«Два богача», анализ произведения Тургенева. «Два богача» (Тургенев): анализ стихотворения в прозе Тест по стихотворению
Содержание
- 1 «Два богача», анализ произведения Тургенева. «Два богача» (Тургенев): анализ стихотворения в прозе Тест по стихотворению
- 1.1 Анализ стихотворения «Два богача» Тургенева
- 1.2 Краткий анализ
- 1.3 История создания
- 1.4 Композиция
- 1.5 Средства выразительности
- 1.6 Урок «И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности».
- 1.7 Стихотворение в прозе «Два богача» Тургенева: анализ и герои
- 1.8 Содержание
- 1.9 Образы
- 1.10 Особенности крестьянской семьи
- 1.11 Приемы
- 1.12 Смысл названия
- 1.13 Речевое своеобразие
Анализ стихотворения «Два богача» Тургенева
Стихотворение “Два богача” написано Тургеневым на закате его жизни. Как и другие произведения, включенные в сборник “Стихотворения в прозе”, это представляет собой небольшой философский рассказ. Краткий анализ “Два богача” по плану поможет ученикам 7 класса лучше понять смысл произведения. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения темы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Два богача.
История создания – произведение написано в июле 1878 года, а напечатано в 1882 году в рамках цикла “Стихотворения в прозе”.
Тема стихотворения – благородство и душевная щедрость простого человека.
Композиция – двухчастная: автор создает зачин и подводит читателя к кульминации, которая содержит и мораль, выраженную в последнем предложении.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – свободный стих.
Эпитеты – “убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши“.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
Бонус
- Тест по стихотворению
История создания
Как и всякий писатель, Тургенев на протяжении жизни собирал разнообразные заметки. Многие из них стали частью его произведений, но остались и такие, которые он не использовал. Они и стали “Стихотворениями в прозе”.
Всего их было в разное время написано более восьмидесяти. История создания одного из них, названного “Два богача”, также связана с этим циклом. Писатель и поэт написал его в июле 1878 года, а опубликовано произведение было в составе сборника уже в 1882 году, но еще при жизни писателя.
Несмотря на то, что начинается произведение с описания поступков богача Ротшильда, основная его тема – это щедрость души простого крестьянина, которому практически нечего отдавать, но он все равно готов поделиться с тем, кто в этом нуждается. Главная мысль стихотворения заключается в том, что такая щедрость во много раз превосходит щедрость Ротшильда, который делится тысячами, но ведь этих тысяч у него в избытке и после он не испытывает нужды.
Сравнивая два типа богатства, Тургенев ни на минуту не сомневается, что именно обычные крестьяне гораздо щедрее самого Ротшильда, ведь, в отличие от него, они делятся последним. И, по сути, даже не сомневаются, делать это или нет: из диалога сразу становится понятно, что все и так решено, не смогут они бросить ребенка-сироту, которого больше некому приютить.
Композиция
Сравнивая благотворительность Ротшильда и бедных крестьян. В первой части, зачине, он говорит о том, что прекрасно относится к поступкам богача, жертвующего тысячи на нужды тех, кому нужна помощь. И такой поступок действительно заслуживает уважения, ведь далеко не все богатые люди поступают так же. Но смысл произведения раскрывается дальше, во второй части.
В ней он показывает, насколько щедрыми могут быть люди, которые сами располагают очень немногим. Крестьянская семья разговаривает о том, что им необходимо взять на воспитание сиротку-племянницу, но тогда у них денег не будет даже на соль. И глава семьи, главный герой, принимает решение – значит, похлебку они будут есть несоленой. Именно это и есть настоящая, от души щедрость – Тургенев оценивает ее гораздо выше пожертвований самого Ротшильда.
При этом из диалога крестьян непонятно, есть ли в семье собственные дети, но скорее всего есть, иначе не было бы такой нужды. Женщина не говорит о голоде, просто соль в доме – признак хоть какого-то, но достатка. Взяв еще один лишний рот, семья лишится и его. Интересно также, что в этой части писатель делает акцент на слове “мы” , показывая, что хотя решение и остается за мужем, семья в данном случае едина.
Это философское стихотворение, в котором автор показывает семью очень простого социального статуса. При этом простые люди оказываются способны на такой поступок, который не всегда под силу даже богачам. Таким образом, свой стих Тургенев посвящает единственному настоящему богатству – душевному.
Средства выразительности
В “Стихотворениях в прозе” писатель не использует много тропов. Произведение “Два богача” не является исключением – в нем можно найти только эпитеты – “ убогое крестьянское семейство”, “разоренный домишко”, “последние гроши “. Все они эмоционально окрашены и используются да того, чтобы описать плачевное материальное состояние крестьянского семейства.
Урок «И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности».
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Урок литературы в 7 класс.
Преподаватель Михайличенко Е.Н.
Тема урока: И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «Воробей». Жанровые особенности.
Цель урока: показать особенности жанра стихотворения в прозе, понять идейное своеобразие последних работ автора.
Когнитивная: учить анализировать произведения малого жанра(стихотворения в прозе);
Операциональная : воспитывать коммуникативную культуру учащихся; формировать ассоциативное мышление
Аксиологическая: воспитание у кадет чувства сострадания, любви к людям;
прививать чуткое и внимательное отношение к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева; содействовать формированию духовно-нравственных принципов в сознании обучающихся.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Элементы технологий: технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ, продуктивного чтения, , технологии индивидуального обучения.
Социализация : развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных, регулятивных, познавательных и др.) качеств личности воспитанника; активизация творческой самостоятельности.
Оборудование: презентация «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева, сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева (любое издание), карточки для групповой работы, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ефремова Т.Ф.
Предварительное индивидуальное задание: найти в интернете историю создания стихотворения «Утро туманное».
Организационный этап (стадия вызова)
а) доклад о готовности к уроку;
в) звучит аудиозапись романса «Утро туманное»
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица давно позабытые.
Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс неустанный
Глядя задумчиво в небо широкое.
Выступление кадета . История создания стихотворения. Предположительный ответ.
В ноябре 1843 года Тургенев встретил в доме Демидова в Петербурге Полину Виардо и поcвятил ей стихотворение «В дороге», написанное под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной.
Виардо (1821-1910), дочь испанских артистов Мануэля и Хоакины Гарсиа была одной из самых заметных женщин XIX века. Великолепная певица, умная, разносторонне одаренная, хотя и не очень красивая, она была дружна со многими знаменитостями своего времени. Ференц Лист давал ей уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой была знаменитая французская писательница Жорж Санд, написавшая с неё свою Консуэло. Французский поэт и драматург Альфред де Мюссе страстно влюбился в неё, когда она была совсем юной, сразу разглядев в ней блестящий талант, ум и образованность, сделал ей предложение, но получил отказ. Фридерик Шопен ценил её не только как певицу, но и как композитора. Шарль Гуно посвятил ей оперу “Сафо”, а Камиль Сен-Санс — оперу “Самсон и Далила” и первой исполнительницей партии Далилы была Виардо.
Она пела почти во всех европейских столицах. Но всё же своей славой больше всего она была обязана своим петербургским сезонам. Исполнение Виардо алябьевского “Соловья” стало легендой. Ей посвящали стихи Алексей Плещеев, Владимир Бенедиктов, Аполлон Григорьев. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже подарков и всех наград была любовь к ней Тургенева.
Они знали многие счастливые дни. Письма Тургенева к Виардо — чудесный роман любви, длившийся почти сорок лет, а стихи первых дней знакомства Тургенева с Виардо во многом отразили будущие настроения писателя на протяжении всей оставшейся жизни.
II . Актуализация знаний. Работа по теме урока.
Одной из отличительных особенностей художественного произведения является жанровая принадлежность.
Определите жанр произведения, прозвучавшего в начале урока, и докажите свою точку зрения.
Составление таблицы. (Слайд 2)
Небольшое, чаще всего лирическое, произведение, созданное по законам стихотворной речи:
– речь ритмически упорядоченная;
– присущи рифма, метр (размер)
Задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или иными жизненными впечатлениями.
Тема урока: « И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»
— Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности);
Изложение новых знаний.
1.Предлагаю наше знакомство со стихотворениями в прозе начать с эпиграфа к уроку (Работа с эпиграфом:
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно,
скучно станет…но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу…
1.Это обращение «К читателю» И.С.Тургенева, и оно было написано в качестве предисловия к «Стихотворениям в прозе» в 1880 году.
2.Скажите, значение каких слов вам непонятно, вызывает затруднение?
В обращении встретилось слово сподряд. Как вы понимаете значение этого слова? ( сподряд-подряд — т.е. одно за другим, без пропусков.
3.Еще одно слово: в раздробь — по Ефремовой: Враздробь — 1. Раздробленно, по частям, порознь
— Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям?
Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.
— Какие произведения написал И.С.Тургенев? («Записки охотника», «Муму»)
— А какие последние? ? (Стихотворения в прозе)
— И это действительно так: И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого
сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
III . Стадия осмысления Предлагаю вам познакомиться со стихотворениями в прозе и понаблюдать за их особенностями.
XX век. Великая Отечественная Война.
Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева.
Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнату. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова.
— Как Вы думаете какие?
Иван Сергеевич Тургенев: “Во дни сомнений, во тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
Данные слова, написанные вдалеке от Родины в XIX веке Иваном Сергеевичем Тургеневым, вдохновляют не одно поколение. Многие поэты восхищаются силой родного языка.
Давайте послушаем это стихотворение в исполнении актера.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения в прозе «Русский язык» в исполнении актера
Проблемный вопрос : А можем ли мы уже сейчас выделить характерные признаки стихотворения?
2. Работа над пониманием стихотворения:
— Какая мысль заключена в этом произведении?
(Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие — то неприятные события)
— Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая ин тонация главенствует здесь?
(С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ — великий народ.)
Обратите внимание на текст стихотворения. В нем всего три предложения. Какие это предложения?
(Два предложения восклицательных, одно вопросительное.)
— О чем это нам говорит?
(Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об ис кренней взволнованности автора. Недаром же именно этим стихо творением обычно завершают издание «Стихотворений в прозе».)
— Какие художественные приемы используются в трех фра зах, из которых состоит все произведение?
(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже приме нительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — вели кий народ.)
— Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.
Какова основная мысль этого стихотворения? (вера в русский народ, любовь к русскому народу, его языку. Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит.) Вера в великое будущее русского народа.
Итак, мы проанализировали стихотворение в прозе «Русский язык».
1.Предлагаю вам выделить характерные признаки стихотворения в прозе:
1.Посмотрите, какое по объему это стихотворение? Небольшое (небольшой объем)
2.Текст единый или делится на небольшие абзацы? (членение на мелкие абзацы)
3.Выражает свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность)
4. Здесь есть сюжет? (Нет, обычно бессюжетная композиция, это раздумье писателя)
5. Можно ли назвать это произведение стихотворением?
Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя.
6. Чем это стихотворение отличается от привычных нам? Здесь нет рифмы.
7. Какова особенность этого произведения –то, что это стихотворение в прозе.
4.Закрепление полученных знаний.
Работа с учебником .
Прочтём определение в учебнике
Стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.
Составление таблицы с целью закрепления новых знаний.
Стихотворение в прозе
Небольшое, чаще всего лирическое, произведение, созданное по законам стихотворной речи:
речь ритмически упорядоченная;
присущи рифма, метр (размер)
Задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или иными жизненными впечатлениями.
Небольшое прозаическое произведение лирического характера
Задача: передача чувств, переживаний, вызванных теми или ными жизненными впечатлениями.
Самостоятельная работа в группах
(Класс делится на 4 групп, каждая группа получает задание (определенный текст). После самостоятельной работы с текстом, классу представляется сделанное. Работа ведется по плану.)
План работы в творческих группах.
1. Распределить роли чтеца, комментатора.
2. Прочитать выразительно стихотворение.
3. Проанализировать стихотворение по плану.
План анализа стихотворения в прозе.
2. Тема, основная мысль.
3. Авторские отношения (основной мотив).
4. Художественные средства.
(Название стихотворений в прозе, взятые для анализа: «Воробей», «Два богача», «Близнецы», «Завтра!Завтра!»
5. Подведение итогов самостоятельной работы.
Темы, затронутые в стихотворениях в прозе, обширны. А какие темы затронуты в только что прочитанных стихотворениях?
1.Размышления о судьбе русского крестьянина. Противопоставляя народ и господ, писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека (Два богача)
2. Вера в великое будущее русского народа (Русский язык)
3. Психологические наброски человеческих характеров («Близнецы», «Враг и друг», «Эгоист»)
4. Тема всепобеждающей любви, молодости, вечно обновляющейся жизни («Воробей», «Камень», «Мы еще повоюем», «У-а…у-а!»
Какое из стихотворений понравилось больше всего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос Так что же усвоил каждый из вас, познакомившись со стихотворениями в прозе ? Предлагаю ответить по опорным словам:
«Я думаю, что каждый, кто читал стихотворение «………» , выяснил и усвоил что-то для себя:
— Как вы думаете, А интересны ли стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем?
-В чем актуальность стихотворений в прозе?
Оценивание. Комментирование ответов.
V . Задание на самоподготовку дифференцированного характера:
1. Базовый: выучить стихотворение «Русский язык».
2. Продвинутый: самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует.
Стихотворение в прозе «Два богача» Тургенева: анализ и герои
Знакомство со знаменитыми стихотворениями в прозе начинается еще в школе. Подростки узнают специфику необычного жанра, в котором переплелись прозаическая форма изложения и подлинный лиризм, которым дышит каждая строка. Проведем анализ «Двух богачей» Тургенева, одного из небольших произведений этого жанра.
Содержание
Начать рассуждения о небольшом произведении следует с изложения его сюжета, который строится на приеме сопоставления:
- В первых строках автор описывает благодеяния миллионера Ротшильда, который действительно пытался помогать нуждающимся, выделяя солидные суммы из своего кармана на благотворительность.
- Далее писатель самыми простыми словами описывает случай из жизни крестьянина, очень бедного мужика, который готов взять на воспитание девочку-сироту, отдавая себе отчет в том, что его собственная жизнь станет еще более тяжелой.
- Наконец, краткий, но емкий и выразительный вывод – «Далеко Ротшильду до этого мужика».
При анализе «Двух богачей» Тургенева следует обязательно подчеркнуть идею сопоставления: миллионер, конечно, щедр и благороден, но он дает от излишков. А несчастный крестьянин, сам крайне бедный, готов терпеть еще большую нужду, чтобы помочь обездоленной девочке, более бедной, чем он.
Образы
Следующий этап анализа «Двух богачей» Тургенева – описание героев. Можно выделить два типа персонажей:
- Прямые действующие лица: сам крестьянин и его жена.
- Лица, о которых упоминается: Ротшильд и девочка Катька.
Причем первая категория героев имен не имеет, а вторая носит более конкретный характер, и реально существовавший миллионер, и несчастная сирота. Зачем же автор использует такой прием? При анализе стихотворения Тургенева «Два богача» следует найти ответ на этот вопрос. Для автора великую ценность имеет благородная крестьянская душа, поэтому описанное событие могло произойти в любом уголке необъятной родины, во многих семьях, терпящих нужду. Классик искренне восхищается натурой русского человека, готового на самопожертвование.
Особенности крестьянской семьи
Продолжим анализ «Двух богачей» Тургенева описанием того облика крестьянской семьи, который мастерски рисует перед своими читателями автор:
- Прежде всего, это очень бедные люди, у которых, по всей видимости, имеются собственные дети.
- Тургенев не говорит ни возраст своих персонажей, ни пытается описать их внешность, поскольку для передачи его ключевой идеи эти данные не требуются.
- Следует заметить, что в речи и мужика, и его жены не звучит эгоистичное «я», оба говорят «мы», что подчеркивает их стремление принять совместное решение.
- Читатель понимает, что решающее слово остается за мужем, поэтому несчастная сирота обретет новый дом и надежду на счастливую, хотя и очень бедную, жизнь.
При анализе стихотворения «Два богача» Тургенева важно показать, что автор изобразил собирательный образ русской крестьянской семьи, лучших людей своего времени, готовых помогать нуждающимся, даже лишая себя самого необходимого (в деревенской среде отсутствие в доме соли считалось признаком крайней нищеты).
Приемы
Текст небольшой по объему, поэтому не содержит изобилия художественно-выразительных средств. Однако все повествование держится на сопоставлении миллионера-благодетеля Ротшильда и безымянного крестьянина. Это очень важно подчеркнуть при проведении анализа «Двух богачей» Тургенева:
- Богача знают все, своими добрыми делами (их ценность автором не умаляется) он помогал людям, несомненно, но и себе заслужил славу.
- А несчастный крестьянин-бедняк своим поступком лишь создал трудности для себя самого, его имени никто не знает, да и мало кого смогла бы заинтересовать скромная жертва подневольного человека.
Поэтому основной прием, сопоставление богача и нищего крестьянина, помогает Тургеневу донести главную мысль – более велика ценность того поступка, за который нет никакой награды, дело мужика полностью бескорыстно, спасибо ему никто не скажет, кроме спасенной девочки.
Смысл названия
Проводя анализ прозы Тургенева «Два богача», следует объяснить название произведения. Почему упоминаются два богача?
- Касаемо Ротшильда все понятно, это богатый человек, меценат, который часть своих доходов направлял на помощь детям и нуждающимся.
- Второй богач – это крестьянин, который обладает самым ценным, по мнению автора – богатым добрым сердцем, способным жертвовать, сопереживать.
И ценность духовной составляющей гораздо важнее, чем материальные блага. Эту мысль Тургенев пытается донести до своих читателей.
Речевое своеобразие
Следующий этап анализа стихотворения Тургенева «Два богача» — изучение его речевых особенностей. Писатель известен тем, что в своих прозаических текстах нередко использует диалектную лексику, чтобы придать повествованию достоверности. Поэтому и в небольшом произведении в репликах крестьян можно встретить такие слова и выражения, которые образованному Тургеневу явно нехарактерны:
- Гроши, соли добыть, похлебка, обращение Катька – эти слова и словосочетания помогают автору создать образ простой деревенской женщины, настоящей бабы, которая экономна, практична. Ее аргументы против принятия в семью сироты вполне логичны, ведь супруги так и бедствуют. При анализе «Двух богачей» Тургенева важно подчеркнуть, что жена – не отрицательный персонаж, скорее это обычная женщина, которую крайняя бедность вынуждает быть несколько скупой.
- А мы ее… и не соленую – это единственная фраза, которую произнес мужик за все повествование, но очень значимая. Он сам не сомневается в том, что принимает верное решение. Этот человек сумел сохранить свое доброе щедрое сердце, несмотря на жизнь в очень непростых условиях.
Слова автора при этом во вводной части и завершении текста – это грамотная литературная речь, отчего беседа героев звучит еще более правдоподобно.
Завершая анализ стиха Тургенева «Два богача», следует отметить, что автор, конечно, радуется тому, что в мире есть меценаты типа Ротшильда, которые помогают беднякам. Но их достижения теряют свое значение при сравнении с поступками обычных крестьян, которые отказывают себе даже в еде, чтобы помочь еще более бедным людям. И писатель искреннее восхищается такими «мужиками и бабами», которых так много на его родине.
Источники:
http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/turgenev/dva-bogacha.html
http://infourok.ru/urok-i-s-turgenev-stihotvoreniya-v-proze-russkiy-yazik-dva-bogacha-vorobey-zhanrovie-osobennosti-3483414.html
http://fb.ru/article/370229/stihotvorenie-v-proze-dva-bogacha-turgeneva-analiz-i-geroi