавидел до этой поры, но побоями и ласками мой учитель заставил меня убедиться в великом значении книги, полюбить её.

Читать еще:  Новгородские былины кратко. Презентация к уроку литературы «Новгородский цикл былин

«Детство» Максима Горького как автобиографическая повесть

Детство Максима Горького, одного из лучших русских писателей, прошло на Волге, в Нижнем Новгороде. Звали его тогда Алешей Пешковым, годы, проведенные в дедовском доме, были насыщены событиями, не всегда приятными, что и позволило в дальнейшем советским биографам и литературоведам толковать эти воспоминания как обличительное свидетельство порочности капитализма.

Воспоминания о детстве зрелого человека

В 1913 году, будучи зрелым человеком (а ему уже исполнилось сорок пять лет), писатель захотел вспомнить о том, как проходило его детство. Максима Горького, к тому времени автора трех романов, пяти повестей, доброго десятка пьес и нескольких хороших рассказов, читатель любил. Отношения с властями у него были сложными. В 1902 году он — почетный член Императорской академии наук, но вскоре его лишили этого звания за подстрекательство к беспорядкам. В 1905 году литератор вступает в РСДРП, что, по всей видимости, окончательно формирует его классовый подход к оценке собственных персонажей.

В конце первого десятилетия была начата автобиографическая трилогия, которую сочинил Максим Горький. «Детство» – повесть первая. Ее начальные строки сразу настраивают на то, что написана она не для публики, жаждущей развлечений. Начинается она с тяжкой сцены отцовских похорон, которую мальчик запомнил во всех подробностях, вплоть до глаз, закрытых пятикопеечными монетами. Несмотря на жесткость и некоторую отстраненность ребячьего восприятия, описание по-настоящему талантливо, картина яркая и выразительная.

Автобиографический сюжет

После смерти отца мать забирает детей и везет их на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород, к деду. Младенец, брат Алеши, в дороге умирает.

Принимают их вначале доброжелательно, лишь возгласы главы семейства «Эх, вы-и-и!» выдают былой конфликт, возникший на почве нежелательного замужества дочери. Дед Каширин – предприниматель, у него собственное дело, он занимается окраской тканей. Неприятные запахи, шум, непривычные слова «купорос», «фуксин» раздражают ребенка. Детство Максима Горького проходило в этой суматохе, дядья были грубы, жестоки и, по всей видимости, глуповаты, а дед обладал всеми замашками домашнего тирана. Но все самое тяжелое, получившее определение «свинцовых мерзостей», было впереди.

Персонажи

Множество бытовых подробностей и разнообразие отношений между персонажами незаметно чаруют каждого читателя, взявшего в руки первую часть трилогии, которую написал Максим Горький, «Детство». Главные герои повести разговаривают так, что их голоса, кажется, витают где-то рядом, настолько индивидуальна манера речи у каждого из них. Бабушка, чье влияние на формирование личности будущего писателя невозможно переоценить, как бы становится идеалом доброты, в то же время драчливые братья, охваченные алчностью, вызывают чувство брезгливости.

Хорошее Дело, соседский нахлебник, был человеком чудаковатым, но при этом, очевидно, обладал незаурядным интеллектом. Именно он учил маленького Алешу выражать мысль правильно и внятно, что, несомненно, повлияло на развитие литературных способностей. Иван-Цыганок, 17-летний подкидыш, воспитывавшийся в семье, был очень добрым, что проявлялось порой в некоторых странностях. Так, отправляясь на рынок за покупками, он неизменно тратил денег меньше, чем следовало предположить, а разницу отдавал деду, стремясь ему угодить. Как выяснилось, чтобы сэкономить, он приворовывал. Чрезмерное старание и привело к его преждевременной смерти: он надорвался, выполняя хозяйское поручение.

Будет лишь благодарность…

Читая повесть «Детство» Максима Горького, трудно не уловить то чувство благодарности, которое испытывал автор к людям, окружавшим его в ранние годы. То, что он получил от них, обогатило его душу, которую он сам сравнивал с ульем, наполняемым медом. И ничего, что на вкус он порой был горек, а на вид грязен. Отправляясь из опостылевшего дедова дома «в люди», он был достаточно обогащен жизненным опытом, чтобы не пропасть, не сгинуть безвестно в сложном взрослом мире.

Повесть получилась вечной. Как показало время, отношения между людьми, часто даже связанными между собой кровными узами, характерны для всех времен и общественных формаций.

Источники:

http://medconfer.com/node/3040
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/avtobiograficheskij_harakter_povesti_detstvo_a_m_go_193439.html
http://autogear.ru/article/129/938/detstvo-maksima-gorkogo-kak-avtobiograficheskaya-povest/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector